X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

          Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение

           Бутурлиновскаяосновная общеобразовательная школа № 7

 

                                                    

 

 

 

    Целевая программа

      по профилактике

аддиктивного поведения

 у детей и подростков  

 « Умейсказать        «НЕТ!»

 

 

                                                    Выполнила:

 

ФроловаСветлана Владимировна

Социальныйпедагог

МКОУБутурлиновкая ООШ № 7

г. Бутурлиновка

 

                              г. Бутурлиновка

 

 

                                   2022год.

 

 

 

 

 

 

При разработке данной программы  следует иметь в видуследующие группы населения:

  • школа (учащиеся и преподаватели);
  • семья (родители и дети);
  • место жительства ( администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение).
  • Целевые группы:

Возрастная категория

Микросреда

Целевая подгруппа

Учащиеся начального звена (1-4 классы)

Школа, семья, учреждения дополнительного образования

Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций

Учащиеся среднего звена (5-9 классы)

Школа, семья, учреждения дополнительного образования

Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций

Целью является: созданиеусловий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятиенаркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделеннаясистема профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовымопытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательствавыдвигаемой гипотезы необходимо решить следующиезадачи:

  1. Определить специфику наркомании как особого социальнопсихологического феномена;
  2. Выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
  3. Обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
  4. Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
  5. Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы программы:

  • Комплексность или согласованное взаимодействие
  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми ( педагоги, школьные психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  • органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Дифференцированность: дифференциацияцелей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формированиеу детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческойценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н ость:сочетание различных направлений профилактической работы:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическаяработа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актово правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статусаобязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей имолодежи).

Преемственность: Этотпринцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическаяработа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, чтообеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительногообразования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работапо профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые мерыдолжны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой,не противоречит ей, вытекает одна из другой.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.

4)Работа с различными организациями, ответственными заосуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном имуниципальном уровнях).

Актуальность данной программы:

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками идругими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По даннымВсемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных сзаболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, заисключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие  для России употреблениенесовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивныхвеществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения,экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркоманиизатрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителястраны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, такихкак курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достиглокритического уровня и   дальнейшее нарастание существующих тенденций можетвызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способенвовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ?населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возрастприобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употреблениянаркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, аненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическимивеществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативныхмедико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность,увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующихнаркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов,венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 летчисло смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 %случаев причиной смерти является  передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическимрасстройством”. Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Онаразрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого кругаобщественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечениюэффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактикинаркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлениюнаркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут приниматьпосильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание инравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели,психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающимдорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить этупроблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодогочеловека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно онзнает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальнаявозможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыковздорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияниена уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подросткадля анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов попрофилактике.

При этом цель программы – уменьшение количества новыхвовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания кпроблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательногоучреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовализначимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повыситьвосприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

 

Условия реализации программы – этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь – октябрь.

Цель: изучение существующих в детской иподростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

1.Определитьстепень информированности детей иподростков по проблеме.

2.Выделить факторы,влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.

3.Сделать выводы остепени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группыдля дальнейшей работы.

  1. Выявление детей “группы риска”.

Методы:

  1. Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
  2. Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализрезультатов анкетирования (на основаниипредлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихсяв проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь – март

 Цель: реализацияантинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Предоставить детям объективную,соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.

2. Способствовать увеличению знаний учащихсяпутем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.

3.Лучше понимать собственные проблемы икритически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детейпонимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.

4.Создать условия для формирования у детейкультуры выбора, научить их принимать ответственные решения.

5 Обеспечить взаимодействие школы с семьей ивнешкольными организациями.

Методы работы:

1.Информационный;

      2.Метод поведенческих навыков (анализ ипроигрывание конкретных жизненных ситуаций).

3.Конструктивно-позитивныйметод (организация тренингов, направленных на повышение психологическойустойчивости).

 

Значение этапа:

развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например,навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояниястрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

формирование потребности в здоровом образе жизни, осознаниеценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активнойжизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качествесредства ухода от жизненных проблем.

Третий этап — заключительный.

Время проведения: апрель – май .

Цель: определение эффективностиразработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1.Выделить основныенедостатки и достижения в проделанной работе.

2.Определитьизменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.

3Определитьдальнейшее направление работы по предупреждению наркомании

Методы:

1 Анализ отчетнойдокументации.

2 Опрос, беседа.

3.Анонимноеанкетирование.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

1       Снижение требований к участнику взаимодействия додостижения социальной и психологической адаптации

2       Вовлечение в коллективные виды деятельности,стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения

3       Организация ситуаций, в которых ребенок можетдостичь успеха, использование всех мер поощрения

4       Демонстрация и разъяснение позитивных образцовповедения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография,встреча с интересными людьми)

5        

Ожидаемые конечные результаты программы:

1       Осуществление индивидуального подхода различныхпрограмм, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимальноэффективного воздействия.

2       Уменьшение числа учащихся группы риска.

3       Самоопределение и самореализация учащихся черезучастие в воспитательных мероприятиях.

Техническое оснащение программы:

  1. Проектор и экран;
  2. DVD, телевизор;
  3. Музыкальный центр;
  4. Компьютер, принтер;
  5. Цифровой фотоаппарат;
  6. Расходные материалы.

 План профилактической работы по аддиктивномуповедению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.

Наименование мероприятия

Время проведения

Класс

Ответственные

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

1.

Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками РОВД

В течение учебного года

1-9

Социальный педагог,

Классные руководители

2.

Рейды по борьбе с курением

В течение учебного года

1-9

Социальный педагог,

Классные руководители

3.

Посещение учащихся на дому в ходе акций «Школа», «Каникулы», «Подросток», «Здоровье»

В течение учебного года

1-9

Социальный педагог,

Классные руководители, инспектор  ОДН, медицинский работник.

 

4

Знакомство учащихся с правилами поведения в школе

Сентябрь

1, 5

Классные руководители

5

Социально – психологическое тестирование.

Сентябрь

8 -9

Социальный педагог,

Классные руководители

6.

Классный час “Человек. Личность. Гражданин”

Декабрь

5-9

Классные руководители

7.

Месячник по профилактике правонарушений

Декабрь

1-9

Социальный педагог,

Классные руководители

8.

Анкетирование детей “Группы риска”

Январь

5-9

Социальный педагог

9.

Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта

В течение учебного года

1-9

Педагогический совет школы.

 

Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением

10.

Классный час на тему: “Опасные удовольствия”

Октябрь

5-9

Классные

руководители

11.

Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением

Октябрь

1-9

учитель ИЗО

12.

Совет профилактики

“Курить – здоровью вредить!”

Декабрь

1 — 9

Социальный педагог,

Классные руководители, инспектор  ОДН, медицинский работник

13.

Акция:

“21 век – век без наркотиков”

Январь

5-9

Классные руководители, социальный педагог.

14

Анкетирование “Вредные привычки”

Февраль

5-9

Классные руководители

15.

Круглый стол “Не сломай судьбу свою”

Март

7-9

Социальный педагог,

Классные руководители

Врач — нарколог

16.

Внеклассное мероприятие “Вместе мы сильнее”

Апрель

8-9

Социальный педагог,

Классные руководители

17.

Просмотр фильмов для учащихся по теме: “Профилактика алкоголизма”

В течение учебного года

1 – 9

Классные руководители

 

18

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Май

1 — 9

Учителя физической культуры.

19

Работа спортивных кружков

 

В течение учебного года

1 — 9

Учителя физической культуры.

20

Спортивные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ.

 

В течение учебного года

1 9

Учителя физической культуры, ОБЖ

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет