X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Они знают все (библиотечный урок)

Разделы: Организацияшкольной библиотеки

Цель: Познакомить учащихся сразличными видами энциклопедий, энциклопедических словарей их спецификой,способами их построения.

Задачи:

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.
  • Привитие интереса к справочной литературе.
  • Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.
  • Систематизировать знания через мультимедийную презентацию.

Оборудование: энциклопедии,энциклопедические словари, набор вопросов для практической части, таблицы, юла.

I. Вступление.

/Доска/

“Библиотека–это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берутих в рост”.
А.И.Герцен.

Библиотекарь:

Без книг и других источников информации современное образованиеневозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развитиячеловеческого разума связана с библиотеками.

А что значит слово БИБЛИОТЕКА?

Доска: БИБЛИО – книга

ТЕКА – хранилище

Жизнь заставляет человека получать все новую информацию,накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новыеоткрытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо толькоумело всем пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такимиисточниками информации, как энциклопедии.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, ксожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу– справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Этикниги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.

Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае вX–XII в.в. до н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римскийписатель и ученый М.Т.Варрах.

19 век стал периодом создания национальных энциклопедий вомногих странах. Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом намрасскажут ребята.

1-й ученик:

Первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземныхслов, дошедший до нас в “Кормчей книге”, (1828 г., запись сделана новгородскимсвященником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей.)Словарь включал слова в алфавитном порядке.

Позже в Новгороде появился словарь, который толковал словаразговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.

В 16–17вв. в Московском государстве появляется большое количествоазбуковников. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляликруг знаний, характерных для средневековья.

2-й ученик:

Конец XVIII века отмечен в России ростом издания словарей исправочников по специальным вопросам:

“Опыт исторического словаря о российских писателях”Н.И.Новикова.1772г.

“Ботанический подробный словарь” А.Мейера.1781г.

“Географический словарь Российскогогосударства”Л.М.Максимовича.1788г“Сельский лечебник, или словарь врачевания”М.Д.Чулкова.1789г.

“Лексикон Российский”В.Н.Татищева – незаконченный труд – перваяпопытка создания национальной энциклопедии.

“Русский энциклопедический словарь” в 16 томах.

3-й ученик:

“Энциклопедический словарь” Ф.Брокгауза и И.А Ефрона в 82 томах+ 4 тома дополнений – самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий. Этотсловарь имел богатый справочный аппарат и пользовался большим спросом. После1917 года энциклопедическое дело в России получило широкое распространение.

Были выпущены:

“Крестьянская сельскохозяйственная энциклопедия”, 7 т.

“Торговая энциклопедия”, 3т.

В феврале было создано специальное издательство “Советскаяэнциклопедия”, выпустившее:

“Большую Советскую энциклопедию”(1 издание в 66 томах, 2 изданиев 51 т.3 издание в 30 т.);

“Малую Советскую энциклопедию”;

“Мифы народов мира”;

“Русские писатели”– многотомный библиографический словарь имногие другие издания.

Библиотекарь:

Но ни в одной стране мира не было энциклопедии длялюбознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, апозднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”

Поднятые паруса на обложке призывают читателя:

“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашимкораблем в безбрежном океане знаний”.

Книга дает более тысячи ответов.

Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая частьсправочной литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первыйблок справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний.Открыть страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляетсяключ).

А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?

II. Основная часть.

/Доска/

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ(от греч.– обучение по всему кругу знаний.)
Научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материалрасположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслямзнаний).
Советский энциклопедический словарь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ– научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в формесловаря.
Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
С.И.Ожегов

Библиотекарь:

/Таблица/

1. По структуре энциклопедии делятся на:

  • АЛФАВИТНЫЕ
  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

2. По объему информации (условно) на :

  • БОЛЬШИЕ (неск. десятков томов)
  • МАЛЫЕ (10–12т)
  • КРАТКИЕ (4–6т)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)

3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на нескольковидов:

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
    Британская(32т.)
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и 4т дополнений)
    Большая Советская энциклопедия(51т)
  • ОТРАСЛЕВЫЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ
  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ (Библейская, Лауреаты Нобелевской премии)
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ
  • ПРОБЛЕМНЫЕ
  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а всловарях статья лаконична, содержащая определение, краткое толкование.

/Таблица/

Признаки энциклопедии:

– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата

Правила пользования энциклопедиями.

(Объяснение материала и практическое применение.)

На столах у детей МСЭ

1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничегоудобнее нет.

(Определите, можно ли найти в первом томе объяснение слова“котангенс”? Почему? В каком томе мы найдем?)

2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами накорешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тоттом, который вам нужен.(Найдите такие слова, прочитайте вслух)

3. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тожеэкономит время поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, адостаточно посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнееслово на странице.(Найдем такие слова на странице).

4. В биографических статьях после фамилии и имени даются датырождения и смерти. (Рассмотреть.)

5. Для облегчения нахождения необходимых сведений в МСЭприменена система ссылок (курсив в скобках). Это означает, что в энциклопедииимеется отдельная статья под таким названием. (Найдите такие ссылки.)

6. Применяется система сокращений. (Найти сокращения.)

7. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только кданному тому), список карт, иллюстраций. (Откроем последнюю страницу, найдемтакой справочный аппарат).

8. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названиямногих статей состоят из нескольких слов.

Например: автомобильный (кран, транспорт)

Рабочий класс (есть классы людей, животных)

Если несколько слов то нужно искать ключевое слово, главное посмыслу. Если слов два, то ищем так: Южная Америка (ключевое АМЕРИКА)– если нетув этом томе, значит ищем Южная или Северная.

Детская энциклопедия.

Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другоерасположение материала. Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутритома сообщения расположены по темам или периодам. Такое же расположениевстречается и в современных энциклопедиях.

Энциклопедические словари.

Все устроены по алфавитному принципу. Я вам представляю сегоднялишь Советский энциклопедический словарь и энциклопедический словарь Брокгаузаи Ефрона.

Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?

С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятиямы вам предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.

III. Практическая часть.

А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы сэнциклопедиями. Это упрощенный вид игры “Поле чудес”. Отвечать будете по плану.

/Доска/

1.    Определение понятия.

2.    Название энциклопедии.

3.    Том, страница.

На круге по секторам расположены вопросы. Крутим юлу. Стрелкаукажет вам выбранный вопрос.

Вопросы по энциклопедиям.

1.    Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.

2.    Что такое ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ? Для чего предназначена? Когдавпервые были сформированы в России истребительные отряды?

3.    Что такое ПЕЙЗАЖ? Где известен пейзаж? Кто сыграл выдающуюсяроль в развитии пейзажа из известных художников?

4.    Что такое ЛАЗАРЕТ? Почему так называется?

5.    Что называют звездными скоплениями? На какие разновидностиподразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.

6.    Как врачи называют заболевание, связанное с ВЫСОКИМ КРОВЯНЫМДАВЛЕНИЕМ? Что вызывает повышение кровяного давления?

Вопросы по словарям.

1.    Что такое БАМ?

2.    Что такое ИППОДРОМ?

3.    Найдите объяснение слова МОНОЛИТНЫЙ.

4.    Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?

5.    Найдте определение слова ТАЛИСМАН.

6.    Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего предназначен?

IV. Подведение итогов.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложеннымизаданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями иэнциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждаягруппа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовитьпрезентацию словарей.

В презентации отразить:

1.    Название словаря.

2.    Автор (авторы).

3.    Год издания.

4.    Аннотация (общее представление о словаре).

5.    Примеры.

1-я группа-словарь фразеологический

2-я группа-словарь омонимов

3-я группа-словарь антонимов

4-я группа-словарь Даля

5-я группа-словарь иностранных слов.

Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим наследующем уроке.

Литература:

1.    Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.:Русский язык, 1998.

2.    Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1980.

3.    Библиотечные уроки: Обучение школьников основамбиблиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.

4.    Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.

5.    Журнал “Школьная библиотека”. – № 8, октябрь, 2002.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет