Школьная научно – практическаяконференция младших школьников
«Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на изменениебиологического возраста человека»
Работу выполнила: КонцаренкоДарина,
ученица 4 Б класса
МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
Куратор: Концаренко ЕленаЛеонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
с. Тасеево
2022 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Биологический возраст……………..……………………….3
1.1 Понятие биологического возраста………….……………………3
1.2 Критерии определения биологического возраста……………….4
Глава 2. Практическая часть………………………….………………5
Заключение…………………………………………………………………7
Списоклитературы…………………………………………..……………8
Приложение……………………………………………………..…………9
Введение
В наше время нагрузкасовременного школьника почти сопоставима с нагрузкой космонавта. По статистике, при поступлении в школу могут считаться здоровыми около70% детей, а по её окончании таковых остаётся лишь 10%. Так как большая часть времени в школе двигательная активность у учеников резкосокращается. Да и находясь дома, вместо подвижных игр, дети предпочитают игры вмобильных телефонах, проводя сидячий образ жизни. А это приводит к снижениюфункциональных возможностей организма и различным заболеваниям. Необходимым условием гармоничного развития личности школьникаявляется достаточная двигательная активность. Единственная возможностьнейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников припродолжительном и напряжённом умственном труде, — это активный отдых от школы иорганизованная физическая деятельность. Без крепкого здоровья не может бытьдолголетия, само долголетие без здоровья тоже ни к чему. Важно не только самодолголетие как конечная цель, но и процесс его достижения в здоровом комфортномсостоянии. Поэтому нет необходимости говорить об актуальности этой проблемы.
Цель работы: проанализироватьположительное влияние занятий физическими упражнениями и спортом на изменениебиологического возраста человека.
Задачи:
· Изучить литературу.
· Провести тестирование.
· Доказать положительныйэффект физической культуры в укреплении здоровья и оздоровления организмачеловека.
· Развивать стремленияшкольников к здоровому образу жизни путем использования полученных знаний.
Гипотеза исследования: япредполагаю, что физические упражнения положительно влияют на изменениебиологического возраста.
Глава 1. Биологический возраст
1.1 Понятие биологического возраста
Понятиебиологического возраста возникло в результате осознания неравномерностиразвития, зрелости и старения, что является различием между хронологическим ибиологическим возрастом организма.
Возраст —продолжительность периода от момента рождения до настоящего момента времени.
Возрастхронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящегомомента исчисления.
Биологическийвозраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.
Понятие биологическийвозраст возникло тогда, когда человек понял, что календарный (паспортный,хронологический) возраст не соответствует достаточным критерием состояния здоровьяи трудоспособности стареющего человека. Поэтому начиная с самого детства и достарости можно группировать людей не только по календарному (паспортному)возрасту, а по степени их развития. Возьмем для примера детей. У значительнойчасти детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают.Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережаетхронологический или отстает от него.
Терминбиологический возраст появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудахроссийского ученого В. Г. Штефко. Среди отечественных ученых, работавших надпроблемой определения биологического возраста, первым был П.Н. Соколов. В 1935году он разработал таблицу возрастных сдвигов для определения информативныхпризнаков по степени их интенсивности. Гораздо позже, в 1975 году, Т.Л. Дубинаи А.Н. Разумович опубликовали первый обзор на русском языке по биологическомувозрасту.
1.2 Критерии определения биологического возраста
Основнымикритериями биологического возраста считаются:
зрелость;
скелетнаязрелость;
зубнаязрелость;
морфологическаяи психологическая зрелость.
Биологическийвозраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды иобраза жизни.
Понятие«биологический возраст» в идее достижения долголетия играет важную, мобилизующуюроль. Он может иметь три состояния:
1.Соответствие статистическому возрасту (сколько лет по паспорту, такой же ибиологический возраст). Это неплохой вариант, но и не хороший.
2.Биологический возраст больше статистического (человеку фактически по состояниюего организма лет больше, чем по паспорту). Плохой вариант.
3.Биологический возраст меньше статистического, (человеку фактически, посостоянию его жизненного потенциала, меньше лет, чем по паспорту).
Люди,ведущие здоровый образ жизни, могут иметь биологический возраст меньше, чем иххронологический возраст. В таких случаях можно говорить о замедленном старении.
Чембиологический возраст меньше статистического, тем лучше.
Принцип -биологический возраст меньше статистического в повседневной жизни должен статьтактической целью каждого, кто стремится к долголетию. Нужно постоянно держатьна контроле свое здоровье, поддерживать свой биологический возраст в рамкахмолодого организма.
Каждыйорган человеческого тела имеет свою продолжительность жизни. Поэтомуестественно, что каждый орган изнашивается с различной скоростью.
Глава 2. Практическая часть.
Раньше, всилу своего возраста, я не обращала внимание на внешний облик человека. Асейчас я стала замечать, что люди, имеющие один и тот же паспортный возраст,порой совсем не похожи друг на друга. Один в 40 лет уже выглядит почтистариком, а другой и в 60 молод, энергичен и полон жизни. Я стала предполагать,что состояние нашего здоровья зависит не от количества прожитых лет, а от степенисохранности организма. Именно это и определяет биологический возраст человека.Абсолютной системы измерения биологического возраста не существует. Однако вдомашних условиях можно пройти ряд тестов, которые показывают, насколькоизношен наш организм. Результаты такого мини-исследования дают возможностьпонять, какой возрастной группе соответствует тело конкретного человека.
Дляопределения биологического возраста существует несколько тестов. Я использовалаэкспресс — методику определения биологического возраста.
Впроведения исследования, я обратилась за помощью к своему учителю по физическойкультуре Шакиной Людмиле Герасимовне. Она помогла мне выбрать учащихся, которыепостоянно занимаются спортом и те, которые предпочитают менее подвижный образжизни. В исследования принимали участие 5 девушек, обучающиеся в 8-м классе и 10учащихся из моего 4 класса.
Всемиспытуемым были предложены несколько тест-заданий на выявление: быстротыреакции, равновесия, защемления, гибкости, пульса, подвижности суставов (см прил.).
Результаты тестов, дляопределения возраста и состояния здоровья испытуемых в 8 классе:
|
Занимаются спортом: Буда Ангелина, Иванова Екатерина, ФедороваЕкатерина
Не занимается спортом Рукасуева Полина, Пузанова Екатерина
По результатам тестов средидевушек, обучающихся в 8 классе, мои исследования показали, что 3 девушекпрошли испытания с отличным результатом. Их биологический возраст соответствуетмолодому, здоровому организму. А вот двое девушек показали худший результат. Этозначит, что их биологический возраст больше статистического.
Результаты тестов, дляопределения возраста и состояния здоровья испытуемых в 4 классе:
|
Занимаются спортом: ГолещихинАлексей, Карпечко Богдан, КудряшоваПолина, Паринова Анастасия, Триппель Ксения,
Не занимаются спортом:Загорский Даниил, Кузнецова Даша, Тушканова Елизавета.
Результатытестирования среди учащихся моего класса, подтвердили моё предположение о том,что если вести здоровый, подвижный образ жизни, то биологический возрасторганизма будет таким же, как и фактический.
Сообщиврезультаты ребятам, некоторых я заставила задуматься над своим здоровьем. Да имой личный результат меня не устроил. Я сделала вывод, что надо серьезнееотноситься к здоровому образу жизни.
Заключение
Нашеотношение к своему здоровью влияет на долголетие.
В зреломвозрасте мы будем пожинать плоды безразличного отношения к своемуздоровью.
Старениеорганизма начинается далеко не в старости (первые возрастные изменениянаступают после 25 лет.
Сегоднянаша задача — замедлить скорость изнашивания организма и уберечь себя отпреждевременного старения.
Для этогонеобходимо соблюдать простое правило: здоровый, спортивный образ жизни.
Занятияфизической культурой и спортом – это путь к здоровью!
Списоклитературы
Белик А.А. Культура и личность: Психологическая антропология.Этнопсихология. Психология религии: Учебное пособие. − М., 2001− 378с.
Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определениябиологического возраста человека. // Российский биомедицинский журнал Medline.ru.− Т. 4. − Март, 2003. − С.108-112.
Богатенков Д.В., Дробышевский С.В., Алексеева Т.И. Антропология.− http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology/index.html.
Бочаров В.В. Антропология возраста. − СПб.: гос. университет,2001. − 196с.
Павловский О.М. Биологический возраст человека. − М: изд-во МГУ,1987. − 454с.
Слободчиков В.И. , Исаев Е. И. Основы психологическойантропологии. Психология развития человека. − Издательство: Школьная пресса,2000. − 416с.
Тегако Л. Антропология: Учеб. пособ. / Л. Тегако, Е.Клементинский. − М.: Новое знание, 2004. − 400с.
Хрисанфова Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология: Учебник. −3-е изд. − М.: Изд-во МГУ: Изд-во Высш. школа, 2002. − 400с.
Источник: https://versia.ru/90-shkolnikov-prixodyat-na-vypusknoj-s-podorvannym-zdorovem
Приложение
Тест №1. Партнердержит линейку длиной 50 см вертикально вниз. Большой и указательный пальцывашей кисти руки находятся на отметке 0 с двух сторон от этойлинейки (на расстоянии 2 см. от нее) и, как только партнер отпускает линейку,попытайтесь схватить её.
Результаты:
Если вы схватили линейку на отметке 20 см — ваш биологическийвозраст
составляет 20 лет,
на отметке 30 см — 30 лет,
на отметке 35 см — 40 лет,
на отметке 40 см — 50 лет.
на отметке 45 см и больше — 60 лет.
Здесь оговорюсь, что рост и развитие организма человека длится,в среднем, до 25 лет, поэтому показатель 20 лет в тестировании являетсяпрекрасным результатом.
Тест №2. Сзакрытыми глазами встаньте на правую или левую ногу. Другую ногу поднимитепримерно на 10 см от пола. Ваш партнер должен засечь время, в течение котороговы сможете устоять на ноге:
30 секунд и более — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку,
25 секунд – 30-летнему,
20 секунд — 40-летнему,
15 секунд — 50-летнему,
менее 10 секунд — 60-летнему.
Тест №3. На 5секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кистируки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа(белое пятно) приобрела прежний вид:
5 секунд — вам не более 20 лет,
6-8 секунд — около 30 лет,
9-12 секунд — около 40 лет,
13-15 секунд – около 50 лет
16-19 секунд — около 60 лет
Тест №4. Наклонитесьвперед, не согнув ноги в коленях, и попытайтесь ладонями коснуться пола.
1 Уровень — если вам удастсяположить ладони полностью на пол – ваш биологический возраст 20 лет.
2 уровень — если вы коснетесь пола кулаками – вам около 30 лет
3 уровень — если вы коснетесь пола только пальцами — вам около40 лет.
4 уровень — если вы руками достанете лишь до голеней — вам около 50 лет.
5 уровень — если вы дотянетесь только до коленок — вам уже за 60 лет
Тест №5. Замерьтесвой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 10 раз в быстром темпе.
Если пульс повысился на: 0-10 единиц — ваш возраст соответствует20-летнему человеку.
10-20 единиц — 30-летнему
20-30 единиц — 40 –летнему
30-40 единиц — 50-летнему
более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания доконца — то вам 60 лет и старше.
Тест №6. Закиньтеобе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы взамок.
Если вы:
1 уровень — с легкостью сделали это — ваш возраст 20 лет
2 уровень — лишь коснулись пальцами — вам 30 лет
3 уровень — ладони близко, но пальцы не касаются — вам 40 лет
4 уровень – ладони за спиной, но довольно далеко друг от друга –вам 50 лет
5 уровень — если вы не смогли завести руки за спину и сблизитьих — вам 60 лет