Активизацияпознавательной деятельности учащихся на уроке информатики
Балабойко Надежда Валерьевна
учитель информатики
МКОУ «СОШ № 18» п.Фазанный
Февраль2017г.
Наибольшегоуспеха добивается тот,
кторасполагает лучшей информацией»
Б.Дизраэли
Условиявозникновения и становления опыта.
Во всем мире отмечаетсяповышенный интерес к проблеме качества образования. Поэтому я в своей работеотдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействоватьвыявлению и формированию информационных компетенций, которые являютсяключевыми, жизненно необходимыми для современного человека. Личностно -ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению сучетом уровня интеллектуального развития обучаемого.
Индивидуальная работа закомпьютером превращает обучение в творческий и исследовательский труд.
Теоретическая основа и технология опыта.
Ключевой проблемойповышения эффективности и качества учебного процесса является активизациядеятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учениенаправлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматированиеотношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания полученные вготовом виде вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснениюнаблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться кмеханической «передаче» знаний, так как обучение является двустороннимпроцессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание иучение.
Поиски путей активизациипознавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательныхспособностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги.
На сегодняшний деньактуальным является путь, который основывается на личностной позицииобучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методовобучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться кпродуктивному результату. При этом от обучающихся требуется не только понять,запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать,применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.
В своей работе, приподготовке к занятиям я осуществляю оптимальный отбор методов, средств и формобучения, используя при этом возможности учебно — методического комплекса,созданного в кабинете информатики.
В образовательной деятельностипринято делить методы обучения на стандартные и не стандартные.Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собойобучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового –закрепление – контроль – оценка.
Не стандартные или нетрадиционныеформы уроков позволяют сделать информатику более доступной и увлекательной,привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессекоторой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течениесвоей практики нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышаютэффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны преподавателяи обучающегося. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяюследующие нестандартные уроки:
· урок — лекция;
· урок — турнир или урок — игра;
· урок — практикум;
· индивидуальная работа;
· урок — консультация.
Урок-лекция.
При подготовке к лекции преподаватель должен иметь четкий план её проведения. При лекционном ведении урока необходимыприемы и формы, позволяющие сделать обучающихся активными участниками. Поэтому,где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставитьпроблемы, решать их, обучающие следят за логикой изложения, контролируют её,соучаствуют в процессе решения.
Урок-консультация.
Урок — консультация проводитсяпри закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразнуюсамостоятельную работу обучающихся. Для этого я готовлю индивидуальные карточкидля каждого обучающегося из 2-4 различных вариантов, или индивидуальные заданиядля выполнения их на компьютере. Если у обучающегося возникают какие – либовопросы, то в этом случае проводятся консультации, отвечая на любой вопрос,касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Ониоцениваются с учетом полученных консультаций. Положительные результаты такихуроков — консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях обучающихсяпо данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета.Урок-консультация позволяет преподавателю работать индивидуально с каждым обучающимся.
Урок-практикум.
Основная цель уроков-практикумов состоитв том, чтобы выработать у обучающихся умения и навыки в решении задачопределенного типа или вида. Главным шагом подготовки к таким урокам состоит ванализе теоретического и практического материала темы.
Урок-турнир.
Подготовка к уроку-турниру проводитсязаранее. Группа разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз,капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для командысоперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, былаоригинально составлена и оформлена.
Пример: Игра «В одной связке»
Ниже представленоодно из слов словосочетания, относящегося к информатике, устройству и работекомпьютера. Необходимо назвать второе слово соответствующего словосочетания.
1. Администратор … 2. Виртуальная … 3. Графический … 4. Жесткий … 5. Загрузочная … 6. Звуковая … 7. Информационные … 8. Лицензионная … 9. Магнитный … 10. Материнская … 11. Матричный … 12. Носитель … |
1. Оперативная … 2. Операционная … Представленная информация была полезной? ДА 59.39% НЕТ 40.61% Проголосовало: 1140 3. Оптический … 4. Персональный … 5. Сетевая … 6. Системный … 7. Соединительный … 8. Струйный … 9. Трехкнопочная … 10. Функциональная … 11. Центральный … 12. Электронная … |
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа собучающимися является необходимым условием развития его личности. Я считаю, чтоэтот вид работы с обучающимися должен присутствовать в каждом моменте урока
При выполнении индивидуальной работыиспользуется дифференцированный подход к обучению.
Факторы, способствующие в первуюочередь активизировать обучающихся, это интерес, состязательность и игра.
Интересявляется главным мотивом активизации обучающихся. Данный фактор необходимоучитывать преподавателю уже при формировании учебного материала. Обучающиеся никогдане станут изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражаетреальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к немуне имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, еслиматериал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, апорой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будетобусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опытаеё решения.
Состязательностьтакже является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающихся.Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию залучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется«ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показатьсебя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровойформе.
Игровой характер проведения занятийвключает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо отэтого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительнойактивности обучающихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать«пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Реализацияигровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующимосновным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в формеигровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебныйматериал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вноситсяэлемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а такжесоздание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностейучащихся, проявления ими личностных функций.
Дидактические игры очень хорошоуживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делаетпроцесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодроерабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебногоматериала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобыребята учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средствообучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на видпреобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебнойдеятельности.
В своей практике яиспользую различные приемы активизации познавательной деятельности. Например,при объяснении нового материала, я создаю для обучающихся ситуации, в которых они:
— отстаивают свое мнение;
— принимают участие вдискуссиях и обсуждениях;
— задают вопросы иответы друг другу и преподавателю;
— нахождение ошибок прирешении проблемных ситуаций.
При организации и проведениинедели информатики, основой являлась игра. Обучающиеся состязались при решениикроссвордов, ребусов, тестов, составлении слов, решении логических задач.
Игра «Заколдованноеслово»
Тема: «Устройствакомпьютера»
В данном заданиивам будут предложены 10 предложений. Ваша задача состоит в том, чтобы в этихпредложениях найти 10 терминов, относящихся к информатике. Например:
ПРИМЕР: В чем был смысл, Эшби так и не понял.
Слэш(смыСЛ, ЭШби) – название символа «/»
1. Этотпроцесс орнитологи называют миграцией.
2. Потомони торжествовали и радовались, как дети.
3. Несмотряна это его феска не раз падала с головы. (Феска – мужской головной уборв виде усеченного конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странахБлижнего Востока и Северной Африки)
4. РекаДнепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
5. Попросьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
6. Этотстаринный комод ему достался в наследство от бабушки.
7. Яего привез в указанное место, но там никого не оказалось.
8. Когда-тоон работал в идеологическом отделе.
9. Он сказал «Пройдемте к стене».
10. Оказалось,что граф и Казанова – одно и то же лицо.
Информационно –коммуникационные технологии.
В настоящее время вРоссии идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождаетсясущественными изменениями в педагогической теории и практике учебно –воспитательного процесса. Традиционные способы преподавания стали уступатьместо преподаванию с использованием информационно – коммуникационныхтехнологий.
Наряду с традиционными методами, в своей практике я использую информационные технологии обучения, чтобы вдохновлять обучающихся на удовлетворение их познавательногоинтереса. Информационные технологии являются неотъемлемой частью преподаванияинформатики.
Процесс организацииобучения с использованием ИКТ позволяет:
— сделать этот процесс интересным засчет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся;
— сделать процесс увлекательным иярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;
— эффективно решать проблемунаглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала,делая его более понятным и доступным для обучающихся;
— индивидуализировать процессобучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у обучающихсяположительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
— самостоятельно анализировать иисправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, врезультате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
— осуществлять самостоятельнуюучебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций),развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
Еще одним из средств активизациипознавательной деятельности обучающихся является широкое использование ихжизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этомпрактические работы. Часто ребята запоминают только то, над чем потрудились ихруки, если обучающийся что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то эточто-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы какобучающее практическое занятие является творческим для них. Выполнение заданияи обобщение результатов приводит их к новым знаниям. В этих условияхпознавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такойработы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутреннимпродуктом практической деятельности самих обучающихся.
Информационных технологий повышаетмотивацию обучения на уроках информатики, позволяя использоватьдифференцированный подход к каждому обучаемому.
Активизация деятельностиобучающихся на уроке — одно из основных направления совершенствования учебно -воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний обучающихсяпроходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следуеторганизовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметомактивных действий обучающегося.
Итак,для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатикинеобходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболеемультимедийном и интерактивном виде. Такой материалможет быть представлен в виде:
- презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
- компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
- интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
- графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
- видео или мультипликационных фильмов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).
Лучше один разувидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – хотя бы одинраз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделатьнесколько раз, развивается навык. Поэтому на уроках информатики должна иметьприоритет именно практическая направленность деятельности учащихся, черезкоторую и происходит познание.
А как её можно активизировать?
Наиболее важныммоментом здесь выступает результат выполняемых действий. Вряд ли слабого илисреднего ученика привлечёт такой вид деятельности, результат или назначениекоторой – учение. Учение нынче «не в моде». К тому же большинство учащихсячасто даже не осознают роль получаемых знаний. Поэтому результат любойпрактической работы должен обязательно иметь личную значимость для студента,т.е. мотив. Одним из таких мотивов могут стать бинарные уроки. Учащиеся выполняютработу и к информатике, и к другому или другим предметам, тратит гораздо меньшевремени на подготовку, а получает сразу несколько оценок. В этом случаевозникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям.
Другим средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. Онём в последние годы уже много сказано и написано. Акцентирую лишь внимание натом, что проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательныхзадач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект нацелый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающимклассические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков(мини-проект). Безусловно, не всякую деятельность возможно и целесообразнотрансформировать в проектную.
Приведу еще несколько примеров активизации познавательной деятельности учащихсяс использованием следующих приёмов:
- особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
- добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость
- создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным
Крайне важно чтобыпрактическая деятельность несла развивающий характер, поэтому в ней должно бытьминимум инструкций, максимум самостоятельной исследовательской, поисковой,аналитической деятельности. Пускай ребёнок сам отыщет правильный алгоритм, аможет быть именно его решение будет лучшим и оригинальным. Наконец, дляактивизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного»материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого началапродемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот илииной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ,созданных с помощью изучаемого языка программирования, выполняющих потрясающиедействия: небольшой конструктор, позволяющий собрать домик, снеговика и другиекартинки, воспроизводящих мелодию и др. После такой демонстрации у частишкольников возникает желание самим создать не только что-то подобное, а вомного раз лучшее произведение программистского искусства.
Теперь о том, какактивизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний науроках информатики средствами информационных технологий. Здесь могут помочьмежпредметные связи. А как их реализовать?
Попробуйте такиесредства:
- комбинирование уроков;
- внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой
- решение проблем других областей средствами информационных технологий;
- это опять же мои любимые бинарные уроки.
Хочется лишьотметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явновидна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментомрешения многих проблем.
Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияетна повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся. Активизациядеятельности обучающихся на уроке – одно из основных направленийсовершенствования учебно — познавательного процесса. Сознательное и прочноеусвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.Поэтому преподавателю необходимо организовывать работу на каждом уроке так,чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося.Каждый преподаватель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица ребят,когда же обучающиеся работают азартно, увлеченно, то преподаватель испытываетудовлетворение от своей педагогической деятельности. Умение увлечь обучающихсяработой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которомустремится каждый преподаватель.
Литература:
1. Симановский А.Э. «Развитиетворческого мышления детей» — Волгоград: Учитель, 2002.
2. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В.«Развитие логического мышления детей» — Волгоград: Учитель, 2002.
3. «Информатика», Еженедельнаяметодическая газета для учителей информатики.
4. Коваленко В.Г. «Дидактическиеигры на уроках информатики». М. Просвещение 2005г.
5. Интернет – ресурсы: www. 1september.ru