Лексическая тема: «Транспорт»
Коррекционно-образовательныецели. Формирование представлений отранспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного собобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря (машина,автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолет, теплоход, поезд, кабина,кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой). Совершенствованиеграмматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций;согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образованиеимен существительных в форме родительного падежа).
Коррекционно – развивающие цели. Развитиедиалогической речи, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой иобщей моторики, зрительного внимания, слухового внимания, творческого воображения,координации речи с движением, навыков пространственной ориентировки.Развитиесвязной речи, фонематических представлений, мышления.
Воспитательныецели. Воспитывать навыкисотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность,ответственность, бережного отношения кприроде.
Предварительнаяработа. Рассматривание транспорта,беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице, заучиваниеупражнения «Мчится поезд».
Общая артикуляционная гимнастика
Лопатка
Заборчик
Улыбка
Парус
Чашечка
Качели большие
Маляр
Пальчиковаягимнастика. Упражнение «Посчитаем»
Будемпальчики сгибать —
(сжиматьи разжимать пальчики)
Будемтранспорт называть:
Автомобиль,такси,
Трамвай,метро, автобус
(разжимаютпальчики, начиная с мизинца)
5пальцев мы в кулак зажали,
5видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
Игра «Кто больше?»
Детиназывают транспорт.
Игра «Один-много»
Поезд – поезда.
Трамвай –
Грузовик –
Автобус–
Упражнение «Повтори»
Взрослыйпредлагает повторить предложения с прохлопыванием (послоговым).
А-ле-на,ка-ти ма-ши-ну. Во-ва, ло-ви ма-ши-ну.
Игра «Что лишнее?»
Поезд, мотоцикл, кукла, трамвай.
Мяч,пирамидка, кубики, автобус.
Игра «Отгадай»
Братцыв гости снарядились,
Другза другом уцепились
Иумчались в путь далек,
Лишьоставили дымок.
Немашет крылом, а летает,
Нептица, а всех обгоняет.
Нелетает, не жжужит,
Жукпо улице бежит.
Игорят в глазах жука –
Дваблестящих огонька.
Рассматриваниекартины «Транспорт». Беседа по ней
Посмотрите накартину. Какой транспорт вы видите на ней?
Самолет,поезд, автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, машину, теплоход.
Какойтранспорт двигается по воде?
Теплоход.
А в воздухе?
Самолет.
А какому транспортунужны рельсы, чтобы двигаться?
Поездуи трамваю.
Перечислитетранспорт, который ездит по дороге.
Автобус,троллейбус, грузовик, машина.
Правильно, илегковая машина.
Стихотворение про самосвал
Самосвалом язовусь:
Сам ясваливаю груз.
Разгружатьменя не надо, —
Все такоймашине рады.
Усамосвала кузов наклоняется, и из кузова высыпается песок, или камни, илидругой груз. Груз сам сваливается, поэтому машину и называют самосвалом. Чтоможно погрузить в самосвал?
Покажите,где у самосвала кабина, кузов, колеса. Сосчитайте, сколько колес у самосвала.
Упражнение «Так или не так»
Послушайтевнимательно. Скажите так или не так, верно или неверно.
В самосвале возятхлеб.
Фургон везетхлеб.
На грузовике едут пожарные.
На пожарноймашине везут коров.
Самосвалвезет песок.
Грузовиквезет коров.
Пожарнаямашина везет пожарных.