X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ФОРМИРОВАНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПОПРОФЕССИИ «РАБОЧИЙ ЗЕЛЁНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

 

Проблема профессионального образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи созначительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны,а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Каксоциальная группа в обществе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровьянуждаются, главным образом, в создании реальных условий для полученияпрофессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией вобществе.

Педагогической задачей является ориентация наконкретную профессию, начало карьеры формируется с личности. Интересобучающегося совпадает с началом осознанности, значимости его будущейпрофессии. Одной из профессий, которую могут получить дети с ограниченнымивозможностями здоровья, является «Рабочий зелёного строительства», срокобучения 2 года. По окончании учебного заведения выдается свидетельствоквалифицированного рабочего государственного образца.

Вдумайтесь в эти слова – «рабочий зелёногостроительства». С незапамятных времен почиталось мастерство озеленителя. Этоодна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Ихиногда называют кудесниками, мастерами хорошего настроения, которые могутсоздать настоящий «шедевр» садово – паркового мастерства.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровьяобучение по профессии «Рабочий зелёного строительства» является наиболеевостребованным. С целью разнообразия, мотивации, повышения качествауспеваемости обучающихся с ОВЗ на уроках учебной практики, я применяюинновационные технологии обучения. Для лучшего усвоения материала использую всвоей работе элементы игровой технологии, технологии взаимообучения иразвивающего обучения, проектной и здоровье сберегающей технологии, личностно –ориентированный подход.

Основное требование, предъявляемое к современномууроку учебной практики – перенесение центра тяжести с информационного обученияна активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы,использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных формобучения развиваются умения и навыки обучающихся, проявляется инициатива,самостоятельность, повышается профессионализм.

Игровые технологии представляют особую ценность приработе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в работес такими обучающимися, игра становится не просто универсальным, а оптимальнымпсихолого – педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять наих развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую,иглотерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощиигровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например, на уроках учебнойпрактики по профессии «Рабочий зелёного строительства» я использую различныеигры – «Лото», «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», «Собери мозаику»,«Аукцион», логический диктант, заполнение оценочных листов (самоконтроль,взаимоконтроль) и т.д.

Современная жизнь требует от человека уменияосуществлять выбор – от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выборажизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «Выбери необходимыеинструменты, материалы», «Выбери необходимое растения для озеленения и т.д.»,«Найди ошибку» и др. предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления,то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умениеосуществлять выбор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихсястрах перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигналдля исправления ситуации – ведь это всего лишь один из вариантов, которыйоказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход крешению проблем, особенно в трудных, «тупиковых» ситуациях, необходим и вжизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход изположения.

Деловая и ролевая игра – этот метод профессиональногообучения дает обучающимся возможность применить полученные знания в условияхприближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной,профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевыеигры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасномокружении. При изучении темы «Сорные растения» и проведении ролевого занятия«Суд над сорняками» обучающиеся вошли в образ судьи, прокурора, адвоката,подсудимых (Пырей, Одуванчик, Вьюнок, Осот), потерпевших (Фермер, Главныйагроном), свидетелей (Агроном – полевод, Агроном по защите растений), гостей – иностранцев,журналистов, что способствовало осознанной восприимчивости материала. Ролевыеигры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают вреальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого – либо предприятия,его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание,обсуждение планов, шеф – садовник, озеленитель, агроном и т.д.). Игра развиваетадаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства.Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игразаставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е.способствует воспитанию личности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

Кроме различных игровых технологий я предлагаю решатьпроблемные ситуации в игровой форме (например: «Твои действия при………(проблемная ситуация при выполнении конкретных работ по выращиванию цветочно – декоративныхи древесно – кустарниковых культур, благоустройству территории), которые, вдальнейшем, позволят им легче адаптироваться в профессиональной среде.

Для решения проблемы трудоустройства ипрофессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, нои активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраиватьпроизводственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способностьвсесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степениспособствует проводимые мною в группе мастер – классы и конкурсыпрофессионального мастерства, уроки – соревнования, базирующиеся на знанииобщепрофессиональных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику стеорией, способствуют формированию мотивации к изучению профессиональныхдисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии «Рабочийзелёного строительства».

В нестандартном уроке деятельность педагога меняетсякоренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и«показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшейзадачи. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формойреализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрениенестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами иформами обучения.

 

Списокиспользованных источников

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий вучебный процесс. – М.: Издательский центр, 2010.

2. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этаповвхождения педагогов в инновационную деятельность//Вестник Томскогогосударственного университета. — 2008. — № 316. — С. 174-177

3. Мамеева – Шварцман И.М. Современные образовательныетехнологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога кинновационной деятельности//Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. -С. 42-49


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет