Муниципальное общеобразовательноебюджетное учреждение
« Краснооктябрьская средняяобщеобразовательная школа»
МО «Медведевский муниципальный район»Республики Марий Эл
Рассмотрено
Руководитель ШМО ______/________________ / Протокол № ___ «___» _________ 2020г. |
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР _______/Чемоданова Е.И./ «___» _________2020 г. |
Утверждаю
_________/Фавстова С.В./ «___»________2020 г. |
Рабочая программа учебного предмета
Музыка
2б класс
КандаковойЕлены Андреевны, учителя начальных классов (без категории)
Количествочасов
Всего34 часа в год; в неделю 1 час
п. Краснооктябрьский
2020 г.
Раздел1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена для учащихся 2класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентомгосударственного образовательного стандарта начального общего образования, наоснове авторской программы по музыке Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина,которая составлена на основе примерной программы начального общего образованияпо музыке.
Учебник: КритскаяЕ.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.
Целью курса является формированиемузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи курса:
-формирование основ музыкальнойкультуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально -ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных иэстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения кистории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыкеи музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей вразличных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальныхпроизведений и знаний о музыке;
-овладение практическимиумениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,музыкально — пластическом движении и импровизации.
Раздел 2. Планируемые предметныерезультаты.
Результаты изучения учебного предмета «Музыка»
üЛичностные результаты
· укреплять культурную, этническую и гражданскую идентичность всоответствии с духовными традициями семьи и народа;
· эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир вего целостности, художественном и самобытном разнообразии;
· формировать личностный смысл постижения искусства и расширениеценностной сферы в процессе общения с музыкой;
· приобретать начальные навыки социокультурной адаптации всовременном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческиевозможности;
· развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовыватьтворческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
· продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) сосверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
· развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональнуюотзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться кисторико-культурным традиции других народов;
· эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
· понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческийпотенциал;
· формировать уважительное отношениек истории и культуре;
· передавать настроение музыки и его изменение в пении,музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Метапредметныерезультаты
üРегулятивные УУД
· реализовывать собственные творческие замыслы через пониманиецелей;
· выбирать способы решения проблем поискового характера;
· планировать, контролировать и оценивать собственные учебныедействия, понимать их успешность или причины неуспешности, умениеконтролировать свои действия;
· уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном,культурном и художественном разнообразии;
· выполнять учебныедействия в качестве слушателя;подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
· узнавать изученные музыкальные произведения, находить в нихсходства, выполнять задания в творческой тетради;
· выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
· устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусствомчерез картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки спомощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
· рассказывать сюжет литературного произведения, положенного воснову музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческуюдеятельность.
üПознавательные УУД
· наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной ивнеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
· ориентироваться в культурном многообразии окружающейдействительности;
· применять знаково-символических и речевых средств для решениякоммуникативных и познавательных задач;
· уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение,классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
· использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
· самостоятельно сопоставлять народные и профессиональныеинструменты;
· контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
· узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определятьвзаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных иживописных произведениях;
· определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной,сольной, хоровой, оркестровой);
· определять и сравнивать характер, настроение и средствамузыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
· узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов:партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенностимузыки в их взаимодействии;
· передавать настроение музыки и его изменение в пении,музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнятьнесколько народных песен;
· осуществлять собственные музыкально — исполнительские замыслы вразличных видах деятельности;
· наблюдать заиспользованием музыки в жизни человека.
üКоммуникативные УУД
· участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса,школы);
· участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества,поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
· аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
· формулировать собственное мнение ипозицию;
· слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
· участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективныхинсценировках.
üПредметные результаты:
· воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальныхпроизведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально,эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различныхвидах музыкально-творческой деятельности;
· ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, вмногообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
· сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
· ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного (хорового и инструментального) воплощения различныххудожественных образов;
· соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнаватьхарактерные черты музыкальной речи разных композиторов;
· воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности наоснове полученных знаний;
· наблюдать за процессом и результатом музыкального развития наоснове сходства и различий интонаций, тем, образов;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного (хорового и инструментального) воплощения различныххудожественных образов;
· исполнять музыкальные произведения разных форм (пение,драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании,импровизация);
· определять виды музыки;
üУчащиеся научатся понимать:
— жанры музыки (песня, танец, марш);
— ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония ит.д.);
— особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
üУчащиеся получат возможность научиться:
— Выявлять жанровое начало музыки;
— оценивать эмоциональный характермузыки и определять ее образное содержание;
-понимать основные дирижерскиежесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
— участвовать в коллективнойисполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации,игре на простейших шумовых инструментах).
— Использовать приобретенные знанияи умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— Проявляет готовность поделитьсясвоими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении,танцевально-ритмическом движении.
üОбучающиеся получат возможность научиться:
— реализовывать творческий потенциал, собственные творческиезамыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретациимузыки, игре на детских и других музыкальных инструментах,музыкально-пластическом движении и импровизации);
— организовывать культурный досуг, самостоятельнуюмузыкально-творческую деятельность; музицировать;
— использовать систему графических знаков дляориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
— владеть певческим голосом как инструментомдуховного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельностипри воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
— адекватно оценивать явления музыкальной культурыи проявлять инициативу в выборе образцов профессионального имузыкально-поэтического творчества народов мира;
Раздел 3. Содержание учебного предмета,курса
Россия – Родина моя(3ч)
Интонационно-образная природамузыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия).Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Сочинения отечественныхкомпозиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построениямузыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональныемузыкально-поэтические традиции.
День, полный событий(6ч)
Тембровая окраска наиболеепопулярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано).Элементы нотной грамоты. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность,маршевость. Песня, танец и марш как три основные области музыкальногоискусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Основные средствамузыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительностьв музыке. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
О России петь – что стремиться в храм(7ч)
Композитор как создатель музыки.Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народныхинструментов. Оркестр народных инструментов. Региональныемузыкально-поэтические традиции. Народные музыкальные традиции Отечества.Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Духовнаямузыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, историческисложившихся традиций. Народные музыкальные традиции Отечества.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!(4)
Народные музыкальные традицииОтечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклорРоссии: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Музыка внародных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
В музыкальном театре(5ч)
Песенность, танцевальность,маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонациимузыкальные и речевые. Обобщенное представление об основныхобразно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера,балет. Симфонический оркестр. Различные виды музыки: вокальная,инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.
В концертном зале(3ч)
Музыкальные портреты и образы всимфонической и фортепианной музыке. Постижение общих закономерностей музыки:развитие музыки – движение музыки.
Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье(6ч)
Интонация – источник элементовмузыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ееэмоциональное воздействие на слушателей. . Своеобразие (стиль) музыкальной речикомпозиторов.
I четверть (9 часов)
Темараздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыкикак естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образнаяприрода музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние,выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальнойвыразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысльо мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различныхмузыкальных жанрах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкойМ.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьникизадумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы онапоявилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественныхкомпозиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев,припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К. Ибряева)«Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н. Соловьевой) «Моя Россия» — оРодине, о родном крае.
Урок3.Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров,С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом,гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм ХристаСпасителя. Музыкальные образы родного края.
Темараздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок4.Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природамузыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние,выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесамиП.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов,передача информации, выраженной в звуках.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природамузыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях,образах.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость.Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детскогоальбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность,маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь каксочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность иизобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные иречевые. Их сходство и различие. Выразительность и изобразительность в музыке
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатленийвтороклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевогоопыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов(С.Прокофьева и П.Чайковского).
II четверть (7 часов)
Темараздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся вхудожественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольныезвоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольныйзвон» М.П.Мусоргского).
Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народныемузыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлогов музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различныевиды музыки: хоровая, оркестровая.
Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества.Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народныепеснопения.
Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из«Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
Урок 14. Рождество Христово! Народные музыкальные традиции Отечества.Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальноетворчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов.Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традицииОтечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных странмира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщениемузыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.
III четверть (10 часов)
Темараздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Музыкальный ипоэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши.
Урок18.Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народноготворчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы,игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходиликрасны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приёмы озвучиванияпесенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоениедвижений в «ролевой игре».
Урок19.Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка.Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт,роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальныеимпровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение ихжанровой основы и характерных особенностей.
Урок20.Обряды и праздники русского народа. Русский народный праздник. Музыкальный ипоэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек,игр. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.Региональные музыкально-поэтические традиции.
Темараздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок21.Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые.
Урок22. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основныхобразно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Урок23-24. Театр оперы и балета. Балет. Обобщенное представление об основныхобразно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет.Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира.Фрагменты из балетов.. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок25.Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,художественных образов.
Урок26.Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Темараздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Урок27.Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)
Урок28-29.«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природамузыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Темараздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок30.Волшебный цветик-семицветик.
Урок31- 32. Природа и музыка. Песня, танец, марш.
Урок33.Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Общие представления
омузыкальной жизни страны.
Урок34.Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.