СекцияСоциология
АлександроваЮлия Алексеевна
Краснодарскийкрай, Абинский район, поселок Ахтырский,
МБОУ СОШ№5 9 А класс
«Память» –фактор патриотического воспитания поколения победителей».
Научныйруководитель: Левченко Ольга Константиновна,
учительизобразительного искусства МБОУ СОШ №5
Введение
Намвыпала доля жить на рубеже двух тысячелетий – нелегкое время для нашегогосударства. Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основыжизни, привел к потере духовных ценностей. Поэтому возникла необходимостьсоздания реальных условий, которые способствуют формированию патриотическихкачеств личностей.
Проблемаисследования. Патриотическое воспитание молодежиносит глобальный характер и затрагивает все человечество. Посмотрим вокругсебя. Мы увидим духовный застой общества, нравственное обнищание людей.Наркомания, алкоголизм, курение – тысячи пороков губят человечество! Внастоящее время дети получают много негативной информации СМИ, ТВ, на улице.Поэтому мы считаем глобальной проблемой духовное и патриотическоевоспитание молодежи.
Актуальность работы. В год семидесятилетия победы вВеликой Отечественной войне патриотическое воспитание молодежи становитсяособенно актуальным. Молодое поколение россиян знает о войне изучебников истории, что-то из книжек, из встреч с ветеранами, а в большейстепень – по фильмам, особенно современным, со спецэффектами XXI века. Поэтому патриотическоевоспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможетвырастить поколение настоящих патриотов.
Цельработы. Создание условийдля патриотического воспитания учеников МБОУ СОШ №5; привлечение к выявлению,изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического икультурного наследия; возрождение семейных ценностей и традиций; укреплениесвязей между поколениями через создание книги памяти о ветеранах и детяхВеликой Отечественной войны «Мы помним!».
Задачи.
1. Разработатьплан работы по военно-патриотическому воспитанию в школе.
2. Изучитьнормативные документы.
3. Провестиэкскурсии в музей Ахтырского городского поселения.
4. Провести встречис ветеранами и детьми Великой Отечественной войны.
5. Собратьнеобходимый материал (воспоминания, фотографии, письма и т.д).
6. Создатькнигу памяти «Мы помним!»
7. Проводитьвнеклассные мероприятия (смотры, классные часы, конкурсы, праздничныемероприятия) по военно-патриотическому воспитанию.
Район исследования. Краснодарскийкрай, Абинский район, поселок Ахтырский.
Объектисследования. Ветераны и дети Великой Отечественнойвойны.
Предметисследования. Патриотическое воспитание учениковМБОУ СОШ №5.
Методыисследования. Для реализации целей и задач используетсякомплекс методов: изучение нормативно-правовых документов, изучение и анализлитературных и архивных источников, музейных документов посёлка Ахтырского,опрос респондентов, создание книги памяти «Мы помним!»
Материалы.Фотографии, архивные документы, письма.
Сроки реализации проекта.Апрель 2014 – апрель 2017 гг.
Проектпланируется реализовать в течение трех лет.
Практическаязначимость.
· Результаты исследования могут применятьсяна уроках истории, кубановедения, внеклассных мероприятиях.
· Материал работы может быть использован припроведении просветительской работы с молодёжью по знанию своей истории, своихкорней и сохранению памяти о Великой Победе.
СекцияСоциология
АлександроваЮлия Алексеевна
Краснодарскийкрай, Абинский район, поселок Ахтырский,
МБОУ СОШ№5 9 А класс
«Память» –фактор патриотического воспитания поколения победителей».
Научныйруководитель: Левченко Ольга Константиновна,
учительизобразительного искусства МБОУ СОШ №5
1.Основная часть
1.1. Предпосылки создания ПРОЕКТА патриотическоговоспитания учащихся МБОУ СОШ №5 «Память – фактор патриотического воспитания поколенияпобедителей»
ВеликаяОтечественная война оставила в истории России значимый след. Практически вкаждой семье нашей страны война оставила свой след: у кого-то родственникипогибли на фронтах или в тылу, кто-то получил ранения и увечья, кто-то пропалбез вести, кто-то испытал лишения, голод и болезни. Великая Отечественная войнас постепенным уходом участников и свидетелей сама с годами уходила в историю,хотя День Победы был и остается святым и самым значимым из всех государственныхпраздников. Но особенное отношение россиян к нему проявилось в свете событий,происходящих на Украине. Еще полтора года назад невозможно было представить,что за Георгиевскую ленточку в некогда братской республике, которая сильнопострадала от той войны, будут преследовать и даже убивать, что будутоскверняться памятники и освободителей назовут оккупантами. Тем более ценнымкажется патриотическое воспитание детей и юношества в России, усиленное на этомфоне.
Чтобы молодежь не забывала освоих корнях, восполняла информационные пробелы о ВОв, вместе со своимруководителем – наставником Левченко Ольгой Константиновной был разработан «ПРОЕКТпатриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ №5 «Память – фактор патриотическоговоспитания поколения победителей». Патриотическое воспитание школьников должно статьтой объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.В Краснодаре насовещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного ипатриотического воспитания молодёжи 12.09.12 Президент нашей страны В.В. Путинобратил внимание на совершенствование образовательной политики. «Настоящийпатриотизм – это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, каки чем он может служить Отечеству». Говоря о патриотизме, Путин отметил, что это«не просто красивые слова», а «уважение к своей истории и традициям, к духовнымценностям, культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языковна территории России.»
Для реализации проекта мысоздали единую команду из числа учителей и учеников разных классов нашей школыдля привлечения их к выявлению, изучению, сохранению, возрождению ипопуляризации национального исторического и культурного наследия. (Приложение1) В инициативную группу входят педагоги – наставники нашей школы: ЛевченкоОльга Константиновна – учитель ИЗО и классный руководитель 9 «А» класса,Капустянова Кристина Алексеевна – учитель истории и обществознания, старшаяпионервожатая, Вечеря Борис Яковлевич – учитель ОБЖ, Леошко Марина Викторовна –заместитель директора по ВР, Васильева Марина Викторовна – учитель музыки икубановедения, Филипенко Оксана Алексеевна – учитель истории и обществознания иучащиеся школы: Александрова Юлия (9 «А»), Колодяжная Екатерина (9 «А»),Антоненко Илона (9 «А» класс), Чиркина Валерия (9 «А»), Завгородняя Яна(9 «А»),Мунаева Ульяна (9 «А»), Власова Людмила (9 «А»), Бельских Ольга (9 «А»), НуженаАнна (9 «А»), Неудачин Борис (11 «А»), Дудник Андрей (8 «Б» класс), КарповВладимир (8 «А»), Фильчукова Алина (5 «А» класс), Ильтыбаевы Елена и Вячеслав (9«А»), Ляшенко Владик (4 «А»), Скуратов Алексей (4 «А»), Деханова Анна (8 «А») идр.
Все мероприятияпатриотической направленности проводятся совместно с военно-патриотическимклубом «Патриот», в него входят учащиеся 9 «А» класса казачьей направленности,в котором я учусь. Мы постарались обратить внимание на патриотическоевоспитание учащихся всех возрастных групп школы: учеников младших классов,среднего звена, старшеклассников. Деятельность нашего патриотического клубаначалась с апреля 2014 года.
Мы, инициативная группа посозданию «ПРОЕКТАпатриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ №5 «Память – фактор патриотическоговоспитания поколения победителей», проводим работу с учащимися нашей школы по патриотическомувоспитанию в разных направлениях. Проект рассчитан на три календарных года.
Мы, члены инициативной группы,являемся классом казачьей направленности и входим в состав школьногосамоуправления, составили план работы по патриотическому воспитанию учащихсянашей школы.
Планработы школьного самоуправления по реализации проекта:
«Память –фактор патриотического воспитания поколения победителей»
№ |
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Отчет |
1 |
Апрель 2014 |
Создание инициативной группы. |
Левченко О.К., Леошко М.В., Александрова Ю. |
Приложение 1 |
2 |
Май 2015 |
Парад юнармейских отрядов школы. |
Леошко М.В., Вечеря Б.Я., Неудачин Б., Васильева М.В. |
Приложение 2
|
3 |
Май 2015 |
Участие в параде поселковых юнармейских отрядов. |
Леошко М.В., Вечеря Б.Я., Капустянова К.А. |
Приложение 3 |
4 |
Ежегодно май |
Возложение венков к памятнику павшим воинам. |
Левченко О.К., Леошко М.В., Александрова Ю., Чиркина В. |
Приложение 4 |
5 |
Июнь –август, сентябрь-октябрь, апрель-май ежегодно |
Участие в субботниках, акция «Чистый поселок-чистый дом» |
Леошко М.В., Левченко О.К., Капустянова К.А.
|
Приложение 5
|
6 |
Июнь 2014-февраль 2015 — январь 2016 |
Сбор информации для книги памяти «Мы помним!» том 1- том 2 |
Левченко О.К., Колодяжная Е., Антоненко И., Завгородняя Я., Карпов В., Дудник А., Чиркина В., Власова Л., Скуратов А., Ляшенко В., Фильчукова А., Александрова Ю. и др. |
Приложение 6
|
7 |
Апрель, май |
Встреча с последней блокадницей пос. Ахтырского Кондратьевой Раисой Игнатьевной |
Левченко О.К., Леошко М.В., Александрова Ю., Колодяжная Е. |
Приложение 7
|
8 |
Октябрь 2014, 2015. |
Участие в параде поселковых юнармейских отрядов среди классов казачьей направленности |
Вечеря Б.Я., Александрова Ю., Антоненко И., Мунаева У. |
Приложение 8 |
9 |
Октябрь ежегодно |
Встреча с ветеранами ВОв в библиотеке Ахтырского КДЦ Гавриш И.И., Скляровой Н.С., Шучевой Е.В. и др. |
Капустянова К.А., Александрова Ю., Нужена А., Бельских О., Чиркина Л. |
Приложение 9 |
10 |
Ноябрь 2014, май 2015 – май 2016 |
Встреча со специалистом по делам с молодежью администрации Ахтырского городского поселения Чиркиной Евгенией Львовной |
Левченко О.К., Колодяжная Е., Власова Л., Антоненко И., Александрова Ю. |
Приложение 10 |
11 |
Ноябрь ежегодно |
Митинг у памятника пожарным, погибшим во время ВОв. |
Капустянова К.А., Ильтыбаев В., Левкина Ю. |
Приложение 11
|
12 |
Декабрь 2014, май 2015, октябрь 2015 |
Встреча с дочерью покойной блокадницы Кондратьевой Р.И. Гурской О. В. с целью сбора информации о детстве Раисы Игнатьевны |
Левченко О.К., Колодяжная Е., Тимофеева К., Александрова Ю., Бельских О.
|
Приложение 12
|
13 |
Январь 2015, май 2015, август — октябрь 2015 |
Экскурсии в музеи боевой славы.
|
Леошко М.В., Левченко О.К., Ильтыбаевы Е. и С., Колодяжная Е., Бельских О. |
Приложение 13 |
14 |
Январь – февраль ежегодно |
Участие в открытии месяца оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания |
Вечеря Б.Я., Антоненко И., Колодяжная Е. |
Приложение 14 |
15 |
22 — 23 января 2015, ноябрь 2015 |
Участие в муниципальном открытом молодежном робототехническом фестивале «Робофест. Усть – Лабинск 2015» совместно с учреждением дополнительного образования «СЮТ» |
Дудник А., Луговой В.Н. |
Приложение 15 |
16 |
Январь 2015
|
Проведение цикла мероприятий, «Помни героическую историю», посвящённый 70-летию со дня начала Берлинской операции в ходе ВОв, с участием ветерана ВОв В.С.Сухановым. |
Леошко М.В., Филипенко О.А., Капустянова К.А., Власова Л. |
Приложение 16
|
17 |
Январь 2015 |
Создание книги памяти «Мы помним!». Конкурс на лучшую обложку книги памяти «Мы помним!» |
Левченко О.К., Колодяжная Е., Антоненко И., Чиркина В. |
Приложение 17 |
18 |
2 февраля 2015 |
Презентация книги памяти «Мы помним!» у главы Ахтырского городского поселения Дементеева В.В. |
Левченко О.К., Колодяжная Е., Александрова Ю., Антоненко И. |
Приложение 18
|
19 |
6 февраля 2015 |
Участие в муниципальном этапе конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно – практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани |
Левченко О.К., Хлопина Л.В., Филипенко О.А., Скуратова Н.А., Колодяжная Е., Антоненко И. |
Приложение 19 |
20 |
11 февраля 2015 |
Участие в муниципальном этапе фестиваля школьных коллективов. Младший хор «Непоседы» /4 класса/ |
Васильева М.В., Леошко М.В.,
|
Приложение 20 |
21 |
27 февраля 2015 |
Презентация первого тома книги памяти «Мы помним!» в нашей школе. |
Левченко О.К., Капустянова К.А., Васильева М.В., Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516 Александрова Ю., Колодяжная Е., Антоненко И., Нужена А., Тимофеева К.Н. |
Приложение 21
|
22 |
21 февраля 2015 |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!», посвященный 70-летию Победы над фашисткой Германией. |
Капустянова К.А., Ульянов А.М., Агапова Е.В. |
Приложение 22
|
23 |
Февраль, май ежегодно |
Поздравление ветеранов ВОв |
Леошко М.В., Левченко О.К., Капустянова К.А., Тимофеева К.Н. |
Приложение 23
|
24 |
Март 2015, 2016 |
Участие во Всероссийском Конкурсе талантливой молодежи Национальное Достояние России |
Левченко О.К., Колодяжная Е. |
Приложение 24
|
25 |
Апрель ежегодно |
Участие в параде поселковых юнармейских отрядов среди классов казачьей направленности |
Вечеря Б.Я., Александрова Ю., Тимофеева К.Н. |
Приложение 25
|
26 |
13 апреля 2015 |
Выставка «Сокол» к 70-летию Победы в ВОв |
Леошко М.В., Капустянова К.А., Александрова Ю., Тимофеева К.Н. |
Приложение 26
|
27 |
Сентябрь-октябрь, апрель ежегодно |
Казачьи фестивали |
Капустянова К.А., Левченко О.К., Александрова Ю, Антоненко И., Тимофеева К.Н. |
Приложение 27
|
28 |
В течение всего периода |
Спортивные соревнования, посвященные Великой Победе |
Неудачин Б., Александрова Ю., Тимофеева К.Н. |
Приложение 28 |
29 |
В течение всего периода |
Походы по местам боевой славы |
Вечеря Б.Я., Карпов В., Неудачин Б., Александрова Ю., Тимофеева К.Н. |
Приложение 28
|
30 |
В течение всего периода |
Конкурсы рисунков и плакатов |
Левченко О.К., Александрова Ю., Нужена А., Бельских О., Мунаева У., Тимофеева К.Н. |
Приложение 29
|
31 |
В течение всего периода |
Участие в конкурсах, фестивалях, концертных программах |
Леошко М.В., Васильева М.В., Александрова Ю, Нужена А., Бельских О., Тимофеева К.Н. |
Приложение 30 |
32 |
В течение всего периода |
Участие в выставках, военно-патриотической направленности |
Леошко М.В., Капустянова К.А., Ильтыбаева Е., Александрова Ю., Тимофеева К.Н. |
Приложение 31
|
33 |
В течение всего периода |
Волонтерское движение. Помощь ветеранам ВОВ и детям войны. |
Леошко М.В., Капустянова К.А., Тимофеева К.Н. |
Приложение 32
|
34 |
Февраль ежегодно |
Участие в муниципальном конкурсе « А ну- ка, парни!» |
Вечеря Б.Я., Леошко М.В., Тимофеева К.Н. |
Приложение 33 |
335 |
Январь |
Создание второй части книги памяти «Мы помним!» |
Левченко О.К., Александрова Ю., Колодяжная Е. |
|
1.2. Знакомство с нормативнымидокументами
История любой страны — сложный, тернистый путь. Она складывается из дорог, пройденных поколениями. Нам выпала доляжить на рубеже двух тысячелетий – нелёгкое время для нашего государства.Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основы жизни, привели кпотере духовных ценностей. Поэтому возникла необходимость создания реальныхусловий, которые способствуют формированию патриотических качеств личности.Память – наша история. История войны писалась кровью, и, чем дальше уходитвремя, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие еёфакты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой,которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.
На этапе сбора информации мы изучили нормативные документы.
И первым документом, к которому мы обратились, была Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2011-2015 годы». Программа направлена наформирование патриотического сознания российских граждан как важнейшейценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Приоритетным направлением программы являетсяпатриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. Главныйакцент делается на работу в образовательных учреждениях.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотическоговоспитания предусматривается:
— развитие форм и методов патриотического воспитания на основеновых информационных технологий;
— воспитание гордости за Российское государство;
— увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
— воспитание готовности к достойному и самоотверженному служениюобществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Системой мер по развитию научно-теоретических иметодических основ патриотического воспитания предусматривается:
— продолжение исследований в сфере патриотического воспитания ииспользование их результатов в практической деятельности;
— изучение и обобщение передового опыта в области патриотическоговоспитания для его внедрения в практику патриотической работы и др. [3]
Вывод: Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы дает полное основание, чтогосударство обеспокоено гражданской и патриотической позицией молодогопоколения. Государство делает все, чтобы молодежь осознала свойгражданской и патриотической долг во всех формах его проявления.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7),т.е. законодательно закрепила главное в его деятельности — социальную политикуи социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержаниеуказанной нормы. В юридической науке под социальным государством понимаетсягосударство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности иобеспечивающее каждому человеку и народу в целом конституционное право надостойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализациисоциально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовыхактах, к которым присоединилась Российская Федерация. [4]
Особым объектом приложения усилий социального государства являютсяветераны. Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей страненаходится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основусистемы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является внастоящее время Федеральный закон О ветеранах от 12 января1995 г. N 5-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантиисоциальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий,обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение вобществе. [7]
· Каждыйобязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречьпамятники истории и культуры (ст.44 Конституции Российской Федерации 1993 г.); [4]
· Исходя изтрадиций народов России необходимо хранить и беречь память о защитниках Родины(ФЗ «Об увековечении Победы Советского народа в ВОв 1941-1945г» (80-ФЗ, вредакции 2004 г.)); [8]
· Победа вВеликой Отечественной войне, достигнутая усилиями всех народов государств -участников СНГ, имеет непреходящее историческое значение для судеб человечества.(Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Оподготовке к празднованию 65-летия Победы в ВОв»). [5]
· Наш общийдолг – помнить горькие уроки той войны!(Резолюция Генассамблеи ООН опраздновании 70-летия Победы над фашизмом от 26.02.2015г.) [6]
Итак, изучив Конституцию РФ, «Закон о ветеранах», «Программупатриотического воспитания» и другие документы мы пришлик выводу, что наши действия по реализации проекта опираются нанормативно-правовую базу и не противоречат закону.
1.3. Социологический опрос
Поплану патриотического воспитания школьников, мы решили создать книгу памяти «Мыпомним!» Мы провели социологический опрос среди населения поселка Ахтырского иучеников и родителей МБОУ СОШ №5, предложив им следующую анкету:
Анкета
Уважаемыеродители, бабушки и дедушки, учителя и школьники, предлагаем Вам принятьучастие в социологическом опросе
1.Есть ли дети или ветераны войны в вашей семье?
2.Есть ли дети или ветераны войны среди Ваших знакомых, соседей?
3.Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которыевы бережно храните и передаёте из поколения в поколение?
4. Интересовалсяли ты подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
5.Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике ВОв?
6. Достаточно ли хранить память о детях и ветеранах ВОв в семьях?
7.Существует ли необходимость создания поселковых Книг Памяти?
8.Важна ли эта проблема для Вас?
Спасибоза участие!
Социологическийопрос показал, что
— в семьях знают о родственниках, детях и участниках ВеликойОтечественной
войны — 52 %
-не знают – 28%
-хранят семейные реликвии военных лет – 16%
-уверены в необходимости поселковых Книг Памяти – 100%
Порезультатам опроса работников школы, учащихся и жителей поселка, группасоциологов сделала следующие выводы:
-большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годыВеликой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основномшкольники;
-небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды и др.)
-все респонденты уверены в необходимости создания поселковых Книг Памяти, т.е.хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.
СекцияСоциология
АлександроваЮлия Алексеевна
Краснодарскийкрай, Абинский район, поселок Ахтырский,
МБОУ СОШ№5 9 А класс
«Память» –фактор патриотического воспитания поколения победителей».
Научныйруководитель: Левченко Ольга Константиновна,
учительизобразительного искусства МБОУ СОШ №5
2. Практическая часть
Всегда Россия славиласьсвоими защитниками – от солдат до генералов. Из века в век, из поколения впоколение передаются славные воинские традиции, которые мы учимся чтить ссамого детства! Мы являемся членами школьного научного общества «Искатель»,поэтому для нас поисковая работа стала одной из главных. Наш поисковый отряд воктябре 2014 года посетил военно-учетный стол и встретился со специалистом по делам смолодежью администрации Ахтырского городского поселения Чиркиной ЕвгениейЛьвовной с целью выявления списков живущих участников Великой Отечественнойвойны. В январе 2015 года мы побывали на экскурсии в музее воинской славы в КДЦпоселка Ахтырского. Сидоренко Валентин Фомич, заместитель атамана Ахтырского первичногоказачьего общества, хранитель музея воинской славы в КДЦ пос. Ахтырского провелтематическую встречу «О Родине. О дедах. О войне» для учащихся 9 «А» класса. (Приложение 34) Мывстретились с членами общества ветеранов Ахтырского городского поселения.Председатели территориальных первичных организаций Совета ветеранов ЦарьковВасилий Федорович и Пошивач Галина Владимировна решили нам помочь разыскатьреспондентов, которые были участниками ВОв, респондентов, которые были детьмиво время Великой Отечественной войны, респондентов поселка Ахтырского, укоторых осталась информация о родственниках, участниках войны. (Приложение 35) Войнакоснулась каждой семьи. Во многих семьях хранятся фотографии военных лет,фронтовые награды и пожелтевшие треугольнички писем с фронта. Эти ценныематериалы иногда достают из своих коробочек и альбомов оставшиеся в живыхветераны или их родственники. (Приложение 36) Сохранив память о тех, ктозащищал нашу родину во время войны, поисковая группа МБОУ СОШ №5 собралабогатый материал об участниках, тружениках тыла и детях войны, которые жили,живут или являются родственниками жителей нашего поселка. Мы связались сархивами России и других республик бывшего СССР, получили по электронной почтеархивные материалы о воинах ВОв, погибших на фронтах, в плену, умерших вгоспиталях. (Приложение 37) Были расшифрованы письма, предоставленныеродственниками. (Приложение 38) Мы вместе с педагогом – наставником ЛевченкоО.К. создали проект книги памяти «Мы помним!». Книга состоит из несколькихглав:
1. Ветеранывойны;
2. Женщины ивойна;
3. Детивойны;
4. Узникифашистского плена;
5. Труженикитыла;
6. ГероиСоветского Союза.
Первый том содержит три первыхглавы книги. (Приложение 39 )
На90 страницах представлены архивные материалы, фронтовые фотографии, очерки обучастниках войны, а также стихи участников войны и их потомков.
Впервой главе размещена информация о ветеранах, которые предоставили наминформацию о себе и о которых вспоминают родственники, что хранят память о них(письма, фотографии, воспоминания, похоронки, и т.д). (Приложение 40)В нашем поселке живут тихие и неприметные, яркие и деятельные участники ВеликойОтечественной войны. Их осталось немного. До наших дней дожило менее пятидесятичеловек. У каждого судьба сложилась по-своему. Работа продолжается второй год.В первый год был собран материал о ветеранах Вов, ныне проживающих в поселкеАхтырском, и о ветеранах, ушедших из жизни, чьи потомки проживают в нашемпоселке.
Иногдаженщинам приходилось не только ждать с войны своих близких, но и самим защищатьсвое Отечество. Особое место в книге уделяется женщинам ветеранам, которыенаравне с мужчинами вынесли все тяготы войны: были медицинскими сестрами,выносили солдат с поля боя, были зенитчицами, прожектористами и т.д. Им былоочень страшно на войне, но они внесли свой вклад в приближение Великой Победы.Об этом вторая глава книги. (Приложение 41)
В третьей главе мы пишем одетях войны и детях блокадного Ленинграда, которые проживают в нашем поселкеАхтырском. Дети испытали сильный голод, многие лишения и невзгоды. Дети и война – дванесовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили иработали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. [2] Многие из детейработали, многие уходили на фронт, многие были эвакуированы и их военныедействия не коснулись. Но дети в суровую пору были не толькожертвами – они становились и воинами. На их хрупкие плечи легла тяжестьневзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью,стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны… (Приложение42)
Мыпровели конкурс проекта обложки книги памяти среди учащихся школы. Ребята судовольствием предоставляли свои рисунки. 2 февраля 2015 года мы представиликнигу памяти «Мы помним!» главе Ахтырского городского поселения ВладимируВладимировичу Дементееву и депутатам Совета муниципального образования Абинскийрайон с целью обращения за оказанием финансовой помощи в тиражировании книги. (Приложение43) Мы получили на книгу памяти «Мы помним!» отзывы главыАхтырского городского поселения Дементеева В. В., начальника военно-учетногостола Ахтырского городского поселения Слепченко И.Ю, специалиста по работе смолодежью МКУ Административно-техническое управление Ахтырского городскогопоселения Чиркиной Е.Л. (Приложение 44) Финансовую помощь оказал депутат Советамолодых депутатов Абинского района, Совета муниципального образования Абинскийрайон Иванов Вячеслав Александрович. (Приложение 45) Были выделены средства вразмере 35 тысяч рублей на тиражирование книги памяти «Мы помним!».
27 февраля 2015 года прошлапрезентация первого тома книги памяти «Мы помним!» в нашей школе. (Приложение46) На мероприятие были приглашены ветераны и родственники тех, о ком писаласьэта книга; (Приложение 47) молодые депутаты, оказавшие финансовую поддержку виздании книги; (Приложение 48) представители администрации Ахтырскогогородского поселения; члены Совета ветеранов. Со слезами на глазахприсутствующие в зале слушали стихи и песни о войне в исполнении учеников нашейшколы. Мероприятие было подготовлено нашей инициативной группой во главе сЛевченко О.К. Об этом мероприятии вышли статьи: «Книга Памяти», газета«Абинский муниципальный ВЕСТНИК» №8 (504) от 6 марта 2015 года (Приложение 49)и «С благодарностью от потомков», газета «Восход» №11 (10504) от 19-25 марта2015 года. (Приложение 49) Первый том книги памяти «Мы помним!» был представленна нескольких конкурсах ученицей нашей школы Колодяжной Екатериной и получилмного грамот и наград. Об этом можно прочитать в статье М.А. Решетовой «У наукиканикул не бывает!» в газете «Анфас» №15 (1112) от 9 апреля 2015 года. В2016-2017 учебном году вышел второй том книги памяти «Мы помним», в 2017-2018учебном году мы выпустили третий том книги памяти «Мы помним!». В 2020 году на75-летие Великой Победы были подарены все три тома книги памяти в музей поселкаАхтырского. Работа ведется над четвертым и пятым томами.
Живутпока еще рядом с нами люди, биографии которых по-настоящему мы будем изучать,наверное, потом. По крохам, с чужих слов, из пожелтевших бумаг. Потому чточеловек расточителен ко всему, что имеет. У них не исписаны орденские книжки,зато книжки трудовые они получили гораздо раньше, чем паспорта. Их выдавалавойна. Беда сделала это поколение взрослым быстро и жестко.[1]
Можномного говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести ещё не один пример мужества наших сверстников. Но я думаю,что и этого будет достаточно, чтобы показать, что и через много – много лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить.
Выводы.
Результатомтакой работы является:
· высокая результативность вмероприятиях патриотической направленности (конкурсах, смотрах, фестивалях,соревнованиях);
· развитие заинтересованности восвоении профессии защитника Отечества;
· формирование у детей иподростков высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству,готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
· увеличение количестваучастников мероприятий военной направленности;
· повышение уровня и качестваорганизации и проведения мероприятий;
· создание условий дляпатриотического воспитания учеников МБОУ СОШ №5;
· привлечение к выявлению,изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического икультурного наследия;
· возрождение семейныхценностей и традиций;
· укрепление связей междупоколениями через создание книги памяти о ветеранах и детях ВеликойОтечественной войны «Мы помним!».
Бюджет проекта составил: 150 тысячрублей (35 тыс. рублей на издание и тиражирование книги памяти в 40 экземпляров«Мы помним!» том 2 в 90 страниц, формат А-4, издание и тиражированиепригласительных открыток на мероприятие, посвященное вручению книги памятиветеранам; 75 тыс. рублей на издание и тиражирование книги памяти «Мы помним!»том 3, более 120 страниц формат А-4 в 70 экземпляров; 40 тыс. рублей на изданиеи тиражирование книги памяти «Мы помним!» том 4, предположительно, 90 страницформат А-4 в 50 экземпляров. После сюжета в выпуске новостей о нашем поисковомотряде мы ищем спонсоров.
СекцияСоциология
АлександроваЮлия Алексеевна
Краснодарскийкрай, Абинский район, поселок Ахтырский,
МБОУ СОШ№5 9 А класс
«Память» –фактор патриотического воспитания поколения победителей».
Научныйруководитель: Левченко Ольга Константиновна,
учительизобразительного искусства МБОУ СОШ №5
Заключение
Множествомероприятий проводилось и проводится в год семидесятилетия Великой Победы. Мыучаствуем в мероприятиях патриотической направленности разного уровня согласноплану и вне плана.
Выполняяпоставленные перед нами задачи, мы разработали планработы по военно-патриотическому воспитанию в школе, изучили нормативныедокументы, провели экскурсии в музей Ахтырского городского поселения.Нами были проведены встречи с ветеранами и детьми Великой Отечественнойвойны. Мы собрали необходимый материал (воспоминания, фотографии, письмаи т.д.) и создали книгу памяти «Мы помним!» первый том 1 , том 2, том 3и провели множество мероприятий, связанных с этой книгой. Согласноразработанному плану мы проводим внеклассные мероприятия (смотры,классные часы, конкурсы, праздничные мероприятия) по военно-патриотическомувоспитанию.
Результатомтакой работы является: высокая результативность в мероприятиях патриотическойнаправленности и формирование у детей и подростков высокого патриотическогосознания, готовности к выполнению гражданского долга;возрождение семейных ценностей и традиций и укрепление связей между поколениями.
Нашипотомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, ктооставался в тылу, а также будут помнить о детях, которые несли на своих плечахнепосильную ношу военных лет. Мы хотим, чтобы люди всегда помнили об этом, и ниодному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.
Список литературы
1. БыстровА. День Победы – М.: Молодая гвардия, 1985г.
2. Гранин Д., Адамович А. Блокадная книга. — СПб: Издательская группа «Лениздат», «КомандаА», 2013.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2011-2015 годы».
4. Конституция Российской Федерации
5. ПостановлениеМежпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О подготовке кпразднованию 65-летия Победы в ВОв»
6. (РезолюцияГенассамблеи ООН о праздновании 70-летия Победы над фашизмом от 26.02.2015г.
7. Федеральный закон О ветеранах от 12 января 1995 г. N5-ФЗ.
8. Федеральный закон «Об увековечении Победы Советского народа в ВОв 1941-1945г»(80-ФЗ, в редакции 2004 г.)
