X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Приложение№ ___

кадаптированной основной 

общеобразовательнойпрограмме

 обучающихсяс задержкой психического развития 

(вариант 7.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Развитие познавательныхинтересов у ребенка с ОВЗ»

 

Срокреализации программы 2019-2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

 учитель-дефектолог

Гордеева И.И.

 

 

 

 

г. Оренбург

 

Оглавление

 

Пояснительная записка

3

Раздел I.  Планируемые результаты освоения коррекционного курса

11

Раздел II.  Содержание коррекционного курса

15

Раздел III.  Тематическое планирование

17

Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование

18

Приложение №2 Материально-техническое обеспечение

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПРполучает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершенияобучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностямздоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пятьлет, за счёт введения первого дополнительного класса.

Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся сЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях(замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательныхпроцессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, втой или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию вцелом.

Данный вариант характеризуется усилением внимания кформированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных)компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии,оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности кпродолжению образования на последующей ступени основного общего образования.

Реализация коррекционно-развивающей области являетсяобязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР.

Курс «Развитие познавательных интересов у ребенка сОВЗ» направлен на гармонизацию и оптимизацию развитияребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладениеопределёнными способами деятельности, такими как, воспроизводящие способымышления, которые являются основой для усвоения знаний. Представленнаяпрограмма отражает содержание коррекционных занятий, подобранное с учетомперечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП[1] особыхобразовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендациюобучения по варианту 7.2[2].

Общая цель коррекционныхзанятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися,направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном иэмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, формированиеучебной мотивации.

В соответствии с особыми образовательнымипотребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса:

Ø  формированиеосознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способностик самостоятельной организации собственной деятельности;

Ø  совершенствованиепознавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактикивторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальныхпробелов в знаниях;

Ø  стимулированиепознавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному исоциальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьноймотивации;

Ø  освоение социальноодобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт иотклонений в формировании личности;

Ø  компенсацияэмоционального неблагополучия, развитие самосознания;

Ø  освоение иотработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия сосверстниками и взрослыми;

Ø  содействиестановлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, атакже достижению личностных и метапредметных результатов образования.

 

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируютсяследующим образом:

Ø  способствоватьпсихологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основсаморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшениястепени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивнойкоммуникации;

Ø  создатьусловия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе,одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации содноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизируетсоциальное взаимодействие обучающегося;

Ø  корригироватьтипичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч.препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а такжепониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов,несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрациивнимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;

Ø  корригироватьнедостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивногомоделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение,абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучатьиспользованию знаково-символических средств для организации познавательнойдеятельности;

Ø  содействоватьразвитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметныхрезультатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметовдля первого класса.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающеезначение курса

Включение курса «Развитие познавательных интересов уребенка с ОВЗ» в качестве обязательного для всех получающих образование поварианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младшихшкольников указанной группы. Общеизвестные недостатки их саморегуляции,мыслительных операций, мотивационные искажения, эмоциональные проблемы,личностная незрелость, речевые трудности, а также многочисленные разнообразныенарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифическиедисфункции), в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельностии достижению требуемых результатов образования.

Программа курса «Развитие познавательных интересов уребенка с ОВЗ» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбормодуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующимперераспределением часов. Содержание, форма организации (групповая,подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамкахконкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихсяопределенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностейобразовательной организации.

Важнейшее значение для выбора содержания курса имелитруды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержкипсихического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н.Косымова,
Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты изних) включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностейгрупповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.

В некоторые разделы включены материалы изопубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А.Венгер,А.Л. Венгер, В.В. Брофман,
К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Представленный в них теоретически обоснованный опыткоррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развитиястарших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностямиобучающихся с ЗПР.

Коррекционные занятия позволяют повысить интерес имотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностногоразвития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений вформировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Курс «Развитие познавательных интересов у ребенка сОВЗ» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяетстимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы,последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения икоммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей,формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающихкурсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержаниеможет осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя изпсихофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основаниирекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальнойпрограммы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется,что содержание коррекционных занятий следует планировать в русле перечисленныхниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР,сразу начинающих обучение по варианту программы 7.2.

Весь курс «Развитие познавательных интересов у ребенкас ОВЗ» ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП вкачестве желательных:

– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизациясенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временныхпредставлений

– диагностика и развитие эмоционально-личностнойсферы и коррекция ее недостатков (гармонизация эмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитиесамостоятельности, формирование навыков самоконтроля, созданиеситуации успешной деятельности

–диагностика и развитие коммуникативной сферыисоциальная интеграции(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

– формирование продуктивных видоввзаимодействия с окружающими(в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе,формирование и развитие навыков социального  поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное пониманиесоциальных ролей в значимых ситуациях

– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формированиеспособности к планированию и контролю).

Перечисленныенаправления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболееактуальными особыми образовательными потребностями,индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностикапреимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходепроведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей,родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуляпроведение диагностических занятий.

Ведущими,«сквозными» направлениями в коррекционной работе являются формирование системыпроизвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушениясовершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствиесущественного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно обучаться поучебным предметам и получить цензовое образование. Вместе с тем длязначительной части обучающихся с ЗПР типичны проблемы коммуникации, мотивационныедефициты, эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся  не прилагаетнеобходимых усилий на занятиях по развитию познавательной сферы, логопедическихзанятиях, и они не приносят ожидаемой пользы. Рабочей задачей учителя -дефектолога является формирование положительного отношения к внеучебнымзанятиям. Именно поэтому входящие в курс модули должны быть вариативными.

 

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающейработы

Психологические особенности обучающихся с ЗПР[3],многократно описанные в литературе и перечисленные в ПрАООП, существеннозатрудняют достижение ими планируемых результатов НОО. Коррекционно-развивающиезанятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствоватьуменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детскихтрудностей.

Курс полезен для освоения всех предметных областей,поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов,саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и(или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специальносозданных условиях.

Участие ребенка в психокоррекционных занятияхспособствует уменьшению эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции,повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, чтоблаготворно влияет на мотивацию учения. 

У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушенияи/или дефициты развития психофизических функций (внимания, мелкойручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематическихпроцессов и проч.)., которые мешают овладению содержанием учебных предметов.Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаютсяв работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся.

Важнейшее и системообразующее значение имеет модуль,направленный на формирование и совершенствование произвольной регуляции. Формированиеэтой способности предлагается рассматривать как приоритетную задачу не толькообсуждаемого курса, но и психолого-педагогического сопровожденияобразовательного процесса в целом. Модуль, решающий эту задачу, является частьюкомплексной программы по формированию осознанной регуляции познавательнойдеятельности и поэтапно осуществляется на протяжении практически всех летобучения с постепенным наращиванием требований к самостоятельной организациидеятельности и контролю результатов.

Работа над совершенствованием произвольной регуляциипроводится в ходе реализации любого модуля. Неумение подчинять своюдеятельность поставленной задаче, несформированность навыков мысленного планированиядеятельности, самоконтроля, неадекватная самооценка, эмоциональнаянестабильность и соответствующие трудности межличностных отношений,неспособность осознавать свою ответственность и другая дезадаптирующаясимптоматика, на преодоление которой направлены различные модули курса

Развитие познавательных интересов  чаще всего имеет всвоей основе сложный комплекс причин. Дефектолог должен отчетливо понимать, чтоцеленаправленное формирование возможностей произвольной регуляции, обеспечениеспециальной помощи в осознании имеющихся трудностей, выполнение рекомендаций пореализации индивидуального подхода к обучающимся, способствуют постепеннойкоррекции имеющихся проблем обучения и поведения.

Однако не только дефицит осознанной регуляциизатрудняет усвоение учебного материала. У обучающихся по варианту 7.2недостаточны мыслительные операции и действия (анализ, синтез, сравнение,обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и проч.), что затрудняетусвоение всех учебных предметов. Ежегодно включаемый в программу модуль,направленный на активизацию познавательной деятельности, ставит задачуформирования ее операционального состава. Вместе с тем любая коррекционнаяработа с ребенком должна способствовать улучшению познавательной деятельности,результатом которой, как известно, является не только усвоение учебногоматериала, но и совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивнаяориентировка в окружающем предметном и социальном мире).

Учитель — дефектолог в ходе реализации курса «Развитиепознавательных интересов у ребенка с ОВЗ» учитывает рекомендации учителя класса[4],касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися надликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания приусвоении нового материала

 В первом классе  реализуются  модули, направленные наформирование пространственно-временных представлений, активизациюпознавательной деятельности, а также работать с обучающимися индивидуально,корригируя индивидуальные пробелы обучения и формируя необходимые учебныедействия.

Особое значение имеет тесная связь логопедических,дефектологических и психокоррекционных занятий, а также сопряженность ссодержанием изучаемых учебных предметов.

Трудности овладения письмом определяются недостаткамисо стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкоймоторики, слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности.Существенное значение имеют и патофизиологически обусловленные недостаткипроизвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов,предложений, текстов). Общее отставание темпов становления познавательной деятельностипрепятствует сознательному усвоению и использованию разнообразныхмногочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речизатрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов. Поэтомуобучающиеся с ЗПР преимущественно не любят учебный предмет «Русский язык» иобнаруживают наибольшие трудности в усвоении его содержания.

Преодолению перечисленных трудностей способствуютупражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради,слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.).Предусматриваются задания, направленные на улучшение сформированностисловесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используютсяупражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию самостоятельногоустного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые накоррекционных занятиях, будут перенесены на программный материал предметнойобласти «Филология».

Трудности овладения математикой в значительной мересопряжены с недостатками пространственных и квазипространственныхпредставлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являютсянеобходимыми и способствующими усвоению математических знаний, в первую очередьоснов геометрии.

Ошибки при решении математических примеров обусловленыв первую очередь колебаниями внимания и несформированностью действий контроля.Упражнения для улучшения контроля (из модуля по совершенствованию произвольнойрегуляции), психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключениевнимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобныхошибок[5].

Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезныетрудности в решении арифметических задач. С одной стороны, их вызываютнедостатки словарного запаса, плохое понимание слов, входящих в условие задачи,что предполагает соответствующую работу учителя-логопеда. С другой стороны,ведущую роль играет недостаточная сформированность мыслительных операций,действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперированияими. Модуль по активизации познавательной деятельности, включающий постепенноусложняющиеся упражнения, направлен на улучшение аналитико-синтетическихвозможностей, формирование базовых операций логического мышления.

С психологической точки зрения эффективное (быстрое иправильное) решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее копределенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как ужебыло сказано, обучающиеся с ЗПР из-за замедленного темпа совершенствования познавательнойдеятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений вумственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель,схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в курс «Развитиепознавательных интересов у ребенка с ОВЗ» постепенно включаются упражнения,психологически идентичные решению арифметических задач, в качестве средствавыполнения которых может использоваться как словесное правило, так и нагляднаямодель.

Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающиймир» обычно проявляются в меньшей мере. Обучение этому учебному предметузатрудняет недостаточный интерес к предметному и социальному миру, малый объемзнаний, низкая познавательная активность и трудности самоорганизации опреодолении которых уже говорилось ранее. В первом классе на коррекционныхзанятиях реализуются модули, направленные на расширение знаний ребенка обокружающей предметной и социальной действительности (адаптационный модуль,модуль, направленный на развитие интереса к себе). Значение имеют и задания,направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.

Благодаря коррекционным занятиям облегчается овладениепредметами «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» (засчет совершенствования моторики, навыков самоорганизации и т.д.).

Некоторые модули курса «Развитие познавательныхинтересов у ребенка с ОВЗ» влияют на учебную успешность опосредованно, за счетулучшения общего психологического состояния обучающихся, повышения ихэмоциональной устойчивости, коммуникативной успешности.

Предложенный коррекционный курс составляетзначительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной напреодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базыдля успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.

Эффективность коррекционных занятий может бытьдостигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когдареализуется тесное взаимодействие психолога с учителем, учителем-логопедом,учителем-дефектологом, родителями и другими потенциальными участникамисопровождения.

 

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающаяобласть,согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельностии представлена фронтальными ииндивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими ипсихокоррекционными) и ритмикой, направленнымина коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности всовременных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия могутпроводиться в индивидуальной и групповой форме и относятся к внеурочнойдеятельности.

Время,отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определениимаксимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределениечасов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующимобразом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на реализациюкоррекционно-развивающей области, 6 ч на проведение логопедических ипсихокоррекционных занятий. Чередование учебной ивнеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ЗПРопределяет образовательная организация (ОО).

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели). Форма организациипсихокоррекционных занятий зависит от условий, имеющихся в ОО. Составспециалистов (специальный психолог или педагог-психолог, прошедший специальнуюподготовку, учитель-логопед, учитель-дефектолог), реализующих курс«Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные»определяется в соответствии с предложенными детям рекомендациями ПМПК ивозможностями ОО.

Длительность коррекционно-развивающих занятий всоответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: от 15 мин. до 25 и 30минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальнаядиагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательнойдеятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональныхпроблем проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом иучителем-логопедом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета1 час на обучающегося для каждого специалиста.

При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей,требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях,педагог-психолог или учитель-дефектолог может заниматься с ними индивидуальноили в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем.Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятияустанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической илогопедической диагностики.

Рабочая программа, разработанная с учетомпредставленной ПРП, корректируется в ОО ежегодно и содержит только необходимыеэлементы[6].

 

Психолого-педагогическаяхарактеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиесяс ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденныеПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий[7].

Категория обучающихся с ЗПР– наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновенияЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточностьцентральной нервной системы, конституциональные факторы, хроническиесоматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая исоциальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторовобусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграниченияот умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или инойстепени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленныенедостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствамипсихологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями ворганизации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПРявляются в разной степени выраженные недостатки в формировании высшихпсихических функций, замедленный темп либо неравномерное становлениепознавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточночасто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственнойработоспособности и эмоциональной сферы.

Уровеньпсихического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только отхарактера и степени выраженности первичного (как правило, биологического посвоей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения ивоспитания (раннего и дошкольного).

Диапазонразличий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практическинормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимыетрудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениямикогнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способныхпри специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровымисверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общегообразования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития уобучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки вполучении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующихвозможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодолениесуществующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушенияпсихического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциацияобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должнасоотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии схарактером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничениявариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается наПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.2) могутбыть представлены следующим образом.

АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР,которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях(замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательныхпроцессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, втой или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию вцелом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности,как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, ночасто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности исубъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуальногоэмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения,связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушениемэмоциональной регуляции, гиперактивностью.

 

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особыеобразовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяютособую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуреи содержании образования. Наряду с этим современныенаучные представления об особенностях психофизического развития разных группобучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всехобучающихся с ОВЗ[8], так испецифические.

К общим потребностям относятся:

·                   получение специальной помощи средствами образованиясразу же после выявления первичного нарушения развития;

·      выделение пропедевтического периода в образовании,обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

·      получение начального общего образования в условияхобразовательных организаций общего или специального типа, адекватногообразовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

·      обязательность непрерывностикоррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметныхобластей, так и в процессе индивидуальной работы;

· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка спедагогами и соучениками; 

· психологическое сопровождение, направленное на установлениевзаимодействия семьи и образовательной организации;

· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего запределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающихАООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательныепотребности:

· обеспечение особой пространственной и временной организацииобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервнойсистемы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстройистощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

· гибкое варьирование организации процесса обучения путемрасширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, измененияколичества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессеобразования;

· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,умений и навыков обучающимися с ЗПР (пошаговом» предъявлении материала,дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов исредств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсациииндивидуальных недостатков развития);

· наглядно-действенный характер содержания образования;

· развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основыкомпенсации, коррекции и профилактики нарушений;

· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательнойдеятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющегосправляться с учебными заданиями самостоятельно;

· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемыхзнаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

·  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новыеситуации взаимодействия с действительностью;

· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемыхобществом норм поведения;

· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждениеинтереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

· использование преимущественно позитивных средств стимуляциидеятельности и поведения;

· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимоголечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсациюдефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляциипознавательной деятельности и поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способностик самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающихтрудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивногообщения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширениесоциальных контактов;

· обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи дляформирования социально активной позиции, нравственных и общекультурныхценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося сЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

 

Раздел I.  Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Курс «Развитие познавательных интересов уребенка с ОВЗ» включается в программу коррекционной работы, поэтому всоответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР оценка результатов опирается наследующие принципы:

1) дифференциацииоценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностейразвития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

2) динамичностиоценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социальногоразвития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;

3) единствапараметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержанияАООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Результатом курса «Развитие познавательных интересов уребенка с ОВЗ» в 1 классе должно явиться повышение степени социопсихологическойадаптированности ребенка с ЗПР и, следовательно, достижение необходимого уровняадаптированности в школе. Успешность коррекции недостатков когнитивного,эмоционального, социального развития, индивидуальных психологических проблем ирешения поставленных задач оценивается педагогом-психологом и членамиэкспертной группы, составленной из других членов команды сопровождения, а такжеродителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР. Результатыобсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с цельюразработки и корректировки программ психолого-педагогического сопровожденияучащихся.

В ходе реализации курса «Развитие познавательныхинтересов у ребенка с ОВЗ» достигаются личностные и метапредметные результатыобразования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции. Оценкаэтих результатов проводится учителем-дефектологом и экспертами (другимипедагогами, работающими на классе, педагогом-психологом, учителем-логопедом,родителями) в конце пятого года обучения (по завершению начального образования).Вместе с тем рекомендуется ежегодно отслеживать эффективность проводимойработы.

В соответствии с ПрАООП на основетребований, сформулированных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательная организацияразрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических ииндивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актамиорганизации. Программа оценки в соответствии с рекомендациями ПрАООП должнавключать:

1) полный перечень личностных результатов, прописанныхв тексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериевоценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этихрезультатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательнойорганизацией;

2) перечень параметров ииндикаторов оценки каждого результата;

3) систему балльной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальныерезультаты каждого обучающегося;

5) материалы для проведения процедуры оценкиличностных результатов;

6) локальные акты образовательной организации,регламентирующие все вопросы проведения оценки личностных результатов [ПрАООП НООобучающихся с ЗПР, стр.76-77].

Поэтому уже при организации обучения первоклассниковследует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбираяинструментарий для оценки их достижения. В частности, критерии для оценкиуспешности освоения программы коррекционной работы первоклассникамисоставляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в концепредставленной примерной рабочей программы.

Все перечисленное позволяет осуществлять мониторингстановления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планированиепо годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатовобразования.

Результаты формирования сферы жизненной компетенциипроявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.

Развитие адекватных представлений особственных возможностях проявляется в умениях:

– различатьситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, сситуациями, в которых решение можно найти самому;

– обратиться квзрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

– использоватьпомощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь:понимаю или не понимаю;

– оценитьуспешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложностьзадания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.

Овладениесоциально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:

– в участии вповседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другимидетьми;

– в уменииориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,ориентироваться в расписании занятий;

– в умениивключаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильноеучастие, брать на себя ответственность;

– в стремленииучаствовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

Овладениенавыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в расширении знаний правил коммуникации;

– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнкав ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийсяможет использовать коммуникацию как средство достижения цели;

– в умении решать актуальные школьные и житейскиезадачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,невербальную);

– в умении начать и поддержать разговор, задатьвопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

– в умении корректно выразить отказ и недовольство,благодарность, сочувствие и т.д.;

– в умении получать и уточнять информацию отсобеседника;

– в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциациикартины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

–в расширении представлений о целостной и подробнойкартине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрастуребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные сявлениями окружающего мира;

– в развитии любознательности, наблюдательности,способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром,понимании собственной результативности;

– в умении передать свои впечатления, соображения,умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

– в умении принимать и включать в свой личный опытжизненный опыт других людей;

– в способности взаимодействовать с другими людьми,умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Способность к осмыслению социальногоокружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей исоциальных ролей, проявляется:

– в знании правил поведения в разных социальныхситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и ученикамив школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

– в освоении необходимых социальных ритуалов, уменииадекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт иобщаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусомсобеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться отнежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;

– в освоении возможностей и допустимых границсоциальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуацииобщения;

– в умении проявлять инициативу, корректноустанавливать и ограничивать контакт;

– в умении не быть назойливым в своих просьбах итребованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

– в умении применять формы выражения своих чувствсоответственно ситуации социального контакта;

– в выражении своих чувств соответственно ситуациисоциального контакта.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателейрекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:

0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальноепродвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Помимо формирования сферы жизненной компетенции повышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

       уровеньпроизвольной регуляции познавательной деятельности;

       общийуровень учебно-познавательной деятельности;

       качествоучебных действий;

       способностьк образно-символическому, знаковому опосредствованию деятельности;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

       развитиепространственно-временных представлений;

       состояниезрительно-моторной координации;

       степеньэмоционального благополучия ребенка;

       адекватностьповедения (преодоление проявлений нарушений поведения);

       сформированностьнавыков деловой коммуникации;

       развитиесамосознания: становление дифференцированной самооценки и адекватного уровняпритязаний, адекватная самооценка коммуникативной успешности, позитивноесамоотношение);

       развитиеволевых качеств: способность преодолевать трудности;

       появлениеи закрепление основных психологических новообразований (эмоциональнаядецентрация, способность к сочувствию и соучастию, возможностьпозиционирования, проявления самостоятельности, ответственности, инициативы,возможность рефлексии и т.п.);

       овладениеритуалами социального взаимодействия;

       социометрическийстатус ребенка в классе и общий уровень социопсихологической адаптированности.

Средствами для решения задач мониторинга являютсявключенное (на коррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованнаяэкспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественныйэксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемаяв ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.

Учитель-дефектологосуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития ребенка идокладывает результаты на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)[9] всоответствии с локальными актами образовательной организации.

В случаях стойкогоотсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации обучающегося присогласии родителей (законных представителей) необходимо направить нарасширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получениянеобходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию исодержание коррекционной работы.

Результатыосвоения обучающимися с ЗПР курса «Развитие познавательных интересов у ребенкас ОВЗ»  в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценкуосвоения адаптированной образовательной программы.

Разнообразиепсихологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуальногокомпенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания непозволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Развитиепознавательных интересов у ребенка с ОВЗ». Вместе с тем можно обозначитьцелевые ориентиры, которых учитель-дефетолог пытается достичь. Желательныследующие результаты коррекционной работы.

Вобласти адаптации обучающегося к школьным требованиям:

        позитивное отношение к посещению школы;

       соблюдение школьной дисциплины;

       ориентировка в пространстве класса и школьном здании;

       социально-нормативное обращение к педагогу;

       социально-нормативное поведение в общественных местах школы;

       формирование школьной мотивации.

Вобласти развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

      формирование осознания необходимости прилагать усилия дляполноценного выполнения заданий;

      формирование дифференцированной самооценки (постарался-непостарался, справился – не справился);

      формирование умения составлять программу действий (возможносовместно со взрослым);

      формирование умения соотносить полученный результат с образцом,исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

      формирование способности задерживать непосредственные импульсивныереакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонниераздражители;

      способность относительно объективно оценивать достигнутыйрезультат деятельности;

       способностьдавать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или попредставленной взрослым схеме, по заданной последовательности;

      формирование способности к переносу полученных навыков на реальнуюучебную деятельность.

Вобласти коррекции недостатков развития познавательной сферы и формированиявысших психических функций:

       совершенствование мотивационно-целевой основыучебно-познавательной деятельности;

       улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но безнаглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия наоснове словесной инструкции (графический диктант);

       способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используяграфический план  и на листе бумаги, понимать словесные обозначенияпространства;

       называние пальцев рук и их взаиморасположения;

       способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственнуюдеятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;

       возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов,соотносить предметы с сенсорными эталонами;

       возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

       способность концентрироваться на запоминаемом материале иудерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

       способность воспроизводить требуемое пространственное соотношениечастей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики,конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);

       способность к установлению сходства и различий, простыхзакономерностей на наглядно представленном материале;

       возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

       возможность опредметчивания графических знаков;

       способность к вербализации своих действий;

       способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

       способность решать учебно-познавательные задачи не только вдейственном, но и в образном или частично в умственном плане.

Вобласти развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

      уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективныхреакций;

      улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателямактивности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристикконтакта и аффективного компонента продуктивности;

      способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи,вербализовать повод для гордости;

      отдельные проявления попыток задержать непосредственную(негативную) эмоциональную реакцию.

Вобласти развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

       способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехиодноклассников;

       уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтныхситуаций;

       снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч.вербальной агрессии;

       формирование умения дифференцировать ситуации личностного иделового общения;

       овладение формулами речевого этикета;

       снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению ксверстникам и педагогам;

       повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

РазделII.  Содержание коррекционного курса

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениямикоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и представленаследующими вариативными модулями:

Адаптационный модуль «Я школьник» (принятиесоциальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами).

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по активизации познавательнойдеятельности, модуль по развитиюпространственно-временных представлений).

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Развитие коммуникативной сферы и социальнаяинтеграция (модуль поразвитию способности к взаимодействию с одноклассниками).

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков(модуль по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения).

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательнойдеятельности на учебном материале).

Выбор модулей, последовательность и количество часов,отводимых на тот или иной модуль, определяется ОО самостоятельно. Однаконачинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Во время занятий по курсу «Развитие познавательныхинтересов у ребенка с ОВЗ» учитель — дефектолог:

       формируетжелаемые психологические качества и умения;

       ориентируетсяв динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактикунарастания негативных тенденций;

       стремитсясгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие наобучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;

       уточняетдля себя содержание индивидуальных коррекционных занятий;

       корректируетзапланированное содержание занятий в соответствии с  возможностями обучающихся.

Домашние задания, которые иногда предлагаются учителем- дефектологом обязательными не являются, однако их выполнение (игнорирование)несет в себе дополнительную диагностическую информацию о протекании процессаадаптации к школе, формировании учебной мотивации, ответственности,просоциального поведения и пр.

Учитель — дефектолог обязательно должен фиксироватьлюбые позитивные и негативные аспекты (конкретное место для указанной фиксацииопределяется в соответствии с локальным актом образовательной организации – этоможет быть индивидуальная карта развития, дневник наблюдения, рабочий журнал учителя- дефектолога и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Раздел III.  Тематическое планирование

Коррекционно-развивающие занятия   1 класс 

Название темы

Кол-во часов

Используемые методики  и задания

1-2

Диагностическое обследование.

2

 

3-4

Диагностическое обследование.

2

 

5

Развитие умения правильно называть предметы, развитие слуховой памяти

1

Бери осторожно

6

Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений

1

Пишущая машинка

7

Развитие артикуляции, пространственных представлений

1

Закончи рисунок

8

Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений

1

Запомни сочетание фигур

9-10

Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений.

2

Назови четвёртое слово

11-12

Развитие объема внимания, развитие осязательных ощущений.

2

Запретное движение

13-14

Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений

2

Одинаковое, разное

15-16

Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти.

2

Не путай цвета

17-18

Развитие памяти на последовательность действий,    пространственных    представлений, понятийного мышления

2

Что это

19-20

Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец, произвольного внимания.

2

Объедини по смыслу

21-22

Развитие зрительных ощущений и образного мыш­ления, зрительно-двигательных координации. зрительной произвольной памяти.

2

Найди фигуры

23-24

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, понятийного мышления.

2

Учись уменьшать и увеличивать

25-26

Развитие умений ориентироваться в пространстве листа, воспринимать словесные указа­ния. Развитие зрительных ощущений.

2

Объедини пословицы

27-28

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, понятийного мышления.

2

Запомни и нарисуй

29-30

Развитие осязательных ощущений, произвольного внимания, точности движений (макродвижений).

2

Поверни квадрат

31-32

Развитие умения копировать образец, зрительного    восприятия, осязательных ощущений.

2

Найди одинаковые

35-34

Развитие мышления (абстрагирование), непосредственной зрительной памяти.

2

Логический квадрат

35-36

Развитие зрительного анализа, словесного синтеза, понятийного мышления.

2

Назови по порядку

37-38

Развитие осязательных ощущений, произвольного внимания (устойчивость и переключение).

2

Дружный хлопок

39-40

Развитие зрительного анализа, произвольного внимания, пространственных представлений.

2

Составь слова

41-42

Развитие процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительно-двигательных координации.

2

Отыщи числа

43-44

Развитие гибкости мышления, произвольного внимания. Формирование умения сравнивать.

2

Волшебники

45-46

Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза, произвольного внимания.

2

Где полоска, кольца

47-48

Развитие звукового синтеза, произвольного внимания, пространственных представлений

2

Говорим

по-марсиански

49-50

Развитие понятийного мышления, памяти, пространственных представлений

2

Поезд

51-52

Развитие мышления {процессы синтеза), наблюдательности.

2

Не путай цвета

53-54

Развитие умения сравнивать, анализировать форму предметов, непосредственной зрительной памяти.

2

Найди девятый

55-56

Развитие умения сравнивать, мышления (процессы синтеза), зрительно-двигательных координации.

2

Найди одинаковые

57-58

Развитие умения сравнивать, зрительного    восприятия

2

Архитектор

59-60

Развитие внимания в условиях коллективной дея­тельности, восприятия, мышления

2

Совмести фигуру

61-62

Развитие зрительного анализа, произвольного внимания, пространственных представлений.

2

Составь слова

63-64

Диагностика. Выявление динамики развития.

2

 

65-66

Диагностика. Выявление динамики развития.

2

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет