X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Город Белореченск муниципальное образованиеБелореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1им. М. И. Калинина

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

                                                                                         решением педагогического совета

от 29 августа2022 года протокол №1

Председатель ______     Плохой А.А.

 

 

 

 

АВТОРСКАЯПРОГРАММА

 

По  внеурочной  деятельности  (ФГОС ООО)«Физика бытовых приборов и история их изобретения». 

Уровень образования (класс): основноеобщее образование,   7 класс

Количество часов:    34

 

Автор-составитель:  Кульдякина ЮлияСергеевна, учитель физики  МБОУ СОШ1 им. М.И. Калинина города Белореченска МОБелореченский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

Пояснительнаязаписка

 

Рабочая программа курса внеурочной  деятельности  (ФГОСООО) «Физика бытовых приборов и история их изобретения» для учащихся 7 классовсоставлена  на основании  нормативных  документов:

   Закон РФ «Обобразовании», статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственностьобразовательной организации» (п.7);

   Федеральныйкомпонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования набазовом уровне (с изменениями);

Данный курс предназначен для учащихся, ориентированных напродолжение образования, поддерживает мотивацию к изучению естественнонаучныхпредметов.

            Курс способствует формированию интереса к изучению физики.Он является межпредметным, строится с привлечением материала уроков истории,литературы, ОБЖ, биологии.

Цели изучения  курса:

                  способствовать расширению политехническогокругозора учащихся,

                  создать предпосылки для поддержания у них интересак изучению физики в рамках любого профиля.

Задачи изучения курса:

–  создать условия для формирования общеучебных умений, связанных сцеленаправленным поиском, отбором и анализом информации различного характера.

–          способствовать формированию коммуникативных умений, в томчисле умения работать в команде, созданной для решения определенной задачи,умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Отличие данного курса от базового состоит в том, что онпозволяет рассматривать уже знакомые учащимся физические и технические объектыс позиций единой общечеловеческой культуры.

 Авторская программа рассчитана на 36 часов.  В зависимостиот отведенного количества часов в  рабочей программе количество часов можетбыть соответственно уменьшено на 2 часа за счет часов резервного времени (всего34 часа).

Количество часов зависит от количества часов, отведенныхна изучение данного курса в учебном плане конкретного учебного года.

 Рабочая программа курса внеурочной  деятельности  рассчитана на вариативноеколичество часов (34/36 учебный час)  и адресована учащимся 7-х классов.

 

Учебный материал развертывается в соответствии с общепринятымитематическими разделами физики.

 

 

        Кол-во часов по     учебному плану/программе

Название темы

1 н/ч

34 часа

1,5н/ч

51 час

1

Введение

2

3

2

Механические приборы

6

9

3

Электробытовые приборы

14

19

4

Оптические приборы

10

16

5

Заключительные и обобщающие занятия

2

4

 

Итого

34

51

        

    Основные формы организации  занятий курса внеурочной деятельности: рассказ, беседа, семинар, практическая работа уроков работав г курса внеурочной  деятельности  руппе, созданной для решения конкретнойзадачи, самостоятельная индивидуальная работа, индивидуальная консультация уучителя, деловая игра «К барьеру», урок-зачет по защите курсовых отчетов иэлементами рефлексии.

Разнообразный дидактический материалдает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степениподготовки.

Виды деятельности учащихся:

                   поиск и обработка информации о физике бытовыхпредметов и истории их изобретения в библиотеке и в Интернете;

                   выполнение практических работ;

                   рефлексия своей деятельности при изучении курса;

       написание рецензий на работу товарищей.

        

Условные обозначения:

п/р —  практическая работа

 

Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельности

 

                   Личностные результаты

   Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познаниюсебя:

   готовностьи способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность вфизическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;

   принятиеи реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,ответственное и компетентное отношение к собственному физическому ипсихологическому здоровью;

   неприятиевредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как кРодине (Отечеству):

   уважениек своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение кгосударственным символам (герб, флаг, гимн);

   воспитаниеуважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих вРоссийской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государствуи к гражданскому обществу:

   мировоззрение,соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;

   готовностьобучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих ихправа и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,самоуправления, общественно значимой деятельности;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающимилюдьми:

   принятиегуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

   способностьк сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицамс ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное икомпетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,умение оказывать первую помощь;

   развитиекомпетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослымив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,живой природе, художественной культуре:

   экологическаякультура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России имира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояниеприродной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

   эстетическоеотношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье иродителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

   ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни;

   положительныйобраз семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризациятрадиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфересоциально-экономических отношений:

   готовностьобучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участияв решении личных проблем;

   потребностьтрудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовойдеятельности;

   готовностьк самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического,социального и академического благополучия обучающихся:

   физическое,эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизниобразовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологическогокомфорта, информационной безопасности.

                         Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

 В процессе обучения по программе данного курса  внеурочнойдеятельности учащиеся научаться:

   самостоятельноопределять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,что цель достигнута;

   оцениватьвозможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственнойжизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

   оцениватьресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые длядостижения поставленной цели;

   выбиратьпуть достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируяматериальные и нематериальные затраты;

   сопоставлятьполученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 В процессе обучения по  программе данного курсавнеурочной деятельности учащиеся научаться:

   критическиоценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать ификсировать противоречия в информационных источниках;

   использоватьразличные модельно-схематические средства для представления существенных связейи отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

   находитьи приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственногосуждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

   выходитьза рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностейдля  широкого переноса средств и способов действия;

   выстраиватьиндивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороныдругих участников и ресурсные ограничения;

   менятьи удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В процессе обучения по  программе данного курса внеурочной деятельностиучащиеся научаться:

   осуществлятьделовую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, ане личных симпатий;

   приосуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды вразных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);

   координироватьи выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированноговзаимодействия;

   развернуто,логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств;

   распознаватьконфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностныхоценочных суждений.

Предметные результаты

 

В процессе обучения по  программе данного элективного курса учащиесянаучаться:

   демонстрироватьна примерах роль и место физики в формировании современной научной картинымира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельностилюдей;

   демонстрироватьна примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

   устанавливатьвзаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические моделидля их описания и объяснения;

   использоватьинформацию физического содержания при решении учебных, практических, проектныхи исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников икритически ее оценивая;

   различатьи уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научногопознания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

   проводитьпрямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборыс учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получатьзначение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданнымформулам;

   использоватьдля описания характера протекания физических процессов физические величины идемонстрировать взаимосвязь между ними;

   решатьрасчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условиязадачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверятьполученный результат;

   использоватьзнания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечениябезопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде, для принятия решений в повседневной жизни.

В процессеобучения по  программе данного курса  внеурочной деятельности учащиеся получит возможность научиться:

   пониматьи объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости иместо в ряду других физических теорий;

   владетьприемами построения теоретических доказательств, а также прогнозированияособенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученныхтеоретических выводов и доказательств;

   характеризоватьсистемную связь между основополагающими научными понятиями: пространство,время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

   выдвигатьгипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей изаконов;

   самостоятельнопланировать и проводить физические эксперименты;

   решатьпрактико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выборомфизической модели, используя несколько физических законов или формул,связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

   объяснятьпринципы работы и характеристики изученных машин, приборов и техническихустройств;

   объяснятьусловия применения физических моделей при решении физических задач, находитьадекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как наоснове имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

 

Содержание курса внеурочной деятельности по

(ФГОС ООО)

по физике

«Физика бытовых приборов и история их изобретения»

 

7 класс

 

Ведение.

Чтоизучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.  Погреш-ности измерений. Физика и техника.

Механическиебытовые приборы

Простыемеханизмы: ножницы, кусачки, тележки, весы, ворот, винт, клин.

Атмосферноедавление и закон Паскаля в быту: присоски, вантуз, пипетки, пульверизатор.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Историческиесведения: Архимед, Торричелли, Паскаль.

Электробытовыеприборы.

Электрическая лампаи история ее появления, электронагревательные приборы, физические основы радиои история изобретения радио.

Приборы,преобразующие информацию: микрофоны, динамики, магнитофоны, дисководы,оптическая запись.

Приборы,преобразующие электрический сигнал в изображение: электронно-лучевые ижидкокристаллические мониторы.

Историческиесведения: А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, А.С.Попов.

Оптические бытовые приборы.

Зеркала и линзы, свойства изображений, оптические иллюзии, миражи.

Оптические приборы: фотоаппарат, бинокль, очки, лупа, глаз.

Заключительные иобобщающие занятия

Механические приборы.Электробытовые приборы. Оптические приборы.

Переченьпрактических работ

 

П/р №1 « Потенциальная энергия и равновесие»

П/р №2 «Условия равновесия тел, имеющих осьвращения и тел на опорах»

П/р №3 «Осциллограмма затухающих электрическихколебаний»

П/р №4 «Радиотелефонная передача»

П/р  №5 «Определение разрешающейспособности глаза»

П/р  №6 «Изготовление калейдоскопа».

 

Тематическоепланирование

сопределением основных видов деятельности

7 класс

(34/36 час, п/р – 6/6)

 

 

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

 

 

34

36

 

 

 

 

 

 

Введение

(2/2 ч., п/р – 0/0)

 

 

Что изучает физика Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.  Погрешности  измерений. Физика и техника.

 

2

2

 

   определять  смысл   понятий: вещество, физическая величина, физические явления, физический закон

   работать с приборами для измерения физических величин и изучать принцип их действия

   приобретать опыт в  измерении физических величин  при помощи простейших измерительных средств с учетом погрешности

 

 

 Механические бытовые приборы

(6/6 ч., п/р – 2/2)

 

 

Простые механизмы: ножницы, кусачки, тележки, весы, ворот, винт, клин.

Атмосферное давление и закон Паскаля в быту: присоски, вантуз, пипетки, пульверизатор.

Исторические сведения: Архимед, Торричелли, Паскаль П/р №1 « Потенциальная энергия и равновесие»

П/р №2 «Условия равновесия тел, имеющих ось вращения и тел на опорах»

6

6

        знать историю появления простых механизмов

        знать физические законы, лежащие в основе их работы

        знать исторические сведения об Архимеде, Торричелли, Паскале

        условие равновесия рычага

        пользоваться простыми механизмами

        решать задачи с применением  простых механизмов

 

 

Электробытовые приборы.

(14/14 ч., п/р – 2/2)

 

 

Электрическая лампа и история ее появления, электронагревательные приборы, физические основы радио и история изобретения радио.

Приборы, преобразующие информацию: микрофоны, динамики, магнитофоны, дисководы, оптическая запись.

Приборы, преобразующие электрический сигнал в изображение: электронно-лучевые и жидкокристаллические мониторы.

Исторические сведения: А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, А.С.Попов.

П/р №3 «Осциллограмма затухающих электрических колебаний»

П/р №4 «Радиотелефонная передача»

 

 

       14

           14

        изучать  историю появления электронагревательных приборов

        объяснять физические законы работы радио

        изучать историю изобретения радио

        объяснять устройство микрофонов, динамиков, магнитофонов, дисководов и их назначение

        изучать исторические сведения о Лодыгине А.Н., Яблочкове П.Н., Попове А.С.

        объяснять устройство электронагревательных приборов, микрофонов, динамиков, дисководов, электронно-лучевых трубок, жидкокристаллических мониторов

        изучать физические основы радио

        преобразование электрического сигнала в изображение.

 

 

 

 

  Оптические бытовые приборы.

(10/10 ч., п/р – 2/2)

 

 

Зеркала и линзы, свойства изображений, оптические иллюзии, миражи.

Оптические приборы: фотоаппарат, бинокль, очки, лупа, глаз.

 П/р  №5 «Определение разрешающей способности глаза»

П/р  №6 «Изготовление калейдоскопа».

 

 

 

            10

 

       10

 

   изучать свойства изображений в зеркалах, линзах

                    изучать устройство     фотоаппарата, бинокля

                    применять  фотоаппарат, бинокль, очки

                    изучать строение газа, дефекты зрения

                    использовать для решения задач  формулу линзы, формулу  оптической силы линзы

                    строить изображения в зеркалах, линзах,  фотоаппаратах

                    объяснить оптические иллюзии, миражи

                    вычислять оптическую силу линзы

 

 

 

                               Заключительные и обобщающие занятия

                                                                   (2/4 ч., п/р – 0/0)

 

 

Механические приборы. Электробытовые приборы. Оптические приборы.

 

 

            2

     4

        теоретические сообщения, основанные на самостоятельно собранной учащимися информации: с каким физическим явлением связан данный бытовой прибор; каково его практическое использование; кем, как и когда был изобретен и т.д;

        отчеты по результатам практических работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Переченьучебно-методического комплекса обеспечения

 

Наглядный материал

(альбомы, атласы, карты, таблицы и др.)

      Шкала электромагнитных волн.

      Таблица единиц СИ.

      Периодическая система элементов Д.И.Менделеева

Оборудование, приборы

 

      Компьютер.

      Телевизор.

      Мультимедиапроектор.

      Экран.

   Многофункциональное устройство.

      Интерактивная доска.

      Интерактивное устройство

 

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

 

      http://www.school.mipt.ru/- сайт Федеральной заочной физико-технической школы

      college.ru — раздел Открытого колледжа — Физика.

      fmclass.ru  — Образовательный портал

      http://www.school.edu.ru/ — Российский образовательный портал

      http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»

      http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета

     http://www.math.ru – материалы по физике

     http://  mathnet. Ru – общероссийский физический портал

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей  естественнонаучного цикла

МБОУ СОШ 1 МО Белореченский район

от 29.08.2022 года  №1

_________ И.Г.Сарычева       

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________   Е.В. Цьома

29.08.2022 года

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет