Управлениеобразования администрации города Оренбурга
Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования
«Многопрофильныйцентр дополнительного образования детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование театрализованной деятельности
с элементами исторической реконструкции,
как способа защиты
коллективного — исследовательского проекта»
Управлениеобразования администрации города Оренбурга
Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования
«Многопрофильныйцентр дополнительного образования детей»
Принято Научно-методический совет МАУДО «МЦДОД» Протокол № 1 от 29.08.2022г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО «МЦДОД» ____________ /О.Б. Тарануха/ Приказ № 98 от 01.09.2022 г.
|
КОНКУРС
ДИДАКТИЧЕСКОГОИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
«Использованиетеатрализованной деятельности
сэлементами исторической реконструкции,
какспособа защиты
коллективногоисследовательского проекта»
Автор-составитель:
ЕрмизинаГалина Ивановна,
педагогдополнительного образования
высшейквалификационной категории
г. Оренбург,2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4
2.Проектная деятельность по историческому краеведению — высшаяформа
коллективной исследовательской деятельности учащихся вдополнительном
образовании……………………………………………………………………….6
3. Театрализованная деятельность и элементы историческойреконструкции, как эффективные методы защиты коллективного проекта поисторическому краеведению………………………………………………………………………11
4.Список использованных источников литературы………………………….16
6.Приложения……………………………………………………………………17
— сценарии
— видеоматериалы
— проекты
1. Пояснительнаязаписка
В настоящее время предмет история вшколе нуждается в новых формах и методах организации обучения. Сегодняпедагоги стоят перед сложной задачей: как погрузить в изучение прошлогоучащихся, которые мало читают и все свободное время проводят в интернете, где видят потоки противоречивой информации? Эта ситуация еще усугубляется снижениемобщественного интереса к историческим личностям, событиям и фактам. Может ли вэтой ситуации история быть занимательной и интересной? Может ли оназаинтересовать современных детей?
Думаю,что может и должна! И в этом может помочь организацияпроектно-исследовательской деятельности по историческому краеведению в системедополнительного образования. Именно в УДО имеются широкие возможности для такойинтересной и очень важной учебной деятельности с учащимися.
Опыт работы в дополнительном образовании по этому направлению показывает, чтоисторическое краеведение может стать важным средством повышения качества знанийи активизации познавательного интереса у учащихся к истории родного края.
Объектом исследовательскойдеятельности учащихся становятся краеведческие материалы из истории своей малойРодины. Известный русский писатель К. Паустовский сказал об этом так: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить безсердца». И это действительно правильные слова, потому что детям не может бытьбезразлична история своей семьи и своих близких и не может не интересоватьистория родного края, где они родились и выросли.
Исследовательскаяпроектная работа в УДО дает наибольший педагогический эффект тогда, когдапедагог не ограничивается передачей готовых исторических сведений и фактов, аорганизовывает учащихся на самостоятельный поиск краеведческих материалов. Именнопоэтому самым эффективным методом организации работы по историческомукраеведению является исследовательский.
Даннаяметодическая разработка предлагает к рассмотрению педагогический опыт работы внаправлении коллективной проектно-исследовательской деятельности и такихэффективных методов их защиты, как театрализованная деятельность с элементамиисторической реконструкции.
Данная разработка представляет примерные сценарии защитыколлективных проектов на историческую тематику, а также фото и видеоматериалы,подтверждающие данный педагогический опыт.
Сценарный материал и рекомендации данной разработки будут полезныне только педагогам дополнительного образования, работающим с проектами поисторическому краеведению, но и школьным учителям истории и начальной школы.
Цельданной разработки — представить работу по организации коллективнойпроектно-исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению вУДО.
Задачи:
-показать на конкретных примерах проектов результативность коллективной работыучащихся по историческому краеведению в творческом объединения «Наш проект
-раскрыть особенности защиты коллективного проекта учащихся по историческомукраеведению
-показать роль краеведческих проектов в организации учебно-воспитательногопроцесса в УДО.
Актуальностьданной разработки определяется тем, что сейчас в УДО активно развиваетсяработа по историческому краеведению, где ребята знакомятся не только с историейродного края, но и с жизнью и деятельностью выдающихся людей, прославивших нашкрай в разные периоды его развития, а так же создаются музеи по истории малойРодины.
Наэтих занятиях педагоги дополнительного образования организовывают детей насамостоятельный поиск информации в библиотеках, музеях и архивах, что помогаетразвивать у воспитанников исследовательские умения и навыки, которые помогаютвоспитанникам ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальныеспособы их решения.
Даннаяработа направлена на формирование личностно-значимых ценностных ориентиров уучащихся в контексте осознания ими своей связи с малой Родиной, посредствомисторического краеведения.
2.Проектная деятельность поисторическому краеведению — высшая форма
исследовательской деятельностиучащихся в дополнительном
образовании
Сегодняво всех образовательных учреждениях все активнее используется проектнаятехнология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательногопроцесса. В основу метода проектов положена идея, направленная на результат впроцессе решения той или иной значимой проблемы. Этот результат должен бытьреальным, ощутимым, таким, который можно увидеть, осознать, проанализировать и реально продемонстрировать как результат работы, проделанной всей командой.
А для этого лучше всего делать с учащимися коллективные проекты, где каждыйнайдет для себя посильное занятие, которое будет вкладом в общее большое дело.
Чтобыдостичь этого, необходимо учить детей самостоятельно мыслить, находить и решатьпроблемы, привлекать для этого знания, способность прогнозировать результат ивозможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливатьпричинно-следственные связи, оценивать собственные действия и действия своихтоварищей.
Коллективную проектную деятельность в УДО можно считать высшей формойисследовательской работы учащихся. В проекте ребята становятся главнымидействующими лицами учебного процесса, они являются равноправными членамитворческого коллектива, что позволяет им объединяться по интересам и самоеглавное – по собственным возможностям.
Метод проектных технологий дает возможность привлекать к учебному процессу нетолько действия и мысли учащихся, но и их чувства и эмоции. В ходеосуществления проекта у них формируется умение самостоятельно ориентироваться винформационном пространстве, приобретается обязательность и ответственность.
Это можно рассмотреть на содержании всех этапов реализации одного проекта.
Мероприятияв рамках коллективного проекта
«А.И.Родимцев– славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»
I этап.
Создать:
1. Презентацию о герое-земляке А.И. Родимцеве
2. Видеофильмы о герое-земляке А.И.Родимцеве «Легенды о генерале-отвага» и «Наш герой».
3. Творческие работы (эссе) «Мы помнимтебя, генерал!».
4. Теоретическую часть проекта «А.И.Родимцев– славный сын Отечества,
которым гордятся оренбуржцы»
Провести:
1. Презентацию созданных видеофильмов.
2. Презентацию творческих работ.
II этап.
Создать:
1. Видеофильм о герое-земляке А.И.Родимцеве и его 13 гвардейской дивизии, защищавшей Сталинград «Прикоснутьсясердцем к тебе, Сталинград!»
2.Анимационный фильм о санинструктореМарии Боровиченко, сражавшейся в 13 гвардейской дивизии генерала А.И.Родимцева «Девушка из легенды»
3.Творческие работы ( стихи и эссе) озащитниках Сталинграда.
4. Развивающие игровые задания об оборонеСталинграда 13 гвардейской дивизией Родимцева.
5. Практическую часть проекта «А.И.Родимцев– славный сын Отечества,
которым гордятся оренбуржцы»
Провести:
1. Презентации созданных видеофильмов
2. Тематическое занятие «Генерал-отвага»
3. Познавательную игру «От сапожника догенерала»
Принять участие:
1.В Международном конкурсе видеофильмов «Шелковый путь»
2.Во Всероссийском конкурсе видеофильмов«Смотри – это Россия!»
2. В региональном конкурсе видеофильмов«Юные амбассадоры Оренбуржья»
IIIэтап.
Создать:
1.Сценарий театрализованной защиты проектас элементами исторической реконструкции»
2. Видеофильм театрализованной защитыпроекта
Провести:
1.Театрализованную защиту проекта
Принять участие:
1.В Международном конкурсепроектно-исследовательских работ «Шелковый путь»
2.Во Всероссийском конкурсепроектно-исследовательских работ «Мое Отечество»
3. В региональном конкурсеисследовательских работ «Отечество»
4. В городском конкурсе проектно-исследовательскихработ «Юные исследователи»
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса ипроявление познавательной активности учащихся к краеведческой деятельности.
2.Реализация проекта позволит пополнить фонд продуктов краеведческой тематики ( документальные материалы и творческиеработы : видеоматериалы, презентации, анимационные фильмы, эссе и стихи)
Оценка эффективности проекта
— Создание электронного и документногофонда краеведческого характера о героях-земляках и сценариев театрализованнойзащиты проекта.
— По окончании проекта эффективность будетоцениваться по качеству участия в конкурсном движении в рамкахисследовательской деятельности.
количеству обращений на сайт библиотеки ипо результатам анкетирования.
Создание ситуации успеха при разработке коллективногопроекта
как необходимое условие процесса созданиятворческого продукта учащимися.
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Трудв его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что «только успехподдерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости трудав учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряетжелание и интерес учиться».
Сегодня главный смысл деятельности педагога — создать каждомуучащемуся ситуацию успеха.
Успех в создании проекта связан с чувством радости, эмоциональногоподъема, которые испытывает ребенок в процессе выполненной работы. У него формируютсяновые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь еслипомочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивироватьего на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующийраз с удовольствием возьмется за работу.
Что следует понимать под ситуацией успеха в нашем творческомобъединении?
Это результат подготовленной педагогической стратегии на удачу длявсех учащихся в задуманной проектной деятельности, где каждый сможет выполнить посильныеему задания.
Технологические приемы создания ситуаций успеха втворческом объединении «Наш проект»
· авансирование успешногорезультата для всех участников
· персональная исключительностькаждого учащегося
· мобилизация активности илипедагогическое внушение;
· высокая оценка детали.
· мотивация учащихся на получениеблагодарности и грамоты «Лучший учащийся года» по итогам участия в проекте
· наставничество по принципу«педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся».
· создание видео с элементами анимации как творческого продукта
· театрализованная защита проекта
1. Каждому участнику проекта можноавансировать успешный результат. Этот приём помогает мне, как педагогу, выразитьсвою твердую убежденность в том, что мой учащийся обязательно справиться споставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Я стараюсь как можно чащевыражать уверенность в успехе своих воспитанников такими словами:
«У вас обязательно получиться».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
2. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей илисовершаемой деятельности. Подчеркнуть это можно следующими фразами:
«Только ты и мог бы…».
«Только тебе я и могу доверить…».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Такие слова со стороны педагога помогут ребёнку поверить в своюисключительность и незаменимость.
3. Для того чтобы увидетьрезультат деятельности ребенка , необходима мобилизация активности илипедагогическое внушение. К выполнению конкретных действий я использую следующиепобуждающие высказывания:
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…».
4. Если результат работы невысок,то высокая оценка части работы помогает детям эмоционально пережитьуспех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого я какпедагог стараюсь подчеркнуть индивидуальные успехи конкретного ребенка:
— «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
— «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своихсилах и не опустить им руки в случае неудачной попытки.
5. Мотивация учащихся на удачный результат в нашем объединении осуществляетсяполучением благодарности за выполненную работу в процессе разработки проекта.Каждый воспитанник вносит посильный вклад в общее дело и за это получаетблагодарность.
Дети, которые принимают самое активное участие в разработкетворческих продуктов для проекта и в конкурсном движении получают грамоту«Лучший учащийся года». Это очень стимулирует воспитанников на положительныйрезультат в общем деле и на их активность.
6. Наставничество по принципу «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся».
В нашем коллективе уже сложилась добрая традиция наставничества.Особенно практикуется такая форма как «учащийся-учащийся». Состав коллективадетей у нас разновозрастной. Есть дети 3-го, 5-го, 6-го и 7-го классов. Старшиедети помогают младшим и особенно при работе над анимационными фильмами. Таксообща у нас и получается коллективный проект.
В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а двелучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, ксожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, когда работаютсамостоятельно.
Выполняя же работу в паре постоянного или сменного состава, детиполучают возможность справиться с заданием успешно.
Кроме того, введение в занятие таких форм обучения позволяет нампедагогам оживить занятие и направить его в русло успеха.
Деятельность педагога, которая строится на основе системы методов,оперируя которыми он создает условия для переживания учащимися положительныхэмоций своей деятельности и есть ситуации успеха .
7.Волонтерская деятельность с героями наших проектов.
Это поздравление открытками, продуктовыми наборами, цветами ктаким праздникам, как «День пожилого человека», «Новый год», «День ГероевОтечества», «День Победы» и конечно же «День рождения».
8. Создание видео с элементамианимации как творческого продукта
Каждый проектимеет свой продукт. Уже стало нашей доброй традицией делать анимационный фильмпо материалам проекта. Это интересно для самих ребят, но еще приносит намзаслуженные победы в конкурсах различного уровня.
9.Театрализованная защита коллективного проекта.
С 2016 года у нас проходит публичнаязащита коллективных проектов в форме театрализованной постановки с элементамиисторической реконструкции .
3.Театрализованная деятельность и элементы историческойреконструкции, как эффективные методы защиты коллективного проекта поисторическому краеведению.
Самый короткий путь эмоциональногораскрепощения ребенка и снятия его зажатости это путь через игру,фантазирование, сочинительство и театрализованную деятельность.
С. В. Образцов, однаждывысказал мысль о том, «чтокаждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра,всегда сказка, чудо… .»
А как из защитыпроекта сделать спектакль? Путь один – создание интересных сценариев для театрализованной деятельности детей с элементами исторической реконструкции на краеведческуютематику.
Разрабатываясобственную модель организации обучения историческомукраеведению, я опиралась на освещение вопросов организацииисследовательской деятельности, краеведческой работы учащихся не только вметодической литературе, но также на собственный педагогический опыт.
Мойпедагогический опыт стал эффективным для моих воспитанников в силу того, чтомного лет уже популяризирую историческое краеведение в МАУДО «МЦДОД» и вразличных конкурсах.
Такпосчастливилось принять участие во Всероссийском конкурсе «Педагоги-краеведы,работающие с молодежью», где наш с ребятами труд был высоко оценен и мне этопридало уверенности. и помогло в материальном плане. Я, получив диплом 1степени в рамках нашего региона, а так же премию, приобрела военные костюмы.Таким образом , у нас получилось снять несколько видео для проекта оРодимцеве.
Работанад созданием собственной модели коллективной проектной деятельности поисторическому краеведению в УДО – это сложный, но интересный творческийпроцесс.
Какэто у нас получается, я сейчас вам расскажу.
Приведуконкретные примеры на нашем творческом объединении.
В творческом объединении «Нашпроект» занимаются дети начальной школы и 5-6-7 классов.
Дети третьих и четвёртых классов ещё непроходят на уроках историю и поэтому не готовы воспринимать сухуюинформацию в цифрах, событиях и фактах. Вот и возникла мысль об использованиина занятиях элементов театрализации, но основанных на историческихфактах. Идею эту предложили сами ребята и мы все приняли ее с радостью.
И вот уже с 2016 года у нас проходитпубличная защита коллективных проектов в форме театрализованной постановки сэлементами исторической реконструкции .
Это различные странички из истории нашегокрая и из жизни известных людей Оренбуржья.
Например, самый первый проект «Легендыстарого Оренбурга» о нашем земляке краеведе Десяткове Г.М. мы защищали вместе систорическими персонажами и выдающимися деятелями, которые внесли большой вкладв основание и развитие нашего города.
Как им было интересно примерять на себяисторические персонажи! Они долго присматривались к выдающимся историческимдеятелям, вживаясь в их образы. Мы готовили рефераты и презентации, решаликроссворды и сочиняли стихи о родном городе. рисовали исторический город ислушали легенды старого города, посещали музеи и встречались с интереснымилюдьми.
Волновались все — и дети и я. А как неволноваться? Нам предстояло не только представить теоретический материал, но ипоказать эпизоды исторической реконструкции зарождения нашего родного города вте далёкие годы.
Вот так и появился сценарий защитынашего проекта. Казалось, что тут особенного? Но дети помогли мне понять самоеглавное, что интерес к истории своего города должен формироваться с чувствасопереживания и проживания тех далёких событий через эмоции, то есть черезформирование эмоционального интеллекта учащихся.
Но вновь вернёмсянепосредственно к защите. Целью нашего проекта стало изучение истории основаниягорода Оренбурга, а предметом исследования – факты, события и биографиивыдающихся людей Оренбуржья.
Вряд ли, кто станет отрицатьнеобходимость изучения истории и восстановления исторической памятипоколений. Думаю, что нет. Поэтому формирование любви к своей малойродине должно начинаться со знакомства с историческими персонажами. У насприсутствовали разные персонажи: это и царские особы. которые имеютнепосредственное отношение к нашему городу и люди, чьи имена запечатлены вулицах, памятниках и площадях Оренбурга.
Мы постарались максимально правдивоотразить те исторические события, которые вписаны в историю нашего города. Детиочень артистично играли свои персонажи. Перед зрителями предсталПетр 1, который мечтал о городе в уральских степях, как о вратах в Азиюи величайшие царские особы — Анна Иоановна, Елизавета и Екатерина 2. Они вели диалог с первым губернатором крепости Оренбург Неплюевым И. И. и сучащимися.
Все эти лица сыграли немаловажнуюроль в судьбе Оренбурга.
Дети очень старались, ирезультат был успешным. Самой большой оценкой их выступлениюпослужило одобрение своего классного руководителя, родителей и аплодисментыодноклассников. Ну и конечно заслуженная награда за проделанную работу –это диплом победителей в конкурсе исследовательских и проектных работ «Первыйшаг к Нобелевской премии».
Далееу нас появились такие проекты как:
-«Оренбургский государственный природный заповедник: Люди. События. Факты»
-«Детство, опаленное войной»
-«А.И.Родимцев– славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»
Каждыйпроект имеет свой продукт. Уже стало нашей доброй традицией делать анимационныйфильм по материалам проекта. Это интересно для самих ребят, но еще приносит намзаслуженные победы в конкурсах различного уровня.
Но вновь вернёмсянепосредственно к театрализованной защите.
Что мы делаем?
1. Вместес детьми выбираем сюжеты и пишем сценарий защиты
2. Распределяемроли и шьем костюмы.
3. Репетируем
4. Защищаемпроект.
Структурасценария у нас гибкая и имеет разное содержание. Отсюда следует, что имееттворческий подход.
Примернаяструктура сценария защиты коллективного проекта
I.Вводнаячасть:
1. Приветствие
2. Вступительное слово
3. Музыкально-литературная композиция
II.Подготовительная часть:
1. Театрализованная часть защиты проекта сэлементами исторической реконструкции
III.Основная часть:
1. Теоретическая часть защиты проекта(цели, задачи, гипотеза, этапы и методы, продукт)
2. Просмотр анимационного фильма, кактворческого продукта проекта
3. Итог
Именно театрализованная защита коллективногопроекта предоставляет возможность всем детям участвовать в защите и показатьсвои творческие и артистические способности. Исторические персонажи толькопомогают развивать познавательный интерес у детей к данной теме проекта.
Список использованных источников и литературы:
1. Гузеев В. В.Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. – М.: Народноеобразование, 2001.- 128 с.
2. Гузеев В. В.Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В.Гузеев. – М.: Народное образование, 2000.
3. Методикаисторико-краеведческой работы в школе // Под ред. Н. С. Борисова – М., 1982.
4. Сорокин А. Н.Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся: пособие дляучителя / А. Н. Сорокин. – М.: Просвещение, 2001. – 274 с.
5. Щукина Г. И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся. – М.:Педагогика, 1988.
6. Щукина Г. И.Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Педагогика, 1986.
7. И.М. Верещагина, М.Е. Савинцева «Феномен историческойреконструкции в приобретении новых знаний»
ВестникТомского государственного университета. История. 2019. № 59
8. «Гостиный двор» — Оренбург,1997.-№4.
9.«Губернаторы Оренбургского края» — Оренбург,1999.
10.ДесятковГ.М. «Легенды старого Оренбуржья» — Калуга: «Золотая аллея»,1994
11.«ИсторияОренбуржья» — Оренбург,1996.
12.«Неизвестный Владимир Даль»- Аверьянов А. «Вслед за некрасивой» — Оренбург.
13.«Оренбуржье: знатное прошлое, славное настоящее» — Оренбург, 2007.
14.Анатолий Прусс «Рассказы по истории Оренбуржья» — Оренбург 2003г.
Интернет – источники:
1.«История Оренбуржья»
http://kraeved.opck.org
2.«Краевед Оренбуржья»
http://orenkraeved.ru
3.Авторские проекты Раковского Сергея
http://rakovski.ru
Приложение:
Сценарийтеатрализованной защиты проекта
«Оренбургскийстепной заповедник. Люди. События. Факты»
Оборудование:
— Компьютер, динамики, микрофоны,флеш-карта с музыкальной композицией, презентациями и анимационным фильмом
— Ширмы –стационарные напольные сфотографиями об Оренбургском государственном заповеднике, плакатами в защитуприроды нашего степного края и иллюстрациями к проекту.
Декорации и реквизиты:
— Национальные костюмы народностей,населяющих оренбургский край
Действующие лица и исполнители:
1.Дети-участникизащиты проекта в национальных костюмах
2.Историческиеперсонажи: Н.М. Пржевальский, П.И. Рычков, А.И. Шренк
Сцена 1:
Участники:
— Ведущие
— Дети внациональных костюмах
На экране:
— Презентация с фотографиями обОренбургском государственном заповеднике.
1.Ведущая:
Здравствуйтеуважаемые гости, члены жюри и участники!
Разрешитеприветствовать вас на разных языках.
Учащиесяпроизносят приветствие:
1.Нарусском- Мы рады вам!
2.Наказахском- Салеметсиз бе!
3.Наукраинском- Здрастуйтэ! Вита́ю! ми раді вам
4.Нататарском- Исямэсез!
5.Набашкирском- ХАумыхыгЫз!
6. Набелорусском — Добры дзень! Мы рады бачыть вас!
2.Ведущая:
Мы,группа ребят, из творческого объединения «Наш проект» хотим представить вам нашколлективный проект «Оренбургский государственный природный заповедник. Люди.События. Факты» в театрализованной форме.
3.Ведущая:
Актуальностьвыбранной темы:
Натерритории России есть много уникальных по своей красоте уголков природы и нашоренбургский край не исключение.
Унас, на Южном Урале, есть прекрасное место – степи, которые являются частьюогромного степного пояса Евразии.
3.Ведущая:
Ав центре этого пояса — Оренбургский край и город Оренбург, который по волеПетраI сталвратами в Азию. Именно здесь, в Оренбуржье, решается сегодня судьба степнойЕвразии и решают её люди разных национальностей дружно и с любовью к родномукраю.
Учащиесяв национальных костюмах:
1.Казашка:
Частомы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа.
2.Башкирка:
Мыраспахиваем земли, вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самымнаносим огромный ущерб природе.
3.Татарка:
Вследствиеэтого исчезают редкие виды растений, птиц и животных.
4.Украинка:
Гдеискать решения?
Какможем мы, учащиеся, сохранить природные богатства, уникальный животный ирастительный мир нашего края?
5.Белоруска:
Мыможем изучать и исследовать свой край через проекты и своим примеромпоказывать, что природу надо беречь.
6.Русская:
Входе проекта мы познакомились с оренбургским государственным природным степнымзаповедником, с его месторасположением, значением и особенностями.
7.Украинка:
Мыувидели, как люди, работающие там, оберегают природу. А мы тоже будем и далееучиться культуре поведения и общения с природой.
Имы это постараемся пронести через всю свою жизнь.
8.Казашка:
Мыузнали много полезной информации.
Унас, в Оренбуржье, в 1989 г., через 35, после начала освоения целины, былорганизован первый российский степной заповедник.
9.Башкирка:
ВОренбуржье, в 1996 был создан единственный академический Институт Степи.
10.Башкирин:
Сегодня, через 50 лет после начала целинной эпопеи здесь намечается проект пореабилитации степей и возвращённого в них диких лошадей, о чём мечтали многиепоколения деятелей науки и культуры нашего Отечества.
Поэтомув 2015 году открылся ещё один филиал степного заповедника «ОренбургскаяТарпания».
1.Ведущая:
Нуа теперь о главном. Почему мы выбрали эту тему?
Учащиесяговорят о своем выборе:
· Русская:Потому,что это наша малая Родина
· Башкирка:Потому,что мы любим свой степной край
· Казашка:Потомучто степь — это удивительный мир!
· Татарка: Это бесконечное небо, солнце,голоса животных и птиц
· Украинка:Это волнующее море из степногоковыля и разноцветных тюльпанов
· Украинка: Наша жизнь неотъемлема отнашего края.
· Татарка: Природа его щедра ибескорыстна. Она даёт нам всё для жизни и требует от нас бережного,уважительного отношения к себе.
· Башкирин: Природа является можетразмягчить даже самые чёрствые сердца.
· Татарин: Природа, окружающая нас,способна порождать великие мысли и поступки
· Русская:Поэтомумы хотим сохранить эту красоту природы для наших потомков.
· Украинка: Потому, что общество начинаетсяс нас, будущих его активных граждан.
Детичитают стих:
1.Какаяширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это степь.
2.Сколькосолнца, бездонного неба,
Степьбез края…Белёсый ковыль.
Словногоры чистейшего снега-
Солончаксредь зелёной травы
3.Какты прекрасна, степь моя в апреле!
Хрустально-звонкийвоздух, и простор,
Иколокольчик — жаворонка трели!….
Ты– музыка, чьи звуки манят с давних пор!
Сцена2:
Участники:
-Ведущие
-Исторические персонажи
На экране:
-Презентация «Оренбургская степь»
Действие:
-Звучат голоса и входят исторические персонажи:
Пржевальский: Господа!Господа! Минуточку внимания.
Рычков: Мы,кажется, попали к вам вовремя.
Шренк: Нам нужнопередать вам нечто важное.
1.Ведущая: Проститегоспода, а кто вы такие? И что, вы важное, хотите нам сказать? Хотя я кажетсядогадываюсь кто вы….
Рычков:Разрешите представиться. Пётр Иванович Рычков –
член-корреспондентРоссийской Академии наук.
Пржевальский: Честь имею! Генерал-майор русской армии и путешественник Николай Михайлович Пржевальский.
Шренк: Александр Иванович Шренк-действительный статский советник.
2.Ведущая: Очень рады вамгоспода!
3. Ведущая: Что привело вас внаш оренбургский край?
Рычков: Прибыли мы вот по какому случаю.
Пржевальский:Дошлидо нас слухи, что у вас было активное освоение целинных земель и сейчас степьна грани вымирания.
Шренк:Господамы с Петром Ивановичем Рычковым много лет отдали изучению оренбургского края.
Пржевальский: А я, господа,трижды бывал в вашем городе. Да, да, трижды. Я тогда получил огромнуюподдержку для оснащения своих экспедиций от городского купечества. Я всегдавспоминаю этот факт с большой благодарностью!
3.Ведущая:Мы знаем о ваших заслугах и как благодарные потомки помним о них.
1.Ведущая:Ввашу честь, Николай Михайлович, назван вид дикой лошади, популяцию которойсейчас возрождают в нашем степном Заповеднике, который называется «ОренбургскаяТарпания». В нём уже 20 лошадей Пржевальского, а к 2030 году будет 150, а можетбыть и более.
Пржевальский:Весьма радэтому событию! Значит помнят обо мне потомки. Это приятно. Я горд этим!
2.Ведущая:Авашим именем, Александр Иванович, назван, открытый вами, вид чудесноготюльпана. И носит он Ваше имя — тюльпан «Шренк».
Шренк: Значитмой труд так высоко оценен потомками? Это дорогого стоит!
3.Ведущая:Авас, Пётр Иванович, называют у нас «Колумбом степного края» за ваши труды поисследованию оренбургского степного края.
Рычков: Ну что ж.Весьма польщён господа! Весьма польщён!
Значитмы можем быть уверены, что степь возрождается и не погибнет от рукчеловеческих?
Пржевальский: Вотпримите наши потомки верительную грамоту от нас и храните её, как завет отваших предков, которые всей душой любили этот степной край и завещали егобогатство вам .
Читаетграмоту:
Дорогиенаши потомки!
Земля– наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом.
Всена этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и цветущий тюльпан, иволнующаяся ковыль и жаворонок в голубом зените.
Авокруг столько жестокости и равнодушия к природе.
Степиоренбургские оказываются на краю гибели.
Иваша задача подрастающего поколения – предотвратить это.
Мызавещаем вам все богатства оренбургского степного края!!!!
Берегитеих!
1 Ведущая: Мы с радостью продолжим ваше дело по изучению и сохранениюприроды родного края. Это для нас большая честь.
2. Ведущая:
Мы, Николай Михайлович, хотим Вам дать обещание,что примем активное участие в том, чтобы вскоре на здании бывшей городскойДумы, появилась памятная доска с Вашим именем за Ваши заслуги.
3.Ведущая:
А теперь мы приглашаем вас на защиту нашегопроекта. Проходите и послушайте нас.
Сцена3:
Участники:
-Учащиеся
На экране:
— Презентация защиты проекта «Оренбургскийстепной заповедник. Люди. События. Факты»
Действие:
— Учащиеся рассказывают о работе над своимпроектом
Первый учащийся:
Гипотезанашего проекта: если каждый из нас будет много знать о нашем степномзаповеднике, о его редких представителях флоры и фауны, то:
· Возможно,мы сохраним оставшиеся богатства природы,
· Вырастембудущими биологами, экологами – защитниками родной земли,
· Станеммилосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в нашей жизни часто нехватает,
· Тогда нашапланета Земля станет более прекрасной.
Второй учащийся:
Цель проекта: Через изучение особенностей оренбургскогоприродного заповедника, его программы по сохранению флоры и фауны,
— выяснить причины проблем нашего степного краясейчас и подойти к пониманию того, чем мы, учащиеся, можем помочь,
— а также вывести для себя девиз, что всё,что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.
Третий учащийся:
Задачи проекта:
-1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы поданной проблеме.
— 2. Подобратьматериалы о степном заповеднике.
— 3. Подготовить сообщение и презентацию проектадля его защиты.
— 4. Наметить продукт проекта:
-это акция в защиту первоцветов
— мультфильм про заповедник
— проект обращения в администрацию города о размещениипамятной доски в нашем городе в честь выдающихся заслуг Николая МихайловичаПржевальского.
5. Рассказать о результатах своей работыодноклассникам.
Четвертый учащийся:
Вид проекта по содержанию – исследовательский
Пятый учащийся:
Методы и приёмы:
Ø сбор информации;
Ø работа с литературой;
Ø обработка собранной информации;
Ø творческая работа по созданию презентаций иприложения к проекту в малых группах.
Шестой учащийся:
— В группах были распределены обязанности междуребятами.
Исследователи: собирали интересную, занимательную информацию по теме.
Литераторы: отбирали литературу по теме и сочиняли экологические сказки.
Изобретатели: создавали презентацию и анимационный фильм про заповедник
Фотокорреспонденты: представили отчёт в виде фотографий и картинок, необходимыхдля создания проекта.
Вывод:
1.Ведущая:
— Наш проект представилвашему вниманию конкретные дела, в деле охраны природы. Каждый шаг посохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силувсем людям.
2.Ведущая:
— Это могут быть самыеразные поступки: сохранить степной цветок, уберечь степь от пожара, не разорятьптичьих гнезд, правильно вести себя в степи, просто не бросать мусор, гдепопало, не топтать цветы и растения и тем самым мы сохраним и сбережем нашуприроду, а значит и Родину.
3.Ведущая:
— И гипотеза в ходепроекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в делесохранения природы и Родины.
1.Ведущая:
Скоровесна и расцветут первые цветы. Мы хотим напомнить вам дорогие ребята ивзрослые, что нужно беречь первоцветы и не рвать их, а любоваться ими.
2.Ведущая:
Мыхотим сказать:
Будемберечь родную природу!
Детипроизносят на разных языках слова: Берегитеприроду!!!!
1.Наказахском языке:
Табигаткоргандар!
2.Нататарском языке
Табигатнесаклагес
3.Наукраинском языке
Збереження природи!
Бережить природу!
Утримайте природу!
4.Набашкирском языке
Урманхаклагыз!
5.Нарусском языке:
Берегитеэти земли, эти воды,
Дажемалую былиночку любя,
Берегитевсех зверей внутри природы,
Убивайтелишь зверей внутри себя!
Дерево, трава, цветок иптица
Не всегда умеютзащититься.
Если будут уничтоженыони,
На планете мы останемсяодни.
Всевместе произносят слова: Сохраним природувсе вместе!!!!
3.Ведущая:
—Вэтом году в январе исполнилось 100 лет Баргузинскому заповеднику, который былсамым первым в России.
-В честь этой даты мы хотим раздать 100 открыток с весенними полевыми цветами -это акция в защиту первоцветов.
1.Ведущая:
-А сейчас вашему вниманию представляем наш анимационный фильм о заповеднике.
Сценарийтеатрализованной защиты
проекта
«Детство,опаленное войной»
Оборудование:
— Компьютер, динамики, микрофоны,флеш-карта с музыкальной композицией, презентацией и анимационным фильмом«Детство, опаленное войной»
— Ширмы – стационарные напольные сфотографиями из семейного архива Мячиной В.Н., и иллюстрациями к проекту.
Декорации и реквизиты:
— Костюмы участков защиты проектадовоенного периода
Действующие лица и исполнители:
1.Дети-участникизащиты проекта
2.Верочка
3.Мама Верочки
4.Папа Верочки
5.Одноклассница и соседские мальчишки
6.Раненый солдат Ваня Спицын
Сцена 1:
Участники:
-Верочка
-Одноклассница Лера
-Соседскиемальчишки Кирилл и Гриша
На экране: фотопарка, скамейка
Ведущая:
— Летний вечер в парке.
— Город Кингисепп жил своей обычной мирнойжизнью и ничто не предвещало беды.
— Верочка Осипова,ученица третьего класса сидит на скамейке с книгой и учит стихи. Скоро экзамен.
— Мимо проходит одноклассница Лера вкрасивом платье.
Вера:Добрый вечер Лера! Какое у тебя красивое платье!
Лера: Как уВалентины Серовой!
(Кружится).
Лера:Наэстраде оркестр играет и танцы сейчас будут. Пойдешь?
Вера: (совздохом) У меня экзамен на носу, мне учить надо.
Лера: Ну,учи, учи! (Уходит)
Сцена 2:
Участники:
-Верочка
-Соседскиемальчишки Верочки Кирилл и Гриша
На экране: фотопарка, скамейка
Ведущая:
-Сегодня в парке весело. Весь вечер играетдуховой оркестр. На танцевальной площадке много военных.
— Верочка по-прежнему сидит и зубритстихотворение.
— Мимо проходят соседский мальчишка Кириллс другом Гришей. Кирилл увлечённо рассказывает ему о модели самолётика.
(Музыка звучит тише)
Вера: (тихобубнит) «Если скажут слово Родина, сразу в памяти …»
Кирилл:
-Вот видишь, какой получился. А еслисделать его из металла, он будет обладать другими аэродинамическими свойствами…
Гриша: (насмешливо)
— И что, он будет сам летать?
Верочка:(воодушевлённо)
—Кирюша, мы тебе верим, конечно…
(Кирилл замечает Веру)
Кирилл:
— Здравствуй Верочка!
Гриша:
— О,Верочка, привет!
Вера:
-Добрый вечер ребята!
Кирилл:
— Пошли с нами кататьсяна карусели?
Вера: (совздохом):
— Не могу, надо готовиться к экзамену, вотникак не могу выучить стихотворение.
Гриша:
-Акакое?
Вера:
— Зинаиды Александровой «Родина».
-Вот послушай:
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно…наверно…
Вера:(огорчённо)
— Ну вот. Забыла
Кирилл:
-Ну, тогда учи, а мы пошли…
(ребята уходят)
(Музыкастановится громче)
Сцена3:
Участники:
-Верочка
-Соседскиемальчишки Кирилл и Гриша
На экране: фотопарка, скамейка
Ведущая:
-Вот и закончилась мирная жизнь.
Действиена сцене:
— Вдруг раздается грохот. Звучат раскаты орудий
— Кирилл и Гриша замирают в тревоге,смотрят по сторонам
— Мигают огни
-На экране кадры хроники летящихфашистских самолётов
— Верочка смотрит в небо и прижимаетладони к лицу…
Звучит голос Левитана:
Внимание! Говорит Москва! Передаём важноеправительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня вчетыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силыатаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная войнасоветских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Врагбудет разбит! Победа будет за нами!
(На экране заставка – летящие из самолётовбомбы.)
Сцена4:
Участники:
-Верочка
-РодителиВеры
На экране:фашистские самолеты бомбят город Кингисепп
Ведущая:
-Начавшаяся война застала десятилетнюю Веру в городе Кингисеппе на границе сЭстонией.
-Она только закончила третий класс на отлично и впереди ее ждали летниеканикулы.
— Но с началом войны у нее закончилось детство.
-Было 7 июля 1941года. Она запомнила этот день на всю свою жизнь.
Вера:
-Мамочкак нашему дому подъехала машина
-Наверное это папа.
-Мамочкаскорее! Мне очень страшно!
Мама:
-Верочка! Не бойся нам папа сейчас поможет
Папа:
-У нас на сборы остались считанные минуты.
-Берите только необходимое.
Ведущая:
-Черезчас после отъезда Верочки с мамой после массированной бомбежки от их доманичего не осталось.
-Такв Кингисеппе Верочку застала война.
Сцена5:
На экране:перрон Ташкентского вокзала, зал ожиданий
Ведущая:
— Верочка с мамой эвакуировались в городТашкент.
Вера:
На экране: перрон Ташкентского вокзала
(звучитголос воспоминаний Веры)
— Я все помню. Помню тот военный Ташкент и вокзал.
-Было теплое солнечное утро.
-Мы с мамой взяли свой скудный багаж, и вышли в город.
-К нашему удивлению, народу на вокзале и в городе было мало.
Вера:
На экране: госпиталь
(звучитголос воспоминаний Веры)
-Мама устроилась в госпиталь санитаркой в операционную.
-Работа была у нее очень тяжелой. Но на тяжелую работу в то время некогда быложаловаться.
— Война не щадила никого.
Ведущая:
-В 1943 году Вера Осипова училась в четвертом классе, но все свободное от учебывремя она проводила вместе с мамой в госпитале.
-Вот как вспоминает Вера Николаевна то время
Вера:
На экране: госпиталь
(звучитголос воспоминаний Веры)
-Меня тянуло к раненым. Я каждый день помогала маме в госпитале.
— Руководство госпиталя, видя такое стремление, выделили мне палату раненых,чтобы я ухаживала за ними.
-Мне дали белый халат и я стала сестричкой, как и мама.
-Как я этим гордилась!
-Я рада была тому, что делаю что-то хорошее и полезное.
Ведущая:
На экране: госпиталь и фото Веры с ВанейСпицыным
-Через всю свою жизнь Вера Николаевна пронесла образ Вани Спицыпа, с которым онатогда была сфотографирована.
-Ему на фронте оторвало снарядом обе ноги, а ведь ему было всего 18 лет.
-Онне хотел жить, но Верочка изо всех сил пыталась своими добрыми поступками исловами вернуть его к жизни.
Вера:
На экране: фото Веры с Ваней Спициным
(звучитголос воспоминаний Веры)
-Я всю жизнь пыталась хоть что-то узнать о его судьбе, но тщетно.
-Тот эвакогоспиталь 3959 был отправлен на фронт.
— Из рассказов мамы я узнала, что госпиталь попал под бомбежку и многие солдатыпогибли.
-Что стало с Ваней Спицыным я так и не знаю.
Сцена6:
На экране:фотографии Мячиной Веры Николаевны
Ведущая:
-Война -это не толькочеловеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Вовсе времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так нестрадали дети.
-В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг — несмотря на голод, холод истрах, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправлялипосылки на фронт, работали в полях и на заводах.
-Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
Выходятвсе участники:
Дети:
1.Дети войны? Кто они?
2.Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили страшные лишения и испытания.
3. Это подростки, которые, беззаветно любили своюРодину.
4. Это дети, которые, несмотря на все ужасы войны,сохранили сейчас в своих сердцах теплоту, доброту, любовь к Родине.
5. Это дети, которые сумели в будущем стать настоящимилюдьми.
6.Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил наммир.
7.Спасибо вам наши прабабушки и прадедушки!
Ведущая:
— А теперь мы всех приглашаем на защиту нашегопроекта.
Сценарийпрезентации проекта
натему «Легенды старого Оренбурга»
Оборудование:
— Компьютер, динамики, микрофоны, флеш-картас музыкальной композицией, презентацией и анимационным фильмом
— Ширмы –деревянные раскладушки сфотографиями об истории города Оренбурга и иллюстрациями к проекту
Декорации и реквизиты:
Исторические костюмы:
— 4 царственных особ, которые былипричастны к закладке города Оренбурга и его развитию;
-первого губернатора города Оренбурга
— хана
Действующие лица и исполнители:
1.Дети-участникизащиты проекта
2.Историческиеперсонажи:
— царь ПетрI
— царица Анна Иоанновна
— царица Елизавета
— царица ЕкатеринаII
— первый губернатор Неплюев И.И.
— хан Абдулхаир
Сцена 1: Приветствие
Участники:
— Ведущая
— Дети
Ведущая:
-Здравствуйте!
Ненайти в мире еще хоть одного такого города – ошибку! Ведь в названии нашегогорода – есть имя чужой реки Орь.
Аеще интересно и то, что 4 царские величайшие российские особы причастны кзарождению города, его названию и развитию.
Аначиналось все так…
Сцена 2: Визит историческихперсонажей
Участники:
— Ведущая
— Историческиеперсонажи
(Входятисторические персонажи. Они недоумевают и шумят)
АннаИоанновна:
-Кто посмел нас потревожить?
Елизавета:
—Отчего нас никто не встречает?
Екатерина:
— Невежество!!!
Ведущая:
-Господа! Господа! Не волнуйтесь! Сейчас все объясню!
-Сегоднямы собрали всех вас, чтобы вручить памятную медаль в честь юбилея нашего городаОренбурга и помочь нам, учащимся творческого объединения «Наш проект», защититьнаш проект на тему «Легенды старого Оренбурга»
ПетрI:
-Тогда я рад такой встречи! Весьма рад!
Анна:
-Я тоже польщена! Надеюсь, что моя высочайшая Привилегия, данная городу Оренбургу и егожителям, помнят все народы этого степного края! Она в те времена установила многочисленные льготы жителям нового города.Этого не должны забыть однако!
ЕкатеринаII:
-Подумаешь! А вот меня-то уж точно запомнили! Взяла да и переименовала реку Яикв Урал, чтоб впредь другим бунтовщикам неповадно было!
Елизавета:
-Позвольте!Позвольте господа! Моё царское Величество и мой высочайший подарок, вратагороду, за победу над восстанием башкир в 1755 году, помнят в этом городе ипоныне!
(Слышатсявозгласы)
ЕкатеринаII:
—Ахваше величество! Давайте не будем спорить.
АннаИоанновна:
-История нас рассудит!
Сцена3: ПетрI и Неплюев
Неплюев:
-По Вашему высочайшему повелению прибыл Неплюев Иван Иванович
-Разрешите приветствовать вас Ваше величество.
ПетрI:
-Здорово, братец! Здорово! Рад тебе! Весьма рад!
-Видишь, хоть я и царь, да руки у меня все в мозолях. А всё от того, что надопример всем показать, да помощников и слуг Отечеству растить!
-Ехать тебе велю учиться за границу! Учиться надо руководить большим делом.
— Задумал я, братец, врата открыть в Азию в степном Уральском краю.
-Сей крепости быть и строиться!
-Нарекаю тебя птенцом гнезда Петрова! Лети ума набираться!
-В этом малом – велик твой путь будет!
Неплюев: — ИмяВаше и честь Вашу не посрамлю! Честно и преданно служить Отечеству буду!
(Обнимаютсяи уходят)
Сцена4: Встречацарицы Анны Иоанновны и Хана Абдулхаира
(Выходятцарица Анна, Хан, Неплюев)
АннаИоанновна:
-Чего надобно тебе, Хан Абдулхаир? С чем пожаловал?
Хан: (падаетна колени)
-Припадаюк стопам твоим, Ваше Величество!
-Пришелпросить милосердно, государыня, принять нашу орду в российское подданство,чтобы служить тебе, государыня, верой и правдою!
-Аещё прошу, государыня, город-крепость строить в степях наших для торговли и защитыкрая от набегов.
-Негневись, государыня, прими подарки наши!
Анна:
-Ишь, что удумал! Принять его в подданные! А усердно ли и честно служитьбудешь? Смотри хан, если что не сносить тебе головы на плечах!
-Да ладно! Тому быть. Принимаем вас в подданные Российской империи.
-А сему городу быть. Вновь строиться. Дело Петрова будет жить!
-А сейчас иди хан, да помни слова мои.
-Неплюева ко мне!
Сцена5: Встречацарицы Анны Иоанновны и Неплюева Ивана Ивановича.
Неплюев:
— Звали ваше высочество?
Анна:
-Ждала тебя. Ох, как ждала.
-Вот ты являешься учеником и последователем дел Петровых. Так?
Неплюев:
-Да так Ваше Величество.
Анна:
-Тогда тебе и вершить великие дела на Урале.
-Голубчик,держи грамоту, да помни, что трудное дело начинать придется! — Крепость поедешьзакладывать, да прямо в степи.
-Справишься, али нет?
Неплюев:
-Не пощажу живота своего государыня!
Анна:
-Тогда читай грамоту
(Неплюевчитает грамоту:)
-Сия грамота повелевает:
1.К строению и работе снарядить экспедицию и полк в защиту.
2. Башкирских и казахских подданных снарядить столько, сколько нужда требоватьбудет.
3.А Неплюеву – воля моя – пожаловать чин Первого статского советника и начальникаэкспедиции и дать жалование 3 тысячи рублёв!
4.«Божею милостию, мы, Анна, императрица и самодержица Всероссийская»
Анна:
-А еще, быть тебе, батюшка, там первым губернатором!
— Приложить, голубчик, усердие и старание, а город построить!
-И чтобы все чинно было исполнено! Ты меня знаешь.Проверю!
Неплюев:
-«Через огонь, воду и стужу пройдем, а крепость построим, государыня!
-Волю Вашу и Петра, царя-батюшки, исполним!»
-Бытькрепости и вратами и ключом в Азию.
Анна: Нутогда ступай. Да береги себя!
(Уходят)
Сцена6: ЦарицаЕлизавета и Губернатор.
Елизавета:
-Весть ты добрую принёс мне батюшка. Вот тебе моё решение и
мойвысочайший подарок – каменные ворота.
-Установитьих лицом в степь, чтобы напоминали всем бунтовщикам обо мне — царице, да овеличии Руси.
-А еще о разгроме башкирского восстания. Чтоб впредь неповадно было! Исполнитьнемедленно!
-Ступайбатюшка, да поскорее исполни приказ мой!
Сцена7: ЕкатеринаII игубернатор Неплюев
ЕкатеринаII:
-Слышала прибыл губернатор Оренбурга Неплюев? Позвать его, да побыстрее.!
— Разговор особый вести будем.
Губернатор:
-Звали, матушка?
ЕкатеринаII:
—Звала,звала.
-Читай мое повеление!
Неплюевчитает:
-«Я, государыня российская, Екатерина, желаю, во что бы то ни стало, стереть изсвоей памяти и памяти народа всё, что напоминает яицких казаков и бунтовщикаПугачёва.
Приказываю!Переименовать реку Яик в Урал! И нарекать его и казаков таковым именем в честьгор Уральских». Императрица всея Руси Екатерина».
ЕкатеринаII:
-Отправляйсясей же час! Да не медли. Это дело срочное.
Сцена8:Эпилог
Ведущий:
-Воттак, 4 самодержца Российских приняли участие в истории города-крепостиОренбург.
-В нашем городе есть не только каменные ворота, подаренные царицей Елизаветой,но так же мы храним память и о Петре великом.
-В честь царя Петра I в нашемгороде на высоком – правом берегу Урала, установлен памятник и разбит скверимени Петра I.
-Мы очень любим свой город и чтим его историю, поэтому решили принять участие вэтом проекте.
Ведущая:
-А теперь мы приглашаем вас на защиту проекта и награждение юбилейными медалями.
Сценарийтеатрализованной защиты проекта
«А.И.Родимцев– славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»
Оборудование:
— Компьютер, динамики,микрофоны, флеш-карта с музыкальной композицией, презентациями и анимационнымфильмом
— Ширмы –стационарныенапольные с фотографиями об А.И. Родимцеве, о защите Сталинграда ииллюстрациями к проекту.
Декорации и реквизиты:
— военные костюмы периода ВОВ
— на экране заставки горящегоСталинграда.
Действующие лица и исполнители:
1.Дети-участникизащиты проекта в военных костюмах
2.Персонажи:
-РодимцевА.И.
-Павлов
Сцена 1:
Участники:
— Ведущая
— Дети в военных костюмах
На экране:
— Презентация с фотографиями озащите Сталинграда и о Родимцеве А.И.
1. Ведущий:
-Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летописьнашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, продолжавшаяся 200дней и ночей, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
2. Ведущий:
—Одной из главных и самыхярких страниц боевой биографии дважды Героя СоветскогоСоюза генерал-полковника Александра Ильича Родимцева —явилась Сталинградская битва.
1учащийся:
Стоитнад Волгой величаво,
Одетый,будто на парад,
Геройвойны, достойный Славы,
Роднойнаш город Сталинград!
1.Ведущий:
-Сталинград (ныне Волгоград) – это город, у стен которого в годы ВОВ во многомрешалась судьба человечества. Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру понескольким причинам:
2учащийся:
— Во- первых, это был главный промышленный город на берегах Волги, наСталинградских заводах изготавливались танки, снаряды, оружие, в общем всё то,что необходимо для ведения военных действий
-Во – вторых, захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом флангенемецких армий, наступающих на Кавказ.
-В – третьих, сам факт, что город носил имя Сталина – делал захват городавыигрышным ходом для Гитлера.
1.Ведущий:
-Гитлерсвоим армиям дает приказ: «С ходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войскаСталинградского фронта». Он планировал овладеть городом за 2 недели.
1.Ведущий:
-ИосифВиссарионович Сталин, Приказ №227 «…Отступать дальше – значит загубить себя иРодину. Отныне железный закон – «Ни шагу назад!»
Сцена 2:
Участники:
— Ведущая
— Дети в военных костюмах
На экране:
— Презентация с фотографиями озащите Сталинграда и о Родимцеве А.И.
2.Ведущий:
-23августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флотаначалась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня былопроизведено 2 тысячи вылетов самолетов. Город был разрушен на 90%, в этот деньпогибло более 40 тысяч мирных жителей.
1.Ведущий:
-Воины Сталинграда стояли насмерть, ежеминутно проявляя беспримерный героизм,упрямый характер, нечеловеческую железную стойкость.
(Видео с бомбардировкой Сталинграда)
1 учащийся:
Взное заводы, дома, вокзал.
Пыльна крутом берегу.
ГолосОтчизны ему сказал:
«Городне сдай врагу!»
2 учащийся:
Злойи упрямый, по грудь в земле,
Насмертьсолдат стоял.
Зналон, что нет дороги назад-
Онзащищал Сталинград.
3 учащийся:
Там,где в огне умирает металл,
Онпроходил живой.
200изнурительных дней подряд
Онзащищал Сталинград
1.Ведущий:
— Родимцев считал важным и правильным требованиекомандующего 62-й армией ко всем командирам частей не переносить своикомандные пункты глубже в тыл без разрешения вышестоящего командира.
— Василий Чуйков вспоминал,что Александр Родимцев был из числа тех немногих комдивов, кто его обэтом ни разу не попросил.
2.Ведущий:
— На протяжении всей обороны Сталинграда, Родимцев, на левый берегне уходил и находился вместе со своими бойцами и командирами.
— И они об этом знали. Каждый боец хоть раз, но виделгенерала Родимцева на переправе, в своей траншее, в развалинах дома,который он защищал, на КП или беседующим с ранеными и знал, что его комдивгде-то рядом, что он такой же смертный и что у них общая цель и судьба.
Сцена: 3 ( в разрушенном доме)
Участники:
— Ведущая
— Дети в военных костюмах
— комдив Родимцев
— сержант
На экране:
— Презентация с фотографиями озащите дома Павлова в Сталинграде
1солдат:
— Кажется наш комдив ребята.
2солдат:
— Где? Да показалось тебе
1солдат:
-Видишь вон там, около соседнего дома,перебежками бежит человек? Так это же наш генерал.
2 солдат:
— Кажись он. Точно он.
— Смотри-ка. А это он ведь к нам направляется.
3 солдат:
— А ну-ка братцы, прикроем нашего комдиваогоньком.
Родимцев:
— Спасибо сынки ! Вовремя вы. Вовремя. Снайперызасели где-то.
-Надо бы их уничтожить.
Солдат:
— Есть уничтожить снайперов!
— Разрешите выполнять товарищ генерал!
Родимцев:
— С Богом ребята!
Родимцев:
— Я вот что братцы хочу вам сказать
-В ходе бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишьодин четырехэтажный дом.
— Из штаба дивизии пришел приказ занять этот дом и держатьего оборону
Сержант:
— А где этот дом?
Родимцев:
-Накарте он находится вот здесь товарищи
Сержант:
-На верхних этажах нужно разместить пулеметные точки
Родимцев:
-Да верхние его этажи позволяют вести наблюдение и держать под обстрелом тучасть города, которая сейчас занята противником.
-Этот дом играет для нас сейчас важную стратегическую роль.
-Приказываю Вам сержант Павлов взять группу бойцов и занять круговую оборону дома.
Павлов:
-Есть выполнять приказ товарищ генерал!
-Какова наша задача потом?
Родимцев:
-Вот что нужно сделать
— Для защиты дома вынести за его пределы огневые точки, а для сообщения с ними проделать подземные ходы.
Павлов:
-Аподступы к дому можно заминировать при помощи противопехотных ипротивотанковых мин.
Родимцев:
-Правильно мыслите товарищ Павлов.
-Выполнять приказ сержант!
Павлов:
-Есть выполнять приказ товарищ генерал!
-Группа за мной.
1Ведущий:
-Именно благодаря умелой организации обороны воины смогли столь долгий периодвремени отбивать атаки врагов.
2Ведущий:
— Защитники дома не позволяли врагу прорватьсяк Волге на этом участке.
—58 дней бойцы героически держали оборону Дома Павлова в Сталинградской битве ине дали немцам захватить переправу.
-И в этом огромную роль сыграл комдив Родимцев
1Ведущий:
-В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов.
-И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы правду и память для нашихбудущих поколений.
2Ведущий:
-Асейчас мы предлагаем посмотреть видеофильма «Прикоснуться сердцем к тебе,Сталинград!»
видео «Прикоснуться сердцем к тебе, Сталинград!»)
