Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол №1 «___» ______2022г. Руководитель ШМО ______ /Василькина Т.В./ |
Согласована. Заведующий филиала ________/Сечева О.Ю./ «___» ______2022г.
|
Утверждена. Директор школы Приказ №___ от «____» __________2022г. ________/А.И.Тишкин/ |
Филиал
«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательногоучреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»
Ковылкинского муниципального района
Республики Мордовия
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной(русский) язык»
2 класс
на 2021 — 2022 учебный год
Составитель:Василькина Т.В.
п. Силикатный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программаучебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций собучением на русском языке разработана в соответствии с федеральнымигосударственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели,задачи, планируемые результаты и содержание предмета.
Данная рабочаяпрограмма составлена в соответствии со следующими нормативными документами иправовыми актами:
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
3.Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РоссийскойФедерации».
4.Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия»(принят Государственным собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года; вред. законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19.12.2011 г. № 78-З).
5.Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании вРеспублике Мордовия» (в ред. закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 29 декабря 2010 г. № 189 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях».
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г.№594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательныхпрограмм, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основныхобразовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказовМинобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
9. Примерная основнаяобразовательная программа начального общего образования (в ред. протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию).
Основныефункции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная)способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий –познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успешноеовладение других предметов начальной школы.
Рабочая программа рассчитана на изучение родного (русского) языка во всехобщеобразовательных организациях Республики Мордовия с обучением на русскомязыке и является ориентиром для составления авторских и рабочих программ: онаопределяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможностьавторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства,предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов кпостроению учебного процесса, является основным документом для проведенияитогового контроля и определения качества обучения.
Планируемые результаты освоения
предмета «Родной (русский) язык»
2 класс (34ч)
Изучение предмета «Родной (русский) язык» должно обеспечивать достижение предметных результатовосвоения курса в соответствии с требованиями федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования. Система планируемыхрезультатов дает представление о том, какими именно учебными действиями вотношении знаний, умений и навыков по курсу родного языка, а также личностными,познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеютобучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета « Русский роднойязык».
Личностные результаты:
Учащийся получит возможность для формирования:
представления освоей этнической принадлежности;
развития чувствалюбви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояниерусского народа – русский язык;
представления обокружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осознанияположительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представления освоей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
положительногоотношения к языковой деятельности;
заинтересованностив выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
развитиячувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможностиязыка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этическихчувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);понимания чувств одноклассников, учителей;
развитиянавыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессевыполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектнойдеятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
принимать исохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебнойзадачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать(совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации;
выполнять действияпо намеченному плану;
проговаривать(сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательностьпроизводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оцениватьсовместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вноситьсоответствующие коррективы;
адекватновоспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причиныуспеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебныедействия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Учащийся научится:
сознаватьпознавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководствомучителя или самостоятельно);восприниматьна слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
работать синформацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководствомучителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебныхпособиях;
пользоватьсясловарями и справочным материалом учебных пособий;
осмысленно читатьтекст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественногои познавательного);
составлять устнонебольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
составлятьнебольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
ориентироватьсяпри решении учебной задачи на возможные способы её решения;
обобщать (выделятьряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы врезультате совместной работы класса и учителя;
осуществлятьаналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
по результатамнаблюдений находить и формулировать правила,определения;
устанавливатьпричинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения вформе простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевогоповедения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точкузрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать навопросы других; строить понятные для партнёравысказывания;
признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение иаргументировать его;
работать в парах, учитывать мнениепартнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решениюв совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленнойкоммуникативной задачи.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык»на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применениезнаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях иотражать:
1) Понимание взаимосвязи языка, культуры и историинарода, говорящего на нём:
понимание роли русского родного языка в жизни общества и государства, всовременном мире;
пониманиероли русского родного языка в жизни человека;
понимание национального своеобразия, богатства,выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значенияфразеологических оборотов с национально- культурным компонентом, уместноеупотребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц ипоговорок; правильное употребление пословиц, поговорок в современных ситуацияхречевого общения;
понимание роли заимствованной лексики всовременном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком изязыков народов России и мира;
определение различий между литературным языком идиалектами; осознание диалектов как части народной культуры;
соблюдение норм русского речевого этикета;
использование словарей,: толковых словарей,словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок и т.д.
2) Овладение основными нормами русского литературногоязыка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормамиречевого этикета:
осознание важности соблюдения норм современного русскоголитературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения нормсовременного русского литературного языка чужой и собственной речи;корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи нормсовременного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащениеактивного и потенциального словарного запаса;
стремлениек речевому самосовершенствованию;
соблюдениеосновных орфоэпических норм современного русского литературного языка:
соблюдениеосновных лексических норм современного русского литературного языка:
соблюдениеосновных грамматических норм современного русского литературного языка:
соблюдениеосновных норм русского речевого этикета:
соблюдение основных орфографических нормсовременного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современногорусского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
3) Совершенствование различных видов устной иписьменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общенияпри помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владениеразличными видами слушания (в рамках изученного в основном курсе);
владениеразличными видами чтения (в рамках изученного в основном курсе);
пониманиеследственных отношений, логических связей между абзацами и частями текста;
умение находитьначало и конец темы;
понимание правилинформационной безопасности при использованииИнтернет;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактикустного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация,просьба, принесение извинений, поздравление;
участиев беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
созданиеустных и письменных текстов описательного типа;
чтение, комплексный анализ и интерпретациятекстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных илитературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);
редактирование собственных текстов с цельюсовершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового иотредактированного текстов.
Предметные результатыосвоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
различать понятия«архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;
пользоватьсясправочным материалом для определения лексического значения слов.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
наблюдать заразноместностью и подвижностью русского ударения;
определять прямоеи переносное значение слов;
употреблять в речиоднозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
выбирать слова,соответствующие предмету мысли.
Реализациясодержательной линии «Секреты речи и текста»
использовать вречи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языкеадекватно ситуации общения;
владетьразличными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов обистории языка и культуре русского народа;
анализироватьинформацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболеесущественные факты;
выбирать заголовокдля текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную иписьменную речь;
различатьдиалогическую речь;
отличать текст отнабора не связанных друг с другом предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
анализироватьтекст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательностьв тексте;
определять тему иглавную мысль текста;
соотноситьзаголовок и содержание текста;
составлять текстпо рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текстпо его началу и по его концу;
составлятьнебольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами иявлениями языка.
Учащийся научится:
участвовать вустном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему,соблюдать основные правила речевого поведения);
строитьпредложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно)читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствиис учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоватьсясловарями для решения языковых и речевых задач;
различать устную иписьменную речь;
отличать текст отнабора не связанных друг с другом предложений;
анализироватьтекст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательностьв тексте;
пониматьтему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие ктексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определятьпоследовательность частей текста;
читатьвопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно ихзаписывать;
составлятьтекст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по егоконцу.
Учащийсяполучит возможность научиться:
анализироватьсвою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах напоставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точкизрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдатьнормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливатьтекст по его теме или по его главной мысли;
распознаватьтексты разных типов: описание и повествование,рассуждение;
замечатьв художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательныйтексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находитьсредства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания порезультатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
письменноизлагать содержание прочитанного текста по вопросам;
проверятьправильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографическиеошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
СОДЕРЖАНИе учебного предмета «РОДНОЙ (РУССКИЙ)Язык»
2 класс (34 ч.)
Тема 1: Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционногорусского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились донашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы,поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами иявлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц ипоговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языкахобщий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своимсамоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание. Словарь «Почемуэто так называется?».
Тема 2: Язык в действии (12 ч)
Как правильнопроизносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок впроизношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение заизменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, вкоторых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способытолкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствованиеорфографических навыков.
Тема 3: Секреты речи и текста (10 ч)
Приемы общения:убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы вдиалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, какправильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русскогоречевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно- научной коммуникации:формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанрмонологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутыйответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименныйповтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развернутоетолкование значения слова.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Тип урока |
Кол-во часов |
Дата П Ф |
|
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее |
|
12 ч. |
|
|
1 |
По одёжке встречают… |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
2 |
По одёжке встречают… |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
3 |
Ржаной хлебушко — калачу дедушка. |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
4 |
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
5 |
Каша – кормилица наша |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
6 |
Любишь кататься, люби и саночки возить |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
7 |
Любишь кататься, люби и саночки возить |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
8 |
Делу время, потехе час |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
9 |
Делу время, потехе час |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
10 |
В решете воду не удержишь |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
11 |
Самовар кипит, уходить не велит |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
12 |
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
2 |
Язык в действии |
12 ч. |
|
|
|
13 |
Помогает ли ударение различать слова? |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
14 |
Помогает ли ударение различать слова? |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
15 |
Для чего нужны синонимы? |
Урок изучения нового материала |
|
|
|
16 |
Для чего нужны синонимы? |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
17 |
Для чего нужны антонимы? |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
18 |
Для чего нужны антонимы? |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
19 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
20 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
21 |
Как можно объяснить значение слова? |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
22 |
Как можно объяснить значение слова? |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
23 |
Как научиться читать стихи и сказки? |
Развитие речи |
1 |
|
|
24 |
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
3 |
Секреты речи и текста |
10 ч. |
|
|
|
25 |
Участвуем в диалогах |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
26 |
Участвуем в диалогах |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
27 |
Составляем развёрнутое толкование значения слова |
Развитие речи |
1 |
|
|
28 |
Составляем развёрнутое толкование значения слова |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
29 |
Учимся связывать предложения в тексте |
Развитие речи |
1 |
|
|
30 |
Учимся связывать предложения в тексте |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
31 |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
Урок изучения нового материала |
1 |
|
|
32 |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
Закрепление изученного |
1 |
|
|
33 |
Представление результатов выполнения проектных заданий |
Комбинированный урок |
1 |
|
|
34 |
Проверочная работа |
Контроль знаний |
1 |
|
|
|
Итого |
|
34 ч. |
|
|
