Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
© Автор: Хомченко О.В., учитель физики МОУ Ишненской СОШ.
Человек и физиологическая акустика -
2 слайд
Познакомиться со строением слухового и голосового аппаратов человека, особенностями голосообразования и восприятия звуков.
Цель: -
3 слайд
Введение.
Строение уха.
Звуковое восприятие.
Заболевания органа слуха.
Голосообразование.
Это интересно!
Физический словарик.
Вывод.
Источники информации.Содержание
-
4 слайд
С самого рождения человек попадает в мир звуков. Уже с первых минут младенец имеет заложенные генами акустический активный голосовой и слуховой аппараты.
Введение -
5 слайд
Г. Гельмгольц
Огромный вклад для изучения физиологической акустики сделал Герман Гельмгольц. В 1863 г. вышла его книга «Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики». Создав теорию резонанса, он создал затем на её основе учение о слуховых ощущениях, о нашем голосе, о музыкальных инструментах.
Немного из истории -
6 слайд
Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Верхний предел имеет тенденцию снижаться с возрастом.
Звуковой диапазон человека
Так у маленьких детей предел слышимости достигает 22000 Гц, а у стариков понижается до 10000 Гц и ниже. -
7 слайд
Строение уха
-
8 слайд
Наружное ухо
-
9 слайд
Наружное ухо
-
10 слайд
Среднее ухо
-
11 слайд
Внутреннее ухо
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
Внешнее ухо воспринимает звуковые волны как перепады давления (механические колебания барабанной перепонки) и преобразует их в механические колебания слуховых косточек в среднем ухе. Эти колебания порождают волны давления в жидкости, заполняющей улитку во внутреннем ухе, а те, в свою очередь, воздействуют на слуховые волоски – окончания слуховых нервов, — которые возбуждают и передают сигнал в мозг в виде нервного импульса.
Звуковое восприятие -
15 слайд
Так выглядят слуховые волоски внутри улитки. Они изгибаются под действием давления жидкости, заполняющей улитку, активируют соответствующие нейроны, и в мозг поступает сигнал.
Слуховые волоски -
16 слайд
Частотный диапазон звуков, воспринимаемых ухом …………………………………………….6-20…20000 Гц
Частотный диапазон речи …………….1200-9000 Гц
Частота звуковых колебаний, к которым наиболее чувствительно ухо ………………………1500-3000 Гц
Расстояние между правым и левым ушами взрослого человека, см ………………….около 18 см
Масса молоточка ………………………….около 23 мг
Масса наковальни …………………………около 25 мг
Масса стремечка ……………………………около 3 мг
Площадь наружного отверстия слухового канала уха ……………………………………………..0,3-0,5 см2
Площадь барабанной перепонки …………….0,1 см2
Информационный блок -
17 слайд
Минимальная интенсивность звука, воспринимаемая ухом, называется порогом слышимости.
Шум от нормального дыхания 10 дБ, и такой уровень принимают за порог слышимости людей с нормальным слухом.
Органы слуха человека наиболее чувствительны к частоте 1000-3000 Гц.Интенсивность звука
-
18 слайд
Максимальная интенсивность звука, которую человек ещё способен воспринимать, называется порогом болевого ощущения. Он лежит в пределах 120-130 дБ. Выше этой интенсивности человек испытывает боль в ушах и возможно повреждение слухового аппарата.
Интенсивность звука -
19 слайд
Глухота и тугоухость – это два самых серьезных заболевания, связанных с нарушением слуха.
Под глухотой понимается полное отсутствие или очень значительное понижение слуха. Главным признаком, отличающим ее от тугоухости, является невозможность восприятия речи окружающих.Заболевания органа слуха
Тугоухостью в медицине называют снижение слуха, но, в отличие от глухоты, при ней человек всё еще может распознавать человеческую речь. -
20 слайд
без поражения внутреннего уха, поддаётся лечению
Классификация тугоухости
Виды
тугоухости
Кондуктивная
Нейросенсорная
Смешанная
необратимое поражение внутреннего уха -
21 слайд
Классификация глухоты
Виды
глухоты
Врождённая
Приобретённая -
22 слайд
Глухота и некоторые виды тугоухости наступают, когда внутри улитки повреждаются тоненькие слуховые волоски. Под воздействием громкой музыки или других факторов они теряют упругость и могут даже ломаться.
Физиология заболевания
Изображение в сканирующем микроскопе нормальной (вверху)
и повреждённой (внизу) улитки. Стрелка указывает на место,
где волоски пропали. -
23 слайд
поражения органов слуха во время родов, например, по причине кровоизлияния или острой кислородной недостаточности у ребенка;
недоразвитие внутреннего уха или слухового нерва, которое может быть наследственным, или же быть результатом перенесения инфекционной болезни матерью во время беременности (корь, грипп, паротит эпидемический и другие);
злоупотребление матерью алкоголем.Существуют, конечно, и другие причины врожденной глухоты.
Причины врождённой глухоты
-
24 слайд
воспаление среднего уха, внутреннего уха, слуховой зоны головного мозга, слухового нерва;
инфекционное заболевание: менингит, корь, скарлатина, грипп и другие;
негативные воздействия окружающей среды – шум, вибрации, пары металла;
физические травмы и другое.Причины приобретённой глухоты
-
25 слайд
Диагностика нарушений слуха
Для определения тяжести заболевания проводится специальное обследование – аудиометрия. Выглядит оно примерно так: человеку дают прослушать по очереди звуки основных частот различной силы. Если человек слышит звуки уже при силе 25 дБ, то слух у него нормальный, если при 40 дБ – то у него легкая тугоухость, если только при громкости звука 90 дБ – то человек, страдает тяжелой формой тугоухости. В случае, когда больной не слышит звуки речевого диапазона мощностью свыше 90 дБ, ему выставляется диагноз «глухота». -
26 слайд
Проблема глухоты и тугоухости приобретает большое значение в связи с ее широкой распространенностью. В настоящее время глухота и клинически значимая тугоухость наблюдается у 13 млн. россиян, причем более миллиона больных – дети в возрасте до 18 лет. Один новорожденный из тысячи рождается с тотальной глухотой или глубокой тугоухостью. Нарушения слуха выявляются у 14% россиян в возрасте 45-64 года и у 30% жителей нашей страны в возрасте старше 65 лет.
Статистика
-
27 слайд
Голосообразование
Голос создаётся гортанью. Она состоит из хрящей, которые подвижно соединены друг с другом и способны перемещаться соматическими мышцами гортани. -
28 слайд
При создании голоса мышцы гортани сокращаются и голосовые связки натягиваются. На выдохе струя воздуха прорывается через закрытую голосовую щель и возникают звуковые колебания – голос.
Голосообразование -
29 слайд
Голосовые складки
Голосовая щель
Голосовые связки прочны, но боятся простуд, крика и стресса. -
30 слайд
Высота голоса (частота звуковых колебаний) зависит от степени напряжения и от длины голосовых связок. У мужчин гортань крупнее (образует «кадык»), голосовые связки длиннее и голос ниже. Чем длиннее голосовые связки, тем ниже голос.
Голосообразование
У мужчин длина голосовых связок составляет 18-25 мм, у женщин 15-20 мм. -
31 слайд
Роль голосового резонатора играют полости рта и носа, а также груди. Для членораздельной речи кроме голосовых связок необходимы также язык, щёки, мягкое нёбо и надгортанник.
Голосообразование -
32 слайд
Образование речи
Звуки речи образуются из голоса (создаётся гортанью) и шума (возникает, когда воздух проходит через сужения в ротовой и носовой полостях). Гласные звуки создаются в основном голосом, глухие согласные – шумом, звонкие согласные – голосом и шумом. Главную роль при этом играет положение губ и языка. -
33 слайд
Из века в век, из поколения в поколение передаётся обычай прокалывать и украшать мочки ушей.
Это интересно! -
34 слайд
Аномалии ушных раковин
Это интересно!
Микротия
(маленькая ушная раковина)
Макротия
(чрезмерная величина ушной раковины)
Оттопыренность ушных раковин -
35 слайд
Ушные раковины у человека сформированы индивидуально. В криминалистике существуют правила идентификации человека по форме его ушной раковины, как и по отпечаткам пальцев.
Это интересно! -
36 слайд
Вокальный. Заимствовано в начале XVIII в. из французского языка: vocal – гласный, голосовой, звучащий.
В унисон (в один голос). Возникло в XIX в. в результате сращения в одно слово, заимствованного из итальянского языка, где unus – один, sonus – звук, голос.
Слух. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -х- от того же корня, что и слово слыть.
Консонанс – благозвучие; диссонанс – неприятный для слуха набор звуков
Физический словарик
Из словаря В.Даля -
37 слайд
У человека выделяют два биофизических блока: ухо – приёмник звука, и голос – источник звука.
Особенности их строения позволяют нам воспринимать и издавать звуки.
Вывод:
И только когда человек утрачивает способность воспринимать звуки, он начинает понимать всю ценность и красоту огромного «акустического» мира, который его окружает. -
38 слайд
Как это устроено? Кохлеарные слуховые имплантанты // Физика-ПС. 2007. № 11.С. 46-47. (Издат.дом «Первое сентября»).
Сёмке А.И. Изучение слухового аппарата человека // Физика-ПС. 2007. № 23.С. 3-9. (Издат.дом «Первое сентября»).
Рябушкина В.М. Человек и физиологическая аккустика // Физика-ПС. 2009. № 3.С. 30-31. (Издат.дом «Первое сентября»).
Фесенко С.В. Физика для всех // Физика-ПС. 2009. № 12.С. 6-11. (Издат.дом «Первое сентября»).
«Физика, 7-11» Библиотека электронных наглядных пособий. Версия 1.0.0.7 (ООО «Кирилл и Мефодий», 2003 г.)
«Электронный плакат. Биология человека» (ЗАО «Новый Диск», 2008 г.)
www.jandex.image.ru (20.02.11 г.)Источники информации
-
39 слайд
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_lor/sudden_deafness
www.i-hear.ru
http://www.ljplus.ru/img/p/r/prettyblueplane/SIP2001076_Veer.JPG
http://photos2.fotosearch.com/bthumb/TBZ/TBZ153/ero1x014.jpg
http://msnbcmedia.msn.com/j/msnbc/Components/Photos/070104/pb_070104_babies_whalen.photoblog900.jpg
http://cdn.picapp.com/ftp/Images/f/9/4/7/Young_man_with_bf0a.jpg?adImageId=11190073&imageId=5066105
http://www.clarfon.ro/images/img-hipoacuzia.png
http://www.atlantaworkerscompblog.com/iStock_000000515116XSmall.jpg
http://www.sirexton.md/userfiles/image/haircells.jpg
http://fiz.1september.ru/2007/11/20-04.gif
http://www.donbass.ua/multimedia/images/news/original/image_623926697110288238055470797487159442.jpg
http://img340.imageshack.us/img340/1665/earsmusicnotes1.jpg?w=150
(22.12.10 г.)Интернет-ресурсы