X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Задачейсовременного образовательного учреждения является воспитание нравственных основличности, способствующих формированию гражданской позиции молодого человека -будущего специалиста и гражданина. На этапе профессиональной подготовки особое значениеимеют воспитательные институты, которые создаются обществом и государством длявоспитания подрастающих поколений, занимаются социально-педагогическими видамиоздоровления микросреды детей, юношества и молодежи. Так,О. С. Газман считает, что основными показателями сформированностигражданственности служат готовность личности быть активным, сознательным иполноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные профессиональные,общественные, внутрисемейные функции и обязанности .

На этапе укрепления российскойгосударственности в работе с детьми, подростками и студентами важно определить,какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны иметь приоритет. Неслучайно важнейшей задачей воспитания, как отмечается в «Концепции модернизациироссийского образования на период до 2020 года», является формированиегражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,инициативности, самостоятельности, толерантности. Очевидно, что гражданскоепатриотическое воспитание составляет особый государственный интерес и имеетсоциальный заказ. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях КрайнегоСевера, на территории которого временно приезжают и проживают многочисленныенароды, постоянно взаимодействуя с коренным населением.

В процессе унификации культурных образцов, атакже нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенныхисторических событий, происходящих в России, наметился процесс отчуждениячеловека от своего культурно-исторического наследия. В связи с этим значительнозатрудняется межпоколенная трансмиссия и связанная с ней этническаяидентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственнаяпозиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своегонационального сознания и национальной самобытности. Поскольку проблемаформирования патриотизма молодежи является по своей сути проблемоймеждисциплинарной, вопрос межпоколенных отношений находит освещение в работахфилософов, историков, социологов, демографов, этнографов и других специалистов.По мнению учёных (Н. С. Александрова, Ш. М.-Х. Арсалиев,Е. С. Бабунова, З. А. Богатеева, Г. Н. Волков,В. М. Григорьев, Т. С. Комарова, Т. Н. Петрова,В. Д. Путилин, М. Г. Тайчинов и др.), важным оказываетсясохранение и разумное использование в воспитании всего богатства народнойкультуры и народного творчества [1; 2].

Несмотря на возрастающий интерес к даннойпроблеме, тесная взаимосвязь народного творчества и его роль в формированиигражданственности студентов ещё недостаточно оценена и изучена в современнойпедагогической науке. Не до конца выявлен и определен содержащийся в немнравственный потенциал, а также не исследована его роль в формированиигражданственности студентов. Однако специальных исследований, посвященныхвопросам воспитания гражданственности студентов в условиях Крайнего Севера, крайне недостаточно.

Организуя наше исследование по формированиюгражданственности студентов, мы опирались на следующие принципы:

принцип организованности — предполагаетскоординированную, системную, регулярную работу всех важнейших элементов:образовательного учреждения, семьи, социальной среды, молодежных организаций,средств массовой информации, организации охраны общественного порядка;

принцип постепенности — плодотворнаяпатриотическая работа должна проводиться постепенно, эволюционными,ненасильственными методами, но в то же время настойчиво;

принцип комплексности — заключается вовзаимосвязи условий формирования гражданственности.

Разрабатывая методику экспериментальногоисследования, мы опирались на теоретический анализ вопроса формированиягражданственности подрастающего поколения в исторической ретроспективе, особоподчеркивая возможность его поэтапного формирования, только в этом случаепроцесс может рассматриваться как вполне управляемый. Мы опирались нанаправления, выделенные в содержании патриотического воспитания  ипредложенные В. А. Сластениным: от привития любви к малойродине, к своим родным местам, к природе родного края, его историческомупрошлому — к формированию бережного отношения к истории Отечества, егокультурному наследию; воспитанию готовности к защите Родины; установлениебратских и дружеских отношений с представителями других стран и народов.

Построение учебно-воспитательного процесса внашем исследовании осуществлялось с учетом этапов организации формированиягражданственности, которое позволило: интегрировать и дифференцироватьсодержание воспитания гражданина путем группировки познавательного материала навсех этапах обучения; применение средств народного творчества в учебно-воспитательномпроцессе, через который осуществляется связь с социальнойдействительностью.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

Практика работы по формированиюгражданственности в многонациональном регионе предполагала созданиецеленаправленного, систематизированного комплекса развивающих занятий,внеучебной деятельности и факультативной работы, которые включают материал поознакомлению с традиционными праздниками разных народов Крайнего Севера,внедрение их в учебно-воспитательный процесс, а также проверку егоэффективности. Ознакомление с народным творчеством проводилось в определеннойсистеме, которая позволила студентам освоить основы гражданственности черезнародные идеи, материализованные в потешках, считалках, загадках, пословицах,поговорках, песнях, сказках, легендах, преданиях, праздниках, обрядах и т.д.народов Крайнего Севера, сформировать эмоционально-ценностное отношение к малойродине.

На протяжении тысячелетий поэтическоетворчество народностей Севера занимало главенствующее место в их духовной иэстетической жизни. Духовный и эстетический опыт народа, копившийсятысячелетиями, становится движущим фактором в искусстве писателей-северян.Духом преклонения перед природой проникнуто все их словесное искусство.Современный человек в этом творческом акте коллективного создателя мифологиивправе усмотреть акт гуманизма и высокой нравственности. Стремление утвердитьсяна земле заставляет его одушевлять силы природы, тем самым приближая себя кней. Отсюда такое обилие мифов и сказок о животных, в которых последниеговорят, мыслят, общаются с себе подобными и с людьми, совершают поступки.Крайняя степень близости человека к природе позволяет совмещать в коллективномхудожественном опыте единичное и общее, отвлеченную символику снатуралистической конкретностью, наивную простоту восприятия с условностьюотражения. Следовательно, изучение устного народного творчества народовКрайнего Севера позволит лучше понять его психологические особенности иобъединить народы, которые временно проживают на этой Земле.

Вся работа проходила в три основных этапа:«Подготовительный», «Ознакомительный», «Демонстрационный».

«Подготовительный» этап. Целью этого этапаявляется краткий экскурс в специфику народного творчества народов КрайнегоСевера, выявление его характерных особенностей, отличий. Помимо этого, мырешали следующие задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик у студентовна народное творчество народов Крайнего Севера; сформировать у студентов знанияо народном творчестве народов Крайнего Севера и их значении в культурной жизнинарода. Для этого в ходе изучения студентами дисциплин различных циклов(История России, Литература, Обществознание, Русский язык и др.) мы включали вих содержание совокупность знаний о народном творчестве, выраженном в потешках,считалках, загадках, пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах,преданиях, праздниках, обрядах и т.д. народов Крайнего Севера. Кроме того, намипроводились беседы, экскурсии, просмотр народных праздников, обсуждениетрадиций, обычаев, обрядов народов Крайнего Севера. В частности, студентыпросматривали видеозаписи с Международных фольклорных фестивалей, принималиучастие в подготовке интеллектуальных игр, в которых один блок вопросовпосвящен истории края, фольклору и праздникам.

«Ознакомительный» этап. Целью этого этапа былодальнейшее формирование интереса у студентов к изучению народного творчестварегиона, формирование знаний о средствах народного творчества, а также ихособенностях, игровых приемах и технологиях воздействия. На этом этапе былареализована экспериментальная программа «Крайний Север — наш родной дом»,задачами которой было: формирование у студентов знаний о педагогическихфункциях народного творчества, технологии их воздействия; эмоциональнойотзывчивости и проявление активности в организации и проведении краеведческих мероприятий.Нами использовались следующие формы работы: занятия, экскурсии в музейприкладного искусства, беседы, поисковые задания с целью изучения и возрождениянародных праздников народов Крайнего Севера, а также изучение местныхособенностей, характеризующих проявления тех или иных качеств людей, населяющихэту территорию (регион).

«Демонстрационный» этап. Цель этого этапа -развитие эмоционально-эстетической отзывчивости на народные праздники, традициии обычаи малой родины, формирование умений по участию в краеведческихмероприятиях народов Крайнего Севера. Различные формы внеучебной работы(студии, клубы, кружки) позволяли развивать у студентов эмоционально-ценностноеотношение к истории и традициям народов Крайнего Севера, проявляя при этомпатриотические чувства. На этом этапе студенты подключались к организации,участию и проведению народных праздников народов Крайнего Севера. Кроме того,нами была организована работа студий народного фольклора и музыкальнойгостиной, в которых студенты на профессиональном уровне изучали местныйфольклор, обряды и традиции. По итогам работы студий студенты представилитворческий концерт-отчет «Как прекрасен наш Крайний Север».

Итак, гражданское воспитание молодежи внастоящее время является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания внашей стране, поскольку оно формирует не только соответствующиемировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становлениенеобходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодогогражданина в условиях демократического общества. Анализ государственных иобщественных программ и проектов подтверждает, что на первый план вновьвыдвинулась проблема такой организации образовательно-воспитательных процессов,которая обеспечивала бы полноценное формирование национального самосознания устуденчества. В связи с этим представляется важным изучение возможностейиспользования народного творчества в целях формирования у них гражданственности.

Итак, формирование гражданственности студентовможно представить как содержание процесса воспитания: «формирование» какпроцесс и результат изменений в личности, а «воспитание» как деятельность,направленная на реализацию этих изменений в личности в соответствии с целямивоспитания.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет