X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Быковских Н.П.,

воспитатель МАДОУ «Детскийсад «Сказка»,

Артинский ГО

 

Театрализованнаядеятельность как средство развития речи дошкольников.

 

 

Аннотация.  Встатье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованнойдеятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игриспользуемых в театральной деятельности в детском саду.

 

     Дети осваивают родной язык,подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало временипроводит  в обществе взрослых, редко слышит рассказы сказки и потешки изуст своих родителей.  Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемыевпечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенныйвид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в егоприроде, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малышиочень любят театрализованные представления.

     Это особенно верно, если речь идето детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развиваетпамять, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизируетмышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир иадекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжетамузыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к мируигры и театра нужно начинать  с раннего возраста.

      В работе по данному  направлению  ставлюперед собой цель – формирование  интереса  детей к театрализовано — игровойдеятельности, обогащение  пассивной  и активизация  разговорной  речи  воспитанников.

Задачи:

-вызывать эмоциональный отклик ребенкапосредством театрализованной деятельности;

-целенаправленно обогащать словарьдетей, посредством развития пассивного и активного словаря;

-формировать потребности детей втеатрализованной деятельности, способности понимать произведения русскогопоэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

— побуждать детей к действиям с кукламиразнообразных театров, сюжетными игрушками.

       В детском саду, должны бытьсозданы условия для организации театрализованной деятельности. Считаю, чтопредметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитиена основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфическиеособенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, нои призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.

       Оборудование располагаются  так,чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого,чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группыспособствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, они позволяют детям играть втеатр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать различные видытеатра.

     Подбор  соответствующих  книг,наглядных материалов, иллюстрации помогает детям закреплять простейшие речевыенавыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельноиспользовать эти знания.

        В непосредственнообразовательной деятельности и в свободной деятельности детей необходимоежедневно  использовать  игры — инсценировки с куклой, с сюжетными игрушками,используя  при этом фольклорный материал, игры-имитации, звукоподражания,подвижные игры с элементами драматизации, драматизации сказок.

     Элементы театрализованнойдеятельности  вводятся в образовательный процесс с первых дней пребывания детейв детском саду. Это простые игры — имитации  отдельных действий человека,животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями, идуткосолапые мишки) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – детиобрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), имитационныедвижения с элементами звукоподражания.

Немного позже подключается музыка,которая подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движенияперсонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувстворитма.

          В  период  адаптациидля установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой,с игрушками использовать  потешки, незамысловатые песенки: «Киска, киска», «Ладушки,ладушки», «Идет коза рогатая».   Постепенно  дети включаютсяв  игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Детипревращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметноактивизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Яобращаюсь только к большим кошечкам: как они мяукают? А им в ответ маленькиекотята. Как они мяукают?  Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечкомяукает: мяу-мяу?». 

        Содержание потешек позволяетнаглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимисядействиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще невладеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц иливыполнять действия с игрушкой. Чуть позже показываю драматизацию сказок. На первых порах  воспитатель является главным участником всех игр ипредставлений.  Маленькие дети с увлеченностью  перевоплощаются всобачек,  кошек и других знакомых животных. Первоначально взрослый сампроговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем ониточно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенькийсидит и ушами шевелит».

    Театральная деятельностьспособствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана ссовершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей,собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствуетзвуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком рольставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этомсовершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

Театрализованные игры помогают детямзакрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческоевоображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы,правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

     Привычку к выразительной публичнойречи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства квыступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость,неуверенность в себе, застенчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.ЛаптеваЕ.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

2. Алябьева, Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование,игры, сказки, стихи / Е.А. Алябьева. — М.: Сфера, 2017.

3. Азбука. Игра для дома и детского сада. — М.: ИП Бурдина С.В., 2013.

4. Зимина И. Театри театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

5. Петрова Т.И.Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастныхгрупп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса, 2004.

6. Шорохова О.Н.Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2006.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет