1. Прочитайте фрагмент текста главы«Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение».Подготовьте его выразительное чтение вслух.
«Русская песня — явление удивительное и необъяснимое. Подчеркиваю последнееслово, ибо ни в одно из объяснений, сколько бы их ни было, песню уложитьнельзя. Как ни членить ее по разделам, выделяя те или иные отличительныепризнаки, как ни объединять ее в характерные группы по сходству бытовых илисоциальных мотивов, все равно нельзя охватить ее многообразия, всех еебесконечных оттенков и переливов.
В бытовой песне вспыхнут вдруг искры того пожара, что освещал мятежнуювольницу Разина и Пугачева.
В мятежной и бунтующей песне вдруг зазвучат ноты тихой радости и щемящей печали.
В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми ее грозными ипрекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшиечерты народного характера — великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу,победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонкихчувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иныепереливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если б не существовалапесня.
Верной подругой и честной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнемпути его исторического существования. В черной избе при свете лучины выпевалаона жалобы бедной женщины на горькую свою долю. А на речном откосе в Жигулях,вглядываясь в пламень разбойничьего костра, запевал ее сын страшную и гордуюпесню:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати!..
Нет никакой возможности перебрать все песенное богатство России. Нам быпришлось отдельно говорить о колыбельных и отроческих, о девичьих и семейных, осиротских и вдовьих, о бурлацких и тюремных, о разбойничьих и солдатскихпеснях. Такой рассказ потребовал бы отдельной книги. Мы скажем лишь, что песняпрошла об руку с народом сквозь всю его историю, и, когда Россия перепоясаласьрельсами и задымила фабричными трубами, в первый ряд выдвинулись песни рабочие и революционные. С ними шли наши отцы и деды набаррикады Красной Пресни, с ними штурмовали Зимний, боролись и побеждали вГражданской войне. Прямая их преемница — советская песня».
2. Как вы считаете, прав ли был поэт Сергей Сергеевич Наровчатов, утверждая,что «русская песня — явление удивительное и необъяснимое»? Аргументируйте свойответ.
3. Какова основная мысль данного фрагмента текста? В каких предложениях онавыражена?
4. Почему, на ваш взгляд, С. С. Наровчатов вспоминает революцию и Гражданскуювойну? Создавались ли в эти грозные годы новые народные песни? Почему?Обоснуйте свой ответ.
5. Какие жанровые разновидности народной песни выделяет С. С. Наровчатов? Можноли их каким-либо образом сгруппировать? Нарисуйте схему или таблицу «Жанровыеразновидности народной песни».
(Основнаямысль: в песне русский человек выражал свои мысли и чувства, воспоминания ипереживания, хранил память предков и мечтал о будущем, заклинал древних богов исилы природы, воодушевлял себя и других на борьбу: «Верной подругой ичестной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнем пути егоисторического существования».)
Учительможет использовать на уроке аудиозапись любой народной песни, но желательно —«Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…» и «Вдоль по улице метелица метет…»,тексты которых даны в учебнике для 8 класса (с. 9—10).
— Узнали ли вы эти песни? Где и когда вы их слушали раньше?
— Как вы думаете, к какой жанровой разновидности их можно отнести? Почему?
— О чем рассказывается в песне «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…»?
(Песня о несчастной любви — поет покинутая девушка-сирота.)
— Как вы считаете, это сиротская песня или песня о любви? Каким общим понятиемможно объединить эти песни?
(Лирическая песня.)
— Отличается ли сюжет песни «Вдоль по улице метелица метет…» от сюжетапредыдущего произведения? Чем именно?
(Лирическая песня о счастливой любви: «мой миленький идет», «красавица моя»,«радость».)
