Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 2»
г.Березники
Разработкаурока геометрии
для9 класса
по теме «Мониторинг карстовых проваловБПКРУ -1»
(урок-исследование)
поучебнику ГЕОМЕТРИЯ 7-9 авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев,Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, М., «Просвещение», 2016
Разработалаучитель математики
первойквалификационнойкатегории
ШевцоваЮлия Валерьевна
2021 -2022 уч. г.
Актуальность:
Карстовыепровалы в г. Березники имеют социальную значимость для проживающих вгороде людей. Необходимо постоянно отслеживать развитие ситуации по изменениюразмеров провалов для обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Цель урока
Практическоеприменение теоретических знаний учащихся; активизация познавательнойдеятельности.
Задачи:
· расширение кругозора учащихся;
· повышение интереса к предмету;
· развитие смекалки,любознательности, логического и творческого мышления;
· формирование качеств мышления,характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивнойжизни в обществе.
Планурока-исследования:
1) актуальностьвыбранной темы;
2) постановкапроблемы исследования;
3) определение темыисследования;
4) созданиепроблемной ситуации;
5) формулированиецели исследования;
6) выдвижениегипотезы;
7) проверкагипотезы (поиск и подбор теоретического материала для выполнения работы, решение тренировочных задач, знакомство с уже имеющимися данными);
9) интерпретацияполученных данных;
10) вывод порезультатам выполненной работы.
Используемые принципы:
· взаимосвязи теории спрактикой;
· научности;
· наглядности;
· сочетания коллективной ииндивидуальной деятельности участников.
Личностные УУД
· Формированиеоснов гражданской идентичности ( «я – гражданин России», « я – житель своего города»).
· Формированиекартины мира как порождение трудовой, предметно-преобразующей деятельностичеловека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью).
· Развитие«Я – концепции» и самооценки личности.
· Знаниеосновных моральных норм (справедливости, взаимопомощи и др.).
· Ориентацияна выполнение моральных норм.
· Оценкасвоих поступков.
Познавательные УУД
Метапредметные:
· Осуществлениепоиска необходимой информации для выполнения учебных задач.
· Использованиеучебной литературы.
· Использованиемоделей и схем для решения задач.
· Ориентировкана разнообразие способов решения задач.
· Структурированиезнания.
· Выдвижениегипотез и их обоснование.
· Анализобъёмов и содержания информации.
· Умениеосуществлять синтез получаемой информации.
· Умениеустанавливать причинно-следственные связи.
· Умениестроить рассуждения и доказательства.
Предметные:
Организовать деятельность учащихся:
· по проверке и систематизациитеоретических знаний по теме «Подобие треугольников»;
· по использованию этих знанийпри решении геометрических задач;
· по применению знаний по темепри решении нестандартных и практических задач.
Регулятивные УУД
· Приниматьи сохранять полученную информацию.
· Планироватьсвои действия в соответствии с поставленной задачей.
· Осуществлятьитоговый и пошаговый контроль.
· Уметьоценивать правильность выполнения действий.
· Пониматьвозможность различных событий и учитывать разные мнения.
· Уметьобъяснять свою позицию и уметь договариваться.
Коммуникативные УУД
· Умениеобъяснять свою позицию партнёрам.
· Умениевносить необходимые коррективы в решение после коллективного обсуждения.
· Уметьзадавать вопросы.
Формыработы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая,фронтальная.
Методыработы на уроке:
Основнойметод – деятельностный.
Поисточнику знаний:
1. Словесный (объяснение,дискуссия)
2. Наглядный (фотографии, таблицы)
3. Практический (работа сучебником, с раздаточным материалом).
Постимулированию мотивации:
1. Эмоциональный (поощрение,создание ситуации успеха)
2. Познавательный (созданиепроблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
3. Социальный (создание ситуациивзаимопомощи в группе, заинтересованность в результатах своей работы).
Методыконтроля и самоконтроля:
1. Устный (фронтальный опрос);
2. Письменный (лист систематизациии обобщения теоретических знаний, оценочный лист, лист самоконтроля).
3. Рефлексия.
Теоретический материал: Учебник« Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк,И.И.Юдина. М., «Просвещение», 2016 г.
Структураурока:
1. Организация начала занятия;вступительное слово учителя.
2. Постановка задачи, выдвижениегипотез по методам решения проблемы.
3. Повторение теории, позволяющуюрешить данную проблему.
4. Коллективное выполнениеучащимися заданий поискового, обобщающего и систематизирующего характера, наоснове обобщения фактов.
5. Анализ и доказательствовыдвинутых гипотез. Решение задачи.
6. Проверка выполнения работ. Подведениеитогов работы.
7. Оценка результатов урока,рефлексия.
Необходимые принадлежности:
чертежныетреугольника, линейки, транспортиры, карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объединениеучащихся в группы. Команды занимают места за столами (см. Приложение 1).
Вступительноеслово учителя. Актуальность темы.
II. Историческая справка.
Слайды (см. дополнительный материал). Три Березниковскихпровала.
III.Создание проблемной ситуации. Где? Постановка задачи. Что?
Проблема. Отслеживание изменений размеров карстовыхпровалов.
Постановка вопроса. Слайды. Как? (см.Приложение 2).Найти способ вычисления расстояния с недоступными точками.
IV.Исследование проблемы.
Раздатькарточки (Приложение 4.)
Ход исследования.
1 этап.
1. Обозначить проблему. (Как измерить размеры воронки наповерхности?), (Какие препятствия?).
2. Работа в группах. Выдвижение гипотез. (см. Приложение6). Обсуждение плана решения задачи нахождениярасстояния между недоступными точками внутри группы.
3. Выбрать гипотезы, которые можно доказать. Поможетучащимся теоретический материал (см. Приложение 3).
Конечная цель: Выдвижение гипотез по способам нахождения расстояния донедоступной точки. Выдвижение гипотез по способам нахождения расстояния междунедоступными точками.
2 этап.
1. Сформулировать гипотезу.
2. Работа в группах. Выбрать дальнейший путь исследований.
3. Представить результатыисследования. План решения задачи. Соотнесение карты и чертежа. Поможет учащимся Приложение 5.
Конечная цель: Применение подобия треугольников для решения даннойзадачи.
3 этап.
1. Каждая группаработает самостоятельно по решению и оформлению решения задачи.
2. Результаты работыучащиеся записывают на листах.
3.Доказательство и аргументация удобства иправильности решения предложенной задачи предложенное каждой группой.
Конечная цель: Решение задачи.
V. Рефлексия. Картинки пейзажей радостного игрустного. (см. Приложение 7.). Понравился урок или не очень? В конце урокаразместить на доске.
VI. Дополнительно. Презентация.
Методы исследовательской деятельности. Приборыи инструменты для измерения углов и расстояний.
СЛАЙДЫ
Первый провал.
В январе 1986 года в одной из камер горных выработок третьего рудника былиобнаружены струйки рассола. К сожалению, локализовать нарастающий подземныйпоток не удалось. К середине марта того же года началось затопление горныхвыработок.
В ночь с 26 на 27 июля севернее солеотвала комбината, в лесном массиве,образовался первый провал, который сопровождался взрывом газов и мощнымисветовыми вспышками. А в августе провал заполнился водой. Размеры провала покромке леса примерно 210 на 110 метров.
Второй провал.
А 28июля 2007 года на территории рудника в районе фабрики технической солипроизошёл провал земли. В результате обрушения грунта размеры воронкисоставляет 446 на 328 метров. Землятрясений, как в случае с первым провалом,зарегистрировано не было.
Третий провал.
28ноября 2010 года началось резкое развитие провала. 29 ноября размер проваладостиг 100 на 40 метров. Провал на территории станции стал третьим по счету ивеличине из Березниковских провалов.
Приложение1. На столах таблички с названиями команд и присутствует соответствующаяатрибутика: каска, косынка «Уралкалий», униформа «Уралкалий», светоотражающийжилет).
Названия команд: «Каска»,«Косынка», «Униформа», «Жилет».
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Приложение 2.
г. Березники, Пермский край. Провал №1. Размеры воронки. Данные за 2020 год. |
||||||||||||
месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Широтное направление (м) |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
446 |
Меридианное направление (м) |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
339 |
г. Березники, Пермский край. Провал №2. Размеры воронки. Данные за 2020 год. |
||||||||||||
месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Широтное направление (м) |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
Меридианное направление (м) |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
По провалу №3 данных нет. |
Приложение 3.
Учебник « Геометрия 7-9»:
· П.2. Провешивание прямой на местности.
· П.8. Измерительные инструменты.
· П.10. Измерение углов на местности.
· П.13. Построение прямых углов на местности.
· Задача № 169.
· П.36. Уголковый отражатель.
· П.64. Практические приложения подобиятреугольников, измерительные работы на местности, определение расстояния донедоступной точки.
· Задача № 583.
Приложение4. (Раздаточный материал).
Приложение 5.
ПЛАН РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
Первый способ.
1. Найтиподобные треугольники.
2. Обозначитьнеизвестную величину буквой «х».
3. Составитьпропорцию из отношений сходственных сторон.
4. Решитьпропорцию.
5. Записатьответ.
Второй способ.
1. Найтиподобные треугольники.
2. Найтикоэффициент подобия, как отношение известных сходственных сторон.
3. Найти с помощьюкоэффициента подобия неизвестную величину.
4. Записатьответ.
Приложение 7. Картинки для рефлексии.
Приложение6.
Чертежи для решения задачи.