X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Классный час на экологическую тему«Экология–безопасность–жизнь»


Автор:Хамеева Ольга Александровна учитель биологии и химии МБОУ«Ломецкая СОШ»
Описание материала: Классный часразработан для учащихся 5-10  классов. Мероприятие актуально в настоящее время,так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологическикультурен.
Предлагаемый материал может быть полезенклассным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям географии.Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяетреализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства сприродой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Возрастная категория участников: учащиеся5-10 классов.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: тематическийклассный час.
Цель: 

·     расширитьпредставление детей об экологических законах;

·     способствоватьвоспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

·     формироватьнегативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношениек бездумному, безответственному отношению к природе;

·     побуждатьдетей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологическихидей.

 

формирование ответственного отношения к природе, развитие экологическогомышления.
Задачи:
— познакомить учащихся с последствиямивоздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходиморешать на современном этапе;
— способствовать воспитанию любви к роднойприроде;
— пополнение знаний учащихся по экологии.
Предварительная подготовка:
-проведение рисунков на тему «Планета заболела»;
-подбор материала к классному часу,
-подготовка учащимися кратких сообщений;
— подбор стихотворений, музыки;
— распределение материала между учащимися;
— составление презентации.
Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран.
Оформление класса:  на доскезаписать тему  к классному часу, вывесить экологические законы.
Ресурсы: Компьютерная презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 (звучит музыка ) (1слайд)
стихотворение Сергея Михалкова «СтонЗемли»

Ученик: 
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!


Учитель  (слайд 2). «Экологическая бомба» для человечества так опасна,как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы,средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратилвнимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидетьотдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде.Он писал: Ибо в природе шагу не ступить, Чтоб тот час, так ли сяк, Ей чем -нибудь не заплатить, За этот самый шаг…
Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашимразумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классныйчас «
Экология–безопасность–жизнь».

Ведущий 1 ( слайд 3)Нидля кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушениезаконов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное,что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственноеспасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам,отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственноеспасение – в экологической культуре.

 

Ведущий 2 ( слайд 4) В последнее десятилетие мы всёчаще слышим слово «экология». Эта наука  пытаетсядать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильноделать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» — «жилище,дом» и «логос» — учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общимдомом? Правильно, нашу планету. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы,насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

 

Ведущий 1  Входя в нашу собственнуюквартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, снявботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими,поддерживаем мир в семье.

 

 Ведущий 2  Вобщепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они частодумают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Этоопасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздухсамоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живыхсозданий надо уничтожать. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силахотменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их,уважать и использовать.

 

Учитель: Каковы же законы экологии? Наверное, ониочень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их? Давайтепопробуем сформулировать эти законы.

1 ситуация. (слайд5) Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в лесу были тучи комаров. «Эх,нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцахвоскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря нислова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко.Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 

 Учитель:Какой же экологический урок дал старый рыбак молодому?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет ирыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии,всё связано.

— Природа очень разумна. Она самарегулирует количество всех живых организмов.

 

Учитель: Да, вприроде всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли выпривести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

– Аральскоеморе, (слайд 6) «испарившееся» на глазаходного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствахпредставляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здеськорабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забораводы из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды дляполива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величинеозеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий моментвысыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Какбудто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло,иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».

— ( слайд 7) ВКитае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромноеколичество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

-(слайд 8)  ВНорвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскорепогибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц,выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

 

Учитель: ИТАК, первый закон экологии: ВСЁ СВЯЗАНО СОВСЕМ. (на доску)

 

2  ситуацияВедущий1(слайд 9) Вприроде нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышатживотные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенныхмикроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения,поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получаетсясвоеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих другот друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при егонарушении. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, еслинет средств для его разложения.

 

Ведущий 2 Ничто неисчезает бесследно, то или иное вещество просто перемеща­ется с места на место,переходит из одной молекулярной фор­мы в другую, влияя при этом на жизненныепроцессы живых организмов. Действие этого закона – одна из главных причинкризиса окружающей среды.

 

Ведущий 1(слайд10) Вопрекиэтому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения,которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняютее, например полиэтилен, пластмассы. Эти соединения не перерабатываютсябактериями, и никогда не участвовали ни в каких природных круговоротах. Природапросто не знает, что с ними делать. Идущие в отходы химические соединениянакапливаются и загрязняют нашу Планету. То есть человек движется по пути:ресурс – продукт – отход. Мусор – это неразумно израсходованные природныересурсы. На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около1 т мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей.Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, ассыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горнуювершину Европы (5642 м). Не менее загрязнён и океан.(слайд11)

Ничтоне исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Изодного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат,болеют люди.

 

Ведущий2(слайд 12) Словногигантские «гнойники» на теле Земли — свалки.  Они вызывают боль и отвращение. Мусорпостепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процесседеятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За однучеловеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними– зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – вотведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.

Кожурабанана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.

 

Учитель: ЗАКОН ВТОРОЙ Всё должнокуда-то деваться.

 

3 ситуацияУчитель: (слайд13,14)  Почемучеловек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и теларыб и дельфинов? Почему человек начал сооружать многоэтажные здания,подсматривая, как работают пчелы? Почему человек начал летать на парашютах,словно одуванчиковые пушинки?

 

Ведущий1: Некажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно — технические находки?Нет, потому что в природе всё устроено разумно. Третий закон предлагаетчеловеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-тонаучиться у нее.

 

Ведущий 2: Сутьэтого за­кона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек незнает, что делать с каким-либо явлением или ве­ществом, как его можноиспользовать, это не значит, что дан­ное явление или вещество бесполезно.Человек еще не «до­рос» до полного понимания всех природных процессов. А этоможет произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа –единое целое.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

Учитель: Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютнодостоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку,незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредимприродным системам, пытаясь их улучшить  Ине стоит спорить с природой, потому что  третийзакон экологии гласит  «Природа знает лучше»

 

4 ситуация Ведущий 1:(слайд15)  Как мы обогреваем своё тело ижилище в холодное время года? Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом намнеобходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимыеисточники энергии. К чему это приводит?  Рост числа катастроф на нашей планете:цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

 

Ведущий 2: Присгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере.К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата зачеловеческую хозяйственную деятельность.

 

Учитель: Мы отбираем жизнь у планеты.По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотнивидов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедовнет».

Четвёртый закон  «Завсё надо платить» или «Ничто не даётсядаром» 

 

Учитель:(слайд16) Глобальнаяэко­логическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либовзять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено.Таких платежей невоз­можно избежать, они могут быть только отсрочены.                         Итак,четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Амежду тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! (Этизаконы записаны на доске). Экологическая культура заключается в том, чтобызнать и выполнять эти законы.

 

Ведущий 1: (слайд17) Благополучие – это не толькокрыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо безздоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа,без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешаязавтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей. Это утверждаетпоэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:

Ученик:(слайд18)
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?

Ведущий2: (слайд19)Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, чтонаша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии отсолнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку,стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всёживое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё длянее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка.Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либониточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менееяркой, и возвратить потерянное невозможно.

Ведущий2(слайд20) Природав таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уженедостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальнаясозидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь иприумножать богатства нашей родной Земли — долг каждого. От всех нас в целом иот каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут лидышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде реки озёр, будет ли над нами синева неба.

Ученик: (слайд21)(СтихиР. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…

Учитель:(слайд22) Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: Запомни, есть такоетвердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи впорядок свою планету.

 А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?

Ведущий1: (слайд23) В нашей школе организованолесничество. Мы убираем мусор в посёлке, в лесополасах, по берегу рекиПаниковец. Огораживаем муравейники. Делаем скворечники и развешиваем их надеревьях.  Ухаживаем зародником.

Не рубим деревья, а наоборот сажаем. Ходим на посадку деревьевв лесничество.

Ведущий2: (слайд24) Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой вотдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна.Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда,она остаётся жить в каждом человеческом сердце.

 

Учитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово,словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает,что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависитнаше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природесознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планетазаболела! Мы должны её вылечить!

МУЛЬТФИЛЬМ.(слайд25)

Жил на свете мудрец, который знал ответына все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладонибабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Еслиответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмемладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Номудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им?

 ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

(слайд26) Давайте же помнить об этом: нашебудущее – в наших руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стихотворение Сергея Михалкова «СтонЗемли»

Ученик: 
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!

 

Ученик:(слайд18)
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?

Ученик: (слайд21)(Стихи Р. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет