МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДАИРКУТСКА
СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №75
664017,г. Иркутск, ул. Академическая, 5 тел.42-50-59
Рассмотрено на заседании
методического совета МБОУ города ИркутскаСОШ №75
протокол №1 от 30.08.2019 г.
Методическиерекомендации
посозданию и организации работы
экологическойтропы
на базеобщеобразовательной организации
|
Разработчики: Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии ВКК; Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии ВКК. |
Иркутск,2022г.
Введение
Взаимозависимость мира природы и мира человека должнабыть осмыслена уже в школьные годы. Школа должна стать местом встреч ребенка сприродой и ее образами, средой соединения культуры человека и природы мира.
Наиболее перспективными видами таких встреч являютсякомплексные экологические экскурсии, полевая экологическая практика. Проведениетакого рода занятий требует создания специально оборудованной территории – «кабинета»в природе. Таким кабинетом может выступать учебная экологическая тропа.
Выделяются два типа экологических троп:
Познавательныетропыимеютбольшую протяженность и рассчитаны на одно-, многодневное прохождение. Какправило, их маршруты проходят вблизи или на территории заповедников(заказников), которые активно посещаются туристами и отдыхающими, способствуяснижению антропогенной нагрузки на природную среду. Использованиепознавательных троп в учебном процессе часто затруднительно в силу
малодоступности.
Учебнаяэкологическая тропа — это специально оборудованная вобразовательных (или просветительских) целях природная территория (или маршрутна территории), на которой созданы условия для выполнения системы различныхзаданий, направленных на развитие экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа — это маршрут на местности,специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Вовремя движения по экологической тропе посетители получают информацию обэкологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия поэкотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы,благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядомположительных эмоций.
Цель экологической тропы:
Формированиеэкологической культуры, под которой понимается совокупность экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельности через созданиеучебной экологической тропы; реализация связи обучения с жизнью, выявлениенаиболее актуальных экологических проблем своего района.
Задачи:
1. Воспитыватькультуру поведения учащихся в природе;
2. Разработатьмаршрут экологической тропы;
3. Исследоватьобъекты экологической тропы с целью расширения знаний о природе своего района;
4. Изучитьисторию застройки прилегающей территории;
5. Проанализироватьпричины антропогенного воздействия на окружающую среду;
6. Доказатьнеобходимость создания экологической тропы.
Назначениеучебной экологической тропы
Назначение учебной экологической тропы состоит в том,чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, дляформирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде.Причем на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступаетмолодежь разного и особенно школьного возраста. Учебная экологическая тропарассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем,возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов.
Выбормаршрута и его протяженность
Принципы выбора маршрута тропы:
1. Доступностьмаршрута для посещения его учащимися.
2. Достаточнаяпосещаемость зоны маршрута тропы местным населением.
3. Эмоциональнаянасыщенность и информационная емкость маршрута.
При выборе маршрута тропы необходимо стремиться ктому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местнойприроды (разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, формы рельефа ит.п.). Специфическим объектом является памятник природы. Он соединяет в себеестественную и историческую ценность. Например, вековые деревья являютсясвидетелями исторических событий или ровесни- ками выдающихся людей нашейРодины Общая протяженность учебной экологической тропы должна соответствоватьвозможности прохождения ее за определенное время. Продолжительность экскурсииопределяется возрастными и социальными особенностями экскурсантов,протяженностью маршрута, а также набором объектов, которые включаются визучение или ознакомление.
Составэкскурсионных объектов
Среди основных требований, которые необходимоучитывать при организации экологической тропы, следующие:
1) доступность — одно изключевых требований при проектировании учебной тропы; тропа должна бытьдоступна для массового посещения школьниками и организации учебнойдеятельности;
2) информативность —способность удовлетворения познавательных потребностей учащихся в областигеографических, биологических, химических, экологических и иных проблемокружающей среды — непременное свойство тропы. Информационные объекты условноможно разделить на:
- познавательные (растения, животные, почва, формы рельефа и другие элементы живой и неживой природы);
- просветительные (элементы антропогенного ландшафта: транспортные магистрали, архитектурные сооружения, сельскохозяйственные угодья, рекреационные зоны и др.);
- предписывающие (лозунги, правила, указатели, помещаемые на щитах и знаках).
Организацияэкологической тропы
Создается инициативная группа по организации учебнойтропы. В нее желательно привлечь учителей разных предметов, старшеклассников, родителей,шефские организации учебных заведений, представителей местных отделенийприродоохранных организаций.
По итогам организационной работы инициативная группасоздаёт единый документ — паспорт экологической тропы. На этом же этапесоставляется перечень основных видов работ по созданию тропы, который включает:
1.Укрепление и расчистка (при необходимости) дорожно-тропиночного полотна
2.Составление перечня экскурсионных объектов, перенос их на тропу илиизготовление дополнительных объектов
3.Разработка проекта, изготовление и установка информационных аншлагов.
ПАСПОРТ
учебнойэкологической тропы
(вариант1)
Местонахождение: Проезд___________________________________________. Далее пешком____________________________________.
Землепользовательэкологической тропы: _____________________________________
НаличиеПоложения о создании экологической тропы:__________________________
Назначениеэкологической тропы: просвещение, обучение, воспитание повопросам окружающей среды __________________________________________________________
Краткоеописание границ маршрута:______________________________ (указатьазимуты, ориентиры на местности и расстояния между ними по всей длине тропы) Историческиесведения об окружающей природной среде:________________________
Описаниеэкскурсионных объектов на маршруте (вприложении)________________________________________________________________
Состояниеэкологической тропы:_________________________________________________________________________________________________________
Режимпользования:
а)виды и характер пользования: отдых с ограниченным разведением костров, учебныеисследования, экскурсии;
б)запрещается: заезд автомашин, любые виды сбора природного материала,загрязнение, выпас скота, распашка, сенокошение;
идр.
Необходимыемероприятия: укрепление полотна тропы, оборудование малыми формамиархитектуры, устройство недостающих экскурсионных объектов (переченьприлагается)_________________________________________________________________
Охранумаршрута осуществляет экологический патруль учащихся школы____________
Шефствующиеучреждения: школы (каждая на закрепленном участке) совместно сшефствующими предприятиями (перечислить)_____________________________________
Маршрутразработан: _________________________________________________________
Приложения:
а)карта-схема маршрута________________________________________________________
б)описание экскурсионных объектов___________________________________________ Консультанты:_______________________________________________________________
Научныйруководитель:_______________________________________________________
ПАСПОРТ
учебнойэкологической тропы
(вариант2)
1. Название Экотропы.
2. Цели изадачи Экотропы.
3. Местонахождение,расстояние от школы.
4. Краткоеописание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, времяпрохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).
5. Режимиспользования (в течение всего года, в теплое время года, в бесснежный период).
6. Допустимаянагрузка на Экотропу (максимальное количество посетителей в неделю).
7. Описаниеэкскурсионных объектов.
8. Списокоборудования Экотропы.
9. Правилаповедения посетителей, правила техники безопасности и противопожарныетребования
10. Необходимыемероприятия по уходу за Экотропой.
11. Ответственноелицо.
12. Приложения.
13. Карта-схемамаршрута.
Примерсостава экскурсионных объектов и работы на экологической тропе МБОУ г. ИркутскаСОШ № 75,
проложеннойв районе микрорайона «Березовый»
При выборе маршрута и объектов экологической тропы мыруководствовались критериями:
· включениекак можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание объектов;
· доступностьобъектов;
· познавательныйинтерес учащихся.
Экологическая тропа создаваласьпоэтапно:
· детальноеобследование территории, выделение наиболее интересных объектов;
· составлениекарты — схемы маршрута с нанесенными стоянками.
Рис.2Местоположение экологической тропы
На протяжении маршрута экологической тропы мызапланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут болееподробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическуюситуацию и антропогенное влияние на природу:
1. «Началотропы».
2. «Яблоневая».
3. «Утров сосновом бору».
4. «Березы,русские березы…».
5. «Родник«Подберезовик»».
6. «Муравейник».
Описаниемаршрута
Станция«Начало тропы»
Здесь посетители будут знакомиться с паспортомучебно-экологической тропы (Приложение 1). Проводится вводная беседа, изкоторой дети узнают о целях и задачах экскурсии. Присутствующим даютсяинструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе (Приложение2), объясняются правила экологической игры, уточняются задания. Краткоописывается предстоящий маршрут (рис. 2).
Станция«Яблоневая»
На этом участке тропы экскурсовод рассказывает о яблоне,одном из самых распространенных растений нашей местности (Приложение 3), (рис.3).
|
|
Рис 3. Станция «Яблоневая».
Станция«Утро в сосновом Бору»
На этой станции ребята услышат рассказ об особенностяхпроизрастания сосны в условиях Восточной Сибири, о ее применении в природе ижизни человека (Приложение 4) (рис.4).
Рис 4. Сосна обыкновенная.
Станция«Муравейник»
Муравьи живут в домиках — муравейниках. Но нам виднатолько надземная часть.А под ней, на подземных этажах? Об этих удивительныхсооружениях и ещё более удивительных их строителях и обитателях экскурсантыузнают на станции «Муравейник» (Приложение 5) (рис.5).
Рис 5. Муравейник на тропе.
Станция«Березы, русские березы…»
Конечно,на этом этапе тропы речь пойдет о красивой русской березе (Приложение 6) (рис.6).
Рис 6. Проведениеэкскурсии.
Станция«Родник»
Это, пожалуй, самое красивое место на нашей тропе…
Однимиз чудесных природных явлений на земле считаются родники. Мы считаем, что такиечудеса природы, как родники, нужно охранять и благоустраивать. Ими нужноискренне дорожить. Однако почему-то не все с этим согласны. И больно видеть,когда наши сверстники или взрослые люди оставляют много мусора после своегоотдыха около родника, не заботясь о том, что при неразумном отношении к природеее красота может не только потерять свою привлекательность, но и исчезнуть …(Приложение7) (рис.7, рис.8).
Рис 7. Живая вода родника.
Рис 8. Родник «Подберезовик».
Важный прием при обустройстветропы — установка информационных щитов. Они не только расширяют информативностьтропы, но и позволяют её посетителям самостоятельно, без экскурсовода проходитьпо маршрутам. Информационные щиты могут быть различной тематики, их можнопериодически менять, а можно сделать универсальными (например, установить сериющитов, посвященных жизненным формам растений). На нашей тропе размещён входной указательс девизом (стационарно), схема маршрутов и правила поведения (переносные)(рис.9).
Рис. 9. Информационные щиты на тропе.
Практическая часть
Исследование экологических особенностей компонентовнеживой природы
Одной из основных проблем нашего города являетсязагрязнение водных объектов, в очищении которых лесные массивы – ощутимаяпомощь.
С целью оценки значения водных объектов, лесныхмассивов и состояния экосреды Свердловского района г. Иркутска на экологическойтропе проводится мониторинг параметров природы: атмосферы, почвы, поверхностныхвод доступными для школьников методами и средствами.
Изучениестепени запыленности воздуха
Косвенный мониторинг воздушной среды проводится припомощи исследования количества пыли на пробном участке (станции 1,5). Для этоговыбирается дерево со сравнительно крупными листьями, на незатененных ветках.Перед каждым опытом – учитывать прогноз погоды, т.к. за период эксперимента недолжно быть дождя.
Необходимо собрать листья растений в различных местах.Затем нужно приложить скотч к листьям, снять пленку и той стороной, гдеотпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги.Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе:
5 –очень интенсивно; 4 – интенсивно; 3 –слабо; 2 –очень слабо; 1- пыльотсутствует.
Порезультатам проведенных исследований выявлено, что максимальная запыленностьнаблюдается в начале тропы, что объясняется её близким расположением кавтотрассе. Минимальная запыленность – в глубине лесного массива, на станции«Родник».
Проведение исследований снега
Наибольшая нагрузка на атмосферу нашего города наблюдаетсязимой. Для ее оценки проводится исследование снега.
Опыт проводится в период наиболее мощного снеговогопокрова (3 четверть, 20-е числа января).
Перевернутую чистую стеклянную банку опустить на всюглубину снежной толщи вертикально сверху, и она самостоятельно заполнитсяснегом. После снег растопить и в снеговой воде определить, профильтровав,количество пыли. Зная площадь горлышка банки и время появления устойчивогоснежного покрова, так же определяется ежесуточное запыление атмосферы.
Мониторингсостояния почв
Исследование заключается в наблюдении за молодымиоврагами, замерами их параметров в начале и конце сезона, а так же в измерениитемпературы почв. Температура свидетельствует об обеспечении растений теплом.Изменяя растительный покров, человек, изменяет температуру почвы, что приводитк ее деградации. Для того, чтобы это продемонстрировать, измеряем температурупочвы на стоянке №1, для сравнения почвы открытых мест и нетронутого березовогомассива.
Мониторингприродных вод
Исследования родника «Берёзовый» проводятся с мая 2019года по настоящее время. Нами выполнено описание родника, определены некоторыепоказатели качества воды и его другие характеристики как малого водотока. Крометого, выявлены основные особенности родника как среды обитания для макробеспозвоночныхживотных.
Камеральнуюобработку проб проводили на кафедре гидробиологии и зоологии беспозвоночныхбиолого-почвенного факультета ИГУ по общепринятой методике (рис. 10).
А. Б.
В. Г.
Д – Е.