Как помочь подросткувладеть своими эмоциями
Педагог-психолог
Исаева В.А.
В подростковом возрасте происходит взросление ребенка. Послушныедети вдруг становятся импульсивными, упрямыми, общительные — замыкаютсяи отгораживаются от мира. В этот период в развитии подросткапроисходят большие изменения:
· положительные — проявлениечувства взрослости, рост самосознания, самооценки, саморегуляции, повышенноевнимание к своей внешности, проявление самостоятельности в приобретении знанийи навыков, появление познавательной мотивации, желание лучше других;
· отрицательные — ранимаянеустойчивая психика, повышенная возбудимость, беспричинная вспыльчивость, высокаятревожность, проявление эгоцентризма, депрессивные состояния, намереннаяманипуляция взрослыми, внутренний конфликт с самим с собой и окружающими, повышенноенегативное отношение ко взрослым, страх одиночества.
Чаще всего детине отдают себе отчёт в том, почему они испытывают те или иные эмоции. “Мнестрашно”, “Мне грустно”, “Мне весело” – это эмоции. Если задать вопрос почемуон испытывает именно эту эмоцию, то не каждый сможет ответить. Умение ответитьна него определяет степень нашей осознанности и является частью эмоциональногоинтеллекта. Подобный навык помогает нам контролировать и понимать, а неподавлять собственные эмоции. Эмоциональный интеллект – это сумма навыков испособности человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения,мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способностьуправлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях успешной социальнойадаптации. Эмоциональный интеллект – это регуляция эмоций без ихподавления. Несколько советов о том, как можно его развить:
· учите подростка мотивировать себя— составлять короткие цепочки успеха;
· учите чувствовать радость,когда он что-то делает;
· учите признавать эмоциидругих;
· развивайте осознанность –отдавать себе отчёт в том, что делает;
· осознавать слабости — реалистичнооценивать свои способности и работать над недостатками.
Помногочисленным исследованиям психологов проблемы большинства людей, нерешённыев подростковом возрасте остаются с ними на всю жизнь. Для умения развивать иконтролировать свои эмоции существует замечательный метод Нейрографика — творческий метод, который помогает осознать своюпроблему и найти ее решение через рисование по специальномуалгоритму. Метод был предложен психологом и коучем Павлом Пискаревым в 2014году. По задумке автора, с помощью рисования определенных линий и фигур человеклучше понимает свои неосознаваемые мысли, чувства, идеи и постепенно приходит крешению проблемы.
IV. Список использованнойлитературы
1. Ленг Р. “Самопознание”“Самосознание и защитные механизмы личности“ —
2. Леонова О. И.“Эмоционально-личностное состояние подростков в школе с психологически опаснойобразовательной средой” – 1975
3. Петровский А. В. “Возрастная ипедагогическая психология” — 2001
4. Трофимова Н. М., Пушкина Т.Ф., Козина Н. В. “Возрастная психология.” – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (серия“Учебное пособие”) стр. 34
5. Фельдштейн Д. И. “Психологияразвивающейся личности.” – М: Воронеж: МПСИ, 1996;
6. https://neurographica.metamodern.ru/events/polzovatel/?utm_source=yandex&utm_medium=master-key-pol&utm_campaign