X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

1. Прочитайте фрагмент текста главы«Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение».Подготовьте его выразительное чтение вслух.

«Русская песня — явление удивительное и необъяснимое. Подчеркиваю последнееслово, ибо ни в одно из объяснений, сколько бы их ни было, песню уложитьнельзя. Как ни членить ее по разделам, выделяя те или иные отличительныепризнаки, как ни объединять ее в характерные группы по сходству бытовых илисоциальных мотивов, все равно нельзя охватить ее многообразия, всех еебесконечных оттенков и переливов.

В бытовой песне вспыхнут вдруг искры того пожара, что освещал мятежнуювольницу Разина и Пугачева.

В мятежной и бунтующей песне вдруг зазвучат ноты тихой радости и щемящей печали.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми ее грозными ипрекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшиечерты народного характера — великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу,победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонкихчувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иныепереливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если б не существовалапесня.

Верной подругой и честной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнемпути его исторического существования. В черной избе при свете лучины выпевалаона жалобы бедной женщины на горькую свою долю. А на речном откосе в Жигулях,вглядываясь в пламень разбойничьего костра, запевал ее сын страшную и гордуюпесню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати!..

Нет никакой возможности перебрать все песенное богатство России. Нам быпришлось отдельно говорить о колыбельных и отроческих, о девичьих и семейных, осиротских и вдовьих, о бурлацких и тюремных, о разбойничьих и солдатскихпеснях. Такой рассказ потребовал бы отдельной книги. Мы скажем лишь, что песняпрошла об руку с народом сквозь всю его историю, и, когда Россия перепоясаласьрельсами и задымила фабричными трубами, в первый ряд выдвинулись песни рабочие и революционные. С ними шли наши отцы и деды набаррикады Красной Пресни, с ними штурмовали Зимний, боролись и побеждали вГражданской войне. Прямая их преемница — советская песня».

2. Как вы считаете, прав ли был поэт Сергей Сергеевич Наровчатов, утверждая,что «русская песня — явление удивительное и необъяснимое»? Аргументируйте свойответ.

3. Какова основная мысль данного фрагмента текста? В каких предложениях онавыражена?

4. Почему, на ваш взгляд, С. С. Наровчатов вспоминает революцию и Гражданскуювойну? Создавались ли в эти грозные годы новые народные песни? Почему?Обоснуйте свой ответ.

5. Какие жанровые разновидности народной песни выделяет С. С. Наровчатов? Можноли их каким-либо образом сгруппировать? Нарисуйте схему или таблицу «Жанровыеразновидности народной песни».

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

 

 

 

 

(Основнаямысль: в песне русский человек выражал свои мысли и чувства, воспоминания ипереживания, хранил память предков и мечтал о будущем, заклинал древних богов исилы природы, воодушевлял себя и других на борьбу: «Верной подругой ичестной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнем пути егоисторического существования».)

 

Учительможет использовать на уроке аудиозапись любой народной песни, но желательно —«Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…» и «Вдоль по улице метелица метет…»,тексты которых даны в учебнике для 8 класса (с. 9—10).

— Узнали ли вы эти песни? Где и когда вы их слушали раньше?

— Как вы думаете, к какой жанровой разновидности их можно отнести? Почему?

— О чем рассказывается в песне «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…»?
(Песня о несчастной любви — поет покинутая девушка-сирота.)

— Как вы считаете, это сиротская песня или песня о любви? Каким общим понятиемможно объединить эти песни?
(Лирическая песня.)

— Отличается ли сюжет песни «Вдоль по улице метелица метет…» от сюжетапредыдущего произведения? Чем именно?
(Лирическая песня о счастливой любви: «мой миленький идет», «красавица моя»,«радость».)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет