X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Современныетехнологии обучения детей с ОВЗ

каксредство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

учитель:Овчинникова Ирина Александровна

В настоящее время образование детей сограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблемсовременного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностямиздоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численностиданной группы в обществе с одной стороны, а с другой — появляющимися новымивозможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществедети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, всоздании реальных условий для получения качественного образования, начиная сошколы, и далее в получении профессионального образования с последующимтрудоустройством и адаптацией в обществе. Перемены в системе школьногообразования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающегообучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение новых педагогических иинформационных технологий играет большую роль в повышении качестваобразования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе с детьми, имеющими ограниченныевозможности здоровья применяются особые коррекционно — развивающиепедагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики вобучении  и воспитании. В настоящее время развитие педагогикиоткрывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения ивоспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса.Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствованияучебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качестваобучения.

Овладение современными педагогическимитехнологиями, их применение учителем – обязательная компетенцияпрофессиональной деятельности каждого педагога.

Можно выделить современные технологии,элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:

Технология разноуровневого обучения.

Относительно новая технологияразноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждогоребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активнойпознавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность.Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что ииндивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогикедавно.

А в настоящее время технологияразноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы.Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебногопроцесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебногоматериала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальныхособенностей личности каждого учащегося.

Цель данной технологии состоит в том,чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имеливозможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике даетвозможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанноподходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Желательно применять уровневуюдифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять ипри изучении новой темы. Это обучение способствует переводу обучения надифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается уровень удовлетворения илиудовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Коррекционно — развивающие технологии

При обучении детей с ОВЗ одним из самыхважных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являютсяущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются вособенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностейи создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то,что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, авключаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает иучитывает.

Задача педагогов состоит в том, чтобысоздать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждогообучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чегостанет возможной его интеграция в современное общество. Системакоррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитиеличности учащихся, способствует их умственному развитию.

Технология проблемного обучения

 Она направлена на развитиевсесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательнойбазы. На уроках во время беседы учитель ставит перед детьми проблемную задачу,а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведутк решению задачи.

Обучающиеся пытаются решить поставленнуюперед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, учитель всегдастарается оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказываяотдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Иногда уроки могут быть целиком посвященырешению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на уроках сочетаетсятрадиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельныхпроблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельностишкольников включают знания, получаемые ими и в готовом виде — из изложенияучителя, текста учебника и т.д. На современном уроке ключевым этапом являетсяэтап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, котораяинтересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагогаособенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильнопоставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

Практика показывает, что уроки сиспользованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс,способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На такихзанятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества исвободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит отличных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодолениясобственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игровую деятельность можно применять вследующих случаях:

В качестве части урока (при работе стерминами).

Словарная разминка, (фронтальный опрос сэлементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с однойстороны слова, на другой — значения. Соединить стрелками слова и значение.Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион. Побеждают те, ктобольше знает слов и назовет слово последним. У учителя нарезаны квадраты разныхцветов, которые он вручает за ответы на уроке.

Игровую технологию можно использовать вкачестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление,повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра науроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средствомвсестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческихспособностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллективаучащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

Информационно-коммуникационные технологии

Внедрение ИКТ в школах прежде всего даётвозможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоениюновых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у нихпомимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеетсядефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти,внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающеммире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счётновизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированныхизображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знанияприобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучшеусваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки сиспользованием данной технологии, учитель использует принцип: «Тебе скажут — тызабудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь». Этоутверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использованияинформационных технологий в учебном процессе для детей с особымиобразовательными потребностями.

Самый распространенный вид -мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческийпроцесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрениявосприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даётвозможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения.Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессевосприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубжепогрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможностьподать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностямиинтеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным)запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажетсяинтересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя приэтом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты,мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенкомматериала.

В современной практике постоянно растётроль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для болееглубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках можно использоватьразличного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяютосуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивныекроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильноназванных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, впротивном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными дляучителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённойтеме.

Технология нравственного воспитания

Применение этой технологии способствуетвоспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностныхкачеств; укрепляет развитие и становление у детей гуманной позиции по отношениюк окружающим его людям; развивает самовоспитание.

Здоровьесберегающие технологии

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

Здоровьесберегающие технологии позволяютрешить приоритетные задачи современного школьного образования — задачи сохранения,поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности ипозитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения сосверстниками и взрослыми в школе и семь. Использование здоровьесберегающихтехнологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особыхматериальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но иповысить эффективность учебного процесса.

Состояние здоровья школьников – важнейшийпоказатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящуюситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным,полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можнопризнать не более 10% нынешних школьников. Среди наиболее частых патологий ушкольников особое место занимают заболевания нервной системы и психическойсферы. Именно поэтому в современной школе на первый план выходитздоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой — приоритетздоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условииобразовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологийпозволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических ипсихических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей;обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредитьпереутомление.

Сущность здоровьесберегающего занятиясостоит в том, что оно обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличениеих жизненных сил, а также позволяет использовать полученные умениясамостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При обучении детей с ОВЗ требуетсясистематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процессобучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;учитывать индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать достаточно высокийуровень мотивации; своевременно предупредить  переутомление.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающимтребованиям, необходимо выполнение ряда организационно-педагогическихмероприятий:

— плотность урока не должна превышать 80%;

—  чередование видов учебнойдеятельности, продолжительность вида  

   деятельности не более 10минут;

— проведение физминуток;

— режим смены динамических поз;

— использование зрительной, пальчиковой,дыхательной гимнастики,    

  элементов самомассажа;

— личностно-ориентированный подход вобучении;

-соответствие используемыхметодических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников,использование игровых технологий.

Необходимо найти  оптимальноекомплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижатьутомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это всвою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Метод проектов

Целью метода является стимулированиеинтереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторойсуммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этихпроблем, умение практически применять полученные знания, развитие критическогомышления.

Это комплексный метод обучения,позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающийвозможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации иконтроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должныбыть осязаемыми, т.е., если это теоретическая проблема, токонкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый квнедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческихинтересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умениеориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов всегда ориентирован насамостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую,которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот методорганично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным иисследовательским методом обучения.

Методика «Буквограмма»

Методика «Буквограмма» С. Ю. Шишковойпомогает детям стать более внимательными, коммуникабельными и грамотными. Какправило, многие дети неусидчивы, невнимательны, часто отвлекаются. Благодаря«Буквограмме» учащийся развивается и учится проводить самодиагностику. Этуметодику можно встретить в учебниках или в электронном виде. Пособия помогаютрешить важные проблемы как детей, так и взрослых. Благодаря методике повышаетсяграмотность письма, усовершенствуется техника чтения, развивается пространственноемышление. В пособии есть много графических диктантов. Благодаря им ребёнокучится пространственному представлению на листе. После графических диктантовдети смогут отступать правильное количество клеточек в нужном направлении.Методика «графический диктант» представляет собой рисование по клеточкампо определенной команде, данной ведущим, и используется как в подготовке детейк обучению в образовательном учреждении, так и непосредственно в начальнойшколе. Данный вид деятельности способствует развитию не только мелкой моторики,но и произвольного внимания, наблюдательности, мышления и других познавательныхпроцессов. Графические диктанты являются своеобразной увлекательной игрой,которая, к тому же, принесет детям много пользы. Малыши учатся ориентироватьсяв пространстве, в листе с клеточками, закрепляют понятия «право», «лево»,«вперед», «назад». А необычный рисунок, который получится в результатевыполнения задания, будет своеобразным «призом» для дошкольников. Основаметодики – это как традиционные способы обучения, так и современные идеи. Впособие входят упражнения на координацию букв, тела, речи и многое другое. В товремя, когда идёт занятие по этой программе, у человека работает два полушарияголовного мозга. Поэтому задания быстрее усваиваются и легко запоминаются.

Использование новых технологий отвечаетсовременным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательнымтехнологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умениемсамостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современноминформационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современныхобразовательных и информационных технологий не означает, что они полностьюзаменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составнойчастью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методическихприемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теорииобучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Современные подходы в обучении ивоспитании детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не тольконаилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияют наэмоциональную сферу ребенка.

Применение информационных коммуникационныхтехнологий в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливаетмотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи,динамических моделей и т.д. расширяют возможности представления учебнойинформации.

Применение современных образовательныхтехнологий в учебном процессе позволяет

— сделать занятия более интересными, убедительными, а  поток изучаемой информации легко доступным;

— управлять познавательной деятельностьюшкольников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков,уровень сложностей, интересы и прочее;

— .поддержать интерес к обучению  ивоспитанию учащихся,   способствовать раскрытию индивидуальныхспособностей, обеспечить качество образования, открытость образовательнойсистемы;

Образовательные технологии позволяютповысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формыподачи и усвоения программного материала, заключают в себе большойобразовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями:проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.:ООО «Аспект», 2005.

 2. Жук, Н. Личностно-ориентированныйурок: технология проведения и оценки // Директор школы. 2006. – № 2. – с.53-57.

3. Левитас Д.Г. Практика обучения:современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.

4. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В.Теория и методика воспитания, 2010

5. Соколенко Г.В. Информационныетехнологии в образовании учащихся с ограниченными возможностямиздоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.

6. Черномурова, Н.А. Использованиемультимедийных презентаций на уроках в начальных классах [Электронный ресурс] /Н.А. Черномурова. – Режим доступа http://wwwnachalnayasc.ucoz.ru/ — 26.02.2016.

7. Шутенко, А.В. Методы проведения учебныхзанятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий[Электронный ресурс] / А.В. Шутенко. – Режим доступа http://pedsovet.su/ -09.05.2016.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет