ШТАННИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА учитель МБОУ СОШ№71, г.Новосибирска
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯМУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ресурсноеобеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональнойдеятельности
Результативность работы учителязависит от правильно подобранных учебнометодических комплексов, с помощьюкоторых можно обеспечить овладение иностранным языком на том уровне, котороготребует сегодняшний день. Выбирая УМК, я также стараюсь учитывать личностныеособенности своих обучающихся, условия обучения в школе, а также обращаювнимание на наличие в УМК разнообразных коммуникативных заданий и упражнений,способствующих развитию всех видов речевой деятельности; а также на реализациюпринципов последовательности и преемственности.
Использованиеновых информационных технологий в обучении иностранному языку является одним изважнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса,обогащения арсенала методических средств и приемов, которые позволяютразнообразить формы работы и сделать урок более интересным для обучающихся.
В школу пришло время цифровыхтехнологий. Мы, учителя, должны давать знания не только по своему предмету, нои учить детей жить в быстро меняющемся мире, думать о технических и социальныхинновациях. Я считаю, что одна из таких инновацийиспользование цифровыхинструментов в образовательном процессе. Формирование цифровой образовательнойсреды в школах — необходимость, потому что задача школы — подготовитьвсесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций,готового к продолжению своего образования в высокоразвитом информационномобществе.
Интернет предоставляетразнообразное множество программных и коммуникационных возможностей. В работе яиспользую:
1)Виртуальная доска Padlet (padlet.com)– «герой нашей повести». Сервис Padlet предназначен для быстрого совместногосоздания веб-страничек. Padlet – это гибрид блога, записной книжки и платформыонлайнового обмена файлами. На стену можно прикреплять заметки, фото и видео (втом числе с камеры вашего устройства), тексты, ссылки на внешние ресурсы и т.д.
2)Виртуальная доска Miro — сервисдля создания и заполнения виртуальных досок группой людей в любое удобноевремя. Интуитивно понятный интерфейс упрощает работу пользователей. Сервиспозволяет организовать работу в реальном времени.
3)ВЗНАНИЯ — конструктордля создания интерактивных материалов к онлайн или офлайн урокам.
4)Mentimeter.com – бесплатный ипростой онлайн-сервис для создания опросов и голосования в режиме реальноговремени в формате презентации. Удобно использовать на уроках, при выступлениина конференции для получения обратной связи от аудитории. Можно использоватьготовый пример или создать собственную презентацию – интерактивную доску свопросами. Сервис задает каждому опросу идентификационный номер, участникимогут голосовать в режиме реального времени. Предполагается использованиемобильного телефона при ответе на вопросы.
5)Сервис-образовательнаяонлайн-платформа Учи.ру /https://uchi.ru//, благодаря которой ученики могутизучать предмет в интерактивной форме. Учи.ру полностью соответствуетнормативно-правовой базе образования, требованиям ФГОС и направлен на развитиеуниверсальных учебных действий.
У каждой образовательнойплатформы есть свои плюсы и минусы. Учитель может выбрать подходящую для работыплатформу для себя и своих учеников.
Использование ЦОРна уроках иностранного языка позволяет:
— улучшитьэффективность и качество образования;
— ориентироватьсяна современные цели обучения;
— повыситьмотивацию учащихся к обучению;
— учитыватьстрановедческий аспект;
— сделатьуроки интересными и запоминающимися; реализовать индивидуальныйподход;
— объективнооценивать знания учащихся.
В своей работе ястараюсь использовать ЦОР на различных этапах урока:
Введение новой лексики:
— использованиеизображений, которые демонстрируют новые слова;
— использованиепрезентаций с упражнениями на отработку новых лексических единиц.
Изучениеграмматического материала.
Использование грамматическихтаблиц, схем, рисунков, которые помогают объяснить грамматический материалдоходчиво и интересно.
Демонстрацияситуаций использования конкретного грамматического материала.
Изучениестрановедческого материала.
Просмотрвидеофильмов о традициях и культуре страны изучаемого языка. Прослушиваниетекстов.
Проверка знанийучащихся
Использованиепрограмм для составления контрольных работ и тестов Использование презентаций сконтрольно-измерительными материалами.
Следует отметить, чтоиспользование цифровых образовательных ресурсов дает возможность эффективноорганизовать самостоятельную работу учащихся и способствует формированиюсвободной, активной и независимой личности.
Сочетание традиционных методовобучения с новыми, использующими цифровые технологии, позволяет повыситьуровень успеваемости и качества знаний учащихся на уроках иностранного языка.
Мною используютсяследующие программы и УМК:
• «Английский в фокусе» (Spotlight), 5 – 9 классы, авторы Н. И.Быкова, Д Дули,
М. Д. Поспелова иВ. Эванс, издательство «Просвещение»;
• «Английский в фокусе» (Spotlight), 10 – 11 классы, авторы:О.В.Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др., издательство «Просвещение»;
• Английский язык. Rainbow English, 5 – 7 классы, авторы: О.В.Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова, издательство «Дрофа»;
• Рабочая программа для учителей, работающих по УМК «Английскийязык» серии «Rainbow English» для 5—9 классов авторов О. В. Афанасьевой, И. В.Михеевой, К. М. Барановой;
• Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений.
Предметная линияучебников Английский в фокусе 5 – 9 классы, авторы: В. Г. Апальков,Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко;
• Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Английскийв фокусе. 10 – 11 классы, автор: В. Г. Апальков.
Все перечисленные УМКрекомендованы Министерством образования Российской Федерации для обученияанглийскому языку и соответствуют требованиям выбранных мною программ иФедерального государственного образовательного стандарта, а разнообразиекомпонентов используемых УМК (учебники, рабочие тетради, лексикограмматическиепрактикумы, книги для чтения, контрольные работы и диагностические материалы,сборники упражнений в формате ГИА, аудиокурсы) позволяет реализоватьдифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностейшкольников.
Помимо готовых учебных иметодических пособий, я использую собственные разработки и дополнительныематериалы.
Кабинет иностранного языка, вкотором я работаю, соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм(расстояние от доски до парт, высота доски от пола, высота парт и т. д.).Освещение кабинета осуществляется при помощи ламп, защищённых плафонами, илампой дневного света, расположенной над доской, и является удовлетворительным.В классе регулярно проводятся влажные уборки, проветривания на переменах.
В кабинете имеются различныедидактические пособия и литература на английском языке, как методическая, так ихудожественная. Мною используется всё учебное оборудование кабинета (рабочееместо, ноутбук, проектор, музыкальный центр, учебнометодические комплексы,ЦОРы, раздаточный материал к уроку, наглядные пособия) для создания условийкомфортного обучения учащихся и атмосферы успешности на уроке.
Применение интерактивной доскипозволяет с одной стороны существенно упростить использование методологическихразработок коллег (в том числе найденных в Интернете), с другой – критическианализировать проведенные занятия; одновременно появляется удобный способсохранения и накопления собственных наработок. Использование техники также даетвозможность привлекать богатый методический материал на электронных носителях,имеющийся в кабинете.
Развитие познавательныхспособностей через организацию мероприятий интеллектуального характера:
1)Учи.ру Олимпиады. В разделе,посвящённом олимпиадам, можно найти доступные к участию конкурсы, а такжеинформацию о том, когда состоится ближайшая олимпиада. На базе платформырегулярно проводятся предметные олимпиады, «Диноолимпиада», «Юныйпредприниматель», которые входят в список олимпиад, рекомендованныхМинистерством просвещения. Участие в олимпиадах бесплатное, дистанционное.Задания олимпиад направлены на повышение интереса учеников к предмету, развитиенестандартного мышления и логики. Задания олимпиад уникальные, поскольку ихпросто невозможно воспроизвести на бумаге. В архиве олимпиад доступнавозможность пройти задания прошлых лет. Участники получают дипломы победителя,грамоты за призовые места, сертификаты. Олимпиады помогают школьникамтренировать своё внимание, логику, пространственное воображение, учат мыслитьшире привычных рамок урока. Они интересны, потому что:
— привлекают детей сходством с компьютерной игрой;
— позволяют наглядно демонстрировать задание;
— участник узнает свой результат сразу (пробный тур) или через 5минут после завершения олимпиады (основной тур).
2)Школьные образовательныемарафоны. Для мотивации занятий на платформе внесён элемент соревновательностимежду детьми и классами образовательного учреждения. Это так называемыешкольные образовательные марафоны.
3)Развивающие игры, мультфильмыНа сайте есть раздел, в котором школьники могут проверить уже полученныезнания, а также развить свою внимательность, логику и смекалку. Каждаяпредложенная на сайте игра является многоуровневой. Возможность открыть новыеуровни служит стимулом осваивать предложенные в курсе задания ещё быстрее илучше. За успешное прохождение игры ученики так же пополняют портфолионаградами. Например, ребята получали дипломы за успешное прохождениеразвивающих игр «Комиксы», «Пентамино», «Кругосветное путешествие».
Портфолио как способ фиксированиядостижений обучающихся и их педагога В разделе «Ваши награды» доступны наградыучителя, образовательной организации за участие в олимпиадах, конкурсах,образовательных марафонах. Доступен архив наград за прошлые учебные годы.
Сегодня мультимедиа-технологии —это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Всовершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы,а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состававидится перспектива успешного применения современных информационных технологийв образовании. Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогаютрешить основную задачу языкового образования, определенную Программой поиностранным языкам — формирование у школьников разных компетенций икоммуникативной компетенции в частности.