X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ОГЭ политературе 

• Задание4. Сопоставительный анализ текста.

• Сопоставьтестихотворения

Н.М.Рубцова«Зеленые цветы» с приведенным ниже стихотворением И.А.Бунина «Ицветы, и шмели, и трава, и колосья…». К каким выводам привело вас этосопоставление?

4.  План сопоставительного анализа текста


Выполняязадание, проанализировать последовательно первый и второй текст,   результатыоформить в таблице

Значимые элементы текста 1

комментарий

Значимые элементы

текста 2

 

комментарий

 

 

 

 

 

Сопоставительныйанализ фрагментов  художественных произведений.

Ответ строить по принципу«друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется  первый тезис,он обосновывается материалом из  первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис. Внимательно читать вопрос и следоватьчетко   заданному направлению анализа. Не нужно  сопоставлять фрагменты поразным параметрам.

Задание 4

 


• № 4 – Часть 1. Задание сопоставительного  характера с развернутым ответом вобъеме 5–8 предложений

Максимальное количествобаллов – 8

 

Критерии  оценивания выполнениясопоставительных задания 4 требующих написания связного ответа объёмом  5–8предложений .

 

                                                                                                                                                                                               Указание на объём условно, оценка ответа зависит отего содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить вбольшем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можетдостаточно полно ответить в меньшем объёме).

                                                                                                                                                                                               Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше непроверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

                                                                                                                                                                                               Если по критерию 2 «Привлечение текста произведениядля аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдениеречевых норм» работа не оценивается, по критерию 3 выставляется 0баллов.

  1.Сопоставление произведений

  2б.Произведения убедительносопоставлены в заданном направлении анализа.

                                                                                                                                                                                               1б. Произведения поверхностно, формально сопоставленыв заданном направлении анализа.

                                                                                                                                                                                               Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемыйограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспектасопоставления.

                                                                                                                                                                                               . Не проведено сопоставлениепроизведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

2. Привлечениетекста произведения для аргументации.

                                                                                                                                                                                               4б. Для аргументации тексты двух произведенийпривлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений неискажена,  фактические ошибки отсутствуют.

                                                                                                                                                                                               3б. Для аргументации текст одного произведенияпривлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,образов, микротем, деталей и


т.п.,а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений осодержании, авторская позиция обоих произведений не искажена,  И/ИЛИ

                                                                                                                                                                                               допущенаодна фактическая ошибка.

                                                                                                                                                                                               2б. Для аргументации тексты двух произведенийпривлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании(без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем,деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена,

                                                                                                                                                                                               ИЛИ

                                                                                                                                                                                               текстодного произведения привлекается на уровне анализа важных длявыполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другогопроизведения не привлекается, авторская позиция не искажена,

                                                                                                                                                                                               И/ИЛИ

                                                                                                                                                                                               допущенодве фактические ошибки.

                                                                                                                                                                                               .  Для аргументации текст одногопроизведения привлекается на уровне пересказа произведения или общихрассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения заданияфрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведенияне привлекается, авторская позиция не искажена,

                                                                                                                                                                                               ИЛИ

                                                                                                                                                                                               авторскаяпозиция одного из двух произведений искажена (при любых уровняхпривлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

                                                                                                                                                                                               И/ИЛИ

                                                                                                                                                                                               допущенотри фактические ошибки.

                                                                                                                                                                                               Для аргументации суждений непривлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений,

                                                                                                                                                                                               И/ИЛИ

                                                                                                                                                                                               искажена авторская позиция двух произведений,

                                                                                                                                                                                               И/ИЛИ

                                                                                                                                                                                               допущеночетыре или более фактические ошибки.

                                                                                                                                                                                               Максимальный балл – 8.

 

Задание 4.Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» сприведённым ниже стихотворением И. А. Бунина «Не пугай меня грозою…». Чемразличается восприятие грозы лирическими героями этихстихотворений?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1132

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повисли перлы1 дождевые, И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба2,

Кормя Зевесова орла3, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила!

Ф. И. Тютчев, 1828  

Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землёю

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея,

В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!

Но страшит меня ненастье:

Горько думать, что пройдёт

Жизнь без горя и без счастья,

В суете дневных забот,

Что увянут жизни силы

Без борьбы и без труда,

Что сырой туман унылый Солнце скроет навсегда!

И. А. Бунин, 1888  

Алгоритм работы: 

1)           Внимательнопрочитайте задание (сопоставление, т.е. сравнение. Что это такое? Сравнить,т.е.найти сходства и различия).

2)         Выделитев формулировке главные слова (чем различается восприятие). 

3)         Вспомнителитературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания(лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении). 

4)Найдите в текстахоснования для сравнения (критерии для сравнения: обратить внимание на название,тему, образы, настроение и т.д.).

5)Постройте сравнительную характеристику

(предлагаетсязаполнить сравнительную таблицу).

 

Сравнительный признак

Ф.И. Тютчев

И.А. Бунин

Название

 

 

Тема

 

 

Образы

 

 

Изобразительновыразительные средства

 

 

Настроение

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

        Приведенные стихотворения (фамилииавторов) схожи в…/различны в… Поэты используют (указываютсялитературные термины – композиция, тема, образы, лирический герой, лирическоенастроение, проблематика, жанр и др.) с целью/для того, чтобы…

        Так в чем же сходство/различие этих лирических произведений?

        Давайте обратимся к стихотворению (автор). (Сначаласравниваем по одному признаку сходства/различия) Цитата:«Выписывается яркая небольшая цитата, которая будет доказательствомсходства/различия). И читателю ясно, что (объясняем, что понятноиз приведенной цитаты), потому что (объясняем).

        


Возьмемдля примера цитату (приводим цитату из другого стихотворения,указываем автора): «Выписывается цитата, которая также будетдоказывать/показывать сходство/различие с первым стихотворением)».

        (Дальше берем еще один признак и сравниваем по нему так же,как сравнивали по первому признаку).

        Действительно, (доказываем еще раз), таккак (объясняем).

        Итак,можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленныйвопрос).

        Важно! Не «прыгать» и не переводить тему. Сначалавыбрать 1 признак для сравнения. От него не уходи, по нему и сравнивай! Далеепереходи к


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1132

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет