Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
|
Рассмотрено
Руководитель ШМО ______/Логинова И.А./ Протокол № 1 « »августа2020г. |
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР _______/Чемоданова Е.И / «___» августа 2020 г. |
Утверждаю
________/Фавстова С.В./ «____» августа 2020 г. |
Рабочая программа учебного предмета
Родной русскийязык
2б класс
Кандаковой Елены Андреевны,учителя начальных классов ( без категории)
п. Краснооктябрьский
2020 г.
Раздел 1.Пояснительнаязаписка
Программа по родному русскому языку для 2 классовсоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО,ООП МБОУ Краснооктябрьская СОШ и авторской программы В. Г.Горецкого, В. П. Канакиной согласно образовательной системе «Школа России», учебного плана МКОУ«Краснооктябрьская СОШ.».
Программа предназначенадля учащихся 2 классов.
Цели изучения предмета:
1) воспитание ценностного отношения кродному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое полесвоего народа, формирование первоначальных представлений о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основенационального самосознания;
2) обогащение активного и потенциальногословарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком всоответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научныхзнаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях иединицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц играмматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения кправильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры игражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениямиориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированиебазовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решениякоммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями сязыковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,практических и коммуникативных задач.
Программа определяет ряд практическихзадач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображенияшкольников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами иусловиями общения;
• формирование у младших школьниковпервоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи вовсех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса кязыку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета«Родной язык (русский)» Русский язык – государственный язык РоссийскойФедерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русскийязык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Онформирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственностьи постоянное обновление национальной культуры.
Изучение русского языка и владение им –могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры илитературы, основной канал социализации личности, приобщения её ккультурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовыефункции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальноевзаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания имировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачиинформации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.
Высокий уровень владения родным языкомопределяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способамиинтеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точнопонимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различныхтекстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в миредуховно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русскийродной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностейребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формируетнавыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализацииличности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную икоммуникативную культуру ученика
Будучи формой хранения и усвоенияразличных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средствомобучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а вдальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык (русский)»направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языкакак инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Важнейшими задачами курса являютсяприобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историейрусского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различияхрусского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представленийо русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимыхнравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., чтоспособствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашейстраны и мира.
Раздел 2.Планируемые результаты освоенияучебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе
Изучение предмета «Русский родной язык» во2 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даетпредставление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний,умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными,познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеютобучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык»во 2 классе.
Личностные результаты
· Обучающийся получит возможность для формирования следующихличностных УУД:
—ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включениеучащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красотыи величия русского языка;
— приобщенияк литературному наследию русского народа;
— обогащенияактивного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культурывладения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевогоэтикета;
— расширениязнаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты
ü РегулятивныеУУД
— Принимать и сохранять цель и учебнуюзадачу;
— высказывать свои предположенияотносительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителемнаходить варианты решения учебной задачи;
— планировать (совместно с учителем) своидействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— учитывать выделенные ориентиры действий(в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) впланировании и контроле способа решения;
— выполнять действия по намеченному плану,а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданияхучебника, справочном материале учебника – в памятках);
— проговаривать (сначала вслух, потом науровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющихоснову осваиваемой деятельности;
— оценивать совместно с учителем илиодноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— адекватно воспринимать оценку своейработы учителем, товарищами, другими лицами;
— понимать причины успеха и неуспехавыполнения учебной задачи;
— выполнять учебные действия в устной,письменной речи, во внутреннем плане.
· Познавательные УУД
— Осознавать познавательную задачу,воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя илисамостоятельно);
— воспринимать на слух и понимать различныевиды сообщений (информационные тексты);
— ориентироваться в учебнике (на форзацах,шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, всловарях учебника);
— работать с информацией, представленной вразных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя исамостоятельно;
— осуществлять под руководством учителяпоиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике иучебных пособиях;
— пользоваться знаками, символами,таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе вэлектронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
— пользоваться словарями и справочнымматериалом учебника;
— осмысленно читать текст, выделятьсущественную информацию из текстов разных видов (художественного ипознавательного);
— составлять устно небольшое сообщение обизучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическуюинформацию учебника или прочитанный текст);
— составлять небольшие собственные текстыпо предложенной теме, рисунку;
— осуществлять синтез как составлениецелого из частей (под руководством учителя);
— ориентироваться при решении учебнойзадачи на возможные способы её решения;
— находить языковые примеры дляиллюстрации изучаемых языковых понятий;
— осуществлять сравнение, сопоставление,классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельновыделенным основаниям;
— обобщать (выделять ряд или классобъектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
— делать выводы в результате совместнойработы класса и учителя;
— подводить анализируемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово ичлен предложения, имя существительное и часть речи и др.);
— осуществлять аналогии между изучаемымпредметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатамнаблюдений находить и формулировать правила, определения;
— устанавливать причинно-следственныесвязи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых сужденийоб объекте.
· Коммуникативные УУД
— Слушать собеседника и понимать речьдругих;
— оформлять свои мысли в устной иписьменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
— принимать участие в диалоге, общейбеседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушиватьсобеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
— выбирать адекватные речевые средства вдиалоге с учителем и одноклассниками;
— задавать вопросы, адекватные речевойситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёравысказывания;
— признавать существование различных точекзрения; воспринимать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение иаргументировать его;
работать в парах, учитывать мнениепартнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решениюв совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
— строить монологическое высказывание сучётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
— Понимание значения русского языка какгосударственного языка нашей страны Российской Федерации, языкамежнационального общения;
— воспитание уважительного отношения крусскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорятдругие народы;
— понимание русского языка как великогодостояния русского народа, как явления национальной культуры, какразвивающегося явления;
— первоначальное представление о некоторыхнормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) иправилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
— начальные умения выбирать адекватныеязыковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
— овладение первоначальными научнымипредставлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторымиязыковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика,морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
— применение орфографических правил иправил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (вобъёме изучаемого курса);
— первоначальные умения проверятьнаписанное;
— овладение учебными действиями сизучаемыми языковыми единицами;
— формирование начальных умений находить,характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук,буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения,предложение (в объёме изучаемого курса)
В конце второго года изучения курсарусского родного языка в начальной школе обучающийся при реализациисодержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
ü научится:
— распознавать слова, обозначающиепредметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значениеустаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебникадля определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц ипоговорок, связанных с изученными темами;
— при реализации содержательной линии«Язык в действии»
ü научится:
— произносить слова с правильным ударением(в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную рольударения;
— при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»
ü научится:
— различать этикетные формы обращения вофициальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевогоповедения в ходе диалога;
— использовать в речи языковые средствадля свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения;
— владеть различными приемами слушаниянаучно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культурерусского народа;
— анализировать информацию прочитанного ипрослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Раздел3.Содержание учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе
Раздел1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведенияоб истории русской письменности: как появились буквы современного русскогоалфавита.
Особенностиоформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Раздел2. Язык в действии
Какнельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок впроизношении слов).
Смыслоразличительнаяроль ударения.
Звукописьв стихотворном художественном тексте.
Наблюдениеза сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок всочетаемости слов).
Раздел3. Секреты речи и текста
Секретыдиалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая формаустной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливопопросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и видывопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическийплан
|
№ № |
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
|
1 1 |
Секреты речи и текста |
5 |
|
2 |
Русский язык: прошлое и настоящее
|
5 |
|
3 |
Язык в действии
|
6 |
|
4 |
Обобщение
|
1 |
|
|
ИТОГО
|
17
|
Раздел4. Календарно-тематическоепланирование
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
План
|
Факт
|
Примечание
|
|
Секреты речи и текста — 5 ч |
|||||
|
1 |
Говорим – слушаем, читаем – пишем. |
1 |
4.09 |
4.09 |
|
|
2 |
Вежливые слова |
1 |
11.09 |
11.09 |
|
|
3 |
Как люди приветствуют друг друга |
1 |
18.09 |
18.09 |
|
|
4 |
Зачем людям имена |
1 |
25.09 |
25.09 |
|
|
5 |
Устанавливаем связь в предложении |
1 |
2.10 |
2.10 |
|
|
Язык в действии — 6 ч
|
|||||
|
6 |
Ударение. Помогает ли ударение различать слова? |
1 |
9.10 |
|
|
|
7 |
Для чего нужны синонимы? |
1 |
16.10 |
|
|
|
8 |
Для чего нужны антонимы? |
1 |
23.10 |
|
|
|
9 |
Как можно объяснить значение слова? Составляем развернутое толкование значения слова. |
1 |
13.11 |
|
|
|
10 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
1 |
11.12 |
|
|
|
11 |
Практическая работа Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением иударением |
1 |
18.12 |
|
|
|
Русский язык: прошлое и настоящее — 5 ч
|
|||||
|
12 |
Во что одевались в старину: По одежке встречают..
|
1 |
25.12 |
|
|
|
13 |
Что ели в старину: Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша кормилица — наша.
|
1 |
15.01 |
|
|
|
14 |
Во что играли в старину: любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь.
|
1 |
22.01 |
|
|
|
15 |
Самовар кипит — уходить не велит |
1 |
29.01 |
|
|
|
16 |
Проект Музей самоваров в России |
1 |
5.02 |
|
|
|
Обобщение- 1 ч |
|||||
|
17 |
Обобщение. Проверочная работа. |
1 |
12.02 |
|
|