ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс — 2
Количество часов: всего 34 часа, 1 ч в неделю
34 учебные недели.
Данная программа реализует духовно-нравственное направление внеурочнойдеятельности, соответствует Федеральномугосударственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.
Раздел1. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоенияпрограммы кружка являются:
· овладение основами гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина Смоленщины, знающего и любящего ее природу икультуру;
· проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе череззнакомство с отечественным наследием;
· целостный взгляд на мир в единстве природы, народа и культуры;
· представление о необходимости бережного, уважительного отношения ккультуре Смоленщины, выступающей в разнообразных культурных формах семейныхтрадиций;
· внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятияобразца прилежного ученика;
· мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
· интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
· готовность к бережному и уважительному отношению к живой инеживой природе, окружающим людям;
· личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектовприроды, необходимых для будущего России и Смоленщины;
· представление об этических нормах через формулирование правилэкологической этики;
· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхситуациях;
· соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение ксверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениюодноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
· установка на здоровый образ жизни через использование лучшихсемейных традиций здорового образа жизни народов своего края;
· развитие любознательности и формирование интереса к изучениюродного края методами искусства и естественных наук;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру культурыразличными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанрыдекоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
· воспитание патриотического отношения к родному краю, осознаниянеобходимости сохранения нашей истории;
· формирование мотивации дальнейшего изучения мира культуры.
Метапредметные результаты:
· понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно иуточненную учителем;
· сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её входе выполнения работы на различных этапах урока);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательностьпредложений для раскрытия темы, приводить примеры);
· планировать свои действия в течение урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённостьсвоей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Страничкидля самопроверки» и критерии, заданные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
· контролировать и корректировать свое поведение с учетомустановленных правил;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые вучебнике для передачи информации;
· выделять существенную информацию из литературы разных типов(справочной и научно-познавательной);
· использовать знаково-символические средства, в том числеэлементарные модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксироватьполученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки,пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по различным признакам;
· осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания,загадок и пр.;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,объектами;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) потеме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнениирисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов,сочинении загадок;
· моделировать различные ситуации и явления природы.
· включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем исверстниками, проблем и вопросов;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, необрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;
· высказывать мотивированное, аргументированное суждение по темеурока;
· проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться напозицию партнера в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я егообязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять ролипри выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формойречи (с учетом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
· составлять рассказ на заданную тему;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех егоучастников.
Раздел2. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Жилище и предметы быта. (5ч)
Виды жилищ наших предков: землянка, изба,хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки.Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались встарину. (6ч)
Одежда наших предков: рубаха, понева,сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головныеуборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки. (3ч)
Еда наших предков. Особенности ееприготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники. (2ч)
Понятие о празднике. Виды праздников:календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время ихпроведения.
Игры и хороводы. (3ч)
Игра в жизни людей. Виды игр. Правилаигры. Хороводы.
Письменность. (4ч)
История возникновения письменности у нашихпредков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянскойписьменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописныеи печатные книги. «Гороушна» — древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри. (3ч)
Принятие христианства на Руси. Понятие охраме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборыСмоленской области.
Культура Смоленщинысегодня. (8ч)
Современная культурная жизнь нашего края.Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественныеи музыкальные школы и др. Промежуточная аттестация. Тест. Квест «Путешествиепо Смоленщине».
Формыпроведения занятий: игры, сказка, викторина, конкурсы, путешествие, эстафета, квест, приключения, урок-творчества.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тематика разделов, занятий |
Жилища и предметы быта – 5ч |
|
1 |
Виды жилищ наших предков. |
2 |
Место, время, материал для строительства жилищ. |
3 |
Внутренний вид избы. |
4 |
Предметы быта наших предков. Лепка домашней утвари. |
5 |
Викторина по теме «Жилища и предметы быта наших предков». |
Как одевались в старину – 6ч |
|
6 |
Материалы, из которых шили одежду наши предки. |
7 |
Виды мужской и женской одежды. |
8 |
Головные уборы. Обувь. |
9 |
Детская одежда. |
10 |
Урок творчества. Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет». |
11 |
Экскурсия в музей «Смоленский лён». |
Что ели наши предки – 3ч |
|
12 |
Хлеб и каша – пища наша. |
13 |
Еда наших предков. |
14 |
Правила поведения за обеденным столом. |
Праздники – 2ч |
|
15 |
Праздники восточных славян. |
16 |
Семейные праздники. Современные праздники. |
Игры и хороводы – 3ч |
|
17 |
Игра в жизни людей. Виды игр и их правила. |
18 |
Хороводы. |
19 |
Разучивание народных игр и хороводов. |
Письменность – 4ч |
|
20 |
Как возникла письменность. |
21 |
Славянский алфавит. |
22 |
Памятники письменности. |
23 |
Проект «Стройтесь, буквы, дружно в ряд!» |
Храмы и монастыри – 3ч |
|
24 |
Внутреннее устройство храма. |
25 |
Смоленский Успенский собор. |
26 |
Виды храмов. Правила поведения в храме. |
Культура Смоленщины сегодня – 8ч |
|
27 |
Культурная жизнь Смоленщины. |
28 |
Библиотеки города. Экскурсия в школьную библиотеку. |
29 |
Музеи города Смоленска. Правила поведения в музее. |
30 |
Смоленская областная филармония. Правила поведения в зрительном зале. |
31 |
Земляки, прославившие наш край. |
32 |
Театры и кинотеатры родного города. Правила поведения в театре. |
33 |
Промежуточная аттестация. Тест. |
34 |
УКЗ. Квест «Путешествие по Смоленщине». |
Раздел 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» — 34ч
2А класс
№ п/п |
Тематика разделов, занятий |
Кол. часов |
План |
Факт |
Жилища и предметы быта |
5 |
|
||
1 |
Виды жилищ наших предков. |
1 |
02.09 |
|
2 |
Место, время, материал для строительства жилищ. |
1 |
09.09 |
|
3 |
Внутренний вид избы. |
1 |
16.09 |
|
4 |
Предметы быта наших предков. Лепка домашней утвари. |
1 |
23.09 |
|
5 |
Викторина по теме «Жилища и предметы быта наших предков». |
1 |
29.09 |
|
Как одевались в старину |
6 |
|
||
6 |
Материалы, из которых шили одежду наши предки. |
1 |
06.10 |
|
7 |
Виды мужской и женской одежды. |
1 |
13.10 |
|
8 |
Головные уборы. Обувь. |
1 |
20.10 |
|
9 |
Детская одежда. |
1 |
27.10 |
|
10 |
Урок творчества. Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет». |
1 |
10.11 |
|
11 |
Экскурсия в музей «Смоленский лён». |
1 |
17.11 |
|
Что ели наши предки |
3 |
|
||
12 |
Хлеб и каша – пища наша. |
1 |
24.11 |
|
13 |
Еда наших предков. |
1 |
01.12 |
|
14 |
Правила поведения за обеденным столом. |
1 |
08.12 |
|
Праздники |
2 |
|
||
15 |
Праздники восточных славян. |
1 |
15.12 |
|
16 |
Семейные праздники. Современные праздники. |
1 |
22.12 |
|
Игры и хороводы |
3 |
|
||
17 |
Игра в жизни людей. Виды игр и их правила. |
1 |
29.12 |
|
18 |
Хороводы. |
1 |
12.01 |
|
19 |
Разучивание народных игр и хороводов. |
1 |
19.01 |
|
Письменность |
4 |
|
||
20 |
Как возникла письменность. |
1 |
26.01 |
|
21 |
Славянский алфавит. |
1 |
02.02 |
|
22 |
Памятники письменности. |
1 |
09.02 |
|
23 |
Проект «Стройтесь, буквы, дружно в ряд!» |
1 |
16.02 |
|
Храмы и монастыри |
3 |
|
||
24 |
Внутреннее устройство храма. |
1 |
02.03 |
|
25 |
Смоленский Успенский собор. |
1 |
09.03 |
|
26 |
Виды храмов. Правила поведения в храме. |
1 |
16.03 |
|
Культура Смоленщины сегодня |
8 |
|
||
27 |
Культурная жизнь Смоленщины. |
1 |
30.03 |
|
28 |
Библиотеки города. Экскурсия в школьную библиотеку. |
1 |
06.04 |
|
29 |
Музеи города Смоленска. Правила поведения в музее. |
1 |
13.04 |
|
30 |
Смоленская областная филармония. Правила поведения в зрительном зале. |
1 |
20.04 |
|
31 |
Земляки, прославившие наш край. |
1 |
27.04 |
|
32 |
Театры и кинотеатры родного города. Правила поведения в театре. |
1
|
04.05 |
|
33 |
Промежуточная аттестация. Тест. |
1 |
11.05 |
|
34 |
УКЗ. Квест «Путешествие по Смоленщине». |
1 |
18.05 |