X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕУПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Пособие содержит дидактические игры икоррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей сограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основеметодик известных специалистов по коррекционной работе М.Монтессори,Е. Стребелевой, А. Катаевой. Предлагаются методы формирования навыковсоциального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности.  

 

 

ДЕРЕВО 

дидактическаяигра на развитие движений  пальцев 

Цель: 

·         Учитьдетей застегивать пуговицы 

·         Развиватьмелкие движения рук. 

·         Формировать положительное эмоциональное отношениек игре. 

·          Развивать целенаправленностьдействий с предметами. 

·          Формироватьцелостный образ предмета, составляя целое из частей. 

Оборудование: 

Вырезанные из ткани и обработанные тканью частидерева, обшитые, образец деревa на твердом картоне,выполненный из этих же частей (части соединяются междусобой с помощью пуговиц различной формы и цвета). 

 

Ходигры: 

Педагог показывает образец с изображением дерева,рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельныечасти, крону, листья и плоды на дереве, ствол,траву, растущую под деревом. Объясняет, что крона слиствой 

располагается  наверху,на дереве растут плоды, ствол под кроной дерева, из 

землирастет трава  и стол дерева. Потом педагог показываем, каксделать такое же дерево, составляя его из отдельныхчастей. Сначала все части правильно располагает на столе,затем переносит на рамку, и показывает, как застегнутьпуговицы, соединяя между собой все части, чтобы онине  распадались. Педагог предлагает детям сделать такоеже, раздавая комплект  частей. Дети постепеннораскладывают части, составляя из них целое дерево, подконтролем  взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом детимогут поиграть с деревом самостоятельно. 

 

ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ 

коррекционная играна развитие мелкой моторики рук 

Цель: 

·        Развитиедифференцированных движений пальцев рук. 

·        Развитиетворческого воображения. 

·        Воспитаниеусидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности. 

·        Подготовкаруки к письму. 

Оборудование:   Плотнаякартонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонкимслоем. 

Ход игры: Педагог показываетдетям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеровможно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагогпоказывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок.Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу,совместное рисование, свободное творчество. 

 

МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК 

коррекционная играна развитие умения вступать вконтакт                             с окружающими (для ребенка с РДА) 

Цель:   

·        Развитиекинестетических ощущений. 

·        Развитиеумения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт. 

·        Учитьпреодолевать брезгливость (к краскам) 

Оборудование:Цветныекраски с кисточкой, игрушечные цыплята. 

Ходигры: Педагогпоказывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобыих угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клеватьзернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышкии накормить цыплят. В ходе игры  педагог подбадривает и хвалитребенка. 

 

ПОДОКОННИК С ЦВЕТАМИ 

дидактическая играна развитие целостного восприятия предмета 

Цель: 

·        Формироватьцелостный образ предмета и активизировать представления о предметах. 

·        Развиватьвнимание и воображение. 

·        Учитьобращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношениес другими частями целого.  

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

Оборудование: На плотномлисте картона сюжетная картинка «Подоконник с цветами». На сюжетнойкартинке под бутонами тюльпанов закреплены кусочки липучек, также как и наобратной стороне бутонов, поэтому бутоны тюльпановимеют свойство вкладок. Накаждом бутоне для их более удобного перемещения имеются небольшиеколечки. 

Ход игры:(проводитсяиндивидуально с каждым ребенком). 

Вначале, ребенок рассматривает целую картинку «Подоконник с цветами»,заполненную вкладками с изображением бутонов тюльпанов, по возможности называетизображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы попросьбе педагога. Затем педагог убирает бутоны, держась за кольцо вкладки,перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки бутонов тюльпанов на своиместа. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании бутонов, то педагогуказывает на контур бутонов и показывает в сравнении контур и изображениебутона тюльпана. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание направильное удерживание за колечко и их правильное помещение в цветочныйгоршочек с помощью липучек. 

 

ТЕТРИС  

коррекционноеупражнение на развитие логического мышления 

Цель: 

·        Учитьсоотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии спредметами. 

·        Учитьпользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируяправильные. 

·        Развиватьлогическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специальноотведенные вкладки. 

Оборудование: Рамка –вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной  и квадратнойформы различных размеров и цветов.  

Ход упражнения: Педагог показываетрамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» — геометрическиефигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки,не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая методпроб и ошибок, а также обращает внимание детей на правильное расположениефигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка. 

 

БАБОЧКА  

дидактическая играна развитие движений пальцев 

Цель:  

·        Учитьдетей застегивать пуговицы. 

·        Развиватьмелкие движения рук. 

·        Формироватьположительное эмоциональное отношение к игре. 

·        Развиватьцеленаправленность действий с предметами. 

·        Формироватьцелостный образ предмета, составляя целое из частей. 

·        Учитьразличать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. 

Оборудование: Вырезанные изкартона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целаяфигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощьюпуговиц различной формы). 

Ход игры: Педагог показываетфигурку бабочки, рассматривает ее с детьми, обращая внимание на отдельныечасти: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что головарасполагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагогпоказывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей.Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает всепуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагогпредлагает детям сделать точно такую же бабочку, раздавая комплект частей. Детипостепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого,затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками. 

 

НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК 

дидактическая играна развитие слухового восприятия 

Цель: 

·        Расширятьи уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизниживотных. 

·        Учитьподбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методомподбора. 

·        Учитьопознавать животных по рассказу педагога. 

Оборудование: Большиекарточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади,курицы и т.п.; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных. 

Ход игры: Детям раздаютбольшие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагогпоказывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто наних нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькиекарточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг кдругу или нахождение соответствующих животных по описанию. 

 

ЗАМОК «МОЛНИЯ» 

упражнение наразвитие навыков самообслуживания 

Цель: 

·        Учитьдетей застегивать замки – молнии. 

·        Развитиеручной умелости. 

·        Воспитаниенавыков самообслуживания. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Развиватьцеленаправленность действий. 

·        Учитьразличать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимыйпризнак. 

Оборудование: Плотныйлист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направленияхи различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие), качества(железные или пластмассовые) 

Ход упражнения: В ходеупражнения педагог объясняет детям назначение замка – молнии и показывает, каким пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания ирасстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когдапедагог просит застегнуть замок синего цвета и т.п. При проведении упражнениякаждое действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваюдлинный пластмассовый замок синего цвета» и т.п. 

 

КОРЗИНА С КОТЯТАМИ 

дидактическая играна развитие целостного восприятия предмета 

Цель: 

·        Формироватьцелостный образ предмета и активировать представления о предметах. 

·        Развиватьвнимание и воображение. 

·        Учитьобращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношениес другими частями целого. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий 

Оборудование: На плотномлисте картона сюжетная картинка «Котята в корзинке». На сюжетной картинкепод котятами закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне котят,поэтому изображение котят в корзине имеют свойство вкладок. На каждом котенкедля их более удобного перемещения имеются небольшие колечки. 

Ход игры: (проводитсяиндивидуально с каждым ребенком)В начале, ребенок рассматривает целуюкартинку «Котята в корзине», заполненную вкладками с изображением котят, повозможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает теили иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцовкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки котят на свои места.Если ребенок допускает ошибки при выкладывании котят, то педагог указывает наконтур котят и показывает в сравнении контур и изображение котят. Педагог напротяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание котят заколечко и их правильное помещение в корзину с помощью липучек. 

 

ДОМАШНИЙ УГОЛОК 

дидактическая играна отработку жизненно практических навыков 

Цель: 

·        Научитьребенка пользоваться предметами домашнего обихода: выключателем, розеткойи электровилкой, шпингалетами, крючками. 

·        Различатьна слух понятия «включить – выключить», «открыть – закрыть», «защелкнуть» ит.д. 

Оборудование: Вертикальныйпланшет со встроенными натуральными предметами домашнего обихода: выключатель,розетка и электровилка, шпингалеты, крючки, навесной замок. 

Ход игры: Педагог показываети рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учитпользоваться ими, отрабатывает навыки, дает четкие инструкции: «Выключи свет»;«Отключи утюг»; «Закрой форточку» и т.п. 

 

ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ 

коррекционноеупражнение для подготовки руки к письму 

Цель: 

·        Учитьвоспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученныйобраз в изодеятельности. 

·        Учитьдорисовывать, создавая образ. 

·        Развитиемелкой моторики руки. 

·        Формироватьцеленаправленность деятельности и усидчивость в работе. 

Оборудование: Наборыкарточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальныелинии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т.п.  

Ход упражнения: Педагогпредлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш» и с его помощью дорисоватьпредметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметови т.п. 

АКВАРИУМ 

дидактическая играна развитие целостного восприятия предмета 

Цель: 

·        Формироватьцелостный образ предмета и активизировать представления о предметах. 

·        Развиватьвнимание и воображение. 

·        Учитьобращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствиес другими частями целого. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий.  

Оборудование: 

На плотном листекартона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбкамизакреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтомурыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобногоперемещения имеются небольшие колечки.  

Ход игры: (проводитсяиндивидуально с каждым ребенком)Вначале ребенок рассматривает целую картинку«Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называетизображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбепедагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки,перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Еслиребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контуррыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог напротяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок заколечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек. 

 

БАНТЫ 

дидактическая играна отработку практических навыков и  

развитие ручноймоторики 

Цель: 

·        Развитиемелкой моторики рук и пальцев. 

·        Научитьдетей завязывать бантики или ленточки. 

·        Учитьразличать цвета и ориентироваться на цвет как на значимый признак. 

·        Формироватьпонятия «длинный – короткий» 

Оборудование: Вертикальныйлист оргалита, закрепленный на стене для более удобного использования;бантики или ленточки различных цветов и размеров, закрепленные налисте оргалита. 

Ход игры: Педагог предлагаетдетям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает,  как этоделать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок ненаучится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку вдвух руках и затем только делать основной узел. 

 

ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВАЛЯШКУ  

дидактическая играна развитие ручной моторики 

Цель:  

·        Учитьпродевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу. 

·        Развиватьмелкие движения, целенаправленность действий. 

·        Соблюдатьнаправление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывностьлинии). 

·        Формироватьзрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к игровому заданию. 

Оборудование: Картонныйлист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаныотверстия и закреплен шнурок синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшкипроделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета. 

Ход игры: Педагог показываетфигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми, обращает внимание наотдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочьодеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнуркапродевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняютданное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словеснойинструкции.  

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

 

НАРЯДНАЯ КУКОЛКА  

дидактическая играна  отработку практических действий 

Цель: 

·        Отрабатыватьпрактические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками,кнопками. 

·        Учитьсоотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения. 

·        Учитьоценивать свои действия, радоваться положительному результату. 

·        Развиватьмелкую моторику. 

Оборудование: Кукла,сделанная из пластмассовой бутылки; «гардероб» куклы – юбка из ленточек,прикрепляемых к поясу липучками и кнопками, заколки различных цветов и форм,завязки – резинки для косичек, бантики.  

Ход игры: Педагог ставиткуклу и говорит, что кукла хочет устроить праздник и просит ее нарядить –завязать ей красивые банты, «сшить» красивую юбку, приколоть заколки. Педагогпоказывает, что юбку можно «сшить» прикрепив на ее поясе разноцветные ленточкис помощью липучек, завязать бантики или завязки– резинки,  приколоть заколки – зажимы. Ситуация обыгрывается.Когда кукла хочет только бантики, или только заколки и т.д. 

 

ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКУ 

дидактическаяигра на развитие ручной моторики 

Цель:  

·        Учитьбрать мелкие предметы щепотью. 

·        Развиватькоординационные действия обеих рук. 

·        Развиватьхватание и ручную моторику. 

·        Формироватьцеленаправленность деятельности. 

Оборудование: Мелкиепредметы (бирюльки, сделанные из дерева – бутылочка, яичко, пирамидка,графинчик, шарик, грибок, бублик, кувшинчик. Ваза, жбан, чурючок,миска, волчок, молоточек, конус, цилиндр, куб, круг, маленький кувшинчик,квадрат, прямоугольник, пластинка, полусфера, полукруг); подносики,прозрачный сосуд. 

Ход игры: Дети сидят застолами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от него на небольшомподносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы ибросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держитсосуд. Потом просит их делать также. При необходимости педагогиндивидуально показывает, как сложить пальцы и как брать предметы. После тогокак дети соберут все предметы правой рукой, их высыпают на поднос, которыйпереставляют к левой руке, теперь ребенок должен бросать предметы левойрукой, а держать сосуд правой.  

 

ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ 

дидактическая играна практическое выделение формы и развитие воображения 

Цель:  

·        Познакомитьдетей с основными геометрическими фигурами. 

·        Учитьразличению основных цветов. 

·        Учитьсоставлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные спомощью проб и примеривания. 

·        Учитьвидеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. 

·        Развиватьфантазию и воображение. 

Оборудование: Рамка –вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различныефигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка сдержателями для удобного составления фигур.  

Ход игры: Педагог передребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры,обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этихгеометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складыванияфигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначалапедагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагаетугадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробами примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но призатруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений. 

 

ПОЛЯНКА  

дидактическая играна развитие целостного восприятия предмета 

Цель: 

·        Формироватьцелостный образ предмета и активизировать представления о предметах. 

·        Развиватьвнимание и воображение. 

·        Учитьобращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношениес другими частями целого. 

·        Учитьразличению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующейпроверкой. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

Оборудование: На плотномлисте располагаются две рабочие зоны: на большей – фон для составления сюжета иприкрепленные к нему небольшие кусочки липучек различного цвета, носоответствующие цветам липучек на обратной стороне фигурок (солнышко, облака,бабочки), находящиеся во второй небольшой зоне, также прикрепленные налипучках. Количество липучек на обеих рабочих зонах – равное. Каждаяфигурка имеет небольшое колечко для того, чтобы было удобнее перемещать фигуркуна липучке. 

Ход игры: Вначале ребенокрассматривает целую картинку, заполненную прикрепленными фигурками, повозможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те илииные предметы по просьбе педагога. Затем взрослый убирает несколько фигурок ипросит ребенка поместить их на соответствующие места. Если ребенок допускаетошибки при перемещении, то педагог указывает на обратную сторону фигурок ипоказывает соответствующий цвет липучек, на котором должна быть размещенафигурка. 

 

СОБЕРИ ДОМИК 

коррекционное упражнениена практическое выделение формы 

Цель: 

·        Учитьсоотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии спредметами. 

·        Учитьпользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируяправильные. 

·        Учитьвидеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. 

Оборудование: Двепластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме домиков; пластмассовыефигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям. 

Ход игры: Педагог кладетперед ребенком первый домик (в прорези вставлены нужные формы) испрашивает, что на нем нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потомвынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целыйдомик, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Возможнообыгрывание различных вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика,закрывание окошек и т.д. 

 

НАЙДИ ШАРИКУ ДОМИК 

практическая играна развитие ручной моторики 

Цель: 

·        Развиватьдвижения рук и целенаправленность действий. 

·        Формироватьзрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. 

·        Учитьразличать цвета, ориентироваться в игре как на значимый признак. 

·        Учитьразличению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

Оборудование: На плотномфанерном листе размещены и крепко закреплены: в левом верхнем углу листабольшой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, носоответствующего цветам 23 неглубоких баночек (красного, синего, желтого,зеленого), расположенных хаотично на фанерном листе; пинцет или щипцы длясахара. 

Ход игры:(проводитсяиндивидуально с каждым ребенком)Педагог выставляет перед собой и ребенком игруи рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятсямаленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этогоим надо помочь найти свой домик. Педагог берет щипцы или пинцет, показывает,как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокиебаночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает.Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его вкрасный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т.п. 

 

СОЛНЫШКО 

дидактическая играна развитие движений пальцев и кистей рук 

Цель:  

·        Развиватьмелкие движения рук и целенаправленность действий. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

·        Формироватьзрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. 

·        Учитьразличать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

Оборудование: Вырезанныйиз фанерного листа или оргалита круг на устойчивой подставке,раскрашенный как «Солнышко», по всему кругу распределяются прищепки различногоцвета, формы и размера. 

Ход игры: Педагог показываетдетям круг с изображением солнышка и объясняет, что солнышко это сказочныйгерой и состоит он из самого круга и лучиков, которые в игре заменяют прищепки.Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять лучики к солнышку,чтобы оно лучше светило. Возможны следующие варианты игры:- самостоятельноевыполнение ребенком, после предварительного   объяснения и показапедагогом;- выполнение по словесной инструкции педагогас выделением цвета,   формы и размера прищепок;- свободное творчестводетей. 

 

ЁЖИК 

дидактическая играна развитие движений пальцев и кистей рук 

Цель:  

·        Развиватьмелкие движения рук и целенаправленность действий. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

·        Формироватьзрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. 

·        Учитьразличать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. 

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

Оборудование: Вырезанныйиз фанерного листа или оргалита ёжик на устойчивой подставке, по всейспине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера. 

Ход игры: Педагог показываетдетям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек исостоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагогпоказывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы онсмог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры:- самостоятельноевыполнение ребенком, после предварительного   объяснения и показапедагогом;- выполнение по словесной инструкции педагогас выделением цвета,   формы и размера прищепок;- свободное творчестводетей. 

 

ПОЙМАЙ РЫБКУ  

дидактическая играна развитие движений кистей рук 

Цель:  

·        Развиватьу детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 

·        Развиватьположительное отношение к игре. 

·        Развиватьвнимание и ориентировку в пространстве. 

·        Учитьразличению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующейпроверкой. 

·        Учитьразличать понятия «большой – маленький» путем подбора и сравненияпредметов. 

Оборудование:                  1вариант:аквариум, заполненный водой и пустой аквариум: пластмассовые рыбки различныхцветов, видов, размеров; сачки.  2 вариант: аквариум,заполненный водой и пустой аквариум;  пластмассовые рыбки различныхцветов, видов, размеров с прикрепленными магнитами и кольцом для крючка;удочки с крючками или магнитами на конце лески.  

Ход игры: Педагог показываетдетям аквариум и рыбок и говорит, что их можно одной рукой переложить сачкомили удочкой в другой аквариум. Показывает, как это сделать. Потомпредлагает детям стать ловкими и выполнить те же действия. Ребенок берет сачокили удочку ведущей рукой (правой или левой). Пойманных сачком или удочкой рыбокребенок переносит в аквариум. Педагог обыгрывает игру, предлагает детям сначалапоймать только маленьких рыбок, затем красного цвета и т.д. 

 

ДОЖДЬ ИДЕТ 

дидактическая играна развитие ручной моторики 

Цель:  

·        Учитьпродевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу. 

·        Развиватьмелкие движения, целенаправленность действий. 

·        Соблюдатьнаправление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии). 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к игровому заданию. 

Оборудование: Картонныйлист с изображением травки и грибка, на листах сверху закреплены две тесьмы, откаждой из них вниз по диагонали листа сделано по шесть отверстий, в которыепродевается тесьма – «дождик»; все линии должны быть параллельны, фигуркизайчат (или других животных) из картона. 

Ход игры: Педагог берет свойлист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные).«Ой, пошел дождик», — говорит он, переворачивает лист и показывает детям,как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то,что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается всвои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детямлисты картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагогпереворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат(или других животных)». Раздает фигурки зайчиков (или других животных). Детипрячут их под грибками. 

 

ПИРАМИДКА 

коррекционноеупражнение на развитие соотносящихся действий 

Цель:  

·        Учитьсоотносить отверстия колец со стержнем. 

·        Развиватьзрительно – двигательную координацию при действии двумя руками. 

·        Формироватьнаправленность действий и устойчивость внимания. 

·        Активизироватьпредставления о цвете, закреплять названия цветов. 

Оборудование: Пирамидкиразной величины и формы. 

Ход игры: 1вариант: Детям раздаются пирамидки сколпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детямсделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, какнадеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживаютоснование пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любомпорядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия иуказательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенокпридерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца. 

2 вариант: Детям даютдве пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеихпирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия снужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотносяразмер отверстия с толщиной стержня. 

3 вариант: Изменяетсяматериал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разнойвеличины. 

 

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР 

дидактическая играна восприятие цвета 

Цель: 

·        Формироватьположительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как назначимый признак. 

·        Учитьразличать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность приналожении. 

·        Учитьобозначать результат словами «такой», «не такой», учить действовать поподражанию. 

·        Учитьподбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. 

Оборудование: На плотныхлистах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета;цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента. 

Ход игры: Педагограсставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек,обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собратьорнамент, чтобы он получился красивым рисунком. При этом педагог проговаривает:«Беру красную крышечку, кладу на красный кружочек». Ребенок самостоятельноможет пробовать собрать орнамент, накладывая крышечку на кружочек, проговаривает:«Взял такой», или после примеривания «Взял не такой». В ходе игрыпедагог обязательно должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета. 

 

ПОСТРОИМ ДОМИК 

дидактическая играна развитие ручной моторики 

Цель: 

·        Учитьпродевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу. 

·        Развиватьмелкие движения, целенаправленность действий. 

·        Соблюдатьнаправление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывностьлинии). 

·        Формироватьзрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к игровому заданию. 

Оборудование: Картонныйлист с изображением и в форме домика, на крыше домика сверху закреплены двашнурка  каждого цвета, от каждого из них вниз вдоль крыши по диагоналисделано четырнадцать отверстий, в которые продевается шнурок; вокруг окна вдольставен по диагонали сделаны отверстия и в них продевается шнуроккоричневого цвета. 

Ход игры: Педагограссматривает с детьми домик, отдельно крышу, окно, заборчик. Могутобыгрываться различные ситуации: залатаем крышу, закроем ставни, построимзаборчик. Варианты игры с использованием шнуровки: по образцу, поподражанию, по словесной инструкции, самостоятельно. 

 

ПОКОРМИМ ЧЕЛОВЕЧКОВ 

дидактическая играна развитие движений пальцев 

Цель: 

·        Развиватьмелкие движения рук и целенаправленность действий. 

·        Создаватьэмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своихдействий. 

·        Учитьхватанию щепотью, познакомить с указательным видом хватания. 

·        Учитьразличать предметы по форме, цвету, назначению. 

Оборудование: В коробке находитсябольшое количество сухих горошин и фасоли, две плоские баночки с плотнозакрытыми крышками, на которых нарисованы лица веселых человечков, у которыхвместо рта прорези. 

Ход игры: Педагог обыгрываетприход веселых человечков в гости к детям и предлагает детям покормить гостей.Затем педагог говорит, что мальчик любит фасоль, а девочка горох, и показывает,как правильно нужно покормить гостей. В ходе выполнения игровых действийпедагог фиксирует в речи способ действия: «Покормим мальчика фасолью»,«Покормим девочку горохом». 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет