X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Исследовательская работа учителя начальных классов

«Образ учителя глазами современных учеников»

Автор: Баранова Елизавета Алексеевна

Организация: МОУ «Гимназия №56»

Населенный пункт: Люберцы

                              

          Введение

        Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди,которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики,коллеги. Педагогу необходимо быть привлекательным для учащихся, родителей;усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в областиконструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личностиучителя таким образом, чтобы активизировать  интерес детей к изучаемымпредметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие«новых горизонтов». Профессияучителя всегда была востребована обществом, государством. И оно стало болеекритичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможныхтелевизионных ток-шоу, газетных публикациях можно встретиться с разнымиоценками учительского труда, в том числе и негативными. Поэтому, на наш взгляд,данная тема очень актуальна в наше время

 

Цель:выявить основные составляющие профессионального имиджа педагога, способствующиеуспешному восприятию детей учебного материала.

 

Задачи:                                                                                                                 

1.    Подобрать ипроанализировать литературу по теме исследования.

2.    Провести сравнительныйанализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

3.    Провести диагностикуизучения образа педагога.

4.    Сделать качественныйанализ представлений педагогов, родителей и учащихся образа современногопедагога.

 

Гипотеза: Без интереса к личностиучителя нет и интереса к предмету. Интерес к личности учителя — средствоактивизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Какбы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязансовершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества,создавая собственный имидж.

Понятие имиджа учителя

 «Существует лиспецифический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психологЛ.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют внепрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том,что «большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших инеконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность»

Отношение к имиджу у самих педагогов разное.Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей,которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннегосодержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякиеразговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв бытьнеискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, чтоодним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образаучителя. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и отиндивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний,национальности и других факторов.

Современнымиотечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностногоимиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десятипрофессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимаетвторое место с точки зрения детей,  и лишь восьмое — с точки зрения самихучителей.

 Структура имиджа учителя

В структуре имиджа профессионала, предложеннойЛ.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты .

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр исилу голоса, костюм, манеры, походку.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека,представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях,его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующиеструктурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные,особенности профессиональной деятельности и поведения.

 

Восприятие и пониманиеучениками педагогов

Детям важно, чтобы их любили, чтобы к нимхорошо относились, жалели, были к ним внимательны, не очень кричали, хорошообъясняли, читали и интересно рассказывали, помогали на продленке. Они совсемне выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносяткрика, оскорблений и злобы в их адрес. Начальная школа для детей очень сложна вплане адаптации к новым условиям, правилам и требованиям. Чтобы понятиестрогости было принято ими, нужна форма его выражения, адекватная их развитию ивозрасту, равно как и понятие о справедливости оценки их знаний. Раздражение(злоба) учителя не вызывает ничего, кроме страха и такой же ответной реакции,да еще неприязни к преподаваемому предмету. Можно отметить также, что дети вцелом объективно различают плохое и хорошее (для себя) и отвечают тем же(реакция прямая). Они ценят добро, участие, внимание, заботу учителя и платяттем же. Многие дети при встрече с грубыми в обращении учителями теряются,боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Такскладывается отношение к предметам и к учебе в целом. В средней школе детиболее адаптированы к школе и учебе. Они психологически более устойчивы и нечувствуют себя в школе полными чужаками. Отношение их к учителям определеннее,несколько глубже. Однако они по-прежнему при недостатке слов рисуют карикатурына учителей. В целом их характеристики полнее и содержательнее. В качествеположительных качеств учителей у них чаще всего встречаются: спокойная, некричит, жалеет, любит, не ставит плохие оценки, объясняет понятно и не быстро,веселая, добрая, справедливая, хочет от нас добиться знаний и умений,настойчивая, сперва вроде веселая, а потом становится все строже, шутит, читаетна уроках интересные истории, ругает, когда мы заслуживаем, водит на экскурсии,старается, чтобы мы были умными и т.д.

Образ педагога в понимании родителей

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократнообращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например,«компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остаетсяактуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, азначит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.Остается вопрос, какие качества учителя должны быть константными, то естьнезависящими от времени, а какие «подвижными», то есть необходимымиучителю-педагогу в связи с требованиями «нового» времени. Нравственнаядеятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладаетотносительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности иможет реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение,организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессенравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление сосновными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрываетвозможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственностиличности за свое поведение ит.д.                                                              Одна из значимыхпрофессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества сродителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляяспецифическую сферу родительского влияния. Отношения “учитель – родителиучащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказываетбольшое воздействие на нравственную жизнь учащихся. [2] Самое большоетребование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествамучителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность,прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные полезныезнания. У учителя должно быть ровное, спокойное и особенно справедливоеотношение ко всем ученикам, которое бы не задевало и не умаляло бы человеческоедостоинство учащихся.   Родители не обходят вниманием внешний вид и стильучителя, то есть он должен современно и стильно одеваться. В общем, учительдолжен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым,хорошим психологом, то есть в идеальном сознании образ учителя – это образуниверсального человека. Между тем, далеко не всегда учителю удаётсяосуществлять ведущую роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Противоречиямежду учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числеразобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляютсясторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровеньпедагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей, которыепредъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей иобстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию,неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требованийсвидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Ужеподчеркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимноответственные за воспитание ребенка перед обществом. Педагогическаяцелесообразность этого требования основана на необходимости всестороннейинформации о ребенке и учете ее в работе учителя, а также на необходимостипреодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. Приэтом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могутлежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях,равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности. Педагогу важноналадить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в делевоспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейноймикросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитанияих детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участникиобщего педагогического процесса).

 

Организация исследования и используемыеметодики

В исследованиях ученых конца XX века образпедагога был представлен следующим образом

Учителя

Учащиеся

Родители

Профессиональные знания;

Педагогическое мастерство;

Профессиональные знания;

Вежливость;

Тактичность;

Профессиональные знания;

Интеллигентность;

Эрудиция;

Строгость;

Чувство юмора;

Прогрессивность;

Склонность саморазвитию;

Высокий;

Педагогическое мастерство;

Творчество.

Внешний вид.

Ровное отношение ко всем учащимся.

У всех участников педагогического процесса совпадаюттолько требования к профессиональным знаниям педагога.

Анализ полученных результатов

Проведя анализ мини-сочинений и анкетирования учащихся,мы определили, что, по их мнению, современный идеальный педагог – это женщина30 – 35 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственногоразвития, стильно одетая, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная,являющаяся хорошим организатором различных мероприятий, знающая. Ребятаотмечают, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говоритьпрактически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиватьсяк нему.

 

        Мы подтвердили нашу гипотезу:  что Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессиональноподготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностныекачества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет