ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы исследовательской работы обусловленапоисковым характером деятельности школьников в условиях современности.
Ученыедоказали, что музыка не только способствует духовному развитию человека,оказывает позитивное влияние на интеллект, но и пробуждает творческоеначало. Поэтому музыкальные занятия (уроки музыки, уроки вокала) в условияхобщеобразовательной школы обладают особым потенциалом – потенциалом уроковтворчества, креативности.
Однакосегодня даже уроки музыки утрачивают свою ценность каквозможность наиболее полного раскрытия творческого потенциала личностиучащегося.
Этапроблема обусловила тему нашего исследования: «Развитие креативности учащихсяна уроках музыки».
Объектисследования – развитие креативности учащихся.
Предметисследования – уроки музыки как средство развития креативности учащихся.
Цель– теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность развития креативности учащихся науроках музыки.
Всоответствии с объектом, предметом, целью в нашей исследовательской работе ставятсяследующие задачи:
1. Исследовать проблему развитиякреативности учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки;
2. Выявить особенности уроков музыкив школе.
3. Экспериментально проверитьэффективность развития креативности у учащихся на уроках музыки.
1. Теоретические основыразвития креативности учащихся на уроках музыки
Творческие способности, или творческиепотенциалы, заложены в каждом человеке. Творчество – это деятельность, впроцессе которой создаются качественно новые ценности.
Основной отличительной особенностьютворчества является уникальность его результата, поскольку в процессе творениякаждый человек вкладывает что-то свое, выражает свою личность.
Творчество, таким образом,рассматривается как своеобразный стиль деятельности, а не вид деятельности, кпримеру, труд писателя, художника, труд школьника.
Мы считаем, что творчество школьника есть на всех уроках:математика — решение задачи нестандартным способом; технология, труд — созданиеразличных предметов, элементов интерьера, дизайн одежды и т.д.; литература -написание сочинения, рассказа и т.д.
Особую роль играют уроки музыки, на которых учащиеся могут проявитьсебя в различных сферах: спеть, станцевать, сыграть, придумать мелодию,нарисовать и многое другое.
Творческаяличность – это личность с высоким уровнем культуры,обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию, к созданию нового.
Показателем творческого развития являетсякреативность.
Креативность(от англ. creativity) – этоспособность к творчеству,творческие возможности человека. [1]
На бытовом уровне креативность проявляетсякак смекалка — способность достигать цели, находить нестандартный выходиз ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.В широком понимании – нестандартное и остроумное решение проблемы.
Креативность может проявляться в мышлении, чувствах, общении,отдельных видах деятельности; это способность порождать множество оригинальныхидей в любой деятельности.
Первоначально креативностьрассматривалась как уровень развития интеллекта, сегодня – этокачество, необходимое для целостного становления личности.
Способностьсамостоятельно мыслить есть необходимое условие развития креативности, этовозможно и реализуется оно на уроках, в том числе на музыке.
Подкреативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии(слушательской деятельности), сочинении мелодии, исполнении, импровизации,размышлении о музыке, анализе музыкальных произведений и др.
Развитиемузыкальной креативности на уроках музыки проходит так же с помощью пения, гдекаждый по-своему пытается передать образ, чувства и эмоции.
Творческие задания на уроках музыки активизируюттворческое мышление учащихся, а это, в свою очередь, воспитывает отзывчивость,художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, тренирует память,наблюдательность, интуицию, в целом формирует внутренний мир человека.
Важно, чтобы в творческом процессе (пении, игрена инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании,размышлении и т.д.) можно было выплескивать свое состояние, ощущать свое настроениев музыке, а не выполнять техническое задание учителя.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоццисказал: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» (природосообразноеобразование) [2]
2. Практические основы развитиякреативности учащихся на уроках музыки
Науроках музыки существует несколько видов деятельности, в которых можно проявитьсвою креативность:
1) Слушание и анализ музыкальныхпроизведений;
2) Импровизация на детских музыкальныхинструментах;
3) Визуализация, или отображение черезрисунок музыкальных картин;
4) Пение;
5) Выполнение творческих заданий.
Длятого чтобы выяснить, насколько креативны учащиеся нашей гимназии на урокахмузыки, мы провели небольшое исследование в двух классах: в младшем и старшемзвене, в котором рассматривали их творческое начало в этих видах деятельности.
Стоитотметить, что для подготовки к практической части исследования мне так жепришлось подключить свое творческое воображение, для того чтобы подобратьинтересные и необычные задания.
Науроке в 3 классе я предложила учащимся прослушать и проанализировать тримузыкальных произведения: Л. Бетховен «Гремят барабаны», С. Прокофьев «Ледовоепобоище», Э.Григ «Шествие гномов».
Детидолжны были определить динамику (силу звучания) и цвет, наиболее подходящий кпрослушанному фрагменту по заранее подготовленным цветным карточкам с номерами:№1- очень тихо, №2-тихо, №3-средне, №4-громко, №5-очень громко.
1. 2. 3.
3. 5.
Сложность состояла в том, что все произведениязвучали на одной громкости (учащиеся об этом не знали).
Несколькоучеников написали о том, что произведения звучат одинаково, некоторые указалиразную динамику, объяснив это звучанием разных тембров: барабаны – громко,флейта – тихо и т.д.
Визуализацию,или отображение через рисунок музыкальных картин я проводила с помощьюкартинок, взятых из известных мультфильмов.
Учащиесяподбирали из предложенных вариантов картинки, наиболее подходящие кпрослушанному произведению.
Некоторыеучащиеся стали рисовать свои картинки, поскольку увидели другие образы, непредложенные мной.
Заключительныйэтап состоял из проведения конкурса на создание детских музыкальныхинструментов своими руками. Сложность состояла в том, что учащиеся должны былииспользовать только подручные материалы, т.е. не купленные в магазине.
Креативностьучастников конкурса состояла не только в выборе материалов, но и в самомвоплощении.
Например,барабаны учащиеся сделали разными и по форме, и по размеру, некоторые украсилибусинками, дизайнерскими элементами, декорировали рисунками, маракасы так же былинаполнены разными веществами: макаронами, бисером, гречневой крупой, скрепками,пуговицами, зернами кофе, горохом и т.д.
Струныгитар, например, были сделаны из ниток, рыболовной лески, пряжи.
Длядиагностики уровня творческого мышления у младших школьников мы взяли в основу концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса. [9]
Параметры оценивания |
Уровень творческого мышления |
||||||
Способность к обнаружению и постановке проблемы |
Способность к генерированию большого числа идей |
Способность продуцировать разнообразные идеи по теме |
Способность усовершенствовать объект, добавляя свои детали |
Анализ и синтез |
Низкий уровень: 0-2 балла |
Средний 2-3 балла Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
Высокий 4-5 баллов |
Такимобразом, ученики старались максимально отличиться друг от друга, проявив своюфантазию и креативность.
В8 классе мы совместно с учителем музыки предложили ученикам сделать творческийпроект по предложенным темам (стили в музыке).
Проектсостоит из 3 частей: 1. Письменная (теоретически обосновать); 2. Практическая(показать); 3. Устная (защита проекта).
Сложностьтворческого задания состояла в выборе метода создания проекта, поскольку намине был предложен конкретный вариант его выполнения.
Ученикипо-разному решили данную задачу: некоторые из класса сделали плакаты свырезками из журналов и газет, кто-то подготовил видео-презентацию, частьучеников – презентацию в формате Power Point.Несколько учеников подготовили концертный номер.
Каки любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессомсозидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, т.е. егоисполнения и восприятия. В связи с этим учащиеся защищали свои проекты науроках музыки, вырабатывая одновременно навык публичного выступления.
Сложностьзащиты своего проекта состояла в том, что нужно было задать определенный «тон»уроку, вовлечь своих сверстников в учебный процесс. Для решения этой задачиучащиеся прибегали даже к азам актерского мастерства (это находит отражение впедагогической концепции Л. Выготского) [3]. Недостаточно просто рассказатьосновные моменты по выбранной теме, важно заинтересовать и найти то, чего ещене знали в этой области. Для составления презентаций по своему проекту учащиесятак же проявляли креативность, используя современные технологии.
Длядиагностики уровня творческого мышления у старших школьников мы придумали листоценки проекта:
Критерии Да (1 балл) Нет (0 баллов) Частично (0,5 баллов) |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Средняя |
Продукт работы |
|
|
|
1. Соответствие теме |
|
|
|
2. Визуальное оформление |
|
|
|
3. Самостоятельный поиск информации, работа с различными источниками |
|
|
|
Защита проекта |
|
|
|
4. Лексико-грамматическое оформление речи, фонетическое оформление речи без ошибок |
|
|
|
5. Эмоциональность |
|
|
|
6. Ответы на вопросы аудитории |
|
|
|
Итого баллов |
|
||
6-7 баллов: «отлично», 4-5 баллов: «хорошо», 2-3 балла: «плохо» |
На основе проведенного исследования, можносказать, что развитие творческой активности, креативности учащихся влияет наразвитие вкуса человека, учит видеть красивое вокруг себя, находить необычное вповседневной жизни.
Таким образом, я считаю, что в современном миреважно и нужно быть креативным, для того чтобы тебя заметили и оценили подостоинству.
Список использованных источников:
1. https://infourok.ru/razvitie-kreativnosti-u-detey-na-urokah-muziki-v-nachalnoy-shkole-656282.html
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество вдетском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. –93 с.
4. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальноймузыки в воспитании младших школьников. Уфа,2002 г.
5. Концепциядуховно- нравственного воспитания российских школьников. – М., Просвещение,2009 г.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М., 1975
7. Моляко В.А. Психология творческойдеятельности. К., 1978. – 47 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальныхспособностей. М-л., изд-во АПН, 1947. – 335 с.