Представляю вамтему семинара «ПОЗНАНИЕ и МЫШЛЕНИЕ на уроках английского языка
в начальной и основной школе: почему, как и для кого?».
Мыживем в век цифры, ученика сейчас привычней видеть с телефоном в руках, чем вкнижкой. Преобладает клиповое мышление, а аналитическое страдает. Будет литакая личность конкурентоспособной и успешной? Важным для меня валяется показатьдетям, что «они умеют думать без телефона». Я отметила, что на уроках у меняприсутствуют абсолютно разные дети: с высоким и низким уровнем мотивации, сразным уровнем знаний и владением языком, есть ученики с ограниченнымивозможностями здоровья и дети-мигранты. И я находилась в поиске средств,которые можно использовать в работе с разными обучающимися. Большое вниманиесейчас уделяется работе с детьми-мигрантам.! Именно эти учащиеся максимальнопогружены в иноязычную среду, им необходимо освоить наш язык. А тут еще и изучениеиностранного (английского языка).. А значит ли что современная школа МОЖЕТВОСПИТАТЬ ТРИЛИНГВОВ? Провокационный вопрос.
Ещесовсем недавно мне казалось это невозможным. Однако опыт внедрения языковогообучения уже имеется. В Казахстане в 2015г была введена программа 100шагов, врамках которой информатика и 2 предмета на выбор проходят на английском языке.В 2022 году в ЯНАО появятся опорные билингвальные школыв общеобразовательных организациях. То есть билингвизм является тенденциейв обучении. И, учитывая количество коренных народов и детей мигрантов,билингвизм ли это? И что делать с этими детьми? Если мы можем считать, что этоязыковая личность, то сможем ли мы помочь личности стать еще и речевой?
Науроках английского языка я отметила проблем, которые решаю в своейпедагогической практике.
1. Сложность в освоении лексическогоматериала и соотнесении визуального образа и значения слова.
Всреднем 80-90% всей информации человек получает через зрение, именно этопослужило причиной ввести с мою работу большое количество наглядного материла. Учащиесяоткрывают для себя новый мир – мир, в котором все известные им понятия имеютсовершенного другие названия. Можно сказать, что ученику необходимо заново ПОЗНАТЬэтот мир.
Акак дети познают мир? Не путем механическогозаучивания, а при помощи чувств. Именно это мотивировало меня попробоватьиспользовать лэпбук на уроках. Первоначально создавали лексические лэпбуки, длятого чтобы у учащихся сформировались нейронные связи «образ – значение», пробуяисключить звено «перевода с одного языка на другой». (показать поурочныйлэпбук) В этом году моя методическая копилка пополняется поурочнымилэбуками, где элементы можно взять в руки, для этого используется илиламинированные бумажные элементы, или фоамиран. Особенно важно использованиетаких средств для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особеннымипотребностями, ведь наглядно-образное мышление у таких учащихся, зачастую,развивается слабей,а использование лэпбука дают ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВЕННОГОПОЗНАНИЯ, а именно зрительного и тактильного. По итогам проверочных иконтрольных работ, сократилось количество неуспевающих и слабоуспевающихучеников на 13%.
Следующимважным, на мой взгляд, вопросом Отсутствие доступного и эффективногосредства накопления информации.. В моей практике был этап ведения классическогословаря. Но я осознанно отказалась от данного средства, ведь одной из моихцелей является познание и отсутствие механического перевода и заучивания.
Уучащихся преобладает клиповое мышление, поэтому в своей работе я стараюсьиспользовать способ чувственного познания через зрение, что привлекает вниманиеученика и создает дополнительную ситуацию потенциального клипового запечатленияслова в памяти.
Лексическийлэпбук – это средство познания языка при использовании ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ.Лэпбуки остаются у учеников для последующего обучения, а благодаряконцентрической системе имеет достоинство в виде ПОПОЛНЯЕМОСТИ, а так же СТРУКТУРИРОВАННОСТИ по определенным критериям.
Важнымапектом в моей работе является развитие аналитических способностей учеников.Конструктор предложений, включенный в поурочный лэпбук, часто сопровождаетсяцветовой подсказкой и нацелен на формирование понимание структуры предложения.Использование лэпбуков помогает проводить и дифференцированную работу по уровнювладения языком (к примеру заменить задание дополнить 1 элемент, на расставитьэлементы в правильном порядке), и дает возможность индивидуализации дляодаренных детей в рамках урока.
Наряду с лепбуками, любимыми средствами развития визуального мышления школьниковявляются интеллект-карты и инфографики. На данном этапе школьники учатся не самостоятельносоставлять, а дополнять, к примеру, в рамках повторения материала или изученияграмматики. В рамках обучения с применением дистанционных технологий, именноинтеллект карты были эффективными средствами для освоения лексическогоматериала.
Приработе с текстом или аудированием мне импонирует использование с инфографики,которая включает в себя и визуальную наглядность, у учащихся формируются и развиваютсяумения проводить структурирование и селекцию материала. Проект является однимиз вариантов выполнения инфографики учащимися.
Предлагаювам свою структуру поэтапной работы:
· Во 2-3 классах использование лэпбукапозволило учащимся задействовать зрительное и тактильное познание. Уучащихся закрепляются определенные нейронные связи образа и значения.
· В 4 классе лэпбук необходим не столько длясоотнесения образа и слова, сколько для отработки конструктора предложений, вводятсяиные средства для развития визуального мышления. К чувственному познаниюподключается рациональное.
· В 5 классе Формируется аналитическоемышление : (умение структурировать информацию и проводить селекцию,выявлять основные мысли, сравнивать и выявлять отличия и взаимосвязи)
Такимобразом, можно проследить развитие учащихся от процесса познания к процессу аналитическогомышления. Несомненно, это не будет мышлением на языке, скорее можно назвать это«мышлением о языке». Когда учащиеся намеренно изучают грамматические структурыи конструкции, а так же контролируют порядок слов в предложении и выбор лексики.
Мнеблизко утверждение Рея Чарльза «Зрение – оно у тебя в сознании». Конечно,идеальная структура имеет в себе и дальнейшее мышление на языке, и языковое сознание/ осознание. В этом случае учащиеся могут переключаться с одного языка надругой, используя лексику без ее соотношения с родным языком и строяпредложения автоматически, а не на основе дословного перевода. Но, смеюпредположить, достичь данного языкового мастерства можно в случае преемственностипри получении высшего образования. С оговоркой, что учащийся имеет цель изучатьязыки.
Именноэтот вопрос о, пусть даже потенциальной, но возможности достижения мышления наязыке, стал для меня интересным и важным. Ведь никто не предоставляет нам конкретногоалгоритма, гарантирующего достижения мышления и сознания на языке. А мышлениена языке это тем идеалом, к которому могут приблизиться, по моим ожиданиям, одаренныедети. Совместно мы участвовали в творческих конкурсах и олимпиадах, даже взавершении темы написали и отправили письмо Королеве Великобритании Елизавете2.