Видыконфликтов
Конфликт- этоотношение между людьми, которое характеризуется противоборством на основепротивоположно направленных мотивов (потребностей, ценностей, интересов, целей,идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Конфликтывозникают если мнения и суждения разных людей расходятся.
Конфликты весьмаразнообразны, и их можно классифицировать по различным признакам (табл. 6.1).Различают социальные и внутриличностные конфликты:
- — внутриличностные;
- — межличностные;
- — между личностью и группой (внутригрупповые);
- — между двумя или несколькими группами людей (межгрупповые).
Таблица6.1. Типология конфликтов
Внутриличностныйконфликт
Для построениятипологии внутриличностного конфликта необходимо основание, которое объединяетразнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферыличности за основание для построения единой типологии позволяет выделитьосновные структуры внутреннего мира личности, вступающего в конфликт (по А. И.Шепилову).
Мотивы — отражаютстремление личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влеченияи т.п.). Могут быть выражены понятием хочу (я хочу).
Ценности, какпринятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе нравственныенормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как надо (ядолжен).
Самооценка, определяемаякак самоценность себя для себя. Оценка личностью своих возможностей, качеств иместа среди других людей. Выражается как могу или немогу (я есть).
Виды внутриличностногоконфликта подразделяют:
- o на мотивационный конфликт — между хочу и хочу;
- o нравственный конфликт — между хочу и надо;
- o конфликт нереализованного желания — между хочу и могу;
- o ролевой конфликт — между надо и надо;
- o адаптационный конфликт — между надо и могу;
- o конфликт неадекватной самооценки — между могу и могу.
Внутриличностныйконфликт может возникнуть, когда производственные требования находятся впротиворечии с личностными потребностями или ценностями. Например, сотрудникпланирует провести выходные дни дома, с семьей, а начальник просит выйти наработу, чтобы решить сложный вопрос. Внутриличностный конфликт может быть такжесвязан со степенью удовлетворенностью работой. Вспомним, например, Сизифа — еготруд вряд ли мог принести ему чувство удовлетворения от работы.
Внутриличностныйконфликт в организации может возникнуть:
- o из-за противоречивых требований;
- o нарушения принципа единоначалия;
- o несогласованности организационных и личностных потребностей и ценностей;
- o перегрузки или недогрузки на рабочем месте;
- o низкой степени удовлетворенности работой;
- o неуверенности в себе;
- o стресса.
Межличностныйконфликт
Это один изнаиболее распространенных видов конфликта. Зачастую это борьба руководителей завремя использования оборудования, ограниченные ресурсы, деньги. Каждыйруководитель отстаивает интересы своего участка работы, своего ведомства,своего отдела. Естественно, что при этом интересы разных людей могут несовпадать. Или два человека хотят получить одну и ту же должность.Межличностные конфликты вспыхивают также между людьми, которые в принципераздражают друг друга. Как правило, при этом принципиально отличаются и ихцели.
Межличностныйконфликт в организации может возникнуть:
- o из-за борьбы за ограниченные ресурсы, капитал и рабочую силу, время использования оборудования;
- o одобрения проекта или способа его подачи;
- o свободной вакансии;
- o столкновения личностей (черты характера, взгляды и ценности).
Конфликт междуличностью и группой
В каждой группесуществуют неформальные отношения и ценности. Чтобы быть принятым той или инойгруппой, человек должен соблюдать правила игры. Обычно подобныйконфликт разгорается, если личность занимает позицию, которая отличается отпозиции группы в целом. Например, дисциплинарные меры, принимаемыеруководителем, могут быть непопулярны среди его подчиненных. Тогда группа можетнанести ответный удар — снизить качество своей работы. Вспомним, к примеру, такназываемые испанские забастовки: человек только создает видимостьработы. А дело при этом стоит на месте. В народе это еще называют имитациейбурной деятельности.
Конфликт междуличностью и группой в организации может возникнуть из-за:
- o различия ожиданий;
- o различия позиций;
- o непринятия группой формального лидера. Межгрупповой конфликт. Организации состоят не только из разных отделов и подразделений, но и из множества неформальных групп. Часто из-за различия целей могут конфликтовать функциональные группы внутри организаций. Например, сотрудники магазина могут считать, что рабочие склада плохо выполняют свои обязанности. Межгрупповой конфликт в организации:
- — профсоюз и администрация;
- — линейный и штабной персонал;
- — функциональные группы или отделы.
Конфликт как типтрудных ситуаций (по А. Я. Анцупову)
Ситуация можетрассматриваться как сложная субъективно-объективная реальность, где объективныесоставляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностнойзначимости для участника ситуации.
Трудная ситуацияхарактеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности,нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональнымивозможностями.
Основные типытрудных ситуаций.
Трудныеситуации деятельности:
- — Проблемные ситуации деятельности.
- — Критические (аварийные) ситуации.
- — Экстремальные ситуации. Трудные ситуации взаимодействия:
- — Проблемные ситуации взаимодействия.
- — Предконфликтные ситуации.
- — Конфликтные ситуации.
Трудныевнутриличностные ситуации:
- — Внутриличностные затруднения.
- — Внутриличностные конфликты.
- — Внутриличностные кризисы. Трудные бытийные ситуации:
- — Ситуации неизвестности.
- — Ситуации опасности.
- — Ситуации потери.
