X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департаментобразования, науки и молодежной политики Воронежской области

отделобразования, опеки и попечительства Аннинского муниципального района

МКОУ Васильевская ООШ

 

 

РАССМОТРЕНО
школьным методическим объединением
руководитель ШМО

___________ Шивинская И.В.

Протокол №1

от 30 08  22 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

 

 

______________ Клепикова А.В.

Приказ № 49

от 30 08 22 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1962546)

учебногопредмета

«История»

для 5класса основного общего образования

на 2022-2023 учебныйгод

 

 

 

 

Составитель: КизюринаТатьяна Викторовна

учительистории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Васильевка 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета«История» в системе школьного образования определяется его познавательным имировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становлениеличности молодого человека. История представляет собирательную картину жизнилюдей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Онаслужит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. Историядает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,настоящего и будущего.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьногоисторического образования является формирование и развитие личности школьника,способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров наоснове осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества вцелом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные уменияв учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование уобучающихся целостной картины российской и мировой истории, пониманиеместа и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, егокультуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностнойпозиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения историина всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственнымиобразовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школеключевыми задачами являются:

·        формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основныхэтапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и ролиРоссии во всемирно-историческом процессе;

·        воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своемуОтечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеямивзаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духедемократических ценностей современного общества;

·        развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся вразличных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого инастоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, вих динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

·        формирование у школьников умений применять исторические знания вучебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничноми многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса«История России» в образовательных организациях Российской Федерации,реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории иобществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени научебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2часа, при 34 учебных неделях. 
 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГОМИРА 

Введение 

Что изучает история.Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) историческиедисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение,расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытныхлюдей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцыи скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой ксоседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верованияпервобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложениепервобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР 

Понятие ихронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток 

Понятие «ДревнийВосток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет 

Природа Египта. Условияжизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. ОбъединениеЕгипта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение иповинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта ссоседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; ТутмосIII. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верованияегиптян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика,медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона.Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизацииМесопотамии

Природные условияМесопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства.Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. ЦарьХаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоеванияассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибельимперии.

УсилениеНововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

ВосточноеСредиземноморье в древности 

Природные условия, ихвлияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морскойторговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит.Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава 

Завоевания персов.Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширениетерритории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управлениеимперией. Религия персов.

Древняя Индия 

Природные условияДревней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев вСеверную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство,варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии(эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай 

Природные условияДревнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. ВозведениеВеликой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители иподданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знанияи изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция.Эллинизм 

Древнейшая Греция 

Природные условияДревней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет игибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы 

Подъем хозяйственнойжизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов,их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческаяколонизация. Метрополии и колонии.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

Афины: утверждениедемократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основныегруппы населения, политическое устройство. Организация военного дела.Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны.Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение.Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персамиАттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итогигреко-персидских войн.

Возвышение Афинскогогосударства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения.Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура ДревнейГреции 

Религия древних греков;пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа иобразование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания).Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания.Эллинизм 

Возвышение Македонии.Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфскийсоюз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державыАлександра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культураэллинистического мира. Александрия Египетская.

Древний Рим

Возникновение Римскогогосударства 

Природа и населениеАпеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследиеэтрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римскихграждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верованиядревних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания вСредиземноморье 

Войны Рима сКарфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установлениегосподства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римскаяреспублика. Гражданские войны 

Подъем сельскогохозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельностьбратьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война иустановление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армиив гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти,диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падениеРимской империи 

Установлениеимператорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели иправители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство.Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространениехристианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великогопереселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима 

Римская литература,золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римскиеисторики. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение 

Историческое и культурное наследиецивилизаций Древнего мира. 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 

Изучение истории в 5классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностнымрезультатам изучения истории в основной общеобразовательной школе всоответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения икачества:

в сфере патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познаниюродного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениямнарода; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому иприродному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих вродной стране;

в сфере гражданскоговоспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданскогослужения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов другихлюдей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природнойсреде;

в духовно-нравственнойсфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народовРоссии; ориентация на моральные ценности и нормы современного российскогообщества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведениеи поступки, а также поведение и поступки других людей с позициинравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активноенеприятие асоциальных поступков;

в понимании ценностинаучного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека иобщества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующихпоколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позицийисторизма; формирование и сохранение интереса к истории как важнойсоставляющей современного общественного сознания;

в сфере эстетическоговоспитания: представление о культурном многообразии своей страныи мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества исредства коммуникации; понимание ценности отечественного и мировогоискусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважениек культуре своего и других народов;

в формированииценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни инеобходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человекав исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современнуюэпоху;

в сфере трудовоговоспитания: понимание на основе знания истории значения трудовойдеятельности людей как источника развития человека и общества; представление оразнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение ктруду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферыпрофессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траекторииобразования и жизненных планов;

в сфере экологическоговоспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людейс природной средой; осознание глобального характера экологических проблемсовременного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участиюв практической деятельности экологической направленности.

в сфере адаптациик меняющимся условиям социальной и природной среды: представленияоб изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптациилюдей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельностидля конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметныерезультаты изучения истории в основной школевыражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальныхучебных познавательных действий:

владение базовымилогическими действиями: систематизировать иобобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признакиисторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать иобосновывать выводы;

владение базовымиисследовательскими действиями: определятьпознавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбористорического материала, объекта; систематизировать и анализироватьисторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотноситьполученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованностьполученного результата; представлять результаты своей деятельности в различныхформах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлятьанализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, текстыисторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы идр.) — извлекать информацию из источника; различать виды источниковисторической информации; высказывать суждение о достоверности и значенииинформации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированнымсамостоятельно).

В сфере универсальныхучебных коммуникативных действий:

общение: представлятьособенности взаимодействия людей в исторических обществах и современноммире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрыватьразличие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точкузрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлятьрезультаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правиламежкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществлениесовместной деятельности: осознавать на основеисторических примеров значение совместной работы как эффективного средствадостижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу,коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональномматериале; определять свое участие в общей работе и координировать своидействия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вкладв общую работу.

В сфере универсальныхучебных регулятивных действий:

владение приемамисамоорганизации своей учебной и общественной работы (выявлениепроблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способарешения); 

владение приемами самоконтроля— осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок,возникших трудностей.

В сфере эмоциональногоинтеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерахисторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

ставить себя на местодругого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях иокружающей действительности);

регулировать способвыражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии,работа с хронологией:

объяснять смыслосновных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

называть даты важнейшихсобытий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события квеку, тысячелетию;

определять длительностьи последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет донашей эры и нашей эры.

2. Знание историческихфактов, работа с фактами:

указывать (называть)место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий историиДревнего мира;

группировать,систематизировать факты по заданному признаку.

3. Работа систорической картой:

находить и показыватьна исторической карте природные и исторические объекты (расселениечеловеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территориидревнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий),используя легенду карты;

устанавливать на основекартографических сведений связь между условиями среды обитания людей и ихзанятиями.

4. Работа систорическими источниками:

называть и различатьосновные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные),приводить примеры источников разных типов;

различать памятникикультуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводитьпримеры;

извлекать изписьменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.);находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы;раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5. Историческоеописание (реконструкция):

характеризовать условияжизни людей в древности;

рассказывать означительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об историческихличностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в историческихсобытиях);

давать краткое описаниепамятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6. Анализ, объяснениеисторических событий, явлений:

раскрывать существенныечерты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основныхгрупп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать историческиеявления, определять их общие черты;

иллюстрировать общиеявления, черты конкретными примерами;

объяснять причины иследствия важнейших событий древней истории.

7. Рассмотрениеисторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимымсобытиям и личностям прошлого:

излагать оценкинаиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебнойлитературе;

высказывать на уровнеэмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникамкультуры.

8. Применениеисторических знаний:

раскрывать значениепамятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их всовременном мире;

выполнять учебные проекты по историиПервобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением региональногоматериала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет