X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ          УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА П.СИДИМА РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯРАБОТА

«ОСОБЕННОСТИЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В             ПОЭЗИИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА               ЕСЕНИНА»

 

 

Выполнила: Сава-Завадская Ольга

ученица 10 класса МБОУ СОШ п.Сидима

 

Научный руководитель: учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ п.Сидима

Насонова Елена Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Символика цвета
     1.1. Особенности цветовой гаммы и звукоцвета в поэзии.
     1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете.

II. Практическая работа

     2.1.Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

     2.2.Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Заключение

Списокиспользованной литературы и источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Символика цветаимеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значениечтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях,различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека вомногом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. Потому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, какимцветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовыепредпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол,культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера,настроение и др.

С.М. Соловьевразличает два типа художников слова:

1) колористов(например, Державин, Гоголь, Тютчев и др.), для которых «цвет был могучиморудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»;

2) «художники иписатели, крайне сдержанно использующие цвет»           [2, 98].

С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирикапоэта поражает  насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью.Она не может.

И сам Есе­нин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть вслова» [7,14]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, неможет не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Цель исследования:проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Для достиженияцели решила следующие задачи:

1.                собрала и систематизировала литературно-критический материал потеме исследования;

2.                провела текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;

3.                описалаособенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;

4.                проанализировалаизменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от историческихсобытий;

5.                определилачастотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина.

Объектисследования – поэтический мир С.Есенина. Предмет исследования –    цветоваягамма в поэзии  С.Есенина.

Гипотеза:цветовая гамма в поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения  в разныепериоды жизни, на которые влияли различные исторические события, происходящие вРоссии. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчествепоэта изменилась и цветовая гамма.

Методыисследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ,сопоставление цветовых ассоциаций.

Мы хотимпроследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятиемреволюции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследованияопределяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности среволюцией 1917 года. Новизна исследования заключается в обращении кмалоизученной стороне поэтического творчества поэта.

Практическаязначимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами проведёнсравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированыцитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом,проведены статистический  идейно-смысловой анализ цветописи в творчествеС.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзииС.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Структура работы представленавведением, двумя главами, практической частью, заключением и спискомиспользованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Символика цвета

1.1.         Особенности цветовой гаммы и звукоцвета в поэзии

Исаак Ньютон в XVII в. Ввёл естественнонаучную основуклассификацию цветов – спектр, выделив в нем 7 основных: красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Желтый, красный,синий являются основными цветами спектра. Их нельзя получить при смешениикаких-либо других красок. Остальные цвета называются составными идополнительными. Белое и черное в спектре отсутствуют, их нельзя назватьцветами, хотя для удобства и сравнения они к цвету причислены. Знание свойствцвета и правил пользования ими является главным в изобразительном искусстве.

Однако большоезначение цвет имеет и в литературе (особенно в поэзии), создавая образ иощущение образа. Значение цвета и его понимание настолько разнообразны взависимости от культуры и эпохи, что этой проблеме посвящено множество научныхработ и трудов. В работе исследуется использование основных спектральных цветов(и их модификаций) в лирике С.А.Есенина, их значение и восприятие.

Проблемазвукоцвета стала настоящей находкой этой темы. Звукоцвет в поэзии – это интуитивнаяспособность талантливых поэтов использовать глубоко подсознательнуюсодержательность звуков речи, их символики для создания звуковой мелодикистиха, подчеркивающей общее эмоциональное и эмоциональное содержание. Основнаяработа о звукоцвете принадлежит А.Журавлеву. Во вступление А.Журавлев пишет:«Звуки речи – тоже звуки, хотя и специфические. Они тоже обладаютсодержательностью, изучение которой составляет предмет особой областилингвистики и психологии – фоносемантики. Лишь в ХХ веке появились экспериментальныеметодики и вычислительные машины, позволившие поставить изучение звукоцвета натвердую основу».

Теперь обратимсяк значениям цвета в психологии. Говоря о значении цвета, важно учитывать тотфакт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Но с другойстороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства.Это говорит о том, что каждому цвету присущи определённые качества, которыележат глубоко в его природе.

Жёлтый  изолотой, по мнению ряда психологов, являются символом духа, святости, сдревности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство,мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев иувядающих листьев. Люшер считал, что жёлтый является «символом активности».Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтыйцвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например,монгольские ламы носят жёлтую одежду с красным поясом.

Синий цвет умногих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность,мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однакоможет означать безумие» [8, 276]. «В средневековой Европе синий был цветомкостюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви.

Кроме того, синийцвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Онсчитался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». Уславянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовскиммиром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Голубой цвет – цветженственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда можетвызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность.По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немногопечальный, но мудрый.

Белый – духовный хранитель. Основным качеством белого цветаявляется равенство. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Унекоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировалоторжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белыекостюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.

Однако белый цветможет получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло,страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета исоотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью.Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторыхплемён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончиныкого-нибудь из близких. В Китае белый является цветом траура. В старину белыйтраур использовался и у славян.

Красный цвет – цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного,прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Егосимволические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Люди сдревности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и тоже слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.

В древнем Китаеповстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красноеобозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела правоносить красные сапожки.

По большинствународных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когдавластвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо ируки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаютсяопасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которыхпредвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечтостарое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол,черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…

Зелёный цвет -цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотяпорой и незрелость, недостаточное совершенство. По Клессману зелёныйолицетворяет «надежду и, напротив, болезнь» [8, 276]. Зелёный цвет предельноматериален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающеевпечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» отзлости).

У иранцев зелёныйцвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем,печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а окладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтымодежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

 С. Эйзенштейнпишет о символике зелёного: «…цвет возрождения души и мудрости, он одновременноозначал моральное падение и безумие» [9, 15]. Шведский теософ Сведенборгописывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелёными. Один из витражейШартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёнуюкожу и громадные зелёные глаза…

 Древняясимволика красок и их интерпретация в различных культурах находит своёподтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевыхсостояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

В ходе анализаисследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по ихвоздействию на читателя делятся на две группы. К первой группе относятся цвета,отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, жёлтый и зелёный.Это те цвета, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либожизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например,красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья,гибельного огня). Вторую группу образуют цвета голубой и розовый, которыеуказывают на явления только положительной красоты. В этой главе мы далинегативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета идоминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложенияобусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

 

1.2. С.А.Есенин.Поэзия в цвете

 

Использованиецвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемыхцветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в своей статье«Краски и слова» в 1905, что современные писатели «отупели к зрительнымвосприятиям» [1, 98] и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствиясвета и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзиюрусскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом сталСергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин,поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большойхудожник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметилСельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала» [5,43].            

«Как национальныйнародный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленнуюисстари красочную гамму» [2, 4]. Цветовые впечатления, разлитые в его звучныхстихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем внародных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны имногокрасочны есенинские пейзажи» [1, 141]. Природа играет и переливается всемицветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребляемыецвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый изолотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени:«жёлтая крапива» [3, 76],  «жёлтые долы» [3, 41], «жёлтая трава» [3, 164],«золотистые ветки» [3, 342] . Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихахзвучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет:

«…Весной и солнцена лугу

 Обвита жёлтаядорога,

 И та, чьё имяберегу,

Меня прогонит отпорога…» [3, 104]. 

«Жёлтая дорога »– дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символикажёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть:«жёлтая грусть» [3, 154],  «жёлтый тлен» [3, 179],  «жёлтый скелет» [3, 180].

До 1917 Есенинупотреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54.  Количествозначительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэтаизменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел вэтом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самымдобавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия– это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «золотаяРусь» [3, 120],  «златая тучка» [3, 82],  «золотые звёзды» [3, 134],  «золотыедалёкие дали» [3, 171],  «роща золотая» [3, 190],  «золотые иконы» [3, 34], «златая земля» [3, 60],  «золотые шапки гор» [3, 68],  «луч золотой» [3, 296]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы,независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

 «Любимые цветапоэта – синий и голубой» [7,103]. Они усиливают ощущение необъятностипросторов России («только синь сосет глаза», «синие горы» [3, 115],  «синиезатоны» [3, 68], «голубая Русь» [3, 131], «голубая ласковая страна» [3, 231], «голубой пруд» [3, 190], «голубая струя»  [3, 228],  «голубая пыль» [3, 276], «небеса уж голубые» [3, 303] «в прозрачном холоде заголубели долы» [3, 283] ит. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [3, 33], «синеесчастье» [3, 247], «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес» [3, 74],«предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («пареньсинеглазый», «синь во взорах» [3, 85] и т. п.). Впечатление голубизны Есенинсоздаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, ирты, и даже огонь и душа («голубые руки» [3, 171], «голубые рты» [3, 76],«голубой огонь» [3, 226], «душа голубая» [3, 109]).

 «Синий цвет иего оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечтобожественное, недосказанное, романтическое» [5,48]. Синее – это цвет неба,чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь»есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительнонапоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбиласьЕсенину, стала его ведущей красочной тональностью» [7,18].

До революции 1917года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17–23 соответственно. Увеличение цвета, на наш взгляд, символизирует как негативныетенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии,ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает»в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляетв неё больше божественности, романтичности.

Белый – более простой земной цвет. АндрейБелый в статье «Священные цвета» говорит о том, что белый цвет, «соединяющийцвет неба – это символ богочеловечества, двуединства» [4, 172]. Главноеего значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [3, 49],«белый храм» [3, 286], «белый ангел» [3, 119], «одежда празднично белая» [3,132]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, которыйсимволизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность» [4, 74]. Белымцветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как«белоснежное перо» («белое поле» [3, 42],  «дорога белая» [3, 81], «белыхяблонь дым» [3, 149], «белый путь» [3, 313],  «роза белая» [3, 170], «метельбелая» [3, 255], «белая хата» [3, 289], «белый плач» [3, 384]. Образ белой берёзывызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Дореволюции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мывидим небольшое увеличение употребления этого цвета в творчестве С. Есенинапосле 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год,возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

Как только пейзажстановится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цветбогатства, царственности, красоты: «красный вечер» [3, 81], «зорька красная» [3,303], «красные крылья заката» [3, 289], «красный костёр» [3, 73], «красныеврата» [3, 57], «зарево красных зарниц» [3, 312], «капли красные сжигаютгорода» [3, 350], «вечера красный подол» [3, 291]. До 1917 поэт использует этотцвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своихстихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл.До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после –нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использованиеконтраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы,где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. Вчёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное.Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всёстрашное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, егопереживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революциипоэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16. В стихах 1910–1916 годов чёрный,на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудричёрные» [3, 45], «чёрные косы» [3, 48],   «чёрная глухарка» [3, 51],   «чёрноепокрывало» [3, 286]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачноговосприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [3, 140], «чёрная гибель» [3, 144],«чёрная судьба» [3, 304], «чёрный человек» [3, 288].

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Есенин обладал взглядом,очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русьв «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности,весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [3, 76], «приволь зелёных лех» [3, 64],«в траве зелёная вода» [3, 277], «зелёные пригорки» [3, 62], «полог зелёный» [3,75], «трава зелёная» [3, 206], «зелёные ели» [3, 285], «зелёная верхушка» [3, 83],«зелёный лес» [3, 323], «горы зелёные» [3, 65]. До революции в стихах Есенинамы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал,что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложноеопределение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь вабстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передатьтончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души» [4, 298]. Действительно по палитренаиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина вразличные периоды жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая работа

2.1.Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основустихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчиталиколичество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотностиупотребления цвета в поэзии С.Есенина. (Слайд 9)

 

 

Количество употреблений до революции 1917 года

Количество употреблений после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

19+13

54+18

104

Синий+голубой

20+17

34+23

94

Белый

21

24

45

Красный

17

22

39

Чёрный

13

16

29

Зелёный

18

9

27

 

Попробуемохарактеризовать цветовую насыщенность анализируемых произведений С.А.Есенинаопределением цветовых чисел (С) по следующей формуле:

                   Число упоминаний цвета

С =  ——————————————————

            Число «цветных» четверостиший

Условно разделимтворчество поэта на два периода:   первый период (до 1917)              С= от 0,1 до 0,24, второй период (1917–1925): С = от 0,03 до 0,33.

Однако, на нашвзгляд, данный статистический анализ не может дать полной картины, так какнельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

 

2.2.Идейно-смысловой анализ цветописи

Сочетаниестатистического анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов влитературном произведении может дать новые дополнительные характеристикиособенностей стиля поэта.

В 1910–14 годы нарядус белым и золотым цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный.На этом этапе красный цвет несёт мажорную трактовку: позитивного, привлекающегои радующего. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемаячасть пейзажных зарисовок и портретной изобразительности поэта, например: «Зарямолитвенником красным /Пророчит благостную весть» [3, 67].

Наименее употребляемымцветом в общей палитре, как ни парадоксально, оказывается голубой, хотя уже кконцу 1914 года мы видим значительное нарастание использования этого тона.

В 1915–16 годах преобладающимиявляются белый и синий цвет, символизирующие чистоту, непорочность, мудрость. Использованиеже красного цвета постепенно уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокойсмысловой нагрузки, как изначально. Именно в этот период в творчестве поэтавозникает образ «жёлтой дороги», хотя сам цвет занимает самую низшую позицию вцветовой гамме.

В 1917–1923 годах объёмстихотворений и использование цветов увеличивается. Главенствующим становится синийи голубой – они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Но одновременно сэтим возрастает и употребление жёлтого, усиливающего атмосферу нездоровья,расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности.

В 1924–1925 годах вновь наблюдаетсявсплеск в использовании цветовых тонов. Лидирующее положение у синего цвета, ноего употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цветясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [3, 321],  «вечерсине-хмурый» [3, 342].

Таким образом, мыпопытались проанализировать цветопись на примере стихотворений С.А. Есенина,где имеются слова, обозначающие цветовые явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя исследование цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли квыводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выраженияне столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветовможно воссоздать внутреннее  самоощущение поэта.

Но дело не тольков яркоцветности как таковой. Большой художник,Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовойобраз, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определениемысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшиеэмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различныхнастроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотоепереливаются в есенинских стихах.

Анализ цветовойгаммы в различные периоды жизни поэта показал, что выдвинутая нами гипотеза не нашлаполного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике»доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный каксимволы смерти войны) преобладают лишь немного. Причины этого несоответствия мыпопытались объяснить в основной части нашего исследования.

Лирика С.Есенинаво многом интимна, она обращена ко всем пяти чувствам человека. Создание образадля С.Есенина всегда было основой лирики и особым искусством, и одно издоминирующих мест в этом отводится цвету. Стихи его живут цветами, но главныеиз них – синий, желтый, красный – акцентируются и лежат в основе цветовойгаммы. Они выбраны поэтом и интуитивно, и сознательно. Многообразие ощущения иассоциаций цвета С.Есенин черпал в природе, образцах древнерусского искусства,фольклорных традициях игры цвета.

Несмотря на то,что красный, синий, желтый имажинисты признавали естественными и основнымицветами, обращение С.Есенина к имажинизму обусловило исчезновение их яркости,окрасило его поэзию в новые тона.

Светлые и жизнерадостныекраски ранней лирики постепенно уступают место мутным, ржавым и темным.С.Есенин остается верен трехцветию, но следует говорить об эволюции оттенковего поэзии.

Удивительныеоткрытия в области звукоцвета позволяют говорить об особом подсознательномвосприятии поэзии. Работа поэтического сверхзонания с трудом поддаетсяосмыслению и тем более объективному изучению. Остается только удивляться, какинтуитивно Есенин использовал звуки речи для создания полного ощущения цвета встихотворениях.

В работе мысравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализироваличастотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловыеособенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до ипосле революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболеераспространённые цвета в поэзии С.А.Есенина по мере убывания и цитаты изстихотворений поэта по годам написания.

Перспективу нашейработы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческимисобытиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованиялитературы и источников

1. Бельская Л. Л.Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990. 

2.                БердниковаК., Петренко В. Цвет в поэзии С. Есенина и А. Блока как проекция их жизненного пути итворчества. //Творчество в искусстве – искусство творчества.- М.: Наука, 2000. 

3. Есенин С.А. 1,2 том. – М.: Правда, 1970.

4. Марченко А.М.Поэтический мир Есенина. М.: Сов.писатель, 1972.  

5. Мусатов В.В.Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6

6. Петренко В.Ф.,Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестн. Моск. ун-та –1988. –№3.

7. Прокушев Ю. Л.Сергей Есенин:образ, стихи, эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979. 

8. Психологическиетесты п/ред. Карелина А.А. – М.: Владос, 2001.

9. СоловьеваТ.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.:Вако, 2008.

  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет