Зарисовкиживотных.
Цель: научиться выполнять зарисовки животных
Задачи урока:
Иметьпредставление о значении зарисовок с натуры для создания творческих работ.Эмоционально воспринимать произведения анималистического жанра и выражать своеотношение к ним на примере работ Е.Чарушина.
Уметьделать зарисовки животных по представлению.
Уметьоценивать свою работу.
Вызватьэмоциональный отклик на произведения .
Упражнятьдетей в создании наброска простым карандашом.
Упражнятьдетей в нетрадиционном рисовании «тычок жесткой кистью».
Формирование УУД:
Познавательныедействия: анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя предметами иобразами;
Регулятивные действия: совместно сучителем определять цель действий; работать по предложенному плану; учитьсяоценивать успешность своего задания, признавать ошибки
Коммуникативные действия: высказывать своимысли, аргументировать. Вступать в беседу;
Личностные результаты: развитиесамостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Зрительный ряд: ИллюстрацииЕ.Чарушина,
Организация и методика проведения занятия.
I.Путешествие по выставке.
–Ребята, вам нравится слушать сказки, рассказы, когда вам читают? (Ответыдетей) — О чём, вам больше всего нравится слушать? (Ответыдетей)
-Рассматривать книжки вам нравится? (Ответыдетей)
-А какие книжки вам нравятся с картинками или без них? (Ответы детей)
-Почему иллюстрированные книжки вам так нравится рассматривать? (Ответыдетей) — Конечно, рассматривать иллюстрированные книги очень интересно, потому что,даже не читая книги, по картинкам мы можем догадаться, о чем эта книжка.
Ребята,нас везде окружает красота природы, предметов, зданий, но мы не всегда замечаемэту красоту. А есть люди, которые не только видят её, но и изображают её всвоих замечательных картинах. Это художники. Они учат нас видеть прекрасное:любить и оберегать цветущие луга, могучие леса, полноводные реки, разнообразныхживотных.
Художники,которые иллюстрируют книги, называются художниками – иллюстраторами.
Поэтомуу книги может быть два автора: один писатель – он пишет текст книги, а второйхудожник – иллюстратор, он эту книгу иллюстрирует.
Асейчас, я вас познакомлю с художником – иллюстратором и одновременно с авторомдетских книг. Он пишет для детей рассказы и сам же рисует к ним картинки – этозамечательный писатель и художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин(показываю портрет художника).
Е.И.Чарушин любил наблюдать за животными, читать книжки о них. Он с детства рисовалв основном животных и всегда был с карандашом и красками в руках. Все своизнания и любовь художник передавал в своих рассказах и иллюстрациях к ним.Доброта и бережное отношение к миру живой природы — характерные черты мастера.Где бы ни был Е.И. Чарушин, именно животные привлекали больше всего еговнимание.
Любовьк животным передалась художнику от родителей. Семья была очень дружной. Матьбыла садоводом – любителем, поэтому в семье было много цветов, а отец хорошорисовал и Евгений Иванович с отцом много путешествовал, бродил по лугам, бывалв лесу, общался с охотниками с лесниками. У Чарушиных и самих было многоживности: утки, индюшата, птицы в клетках, цыплята, кошки, поросята, кролики,козы, рыбки, голуби, тетерева. Они ухаживали за животными.
Вседетство его было связанно с животными, и эти детские воспоминания повлияли наего дальнейшую судьбу. В своих рисунках Е.И. Чарушин не только правильноизображал животных, но и старался показать настроение их, характер, ихсостояние: радость, любопытство, испуг, повадки животного. Писать рассказы Е.И.Чарушин начал позже, сначала он иллюстрировал книги: Бианки, Пришвина,Сладкова, Маршака.
пожалуйста,на доску (показываю иллюстрации для рассматривания к книгам Е.И.Чарушина «Прозайчат» и «Зверята») Назовите, пожалуйста, животных, которых вы видите на нашейимпровизированной выставке.
( Ответы детей: лисенок, волчонок, медвежонок, волк,волчата, олененок, зайчиха с зайчатами, зайчата, медвежата).
II. Беседа по художественным произведениям Е. И.Чарушина.
-. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин,поэтому не случайно его первые рассказы о животных называются уменьшительно –ласкательными словами.
-Послушайте отрывок из рассказа Е. Чарушина:
«…ну,я не вытерпел, все – таки посмотрел за брезент и увидел: два маленьких –маленьких, с белыми пятнами зверьков – не больше кошки ростом – стоят и на меняглазами и ушами наставились. Ножки тонкие – тонкие, вроде карандашей, передниев коленях сходятся, а у земли разошлись в стороны.
Какназывается этот рассказ Е.Чарушина?
Ответы детей:(Этот рассказ называется «Олешки».)
-Евгений Чарушин очень любил звериных малышей, забавных и беспомощных. Вотолененок – слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился ина ноги с трудом встает. Но в некоторых зверятах художник подмечал будущиххищников, не всегда безобидных и безопасных.
-Как вы думаете, почему раскричался этот рыжий лисенок?
Ответыдетей:(Испугался, что мама его оставила одного).
-Посмотрите, как у него от страха хвостик напрягся, шерсть растопырилась.
Инескладный, и колючий, совсем как задиристая елка, что рядом растет.
-Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. Любуется ими Евгений Чарушин ихочется ему передать в рисунке свое доброе к ним отношение.
-А что вы можете рассказать о медвежатах?
Ответыдетей:(Мы видим у медвежат мягкие уши, нескладные лапы, серьезные мордочки,густую мохнатую шерсть, как прижались друг к другу проголодавшиеся малыши).
-Послушайте отрывок из рассказа Е. Чарушина:
«…маленький– маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост короткий – нехвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошкивсего…»
Ответы детей (Этот рассказ называется «Леснойкотенок».)
-О ком рассказал автор в своем рассказе?
Ответы детей:(В своем рассказе автор рассказал орысенке).
-Какие слова использовал автор для описания котенка?
Ответы детей:(Маленький котеночек, большеголовыйкотеночек, хвост короткий – не хвост, а
хвостишко, мордочка пучеглазая, глаза глупые.)
Физкультминутка — подвижную игра«Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209 Вот так, вот так Головой своей крутили |
(круговые движения головой) |
Медвежата мед искали Дружно дерево качали Дружно дерево качали |
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево) |
А потом они ходили |
(ходьба по-медвежьи) |
И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили |
(наклоны туловища вперед) |
А потом они плясали |
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо) |
Лапы выше поднимали Вот так, вот так, Лапы выше поднимали. |
(прыжки, хлопая руками вверху) |
III.Уточнение и закрепление методов и приемоврисования.
-Читая книги Е. И. Чарушина и рассматривая его иллюстрации, мы узнаем многонового и интересного о животных. А сегодня вы сами будете художниками инарисуете своих замечательных зверят. Но перед этим давайте подумаем какимиспособами можно нарисовать зверька, чтобы он получился пушистый?
Ответдетей:(Кисточкой, губкой, бумагой)
-Сегодня мы с вами познакомимся с не традиционными техниками рисования — эторисование мятой бумагой и тычковая техника сухой кисти.
— А что же нам необходимо сначала сделать чтобы получить рисунок понравившегосяживотного? ( ответы детей)
-Конечно же набросок.
-Поэтому для начала нам понадобится простой карандаш и лист бумаги.
Показываю схему рисования наброска.
Авот сейчас начнется самое интересное. Мы начнем раскрашивать наш набросок. Иначнем мы с закрашивания наших зверей по контуру изображения. Для этого мыможем использовать мятую бумагу. Не которые из вас уже знакомы с этой техникойи поэтому сегодня они станут моими помощниками.
Длятого чтобы начать работу мы с вами берем кусочек бумаги и сминаем ее внебольшой шарик. Затем опускаем наш шарик в краску и прорабатываем контур.Видите как потихоньку у нас появляется текстурность изображения, сразу хочетсяпотрогать наш рисунок.
-Для того чтобы закрасить полость внутри нашего контура мы с вами будемиспользовать тычковый метод жесткой полусухойкисти. Но перед этим давайте вспомним правила выполнения рисования. Как нужноправильно держать кисть при рисовании тычком?
Ответы детей:
(Кисть надо держать вертикально.)
Еслитехника называется тычковый метод сухой кисти. Можно ли опускать кисть в водупри рисовании тычком?
Ответы детей:(При работе тычком кисть в воду опускатьнельзя. При работе тычком кисть в воду не опускают.
-Возьмите в правую руку кисть вертикально. Давайте покажем в воздухе, как мыбудем рисовать способом тычка. Таким образом заполняется весь контур вашейфигуры (упражнения в воздухе).
IV. Самостоятельная работа детей.
Звучиттихая музыка Антонио Вивальди «Весна».
Вовремя рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть. Осуществляю
индивидуальнуюпомощь( дополнительный показ, совет). Когда остается несколько минут до концазанятия, предупреждаю детей:
-Ребята, заканчиваем свои работы.
V. Анализ детских работ.
Припросмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького,самого маленького. Задаю вопрос:
-Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?
VI. Итог занятия.
Нашезанятие подошло к концу.
Назовитеспособ рисования, который мы использовали сегодня.
Ответыдетей:
(Мырисовали тычком жесткой полусухой кистью.)
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием.Работы получились аккуратные, зверята на них как живые. Наши рисунки мыразместим на выставке Е. И. Чарушина и пригласим ребят из других классовпосмотреть нашу выставку.