Город Белореченск муниципальное образованиеБелореченский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1им. М. И. Калинина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа2022 года протокол №1
Председатель ______ Плохой А.А.
АВТОРСКАЯПРОГРАММА
По внеурочной деятельности (ФГОС ООО)«Физика бытовых приборов и история их изобретения».
Уровень образования (класс): основноеобщее образование, 7 класс
Количество часов: 34
Автор-составитель: Кульдякина ЮлияСергеевна, учитель физики МБОУ СОШ1 им. М.И. Калинина города Белореченска МОБелореченский район
2022 год
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОСООО) «Физика бытовых приборов и история их изобретения» для учащихся 7 классовсоставлена на основании нормативных документов:
— Закон РФ «Обобразовании», статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственностьобразовательной организации» (п.7);
— Федеральныйкомпонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования набазовом уровне (с изменениями);
Данный курс предназначен для учащихся, ориентированных напродолжение образования, поддерживает мотивацию к изучению естественнонаучныхпредметов.
Курс способствует формированию интереса к изучению физики.Он является межпредметным, строится с привлечением материала уроков истории,литературы, ОБЖ, биологии.
Цели изучения курса:
— способствовать расширению политехническогокругозора учащихся,
— создать предпосылки для поддержания у них интересак изучению физики в рамках любого профиля.
Задачи изучения курса:
– создать условия для формирования общеучебных умений, связанных сцеленаправленным поиском, отбором и анализом информации различного характера.
– способствовать формированию коммуникативных умений, в томчисле умения работать в команде, созданной для решения определенной задачи,умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Отличие данного курса от базового состоит в том, что онпозволяет рассматривать уже знакомые учащимся физические и технические объектыс позиций единой общечеловеческой культуры.
Авторская программа рассчитана на 36 часов. В зависимостиот отведенного количества часов в рабочей программе количество часов можетбыть соответственно уменьшено на 2 часа за счет часов резервного времени (всего34 часа).
Количество часов зависит от количества часов, отведенныхна изучение данного курса в учебном плане конкретного учебного года.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на вариативноеколичество часов (34/36 учебный час) и адресована учащимся 7-х классов.
Учебный материал развертывается в соответствии с общепринятымитематическими разделами физики.
|
Кол-во часов по учебному плану/программе Название темы |
1 н/ч 34 часа |
1,5н/ч 51 час |
1 |
Введение |
2 |
3 |
2 |
Механические приборы |
6 |
9 |
3 |
Электробытовые приборы |
14 |
19 |
4 |
Оптические приборы |
10 |
16 |
5 |
Заключительные и обобщающие занятия |
2 |
4 |
|
Итого |
34 |
51 |
Основные формы организации занятий курса внеурочной деятельности: рассказ, беседа, семинар, практическая работа уроков работав г курса внеурочной деятельности руппе, созданной для решения конкретнойзадачи, самостоятельная индивидуальная работа, индивидуальная консультация уучителя, деловая игра «К барьеру», урок-зачет по защите курсовых отчетов иэлементами рефлексии.
Разнообразный дидактический материалдает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степениподготовки.
Виды деятельности учащихся:
— поиск и обработка информации о физике бытовыхпредметов и истории их изобретения в библиотеке и в Интернете;
— выполнение практических работ;
— рефлексия своей деятельности при изучении курса;
— написание рецензий на работу товарищей.
—
Условные обозначения:
п/р — практическая работа
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познаниюсебя:
— готовностьи способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность вфизическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;
— принятиеи реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,ответственное и компетентное отношение к собственному физическому ипсихологическому здоровью;
— неприятиевредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как кРодине (Отечеству):
— уважениек своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение кгосударственным символам (герб, флаг, гимн);
— воспитаниеуважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих вРоссийской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государствуи к гражданскому обществу:
— мировоззрение,соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;
— готовностьобучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих ихправа и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,самоуправления, общественно значимой деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающимилюдьми:
— принятиегуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
— способностьк сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицамс ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное икомпетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,умение оказывать первую помощь;
— развитиекомпетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослымив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,живой природе, художественной культуре:
— экологическаякультура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России имира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояниеприродной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— эстетическоеотношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье иродителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
— ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни;
— положительныйобраз семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризациятрадиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфересоциально-экономических отношений:
— готовностьобучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участияв решении личных проблем;
— потребностьтрудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовойдеятельности;
— готовностьк самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,социального и академического благополучия обучающихся:
— физическое,эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизниобразовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологическогокомфорта, информационной безопасности.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе обучения по программе данного курса внеурочнойдеятельности учащиеся научаться:
— самостоятельноопределять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,что цель достигнута;
— оцениватьвозможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственнойжизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— оцениватьресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые длядостижения поставленной цели;
— выбиратьпуть достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируяматериальные и нематериальные затраты;
— сопоставлятьполученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе обучения по программе данного курсавнеурочной деятельности учащиеся научаться:
— критическиоценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать ификсировать противоречия в информационных источниках;
— использоватьразличные модельно-схематические средства для представления существенных связейи отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— находитьи приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственногосуждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
— выходитьза рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностейдля широкого переноса средств и способов действия;
— выстраиватьиндивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороныдругих участников и ресурсные ограничения;
— менятьи удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе обучения по программе данного курса внеурочной деятельностиучащиеся научаться:
— осуществлятьделовую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, ане личных симпатий;
— приосуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды вразных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);
— координироватьи выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированноговзаимодействия;
— развернуто,логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств;
— распознаватьконфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностныхоценочных суждений.
В процессе обучения по программе данного элективного курса учащиесянаучаться:
— демонстрироватьна примерах роль и место физики в формировании современной научной картинымира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельностилюдей;
— демонстрироватьна примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
— устанавливатьвзаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические моделидля их описания и объяснения;
— использоватьинформацию физического содержания при решении учебных, практических, проектныхи исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников икритически ее оценивая;
— различатьи уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научногопознания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
— проводитьпрямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборыс учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получатьзначение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданнымформулам;
— использоватьдля описания характера протекания физических процессов физические величины идемонстрировать взаимосвязь между ними;
— решатьрасчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условиязадачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверятьполученный результат;
— использоватьзнания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечениябезопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде, для принятия решений в повседневной жизни.
В процессеобучения по программе данного курса внеурочной деятельности учащиеся получит возможность научиться:
— пониматьи объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости иместо в ряду других физических теорий;
— владетьприемами построения теоретических доказательств, а также прогнозированияособенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученныхтеоретических выводов и доказательств;
— характеризоватьсистемную связь между основополагающими научными понятиями: пространство,время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
— выдвигатьгипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей изаконов;
— самостоятельнопланировать и проводить физические эксперименты;
— решатьпрактико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выборомфизической модели, используя несколько физических законов или формул,связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
— объяснятьпринципы работы и характеристики изученных машин, приборов и техническихустройств;
— объяснятьусловия применения физических моделей при решении физических задач, находитьадекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как наоснове имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Содержание курса внеурочной деятельности по
(ФГОС ООО)
по физике
«Физика бытовых приборов и история их изобретения»
7 класс
Ведение.
Чтоизучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погреш-ности измерений. Физика и техника.
Механическиебытовые приборы
Простыемеханизмы: ножницы, кусачки, тележки, весы, ворот, винт, клин.
Атмосферноедавление и закон Паскаля в быту: присоски, вантуз, пипетки, пульверизатор.
Историческиесведения: Архимед, Торричелли, Паскаль.
Электробытовыеприборы.
Электрическая лампаи история ее появления, электронагревательные приборы, физические основы радиои история изобретения радио.
Приборы,преобразующие информацию: микрофоны, динамики, магнитофоны, дисководы,оптическая запись.
Приборы,преобразующие электрический сигнал в изображение: электронно-лучевые ижидкокристаллические мониторы.
Историческиесведения: А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, А.С.Попов.
Оптические бытовые приборы.
Зеркала и линзы, свойства изображений, оптические иллюзии, миражи.
Оптические приборы: фотоаппарат, бинокль, очки, лупа, глаз.
Заключительные иобобщающие занятия
Механические приборы.Электробытовые приборы. Оптические приборы.
Переченьпрактических работ
П/р №1 « Потенциальная энергия и равновесие»
П/р №2 «Условия равновесия тел, имеющих осьвращения и тел на опорах»
П/р №3 «Осциллограмма затухающих электрическихколебаний»
П/р №4 «Радиотелефонная передача»
П/р №5 «Определение разрешающейспособности глаза»
П/р №6 «Изготовление калейдоскопа».
Тематическоепланирование
сопределением основных видов деятельности
7 класс
(34/36 час, п/р – 6/6)
|
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
||
|
34 |
36 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
Введение (2/2 ч., п/р – 0/0) |
|
||||
|
Что изучает физика Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
|
2 |
2 |
— определять смысл понятий: вещество, физическая величина, физические явления, физический закон — работать с приборами для измерения физических величин и изучать принцип их действия — приобретать опыт в измерении физических величин при помощи простейших измерительных средств с учетом погрешности |
|
|
|
Механические бытовые приборы (6/6 ч., п/р – 2/2) |
|
||||
|
Простые механизмы: ножницы, кусачки, тележки, весы, ворот, винт, клин. Атмосферное давление и закон Паскаля в быту: присоски, вантуз, пипетки, пульверизатор. Исторические сведения: Архимед, Торричелли, Паскаль П/р №1 « Потенциальная энергия и равновесие» П/р №2 «Условия равновесия тел, имеющих ось вращения и тел на опорах» |
6 |
6 |
— знать историю появления простых механизмов — знать физические законы, лежащие в основе их работы — знать исторические сведения об Архимеде, Торричелли, Паскале — условие равновесия рычага — пользоваться простыми механизмами — решать задачи с применением простых механизмов |
|
|
|
Электробытовые приборы. (14/14 ч., п/р – 2/2) |
|
||||
|
Электрическая лампа и история ее появления, электронагревательные приборы, физические основы радио и история изобретения радио. Приборы, преобразующие информацию: микрофоны, динамики, магнитофоны, дисководы, оптическая запись. Приборы, преобразующие электрический сигнал в изображение: электронно-лучевые и жидкокристаллические мониторы. Исторические сведения: А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, А.С.Попов. П/р №3 «Осциллограмма затухающих электрических колебаний» П/р №4 «Радиотелефонная передача»
|
14 |
14 |
— изучать историю появления электронагревательных приборов — объяснять физические законы работы радио — изучать историю изобретения радио — объяснять устройство микрофонов, динамиков, магнитофонов, дисководов и их назначение — изучать исторические сведения о Лодыгине А.Н., Яблочкове П.Н., Попове А.С. — объяснять устройство электронагревательных приборов, микрофонов, динамиков, дисководов, электронно-лучевых трубок, жидкокристаллических мониторов — изучать физические основы радио — преобразование электрического сигнала в изображение.
|
|
|
|
Оптические бытовые приборы. (10/10 ч., п/р – 2/2) |
|
||||
|
Зеркала и линзы, свойства изображений, оптические иллюзии, миражи. Оптические приборы: фотоаппарат, бинокль, очки, лупа, глаз. П/р №5 «Определение разрешающей способности глаза» П/р №6 «Изготовление калейдоскопа».
|
10 |
10 |
— изучать свойства изображений в зеркалах, линзах — изучать устройство фотоаппарата, бинокля — применять фотоаппарат, бинокль, очки — изучать строение газа, дефекты зрения — использовать для решения задач формулу линзы, формулу оптической силы линзы — строить изображения в зеркалах, линзах, фотоаппаратах — объяснить оптические иллюзии, миражи — вычислять оптическую силу линзы
|
|
|
|
Заключительные и обобщающие занятия (2/4 ч., п/р – 0/0) |
|
||||
|
Механические приборы. Электробытовые приборы. Оптические приборы.
|
2 |
4 |
— теоретические сообщения, основанные на самостоятельно собранной учащимися информации: с каким физическим явлением связан данный бытовой прибор; каково его практическое использование; кем, как и когда был изобретен и т.д; — отчеты по результатам практических работ.
|
|
|
|
||||||
Приложение 1.
Переченьучебно-методического комплекса обеспечения
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.) |
— Шкала электромагнитных волн. — Таблица единиц СИ. — Периодическая система элементов Д.И.Менделеева |
Оборудование, приборы |
— Компьютер. — Телевизор. — Мультимедиапроектор. — Экран. — Многофункциональное устройство. — Интерактивная доска. — Интерактивное устройство
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников |
— http://www.school.mipt.ru/- сайт Федеральной заочной физико-технической школы — college.ru — раздел Открытого колледжа — Физика. — fmclass.ru — Образовательный портал — http://www.school.edu.ru/ — Российский образовательный портал — http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября» — http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета — http://www.math.ru – материалы по физике — http:// math – net. Ru – общероссийский физический портал
|
СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ 1 МО Белореченский район от 29.08.2022 года №1 _________ И.Г.Сарычева |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Е.В. Цьома 29.08.2022 года |