Система взаимодействия учителя, логопеда,психолога для обеспечения непрерывного развития ребёнка в условиях реализацииФГОС
Тезисы:
Коррекционно-развивающий процесс предполагает исправление (преодоление)недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических ифизических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсациидефекта.
Основная задача специалистов обеспечить каждому ребенку с нарушениямиинтеллекта максимальный уровень физического, умственного и нравственногоразвития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию,компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детейк обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Целью совместной работы учителя-дефектолога,учителя-логопеда и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессекоррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательноеи личностное развитие ребёнка.
Общие задачи:
· Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как условие интеллектуального и личностногоразвития ребенка.
· Обозначитьосновные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
· Разработатьсистему работы и формы взаимодействия дефектолога, логопеда и психолога в условияхдошкольной образовательной среды.
Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследованияребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого,физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированностиразных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый изспециалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.
Обследование детей выявляет у многих изних характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевымдефектом, низкой умственной и физической работоспособностью.
Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.
Задачи учителя-дефектолога:
· Углубленная диагностика развитияпознавательной деятельности ребенка.
· Систематическаякоррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальнымипрограммами по следующим направлениям:
— Развитие психических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления);
— Развитие речи;
— Развитие моторики;
— Развитие математических способностей;
— Расширение кругозора.
· Прослеживание динамики развитиядетей.
· Оценка интеллектуальнойготовности к обучению в школе.
· Формированиеу педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционнойработе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
· Координацияусилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.
У детей со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдаетсяповышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, таккак никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники неспособны управлять своими эмоциями.
Педагог-психолог осуществляетпсихологическое сопровождение детей с ОВЗ. Разрабатывает рекомендации в соответствиис возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия,способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителейв решение коррекционно-воспитательных задач.
Задачи работы учителя-логопеда
· Изучение уровняречевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологическихособенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основныхнаправлений и содержание работы с каждым из них.
· Систематическоепроведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьмив соответствии с их индивидуальными программами.
· Оценкарезультатов помощи детям и определение степени их речевой готовности кшкольному обучению.
· Развитие слухового вниманияи фонематического слуха.
· Обогащение словарного запаса.
Совместная деятельность специалистов особенно важна вработе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не толькомогут совместно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детейданной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателейОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальныхвозможностей воспитанников.
Таким образом, согласованность действийучителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективноскорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всехучастников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовностидетей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их вобществе.
Достижение эффективности в коррекционно-воспитательной работевозможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместномрешении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Таким образом, коррекционно—развивающая работа с детьми с ОВЗ предполагает взаимодействие специалистови носит комплексный характер.