муниципальноеучреждение дополнительного образования
«Детско-юношескийцентр Советского района Волгограда
Методическая разработка
познавательной игры
«азбука здоровья»
Автор-составитель
ЗолотыхЕлена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Волгоград,2022
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………………3
Пояснительнаязаписка………………………………………………………………… 3
Основнаячасть…………………………………………………………………………….4
Списокиспользованной литературы……………………………………………………8
Аннотация
В методической разработке познавательной игры «Азбука здоровья»представлен опыт применения здоровьесберегающей технологии в учреждениидополнительного образования детей в объединении социально-педагогическоготворчества «Увлекательный английский».
Данная методическаяразработка может представлять интерес для педагогов дополнительного образования,учителей общеобразовательных школ.
Пояснительнаязаписка
Актуальностьметодическойразработки состоит в том, что здоровый ребёнок характеризуется гармоничным,соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, нравственным исоциальным развитием.
Младшийшкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического ипсихического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов истановление функциональных систем организма, закладываются основные чертыличности, отношение к себе и окружающим.
Важнона этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здоровогообраза жизни. Здоровьесберегающие технологии помогают в обеспечении младшегошкольника возможности сохранения здоровья, формировании у него необходимыхзнаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Цель методической разработки: представить опыт работы педагога по использованию здоровьесберегающейтехнологи в воспитательной работе в деятельности объединениясоциально-педагогического творчества «Увлекательный английский».
Задачи методической разработки:
Для достижения цели игры поставлены следующие задачи:
предметные:
· знакомство с примерами здорового, активного и пассивного образажизни;
· обучение сравнению и анализу через создание ситуации выбора.
личностные:
· воспитание бережного отношения к своему здоровью,
· воспитание у учащихся чувства ответственности за свое здоровье.
метапредметные:
· развитие зрительной и слуховой памяти у учащихся;
· развитие языковой догадки и моторики у учащихся.
Планируемыерезультаты:
предметные: знать основы здорового активного и пассивного образа жизни, уметь сравнивать ианализировать в конкретной ситуации.
личностные: проявлять бережное отношение к своему здоровью и определять социальнуюответственность за своё здоровье.
метапредметные:владеть навыками языковой догадки и навыками организации учебной совместнойдеятельности в составе группе.
Форма: познавательнаяигра.
Возраст участников: учащиеся8-9 лет.
Методическое обеспечение: стихотворение,загадки, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальныепроизведения по теме.
Оборудование для педагога: компьютер,мультимедийный проектор, экран.
Оборудование для учащихся:карточки с заданиями, картинки с изображением продуктов, карточки с девизом,картинки с изображением секретов здорового образа жизни.
Основная часть
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма
социально-гуманитарнойнаправленности «Увлекательный английский», срок реализации 3 года.
В своём содержании дополнительная общнобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательныйанглийский» предлагает воспитательную работу с учащимися по различным темам(«Здоровье в моей семье», «Дружба крепкая», «Полезная еда», «Братья нашименьшие» и др.). В данной работе представлена разработка познавательной игрыдля учащихся по теме «Азбука здоровья».
Тема «Азбука здоровья»выбранав связи с тем, что здоровый образ жизни — один из важнейших факторовсохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, амладший школьный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческаяличность. Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальнымив практике общественного и семейного воспитания детей младшего школьноговозраста.
Методическиесоветы на подготовительный период
План-конспект познавательнойигры
Данный план-конспект разработан ипланируется его использование в качестве наглядного примера для следующих группв воспитательной деятельности.
Этапы познавательнойигры:
- Вступительная часть. Беседа о здоровье, здоровом образе жизни.
- Основная часть занятия. Раскрытие понятия «здоровый образ жизни».
- Игра «Здоровье».
- Инсценировка стихотворения.
- Рифмовки.
- Полезный стол.
- Весёлые шифровки.
- Видео ролик «Азбука здоровья»
- Итоговая часть.
- Рефлексия.
Ход проведенияпознавательной игры:
Вступительнаячасть
Педагог:
Здравствуйте ребята.Сегодня я пришла к вам не одна, а с доктором Неболитом. Он принес секретыздоровья в своём чемодане.
Дело в том, что он покане раскрывает нам своих секретов, и наша с вами задача понять их. А вамхотелось бы раскрыть его секреты?
Учащиеся: Да.
Педагог:
Вот мы с вами иопределили тему нашей встречи.
(На экране появляетсятема «Азбука здоровья»)
Раскрыв секретыздоровья, мы поймем, что такое здоровый образ жизни. Может кто-то из вас знает,что это такое? Какое очень важное ключевое слово в этом выражении?
Учащиеся:
Здоровье!
Основнаячасть
Педагог:
Правильно. Перед вамизамечательное слово «здоровье». На каждую букву этого слова нужно подобратьслова, которые имеют отношения к здоровому образу жизни. Обратите внимание намягкий знак, что вы можете сказать о нем?
Учащиеся: Смягкого знака не начинаются слова.
Педагог: Верно.Для выбора нужных слов 5 человек подходят к одному столу и 5 к другому. Каквыберете слово подходим к доске и крепим ваши слова.
(На доске написанослово «здоровье», дети подбирают слова сначала на первую, затем на последующиебуквы)
З– зарядка, закалка, заяц, зима
Д – диета, доктор, дорога, дверь
О – отдых, обливание, осёл, окно
Р– режим, работа, ручка, рисунок
О – осанка, окулист, отпуск, облако
В– вода, витамины, волк, вешалка
Ь
Е – еда, ежевика, ель, енот
Педагог:
Давайте прочтем, что унас получилось. (Хором читают полученные слова). Теперь немногоразомнемся. (Дети выполняют зарядку)
Педагог:
Хорошо, занимайте своиместа. Некоторые наши ребята подготовили инсценировку стихотворения промальчика Витю, послушайте, посмотрите и скажите свое мнение какой образ жизниведет Витя.
(Дети показывают сценкуна стихотворение Сергея Михалкова «Мимоза»).
Это кто накрыт вкровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трехподушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
Нет.
Кто, набив пирожнымрот,
Говорит: — А гдекомпот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!
Это, верно, инвалид
Говорит?
Нет.
Хорошенько посмотрите —
Это просто мальчикВитя,
Мамин Витя,
Папин Витя.
Педагог:
Скажите, так какой жеобраз жизни ведет Витя?
Что вы ему посоветуете:
Если он лежит в кроватис одеялами на вате. (Зарядку делать)
Кроме плюшек и пирожныхничего не хочет есть. (Кушать овощи)
Он растет, боясьмороза. (Закаляться)
Учащиеся:
Нужно делать зарядку,закаляться, не кушать много тортиков и соблюдать режим.
Педагог:
Из ваших слов я поняла,что надо быть очень бережным по отношению к своему здоровью и развивать самоехорошее, что в нас есть. Следующее задание на внимательность. Я буду читать вамтекст, а вы должны будете подобрать правильно рифму.
(Педагог читает текст,дети подбирают рифму)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе___________
Купил муку, купилтворог
Испек рассыпчатый______________
Пирог, ножи и вилкитут,
Но что-то гости не__________
Я ждал, пока хваталосил,
Потом кусочек______________
Потом подвинул стул исел,
И весь пирог в минуту________
Когда же гости подошли,
То даже крошек ____________
Педагог:
Я надеюсь, что выобязательно дождетесь своих гостей. Следующая задача накрыть стол для гостей,но так чтобы на нем были только полезные продукты.
(Ребята выбирают изпредставленных картинок с продуктами только полезные).
Педагог:
Давайте посмотрим всели полезно для ваших гостей. Скажем хором нашим будущим гостям «Добропожаловать!».
Очень важно дляздоровья развивать нашу зрительную память. На экране вы видите текст, в которомспрятаны названия 5 ягод и фруктов. Найдите эти названия и запишите их налистах бумаги.
(Вечер никак ненаступал. Ребята вели свою игру, шалили. «Будем играть в мяч» — крикнули Моникаи Лена. Видимо они задумали начать игру в мяч и обыграть нас. Но девочкиубежали в другой двор. Игра на том и кончилась.)
Ответы:
1.Черника
2.Груша
3.Лимон
4.Малина
5.Гранат
Педагог:
Сколько фруктов и ягодвы нашли? Назовите их. Молодцы ребята! Вы очень внимательные. Продолжаемразвивать слуховую и зрительную память. Смотрим видеоролик и вы должны назватьтри основы здорового образа жизни. Будьте внимательны!
Педагог:
Какие три основыздорового образа жизни вы заметили?
Учащиеся:
Спорт, гигиена,здоровое питание.
Итоговаячасть
Педагог:
Дети, а мы не забылипро нашего доктора Неболита, пора нам уже раскрыть и его секреты. А вы помните,какие советы мы давали мальчику Вите?
Учащиеся: Делатьзарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим. (Дети называютсоветы, педагог на доске раскрывает их).
Педагог:
Дети, наш гость сегодняочень доволен, вы так много знаете о здоровье. Он надеется, что эти секретыздоровья помогут вам быть здоровыми, спортивными и счастливыми. Доктор Неболитприготовил для вас пожелание, давайте прочитаем его вместе. (Дети читаютпожелание от доктора Неболита)
Яжелаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыл вам все секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Педагог:
Большое спасибо докторуНеболиту за пожелание. Мы тоже ему желаем никогда не болеть и вести здоровыйобраз жизни.
Рефлексия
Дети, вам былоинтересно? Над какими секретами вам еще хотелось бы поработать, чтобы бытьздоровыми?
Учащиеся:
Закаляться, правильнопитаться и т.д.
Педагог:
Пожалуйста, каждый извас возьмите магнит с символом здоровья и прикрепите его на тот секрет, надкоторым вам нужно еще работать.
(Дети крепят магниты ксекретам здоровья)
До новых встреч,ребята! Будьте здоровы!
Список использованнойлитературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения:индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2. С. 21–28.
2. Перемышленникова Е.Л. Использованиездоровьесберегающих технологий на занятиях / Е.Л. Перемышленникова //Дополнительное образование и воспитание.- 2014. — №6. – С. 26-28.
3. Плюснина Е.С. Научно-методическое сопровождениездоровьесберегающей деятельности / Е.С. Плюснина // Методист. – 2014. — № 5. –С.16 – 20. – (мониторинг, экспресс-диагностика).
4. ШаховаО.В. Реализация здоровьесберегающего подхода в учреждении допобразования / О.В.Шахова // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. — №7. – С. 33-38.
5. ШестаковаВ.А. «Сегодня-здоровые дети, завтра-здоровое общество!»: программа физическоговоспитания школьников / В.А. Шестакова // Методист – 2013. — № 10. – С.30-36.
