МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МАНОУ “Дворец детского творчестваимени Ф.И.Авдеевой”
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ааҕыы абылаҥа»
(1-4классы)
Автор: Санникова М.А.
Педагог-библиотекарь
2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ааҕыы абылаҥа»разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и реализует общекультурное и общеинтеллектуальное направления во внеурочной деятельности в 1-2классах.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-2-х классов«Ааҕыы абылаҥа» рассчитана на школьниковопределенной возрастной группы – младших классов – обучающихся 1-2 классов иможет быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихсяиз разных классов одной возрастной категории.
Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный иинтегрированный характер. При реализации содержания данной программырасширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсовлитературного чтения, истории, литературы, мировой и художественной культуры идр.
Актуальность программы. Сегодня в страневедется серьезная работа по привлечению внимания к проблемамчтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлениюличности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтениядополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятиии понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгудругими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом,происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способностьк самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочнойдеятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущимибиблиотеке формами.
Цель курса внеурочной деятельности «Ааҕыы абылаҥа»: формированиеи удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитиипосредством книги; социализация и развитие творческих способностей школьниковво внеучебное время.
Задачикурса внеурочной деятельности «Ааҕыы абылаҥа»:
- Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
- представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России, культуры родного края;
- формирование умений работы с книгой;
- формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
- развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
- развитие творческой и познавательной активности,
- развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
- формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
- воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
- знать основные правила пользования библиотекой и книгой;
- понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
- ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами обучения являются:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативныерезультаты:
- Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
- Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Предметные результаты обучения:
· Представлять: значение книги в жизни человека;
· Понимать: ценность книги;
· Знать:структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле, правилапользования библиотекой, правила работы с алфавитнымкаталогом, историю возникновения информационных ресурсов.
Методы и формы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направленына развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастныхособенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий. Значительноеколичество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельныйтворческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческийпроект (выставку, викторину, литературную игру), школьник тем самым раскрываетсвои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных иличностно значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельногосоциального действия.
Формы организации занятий:беседа, объяснение, практикум и игровые, соревновательные (конкурсы,викторины), экскурсии.
Типы занятий: Сообщенияновых знаний, комбинированные, обобщающего повторения, самостоятельные ипрактические, коррекции и контроля знаний, умений.
Виды занятий: игра-путешествие,кинолекторий, сюжетно-ролевая игра, экспресс-час, деловая игра,круглый стол, видеоурок, конкурс, встречи с интересными людьми, экскурсия.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:индивидуальные, групповые.
Форма контроля – защитапрезентаций, творческая работа, конкурс
Тематический план по программе «Ааҕыы абылаҥа»
для учащихся 1-х классов
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
теория |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Сказка «Таал-таал эмээхсин» |
1 |
3 |
Ролевая игра. “Таал-таал эмээхсин” |
1 |
4 |
Кинолекторий «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» |
2 |
5 |
Урок-экскурсия «Уустук уллэрии» |
1 |
7 |
Литературно-музыкальный час “Моруос кэллэ” |
1 |
8 |
Репетиция песни “Моруос кэллэ” |
1 |
9 |
Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев» |
2 |
10 |
Игра-викторина «Муммут уолаттар» |
1 |
11 |
Библиотечный урок «Птицы – наши друзья» |
1 |
12 |
«Бэрэ уонна саһыл» |
2 |
13 |
«Куобахчаан дьиэтэ» |
2 |
14 |
Час свободного чтения |
1 |
15 |
«Хаьан да сымыйалаабат киьи» |
2 |
16 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку» |
2 |
17 |
Литературное путешествие «В стране веселого детства» |
1 |
18 |
Сказка «Алаа моҕус» |
2 |
19 |
Утренник «Самая милая, самая любимая» |
1 |
20 |
“Иҥсэлэриттэн иэдэйбиттэр” |
2 |
21 |
Эко-праздник «Земля – наш общий дом» |
1 |
22 |
Сказка «Тулаайах уол» |
2 |
23 |
Сказка «Колобок» |
1 |
24 |
Праздник «Давайте за руки возьмемся» |
2 |
25 |
Познавательная беседа «Кино – в волшебный мир окно» |
1 |
26 |
Сказка «Теремок» |
1 |
27 |
Конкурс рисунков «Галерея сказок» |
1 |
28 |
Сказка «Сэттэ ини бии» |
1 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489 |
29 |
Презентация “Моя любимая книга” |
1 |
Итого: |
33 |
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
теория |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Обложка книжки |
1 |
3 |
Сказка “Таал –Таал эмээхсин” |
1 |
4 |
Дьуруьуй этигэн хомуьум. |
1 |
5 |
Монтаж “Хомус” |
1 |
6 |
Литературное чтение – монтаж, видеосъемка. |
1 |
7 |
Федотова -Нылгунэт М.П. “Игра в камешки” Рисунок. |
1 |
8 |
Федотова -Нылгунэт М.П.Сказка “Биэс тарбах бырааттар” Подготовка персонажей. |
1 |
9 |
Федотова -Нылгунэт М.П, сказка “Биэс тарбах бырааттар” Ролевая игра. |
1 |
10 |
Съемка сказки “Биэс тарбах бырааттар” |
1 |
11 |
Просмотр продукта “Биэс тарбах бырааттар” |
1 |
12 |
В гостях “Чуораанчык солуна” |
1 |
13 |
Урок-путешествие «Чуораанчык дойдута» |
1 |
14 |
Сказка “Cнегурочка” |
1 |
15 |
Сказка “Три медведя” |
1 |
16 |
«Красивая обложка –одежка журнала!» |
1 |
17 |
“Чуораанчыкка сурук” |
2 |
18 |
Урок-игра «Чуораанчык оонньуулара» |
1 |
19 |
В гостях “Чуораанчык солуна” |
1 |
20 |
Изготовление «Книжки-малышки» |
1 |
21 |
“Якутские народные сказки” |
1 |
22 |
Выездной урок “В мире книг” (центр чтения) |
1 |
23 |
“Чуораанчык солуннара” Сказка “Гуси-лебеди” |
1 |
24 |
“Чуораанчык оонньуулара” Сказка “Царевна лягушка” |
1 |
25 |
Сказка “Курочка Рябочка” |
1 |
26 |
Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев» |
1 |
27 |
Выездной урок “В мире знаний” (в смарт библиотеке203 микрорайон) |
1 |
28 |
Экологическое путешествие «Мы твои друзья, Природа!» |
1 |
29 |
“Я сочиняю сказку” |
1 |
30 |
Презентация сочиненной сказки |
1 |
31 |
Литературно-исторический час «Без объявления войны…» |
2 |
32 |
Презентация “Моя библиотека” |
1 |
Итого: |
34 |
