X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Управление образованияадминистрации

Георгиевского городскогоокруга Ставропольского края

 

 Муниципальное учреждениедополнительного образования

Центр туризма, экологии икраеведения

 

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета от __.__________.2023 г. 

протокол № ____

 

УТВЕРЖДАЮ:

директор МУДО ЦТЭК

_________А.В. Айрапетян

   ____.________.2023 г.№ ___

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического

совета от ___ __________2023 г

протокол №____

 

 

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

СОЦИАЛЬНО — ГУМАНИТАРНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Школа социального проектирования»

                      (указывается наименование программы)

 

Уровень программы:    базовый                       

 

 

                                             (ознакомительный, базовый или углубленный)

 

 

Срок реализации программы:  288 часов

 

                                                                                       (общее количество часов)

 

 

Возрастная категория: от 14 до  18  лет

 

 

Форма обучения: очная

 

 

 

 

Вид программы:       модифицированная

 

(типовая, модифицированная, авторская)

 

Программареализуется на бюджетной основе

 

ID-номер Программы в Навигаторе:

 

 

 

Автор-составитель:

 

Айрапетян Артём Викторович

директор

(указать ФИО и должность разработчика)

г.Георгиевск, 2023

Содержаниепрограммы

РАЗДЕЛ 1

 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

3

 

1.1.Пояснительная записка

 

3

 

1.2.Цель и задачи программы

 

7

 

1.3.Учебный план

 

9

 

1.4.Содержание программы

 

12

 

1.5.Планируемые результаты

 

21

РАЗДЕЛ 2

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

23

 

2.1.Календарный учебный график

 

23

 

2.2. Условия реализации программы

 

27

 

2.3.Формы аттестации

 

28

 

2.4.Оценочные материалы

 

30

 

2.5.Методическое обеспечение

 

32

 

Список литературы

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКПРОГРАММЫ

1.1.         Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной направленности«Школасоциального проектирования» разработана всоответствии с:

1. Федеральный закон Российской Федерацииот 29 декабря 2012 г. № 27ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства просвещения РФ от27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственногосанитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правилСП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Методические рекомендации по реализацииобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования, образовательных программ среднего профессионального образования идополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерствопросвещения РФ.

Направленность дополнительнойобщеразвивающей программы – социально –гуманитарная.

Уровеньпрограммы «Школа социального проектирования»  — базовый. Программа, модифицированная,разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста иуровня подготовки детей.

Актуальность В настоящее время происходит процесс формирования новой системыобразования и воспитания детей, ее переориентация на социализацию личности,формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения на основеучастия в социально значимой деятельности.  Технология программы «Школасоциального проектирования» помогает ученикам, не только по зову сердцаприниматься за общественнополезные дела, но и что очень важно, тщательно и по-научному организовывать работу, которую выбрали самостоятельно и извлекать изэтого жизненные уроки.  Обучающиеся, разрабатывая разнообразные социальныепроекты, одновременно, являются непосредственными участниками становлениягражданского общества в России. Своим неравнодушием и энергией демонстрируютлучшие патриотические качества.

                Новизнапрограммы заключается в том, что в ней применяется педагогикасотрудничества, где все члены объединения-дети и педагог, являютсяравноправными субъектами в планировании, подготовке, осуществлении и анализепроекта. В основу осуществления программы лежит способвыражения идеи улучшения состояния окружающей среды. 

Новизназаключается в использовании нетрадиционных форм организации образовательногопроцесса: мастер-классы, сезонные школы, слёты, семинары-практикумы, диспуты,дебаты, десанты, квесты, участие в конкурсах и конференциях разного уровня, втом числе в режиме on-line u off-line.

Занятияобучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческиеценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.Обучающиеся, изучая основы социального проектирования через добровольческуюдеятельность получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общенияс различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособнымина рынке труда.

Педагогическаяцелесообразность. Педагогическаяцелесообразность данной программы заключается в том, что осознание собственныхсил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости,различный образовательный уровень и опыт обучающихся, различное видение проблемместного сообщества позволяет сформировать у обучающихся представление о ролисоциальных проектов в решении задач местного сообщества.

Социальныйпроект является конструирующим фактором региональной молодежной политики, егоорганические элементы включают в себя проблемы социального предвидения,прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, обоснования, путей действий,моделирования, выводов, рекомендаций, способов внедрения. Социальный проектдиктует потребность в групповой принадлежности и имеет самоценное значение, онмоделирует социальные явления, вырабатывает дискуссионные навыки проектантов,расширяет кругозор участников в решении молодежных проблем. Различают четыревида направленности социального проектирования: укрепление и поддержка традиционныхнорм; осуществление старых норм, «реанимация» проектов предыдущих лет, если онисоциально значимы в настоящее время; принятие новых норм; изменение норм.

Программа«Школа социального проектирования» является дополнительным источником профессиональныхзнаний, умений и навыков в области создания социальных проектов. Программаориентирована на осознанность выбора вида творческой деятельности, на развитиекоммуникативной культуры и сотрудничества; на развитие самостоятельности,ответственности, умения вести исследовательскую и поисковую работу.

Главныйпедагогический смысл этой технологии создание условий для социальных пробличности. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решатьосновные 2 задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрениеи устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Подсоциальным проектированием понимается деятельность социально значимая, имеющаясоциальный эффект; результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для обучающегося практическоезначение и принципиально, качественно нового в его личном опыте.

 

Отличительная особенность программы заключается в

·                  формировании нравственныхценностей, активной гражданской позиции через социальное проектирование;

·                  развитии волонтерского(добровольческого) движения;

·                  получении подростками новыхзнаний;

·                  развитии навыков общественнойдеятельности.

Отличительнойособенностью программы является формирование у подрастающего поколения иобщества в целом мировоззрения на основе единства научных и практических знанийответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своемуздоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворениюпотребностей человека.

Для достижения этой цели,в рамках программы «Школа социального проектирования» учебный процесссосредоточен на:

·формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих всистеме «человек-общество», содействии решению локальных социальных проблем;

·выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности крешению социальных проблем;

·умении анализировать социальные проблемы и прогнозировать последствиядеятельности человека, способностей самостоятельного и совместного принятия иреализации социально значимых решений.

Практическая значимость программы заключается в возможности для обучащихся осуществлятьразличные социальные практики. Начиная с организации и проведения простейшихмероприятий до планирования и реализации социальных проектов, в том числе ивыставление их на различные грантовые конкурсы.

Организацияобразовательного процесса направлена на тесное сотрудничество с различнымиобразовательными и общественными организациями, предприятиями города,социальными структурами.

Социальная значимость программы состоит в создании условий для формированиясоциально-активной личности, готовой инициировать, создавать и реализовыватьсобственные социально-значимые проекты. Тематика и выбор конкретногонаправления остаётся за автором-подростком, что позволяет показывать темыинтересные в первую очередь молодёжно-подростковой аудитории.

1.2.         Цели программы

Цель: развитие социальной активности, лидерских качеств, гражданскогосамосознания у детей и подростков через обучение основам социальногопроектирования, лидерства и добровольчества.

 

Задачи:

Задачи:

обучающие:

— познакомить учащихся сосновами и принципами волонтёрской деятельности и социального проектирования;

— познакомить учащихся стехнологиями написания грантового проекта;

— познакомить учащихся спринципами организации мероприятий и акций;

воспитательные:

— способствоватьформированию культуры учащихся;

— способствоватьформированию культуры коллективной проектной деятельности учащихся черезорганизацию и проведение просветительских акций и мероприятий;

— способствоватьформированию у учащихся системы внутренних убеждений и принципов работыволонтёра;

развивающие:

 — развиватькоммуникативные навыки и творческие способности учащихся в проектнойдеятельности;

— способствоватьформированию у учащихся культуры работы с людьми и информацией;

— способствовать развитиюмыслительной деятельности, логики, памяти, аналитических способностей учащихся.

 

Возраст учащихся, которымадресована данная программа14-18 лет.

Возможно формированиеразновозрастных групп. В таком случае на мероприятиях, акциях, экскурсиях иобщих собраниях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятийпри необходимости делится на группы по возрастам (14-13, 14-15 и 16-18 лет).

Так как одной из задачреализации программы является укрепление семейных ценностей, на занятияхдопускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, недостигших 14 лет), а на практических занятиях – присутствие родителей.Минимальный возраст для обучения по программе 14 лет. Зачисление на обучение попрограмме осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течениевсего учебного года по заявлению родителя (законного представителя)несовершеннолетнего ребёнка.

Сроки реализациидополнительной образовательной программы

Программа «Основы социальногопроектирования» разработана на 2 года обучения. Всего годовой объем программысоставляет 144 часа по 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю.Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 4 часа в неделю.

Формы проведения занятий:

Программа «Школасоциального проектирования» предусматривает теоретические, практические ииндивидуальные занятия.

Теоретическиезанятия – проводятся в виде групповыхразвивающихся, профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах,сборах бесед и т.д.

Практическиезанятия – проводятся в виде мини-игр,тренингов, конкурсов, опросников, акций, дискуссий т.д.

Индивидуальныезанятия – проводятся с одним или двумяобучающимися в индивидуальном порядке.

Форма обучения– очная.

Формаорганизации деятельности – групповая.

Каждоезанятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.

Одним изспособов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательныхтехнологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии безнепосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможентакже при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющимвозможности посещать образовательную организацию.

Спецификанаправленности программы подразумевает проведение занятий вне аудитории, вразличных организациях (музей, библиотека, «Центр молодежных проектов», молодежноепространство «Лофт» и т.д.), на улицах города.

 

1.3.    Учебный план обучения 1 годобучения (144 часа)

№ п/п

Название разделов и тема

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.       

Введение в программу.

Составление плана работы.

История возникновения и развития. волонтерского движения в России.

                                                                                         

4

4

0

 

2.       

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

4

4

0

 

3.       

Учимся сотрудничать. Социальное партнерство.

 (определение направлений деятельности, составление плана работы)

12

4

8

 

4.       

Игровые технологии в работе волонтера

4

4

0

 

5.       

Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).

 

14

4

10

 

6.       

Информационные технологии в работе волонтера

4

4

0

 

7.       

Основы проведения социальных дел

8

4

4

 

8.       

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

14

4

10

 

9.       

Событийное волонтерство

14

4

10

 

10.   

Эко-волонтеры

16

4

12

 

11.   

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

10

4

6

 

12.   

Волонтеры Победы

 

10

4

6

 

13.   

Лидерство в волонтерском объединении

8

4

4

 

14.   

Впереди лето. «Школа вожатых»

16

4

12

 

15.   

Итоговое занятие

6

2

4

 

Итого:

144

58

86

 

 

Учебный план обучения 2 год обучения (144 часа)

 

№ п/п

 

Название разделов и тема

 

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Беседы по реализации проектов

4

4

0

 

2.

Культурно-досуговая деятельность

8

4

4

 

3

Введение в проектирование

4

4

0

 

4.

Типы проектов

4

4

0

 

5.

Стадии работы над социальным проектом

4

4

0

 

6.

Основные направления работы

4

4

0

 

7.

Разработка проекта

8

4

4

 

8.

Создание видео роликов

4

2

2

 

9.

Выбор проблемы

4

4

0

 

10.

Построение плана действий

4

4

0

 

11.

Разделение ролей

4

4

0

 

12.

Сбор информации

4

4

0

 

13.

Анализ информации

6

4

2

 

14.

Техники разработки вариантов решения проблемы

4

4

0

 

15.

Консультирование со специалистами

4

4

0

 

16.   

Социальное анкетирование

8

4

4

 

17.   

Техника проведения интервью

8

4

4

 

18.   

Правовое обоснование и оформление проекта

4

4

0

 

19.   

Общение с представителями власти

4

4

0

 

20.   

Оформление и защита проекта

8

4

4

 

21.   

Разработка и описание продукта проекта

8

4

4

 

22.   

Составление плана и макета

4

4

0

 

23.   

Экономические расчеты и оформление

4

4

0

 

24.   

Техника ведения переговоров

4

4

0

 

25.   

Беседа со спонсорами

4

4

0

 

26.   

Оформление материалов проекта

4

4

0

 

27.   

Подготовка к защите проекта

4

0

4

 

28.   

Рефлексия

4

0

4

 

29.   

Анализ успешности проекта

4

2

2

 

30.   

Итоговое занятие. Круглый стол «Чему мы научились за время работы над проектом. Защита проекта».

2

2

0

 

Всего

144

106

38

 

 

1.4. Содержание программы  1 год обучения

1.    Введение в программу. (4 часа)

Теоретическая часть(4):Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значениеволонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качестванеобходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2.    Волонтерская деятельность какодна из форм социального служения (4часа)

Теоретическая часть (4):Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого.Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальныйвозраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.

3.    Учимся сотрудничать.Социальное партнерство. (12 часов)

Теоретическая часть(4):качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторскоеискусство, коммуникации.

Практическая часть(8): тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскомуискусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельновыполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

4.    Игровые технологии в работеволонтера (4 часа)

Теоретическая часть (4): викторина«Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативныхнавыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения.Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры«Воздушный шар», «Необитаемый остров».

5.     Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). (14 часов)

Теоретическая часть (4): Особенности работы с людьми разного возраста. Психологическиеособенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста.Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разнымвозрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм,экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежныеобъединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыковсотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.

Практическая часть (10): История праздников в России. Проведение тематических акций. «Георгиевская ленточка», «Меняем сигарету на конфету», «Каждойпичужке-кормушка»,  «Законы дорог — уважай!», «Успей сказать: «Спасибо!»,«Скажем наркотикам НЕТ», «Против абортов», «От сердца к сердцу»

6.     Информационные технологии в работе волонтера (4 часа)

Теоретическая часть (4): Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципысоздания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль,форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации.Критерии и оценки качества. Новостнаястатья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектамивнешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческиеорганизации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятиесоциальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технологиясоциальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик.Технология создания видеоролика.

7.     Основы проведения социальных дел (8 часов)

Теоретическая часть (4): Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста.Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальнаяакция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальныйпроект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентовсоциального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Практическая часть (4): Разработка и проведение социальных акций. Разработкасоциального проекта. Социальная акция.Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Разработка иреализация социальных проектов. Социальная акция. Разработка и проведение социальныхакций. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельновыполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

8.                Работа волонтеров попропаганде ЗОЖ (14 часов)

Теоретическая часть (4): Вредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.

Практическая часть (10): тренинги на сопротивление групповому давлению. Детямпредлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа илиобъяснения педагога.

9.    Событийное волонтерство (14часов)

Теоретическая часть(4): Знакомство с движением,особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данномнаправлениями.

Практическая часть(10): Помощь в проведении мероприятийучреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенныезадания после показа или объяснения педагога.

10.Эко-волонтеры (16 часов)

Теоретическая часть (4): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство сосновными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическимиакциями поселка

Практическая часть (12):Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах,написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагаетсясамостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объясненияпедагога.

11. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство (10часов)

Теоретическая часть(4):Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества.Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаемдобро. Знакомство с движением,особенности направления, встреча с представителями направления, спецификаобщения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.

Практическая часть (6):Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и ихпрезентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальныхпроектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельновыполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

12. Волонтеры Победы (10 часов)

Теоретическая часть(4):Знакомство с движением, особенности направления, специфика общенияс пожилыми людьми, история ВОВ.

Практическая часть (6): Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны,участие в патриотических акциях: «Георгиевскаялента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальныхмероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотрвидеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные заданияпосле показа или объяснения педагога.

13. Лидерство вволонтерском объединении (8 часов)

Теоретическая часть (4): Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стилилидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей.Неформальное и формальное лидерство.

Практическая часть (4): Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Ктотакой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные заданияпосле показа или объяснения педагога.

14. Впереди лето (16 часов)

Теоретическая часть(4): Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правилабезопасности в летний период.

Практическая часть (12): Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерамидругих добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итоговучебного года.

15. Итоговое занятие (6часов)

Теоретическая часть(2):Подведение итогов.

Практическая часть (4): Конкурс «Доброволец года»

 

Содержание программы  2 год обучения

1. Беседы по реализации проектов (4 часа)

Теоретическая часть(4): Социальное проектирование –это…

2. Культурно-досуговая деятельность (8 часов)

Теоретическая часть(4): Базовые понятия: Общественно полезная деятельность, сообщество, добровольчество, благотворительность

Практическаячасть (4): Формирование командыпроекта, Упражнение «Создание коллективного портрета человека, обладающегокачествами социально ответственной личности»; «Презентация товарища», «Кирпичики  нашей команды.

3.Введение в проектирование (4часа)

Теоретическая часть(4): Определение проекта, типы проектов. Структура проектов.

4.Типы проектов (4 часа)

Теоретическая часть(4): Определение проекта, типы проектов. Структура проектов.

5.Стадии работы над социальным проектом (4 часа)

Теоретическая часть(4): Миссия, Цели, Видение, Стратегия, Стратегическое планирование,Проект.

6. Основные направленияработы (4 часа)

Теоретическая часть(4): Миссия, Цели, Видение, Стратегия, Стратегическое планирование,Проект.

7. Разработка проекта (8 часов)

Теоретическая часть(4):Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленныхзадач проекта. Составление индивидуальных графиков работы над проектом.Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

Практическая часть (4): работа за компьютером впрограммах Word, Point, Photo Shop; индивидуальная работа обучающихся понаписанию текста работы, оформлению приложений.

8. Создание видео роликов(4 часа)

Теоретическая часть(2): Создание проектного продукта.

Практическая часть (2): работа за компьютером впрограммах.

9. Выбор проблемы (4 часа)

Теоретическая часть(4): Поиск, накопление иобработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научнойлитературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированныесловари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформлениеработы. Виды чтения книг. Особенности работы с Интернет источниками.

10. Построение планадействий (4 часа)

Теоретическая часть(4):Постановка цели, планированиеработы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

11. Разделение ролей (4 часа)

Теоретическая часть(4): Коллективная работа. Ресурсы.

12.Сбор информации (4 часа)

Теоретическая часть(4):Поиск, накопление и обработкаинформации.

13. Анализ информации (6часов)

Теоретическая часть(4): Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии,специализированные словари, справочники, библиографические издания,периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе.Библиографическое оформление работы. Виды чтения книг. Особенности работы сИнтернет источниками.

Практическая часть (2): работа с каталогами в библиотеке; поиск информации вИнтернет-ресурсах.

14.Техники разработки вариантов решенияпроблемы (4 часа)

Теоретическая часть(4): «Мозговой штурм»,  «Мозговой штурм наоборот», «Метод свободныхассоциаций», метод «Ментальных карт».

15. Консультирование соспециалистами (4 часа)

Теоретическая часть(4): освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности.

16. Социальноеанкетирование (8 часов)

Теоретическая часть(4): выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленныхзадач проекта.

Практическая часть (4): тренинг знакомства: упражнения «Зачем мы здесь собрались?»,«Карандаши», «Взаимное представление», «Дракон ловит свой хвост»; работаобучающихся в группах, «Мозговой штурм»; тестирование на определениеинтенсивности познавательной потребности у обучающихся, особенностей учебныхинтересов и склонностей, особенности мотивации выполнения проектных творческихзаданий у обучающихся.

17. Техника проведенияинтервью (8 часов)

Теоретическая часть(4): выделение ролевыхпозиций, необходимых для решения поставленных задач проекта.

Практическая часть (4): Упражнение «Создание коллективного портрета человека, обладающегокачествами социально ответственной личности»; «Презентация товарища», «Кирпичики  нашей команды».

18.Правовое обоснование и оформление проекта(4 часа)

Теоретическая часть(4): овладение умением получать и критически осмысливать  социальнуюинформацию, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной,коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизнигражданского общества и государства.

19. Общение спредставителями власти (4 часа)

Теоретическая часть(4): умение обосновывать суждения, давать определения, приводитьдоказательства; формирование опыта применения полученных знаний.

20. Оформление и защитапроекта (8 часов)

Теоретическая часть(4): Доклад. Правила составления доклада выступления. Созданиепрезентаций, разработка буклетов; дистанционный контроль обучающихся (припомощи Интернет). Презентация результатов работы.

Практическая часть (4): Подготовка текста доклада в соответствии с требованиями. Написаниетезисов работы. Репетиция доклада. Тренинг «Мой страх в моих руках»; тренинг«Психологические особенности публичного выступления».

21. Разработка и описание продукта проекта (8 часов)

Теоретическая часть(4): определение сущностных характеристик изучаемого продукта,сравнение, сопоставление, оценка и классификация продукта по указаннымкритериям.

Практическая часть (4): овладение умением получать и критически осмысливать экономическуюинформацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

22.Составление плана и макета (4 часа)

Теоретическая часть(4): участие в проектной деятельности, владение приёмамиисследовательской деятельности, элементарными  умениями прогноза.

23.Экономические расчеты и оформление (4часа)

Теоретическая часть(4): Ресурсы, Фандрайзинг. Возможные источники привлечения ресурсов:Частные лица; Фонды; Государственные органы; Коммерческие организации; Все эти источникимогут выступать в качестве: Финансового спонсора; Спонсора на  условияхбартера; Инвестора; Мецената.

24. Техника веденияпереговоров (4 часа)

Теоретическая часть(4): владение основными видами публичных выступлений, следованиеэтическим нормам  и правилам ведения диалога.

25. Беседа со спонсорами(4 часа)

Теоретическая часть(4): овладение умением получать и критически осмысливать экономическуюинформацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

26. Оформление материаловпроекта (4 часа)

Теоретическая часть(4): навыки пользования  мультимедийными  ресурсами и компьютернымитехнологиями.

27. Подготовка к защитепроекта (4 часа)

Практическая часть (4): Презентация проекта. Упражнение «Коллаж мечты», «Завершение».

28. Рефлексия (4 часа)

Практическая часть (4): Упражнение «Сбор пазлов».

29. Анализ успешности проекта (4 часа)

Теоретическая часть(2): Коллективная работа. Ресурсы.

Практическая часть (2): Упражнение. «Лукошко с сюрпризом».

30. Итоговое занятие. Круглый стол «Чему мы научились за время работынад проектом. Защита проекта». (2 часа)

Теоретическая часть(2):Подведение итогов.

1.5.     Планируемые результаты реализации программы и способы их проверки

Личностные:

·        формирование активнойгражданской позиции;

·        положительного отношениямолодежи к добровольческой деятельности;

·        научиться проводить рефлексию;

·        научиться принимать своичувства и чувства окружающих людей;

·        научиться говорить о своихэмоциях и проблемах;

·        научиться давать себепозитивную самооценку;

·        научиться отстаивать своемнение;

·        научиться ставить перед собойцель и достигать ее.

Метапредметные:

·        развитие способности кличностному самоопределению и творческой самореализации;

·        развитие коммуникативныхнавыков, лидерских качеств, организаторских способностей;

·        воспитание чувствколлективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу,толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;

·        формирование осознанноговыбора участия в волонтерской деятельности;

·        формирование потребности введении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

·        формирование и укреплениесемейных ценностей;

·        формирование уважительногоотношения к ветеранам, старшему поколению;

·        формирование в ходедеятельности более ответственной, здоровой личности;

·        формирование сплочённогодеятельного коллектива волонтёров;

·        развитие и поддержка основныхидей волонтёрского движения;

·        развитие творческихспособностей, потребность в саморазвитии;

·        развитие коммуникативныхкачеств, уверенности в себе, умения работать в команде;

·        расширение опыта общения,развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

·        развитие рефлексивных умений,навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Предметные:

·        умение при помощи реальныхобъектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать,анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

·        умение представлять материал спомощью средств презентации, проектов;

·        умение и способность задаватьи отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;

·        знакомство с историей исуществующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектамиволонтерской деятельности;

·        обучение основным способаморганизации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления(целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутыхрезультатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;

·        специальная подготовкаволонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети сограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).

Результаты в перспективе:

·        развитие инфраструктурыподдержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход нановый качественный и количественный уровень вовлеченности молодёжи в социальнозначимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи вкриминогенную среду;

·        обеспечение устойчивости идолгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжногодобровольчества;

·        расширение условий доступамолодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразныхвозможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать(обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимыхусловий для более эффективного участия граждан и организаций в решениисоциально значимых проблем);

·        разработка и внедрениепрограмм молодёжного добровольчества в, как результат – обеспечение условий дляобщественно полезного и здорового досуга детей и молодёжи;

·        продвижение в молодёжной средедобровольчества как стиля социально активного образа жизни каждого молодогочеловека;

·        формирование основдуховно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активногои здорового образа жизни молодого поколения России.

 

 

Раздел 2. КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график 1 год обучения

1.          Продолжительность учебного года в МУДО ЦТЭК:

Начало учебныхзанятий – 01.09.2022 г.

Начало учебного годадля групп второго и последующих годов обучения – 01.09. 2022 г.

Начало занятий длягрупп первого года обучения –15.09.2022 г.

Конец учебного года– 31 мая 2023 г.

Продолжительностьучебного года – 38 недель для групп второго и последующих годов обучения, 36недель для групп первого года обучения.

 2. Регламент образовательного процесса:

Продолжительностьучебной недели – 6 дней.

Количество занятий в неделю согласно   —  САНПИН 2.4.4.3172-14 

3. Продолжительность занятий:

Занятия проводятсяпо расписанию, утвержденному директором МУДО ЦТЭК, и согласованному с Территориальнымотделом Управления Роспотребнадзора по СК в г. Георгиевске и Георгиевскомрайоне

Продолжительность занятий в группах согласно УставуУчреждения:

Продолжительность академического часа составляет взависимости от вида деятельности 35 минут с обязательным 10 — минутнымперерывом между ними для отдыха учащихся и проветривания помещения.

4. Режим работы учреждения в период школьных каникул:

         Занятия детей проводятся:

         — по утвержденному расписанию, либо по составленномуи утвержденному плану на период каникул, в форме экскурсий, тематическихмероприятий для воспитанников Центра, соревнований, работы сборных творческихгрупп и др.

Название темы

 

Количество часов

Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

1.       

Введение в программу.

Составление плана работы.

История возникновения и развития. волонтерского движения в России.

                                                                                         

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

2.       

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

3.       

Учимся сотрудничать. Социальное партнерство.

 (определение направлений деятельности, составление плана работы)

12

 

12

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

4.       

Игровые технологии в работе волонтера

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

5.       

Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).

 

14

 

4

10

 

 

 

 

 

 

К

К

К

6.       

Информационные технологии в работе волонтера

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

К

К

К

7.       

Основы проведения социальных дел

8

 

 

6

2

 

 

 

 

 

К

К

К

8.       

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

14

 

 

 

14

 

 

 

 

 

К

К

К

9.       

Событийное волонтерство

14

 

 

 

4

10

 

 

 

 

 

 

 

10.   

Эко-волонтеры

16

 

 

 

 

2

12

2

 

 

 

 

 

11.   

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

10

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

12.   

Волонтеры Победы

 

10

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

 

 

 

 

 

8

2

 

 

 

 

13.   

Лидерство в волонтерском объединении

8

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

14.   

Впереди лето. «Школа вожатых»

16

 

 

 

 

 

 

 

6

10

 

 

 

15.   

Итоговое занятие

6

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Количество учебных недель

36

2,5

4,5

4,5

4,5

3,5

3,5

4,5

4,5

4

К

К

К

 

Количество учебных часов

144

8

20

20

20

12

12

20

16

16

К

К

К

 

Календарный учебный график 2 год обучения

Название темы

 

Количество часов

Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

1.

Беседы по реализации проектов

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

2.

Культурно-досуговая деятельность

8

4

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

3.

Введение в проектирование

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

4.

Типы проектов

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

5.

Стадии работы над социальным проектом

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

6.

Основные направления работы

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

К

К

К

7.

Разработка проекта

8

 

 

8

 

 

 

 

 

 

К

К

К

8.

Создание видео роликов

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

К

К

К

9.

Выбор проблемы

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Построение плана действий

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Разделение ролей

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Сбор информации

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Анализ информации

6

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Техники разработки вариантов решения проблемы

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Консультирование со специалистами

4

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

16.

Социальное анкетирование

8

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

17.

Техника проведения интервью

8

 

 

 

 

2

6

 

 

 

 

 

 

18.

Правовое обоснование и оформление проекта

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

19.

Общение с представителями власти

4

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

20.

Оформление и защита проекта

8

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

21.

Разработка и описание продукта проекта

8

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

22.

Составление плана и макета

4

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

23.

Экономические расчеты и оформление

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

24.

Техника ведения переговоров

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

25.

Беседа со спонсорами

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

26.

Оформление материалов проекта

4

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

27.

Подготовка к защите проекта

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

28.

Рефлексия

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

29.

Анализ успешности проекта

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

30.

Итоговое занятие. Круглый стол «Чему мы научились за время работы над проектом. Защита проекта».

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Количество учебных недель

36

2,5

4,5

4,5

4,5

3,5

3,5

4,5

4,5

4

К

К

К

 

Количество учебных часов

144

8

20

20

20

12

12

20

16

16

К

К

К

 

 

Продолжительностьканикул (К): июнь-август 92 дня.

Датаначала и окончания учебного периода: с 01 сентября по 31 мая.

2.2.         Условия реализации программы

Материально-техническоеобеспечение

МУДО ЦТЭК имеет базу аудиторий: кабинеты, для проведениязанятий, соответствующие санитарным нормам.

Канцелярия: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные ипростые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки,папки.

Символика и атрибутика: футболки, бейджи.

Дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерскиекнижки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.

Средства обучения:  ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.

Информационноеобеспечение

·       материалы к занятиям (статьи, аудио -,видеоматериалы);

·       социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ,терпимости к людям, людям с

ограниченнымивозможностями здоровья.

·       ролики о добровольчестве;

·       видеофильмы «Перерыв на войну».

Кадровое обеспечение

Программу реализовывают: педагог дополнительногообразования МУДО ЦТЭК. Так же, приглашаются специалисты: психолог, руководителидетских и молодежных движений, инспекторы КДН и ЗП, ПДН, и др.

2.3.         Формы аттестации

Система оценки достижения планируемыхрезультатов состоит из следующих направлений:

·       внешняя оценка(мероприятия различного уровня — конкурсы, смотры);

·       внутренняя оценка(личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение,анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие вмероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов,тестирование).

Способы проверкирезультатов освоения программы:

·       систематическое участие в добровольческихмероприятиях;

·       тестирование обучающихся «Я — волонтер!»

·       контрольные упражнения «Я — волонтер!»

·       количество проведенных мероприятий;

·       количество задействованных обучающихсяпрограммы и объектов деятельности;

·       наличие документов, подтверждающихрезультаты деятельности (портфолио, проект);

·       участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучшийволонтер отряда», «Лучший  проект», «Лучший руководитель » и т.д.;

·       участие в форумах, слетах, сборах,семинарах, мастер- классах волонтерского движения;

·       организация, реализация социально -значимых проектов;

·       создание авторских социально — значимыхпроектов.

Формы фиксациирезультатов:

·        ведение журнала учёта;

·        портфолио обучающихся;

·        количество выданных волонтерских книжек ит.д.

Критерии оценкирезультативности освоения программы:

Критериями оценки освоения программыявляются:

·        личностные критерии,включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностномусамоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательнойдеятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,способность ставить цели и строить жизненные планы;

·        метапредметные критерии:наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать вкоманде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;

·        предметные критерии,включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научнойтерминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значенияволонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестацияосуществляться через:

·        анкетирование всех участников программы;·

·        выпуск отчетных буклетов «За волонтерамибудущее!»;

·        количественный анализ результатовпроведенных мероприятий с показателем охвата участников;

·        разработка социального проекта;

·        портфолио;

·        мониторинг достижений волонтёров,волонтерского объединения в целом.

2.4.         Оценочные материалы

Пакет диагностическихметодик:

Оценка результатов работыосуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализаи качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации одальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

·       Тест «Викторина добровольца» (Знаниеистории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);

·       Определение направленности личности(ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческойдеятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерскойдеятельности;

·       «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин)Метод экспертных оценок. Деятельно — поведенческий. Наличие у подростков коммуникативныхи организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности;

·       реальный вклад в социально-значимуюдеятельность (участие в мероприятиях);

·       тестирование обучающихся «Я — волонтер!»;

·       контрольные упражнения «Я — волонтер!»;

·       диагностика лидерских способностей;

·       тест «Лидеры бывают разные»;

·       тест – опросник «Коммуникативные иорганизаторские склонности» (КОС-2)

·       опросник «Определение направленностиличности»;

·       анкетирование: — «Я- волонтер!», «Этапыразвития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимыхпроблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.

Фонд оценочных средствпрограммы:

·       средства оценивания, применяемые в рамкахопросных методов (опрос письменный и устный, анкета,тест, экспертная оценка деятельности, фокус- группа, дебрифинг и др.);

·       средства оценивания, предполагающие анализпродуктов деятельности (глоссарий, схема,таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе,информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт,блог и др.);

·       средства оценивания, предполагающие анализдеятельности (мониторинг, конкурс, организационно -деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);

·       средства оценивания интегративногохарактера (резюме, портфолио, паспорт профессиональнойкарьеры, дневник, творческая книжка и др.).

Для проведенияаттестации можно использовать:

1.    Подобрать нормативно-правовые документы повопросам добровольческой деятельности;

2.    Сформировать теоретический минимум по теме«Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах»;

3.    Выполнить презентацию по теме «Опыт работыволонтерских организаций»;

4.    Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру;

5.    Описать принципы волонтерскойдеятельности;

6.    Описать технологии создания эффективноработающей команды волонтеров;

7.    Рассмотреть технологии набора волонтеров;

8.    Составить вопросы для интервью сволонтером;

9.    Разработать тренинговое занятие дляобучения волонтеров;

10. Создатьпроект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров;

11. Представитьметоды оценки работы волонтера;

12. Описатьтехнологии обучения волонтеров;

13. Написатьэссе на тему «Я – волонтер»;

14. Составитьглоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность»,«социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.;

15. Составитьбуклет «Памятка молодого волонтера»;

16. Разработатьпамятку «Как стать волонтером»;

17. Разработать проект и представить его на конкурс социально-

значимых проектов;

18. Исследоватьуровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности;

19. Составитьпроект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации. Отнастоящего к будущему»;

20. Заполнитьрабочую тетрадь по дисциплине;

21. Выполнитьтворческую работу «Идеальный волонтер»;

22. Составитьматрицу актуальных добровольческих проблем в виде таблицы

(презентации, коллажа и др.);

23. Выполнитьпрезентацию по теме «Волонтер – это…»;

24. Составитьконцептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»;

25. Составитьтекст выступления на «круглом столе», конференции по проблемам добровольческойдеятельности;

2.5. Методическоеобеспечение

Программа разработана с учётом трёхосновных компонентов деятельности:·

·       гуманизация педагогического процесса;

·       индивидуализация и дифференцированныйподход;

·       демократизация.

Это дает возможностьпедагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель ирешить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся,раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразнойдеятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным дляпедагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходекоторой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие отпроделанной работы, удовольствие от общения.

При работе с подростками,образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания,методов и организационных форм обучения:

·       игровые методы;

·       наглядно-словесные методы;

·       методы диагностики: метод упражнения,работа с методической литературой,

·       самостоятельная работа;

·       приемы актуализации субъективного опытаобучающихся.

С целью усиления влияния обученияна формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетическогои физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальныхособенностей используются разнообразные формы проведения занятий:

·       занятие – экскурсия;

·       занятие – путешествие;

·       занятие – исследование;

·       занятие – лекция;

·       занятие – игра.

Деятельностьи технологии работы:

·       популяризация добровольчества в муниципальномобразовании;

·       коммуникация и построение взаимодействия спотенциальными добровольцами, добровольческими центрами, органами власти,муниципальными организациями, работающими с добровольцами;

·       создание баз данных потребностей и нуждместных сообществ ( социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи ибаз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;

·       обеспечение информацией, знаниями иинструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить своидобровольческие усилия;

·       деятельность по ориентированию,наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев;

·       проведение тренингов по обучению молодёжи методамсоциального проектирования;

·       создание возможностей для осуществления напрактике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческихпроектов, мероприятий, акций;

·       администрирование молодёжныхдобровольческих программ, проектов и акций;

·       организация конкурсов добровольческихпроектов и др.

Методы обучения:

Обучение – подготовка волонтера(добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.

Словесные методы(источником знания является устное или печатное слово). Словесные методызанимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передатьбольшую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указатьпути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркиекартины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизируетвоображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются наследующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа скнигой.

Лекция. Наиболее быстрыйметод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей.Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивнуюпозицию слушателя.

Дискуссии и «мозговые штурмы»позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активноеобсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениямии ощущениями в рамках определенной темы.

Рассказ. Метод рассказа предполагаетустное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот методприменяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, егообъем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычнопредъявляется ряд педагогических требований.

Рассказ должен:

— содержать только достоверные факты;

— включать достаточное количество ярких иубедительных примеров, фактов;

— доказывающих правильность выдвигаемыхположений;

— иметь четкую логику изложения;

— быть эмоциональным;

-излагаться простым и доступным языком;

-отражатьэлементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,

событиям.

Объяснение. Подобъяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойствизучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическаяформа изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретическогоматериала различных наук.

Использование метода объяснения требует:

— точного и четкого формулирования задачи,сути проблемы, вопроса;

— последовательного раскрытияпричинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

— использования сравнения, сопоставления,аналогии;

— привлечения ярких примеров;

-безукоризненной логики изложения.

Беседа. Беседа –диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательнопродуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материалаили проверяет усвоение ими уже изученного.

Наглядные методы(источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Практические методы(учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическиедействия).

Игровой. Игра помогаетразвить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельнуюработу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.

Практические занятия.Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров,но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например,самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогаетусвоить информацию эффективнее.

Формальное обучение. Этот видобучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца),когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы.Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеетдва уровня:

— первый – описание функциональныхобязанностей,

-второй – распределение ролей и ответственности.

Напервом уровне добровольцу сообщается:

-что необходимо делать в ходе работы;

-чего нельзя делать;

-что надо делать, оказавшись в конкретной/сложной ситуации.

Тренировка. Перед началомработы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. Впроцессе работы тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.

Текущее обучение. Текущееобучение осуществляется в процессе всей деятельности волонтера (добровольца) ивключает в себя запланированное и ситуационное обучение.

Запланированное текущее обучениеспособствует постоянному повышению квалификации волонтера (добровольца) изависит от того, какую работу ему предполагается выполнять.

Ситуационное обучениеневозможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций,возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознатьто, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:

— Определение проблемы (что идёт не так?Что происходит?);

— Определение причины проблемы (почемувозникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели квозникновению проблемы?);

— Определение альтернативы (какие другиевыходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вытакой способ действий?);

— Определение лучшего способа действий(каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать длярешения проблемы?).

Методы воспитания:

·        Метод формирования сознания:рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.

·        Метод организации деятельности:приучение, упражнение, требование, создание воспитательных ситуаций.

·        Метод стимулирования:поощрение, наказание соревнование.

 

Методические материалы

Образовательный процессобучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода.Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступаетпроцесс формирования индивидуальности подростка:

-приемы активизации познавательного интереса

-создание ситуаций успеха

-методы диагностики и самодиагностики

-методы диалога

-рефлексивные приемы и методы

— опора на жизненный опыт подростка

— игровые методы.

Групповые и индивидуальные занятия:

— диагностическое изучение процессовразвития обучающихся;

— создание оптимальных условий длясамореализации обучающихся.

Обучающимся прививается интерес кполучению знаний, формируются навыки образовательной деятельности,самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся,отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

Игровые методы используются длязакрепления пройденного материала.

План годовых мероприятий и организациидеятельности объединения действует в течение всей продолжительности программы.

Методические описания традиционныхмероприятий.

Этапы реализациипрограммы:

I.Организационно — проектировочный этап:

1.    Включает в себя формированиедобровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личностикаждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого членадобровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения,первичное планирование деятельности.

2.    Диагностика проблемной ситуации –проведение анкетирования, опрос, изучение аналитических материалов по темепроекта, сценарно-событийное планирование процесса выполнения мероприятий,формирование команды исполнителей программы, обучение волонтеров.

3.    Анализ ситуации, нормативно-законодательной,программной и аналитической документации по теме проекта.

II.Программно-деятельностный этап:

1.    Погружение в разнообразную деятельность, направленнуюна достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованнымиспользованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка ипроведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействияс различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимуюдеятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.

2.    Непосредственная организация мероприятий.

3.    Обеспечение организационно-педагогическогои информационного сопровождения участников; привлечение специалистов, СМИ, организацияинформационного пространства мероприятий.

III.Итогово-аналитический этап:

1.    Подведение итогов проделанной работы.Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направлениядальнейшей деятельности.

2.    Анализ и самоанализ личностного роста входе реализации данной программы.

3.    Планирование дальнейшей деятельностидобровольческого объединения.

4.    Анализ сильных и слабых сторон проведенныхмероприятий, оценка эффективности результатов.

5.    Оценка общественной и личностнойзначимости для участников программ.

6.     Подготовкаинформационно-методических продуктов по результатам.

7.    Прогноз перспектив дальнейшейдеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативныеправовые акты

1.    Конституция Российской Федерации. — М.:Приор, 2004 — 32 с.

2.    Конвенция о правах ребёнка;

3.    Национальная доктрина образования в РФ напериод до 2025 года;

4.    Указ Президента от 19 декабря 2012 г. №1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерациина период до 2025 года»;

5.    Стратегия развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российскаягазета — Федеральный выпуск №6693 (122). [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

6.    Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»:(федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря2012

7.    Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

8.    Федеральный закон о дополнительномобразовании от 12 июля 2001 года;

9.    Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;

10.Федерального закона «О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;

11.Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

12.Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российскаягазета, 11 декабря 2013

13.Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г.N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированиюдополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».[Электронный ресурс]. — URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf

14.Письмо Департамента молодёжной политики, воспитанияи социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

15.Концепция содействия развитиюблаготворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009г.;

16.Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации

напериод до 2020 года;

17.Всеобщая Декларация Добровольчества. –Амстердам, 2001 г.;

18.Всеобщая декларация прав человека, ст. 29– ООН, 1948 г.;

19.Методические рекомендации МИоНРФ попроектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы) от 18.11.2015 (09- 3242).

20.Устав МОБУ ДО Центр внешкольной работы.

Для педагога:

1.    Анн Л. Психологический тренинг сподростками. – СПб., 2003

2.    Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., ПелевинаИ.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежногодобровольчества. – СПб. — Тверь, 2009

3.    Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., ПелевинаИ.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовкидобровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. — Тверь, 2009

4.    Базаркина Е.В. Беседы о нравственности длястаршеклассников. – Волгоград, 2006

5.    Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактикаподростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковойнаркомании. – М., 2004

6.    Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., СидороваТ.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

7.    Бородатая М.Н., Лыскова В.И., РязанцеваС.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

8.    Вачков И.В. Основы технологии групповоготренинга. Психотехники. – М., 2005

9.    Вислова А. Нетерпимость в молодежной средеи способы ее преодоления /  воспитание школьников – 2008 — № 3

10. ВолоховА.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011

11. ГалееваН. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников –2008 — № 3

12. ГригорьевД.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательнаядеятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

13. ДикН.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9классов. – Ростов н/ Д ., 2007

14. ДьячковаТ.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальнымгруппировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017 — №1/2. С. 157-162. – Библиогр. в сносках

15. Загладина,Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе:проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитаниешкольников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностьюграждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетнойзадачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства вкачестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении ввузы России

16. ЗагладинаХ. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российскихшколах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – №3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязимежду развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе иформированием гражданского патриотизма и социальной активности детей иподростков.

17. Ишбулатова,Р. Волонтерство — движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество: Диалоги овоспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основныхчерт гражданского общества – волонтерство, его история и современнаяволонтерская деятельность.

18. КлимовичВ.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.-М., 2004

19. КретоваУ.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскуюдеятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 58- 67 –Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспектыволонтерской деятельности и выявляются психологические особенности личностиволонтеров. Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика

20. КузькинаЕ. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.).Привлечение школьников к волонтерской работе.

21. КулиничГ.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. — М, 2008

22. Майорова-ЩегловаС. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальнаяпедагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическаяэффективность волонтерского труда.

23. Майорова-ЩегловаС. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о благотворительной деятельностишкольников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2014 – № 9 – С.220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.

24. ПанченкоС. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в  детском коллективе /Воспитание школьников – 2008 — № 7

25. ПрутченковА.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологическихтренингов.- М.,1996

26. РоманюкТ.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников –2009 — № 7

Дляучащихся:

1.    Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.

2.    Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс длятворческого саморазвития-3-е изд.-Казань :Центр инновационных технологий,2003-608с.

3.    Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактикаподростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковойнаркомании. – М., 2004

4.    Берн Э. Игры, в которые играют люди.Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психологиячеловеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.

5.    Климович В.Ю. Детство без алкоголя.Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

6.    Кулинич Г.Г. Вредные привычки.Профилактика зависимостей. — М, 2008

7.    Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2003

8.    Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг дляподростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: — (Серия «Практическая психология)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет