Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 10»
Здоровьесбережение – как основной вектор развития образования.
Выступление на заседании МО МБОУСОШ №10
от 02.11.2022г.
протокол № 2
Саидова Дайханат Саидовна
Махачкала 2022г.
Проблема здоровьесбережения в начальной школе
Проблемасохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни оченьактуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшейпотребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её дооптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивыйхарактер и не всегда приводит к необходимому результату.
Здоровье– это, прежде всего, гармония! Гармония всех происходящих в организме процессовили, другими словами, равновесие физическое и психологическое. То есть, этотакое состояние, при котором человек чувствует себя хорошо, у него нетсимптомов, настораживающих его, он полон сил, энергии и радуется каждому новомудню! Для того, чтобы эта гармония была и сохранялась надолго, необходимозаботливое и внимательное отношение к себе. И здесь не обойтись без выполненияосновных правил, которые уже заложены в самом слове «З-Д-О-Р-О-В-Ь-Е».
З –Забота о себе!
Д –Движение!
О –Ограничение!
Р – Режимотдыха!
В –Витамины!
О – Отдых!
Ь – ПолЬза
Фундаментздоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит:
• на 50% — от образа жизни;
• на 25% — от состояния окружающей среды;
• на 15% — от наследственной программы;
• на 10% — от возможностей медицины.
(по данным исследований Всемирной организацииздравоохранения).
Таким образом, здоровьезависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современнымпредставлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих,входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостатокдвигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, которыйкоснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5- 6 часовпроводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследованийроссийских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4»и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов.
Основныесоставляющие здорового образа жизни:
Физическоеблагополучие: двигательная активность,закаливание, чередование труда и отдыха, рациональное распределение учебнойнагрузки, рациональное питание, личная гигиена, профилактические прививки.
Душевноеблагополучие: умение управлять своимэмоциональным состоянием, определение цели в жизни, выбор профессии,разнообразие форм деятельности.
Социальноеблагополучие: успешное образование, оценкаколлективом результатов труда, принятие законов общества, наличиемикроколлектива для близкого общения, формирование психологической защиты отугрозы насилия.
Здоровье ребенка, его адаптация кжизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70%своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными длясовременного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошеефизическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое,нравственное, социальное, духовное здоровье.
Какиспользовать здоровьесберегающие технологии в школе и что это ?
Здоровьесберегающая технология» — это системамер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательнойсреды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всехэтапах его обучения и развития. На практике к таким технологиям относят те, которые отвечаютследующим требованиям:
· Создают нормальныеусловия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, созданиедоброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
· Учитываютвозрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебнойнагрузки учитывается возраст.
· Рационализируюторганизацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными,возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
· Обеспечиваютдостаточный двигательный режим.
Видыздоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе:
—Медико —профилактические — они обеспечивают сохранение здоровье детей подруководством медработников;
— Физкультурно — оздоровительные — они направлены нафизическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств,двигательной активности
— Здоровьесберегающие образовательные — это прежде всеготехнологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровьяшкольников. Цель данной технологии становление осознанного отношения ребенка кздоровью, накопления знаний о здоровье, развитие умений оберегать, поддерживатьи сохранять здоровье.
— Технологияобеспечения социально — психологического благополучия ребенка. Даннаятехнология обеспечивает психическое и социальное здоровья ребенка. Основныезадачи этой технологии — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивногосамочувствия, психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками,взрослыми, в школе, семье.
— Технология валеологического просвещения родителей и учащихся —задача данной технологии — обеспечение валеологической образованности родителейучащихся.
· Игровыетехнологии — применение в образовательном процессе игровыхтехнологий.
· Личностно –ориентированное обучение.
· Здоровьесбережениеи здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.
· Определяю целии задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.
Десятьздоровьесберегающих технологий школы
1. Физкультурнаямнутка;
2. Пальчиковаягимастика;
3. Гимнастика дляглаз;
4. Артикуляционная гимнастика;
5. Позы учащихся;
6. Стиль общения;
7. Беседы оздоровье;
8. Работа сродителями;
9. Эмоциональныеразрядки;
10. Иры.
Мною быливыработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебныезанятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз.;
–проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз,;
-творческийподход к уроку с целью здоровьесохранения;
-проведениена уроке двигательных тренингов;
-проведениеклассных часов на тему здоровья;
-привлечениеродителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;
-выполнениерекомендаций медицинских работников;
-поддержаниеэкологического пространства класса.
— упражнения для улучшения осанки.
— упражнения психологической саморегуляции
ФГОС издоровьесберегающие технологии
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт представляет собой совокупностьтребований обязательных при реализации основных образовательных программ общегообразования, требований к структуре, результатам и условия реализации основнойобразовательной программы.
Заключение
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающихтехнологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться вобразовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностейчеловека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примеромдемонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться,что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно,интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровомтеле — здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного неможет быть здорового [4; 38].
В результате проводимых мероприятий наметились некоторыеположительные аспекты:
- Сократились простудные заболевания.
- Уменьшилось число пропусков по болезни.
- Дети занимаются в спортивных секциях.
- По результатам медицинского осмотра можно сделать следующий вывод, что физическое развитие детей 10 лет намного стало выше, чем у детей пришедших в 1 класс.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающихтехнологий во время учебного процесса в рамках реализации ФГОС второгопоколения прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросахздоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активностии, в целом, на общем состоянии здоровья детей.
Список литературы
1. В здоровом теле — здоровый дух. Сценариипраздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. — М.:Феникс, 2021. — 352 c.
2. Все о здоровом образе жизни. — М.: Издательский Дом РидерзДайджест, 2021. — 404 c.
3. Байер, К.Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — М.: Мир, 2021.- 368 c.
4. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольномобразовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2022. — №8. С. 13-20.
5. Зенина, Е.А. Здоровьесберегающие технологии для младших школьников /Е.А. Зенина // Инструктор по физической культуре – 202. — №8. – С. 6-20.