X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение

«Прокошевскаяосновная школа имени Героя Советского Союза Ф.А. Шкирева»

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

Предметная область «Изобразительное искусство»

«Видыи жанры изобразительного искусства»

 

 

 

 

Автор проекта:Шестаков Илья

МАОУ «Прокошевская ОШ» 8 класс

Руководитель:

Никифорова Нина Сергеевна

Учитель ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

д. Прокошево

2021 год

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3-4

2.Основнаячасть……………………………………………………………5

2.1.Видыизобразительного искусства……………………………………5

2.1.1.Живопись…………………………………………………………….5

2.1.2.Графика………………………………………………………………6

2.1.3.Скульптура…………………………………………………………..6

2.2.Жанры изобразительного искусства………………………………… 7

2.2.1.Пейзаж……………………………………………………………….7-8

2.2.2.Портрет………………………………………………………………8-9

2.2.3.Натюрморт…………………………………………………………10-11

2.2.4.Исторический………………………………………………………11-12

2.2.5.Бытовой……………………………………………………………….12

2.2.6.Батальный…………………………………………………………12-13

2.2.7.Анималистический………………………………………………….14

3.Выводы…………………………………………………………………..15

4.Списокиспользованных источников …………………………………..16

5.Приложение………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

   «Виды и жанрыизобразительного искусства» как тема моего индивидуального проекта выбрана неслучайно. Я люблю рассматривать и изучать произведения искусства выдающихсяхудожников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Мне было интересно расширитьсвой кругозор и пополнить знания о видах и жанрах изобразительного искусства,узнать о жизни и деятельности известных художников.

Объект исследования: Изобразительное искусство

Предметы исследования: картины, скульптуры, литература

Цель проекта:

  • пополнить знания об искусстве, его видах и жанрах,
  • формировать образное представление о мире, расширять кругозор,
  • развивать интерес к изобразительному искусству,
  • развивать творческие способности.

Задачи проекта:

  • Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами.
  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность, самостоятельное построение художественного образа как выражения своего отношения к реальности.
  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к творчеству.

Актуальность работы: Изобразительно искусство — это способ познания окружающегомира и себя самого. Мне иннтересно рисовать и совершенствовать своипрактические навыки. Искусство меня вдохновляет, поднимает настроение испособствует созданию новых работ.

Методы исследования: поисковый, метод самостоятельной работы, наблюдение,изучение и анализ литературы и материалов сети Internet, просмотр слайдов ииллюстративного материала по теме работы.

Теоретическая и прикладнаязначимость работы состоит в том, чтоее результаты позволяют более полно ознакомиться с видами и жанрамиизобразительного искусства. Проведенная работа может способствовать проведениюновых исследований и подготовке новых публикаций в области искусства, отдельныеее результаты применимы в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Основная часть

2.1.         Виды изобразительногоискусства

     Изобразительноеискусство (искусство запечатления образов) — раздел пластическихискусств, вид художественного творчества, целью которого являетсявоспроизведение окружающего мира.

   Люди всегда изображают то,что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. Визобразительном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном,высоком, значительном. В изобразительном искусстве становятся видимыми повседневныепереживания людей. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашейжизни предстает перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаем и создаем себя.

Основные виды изобразительногоискусства: живопись, графика, скульптура.

2.1.1.  Живопись

Живопись — видизобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образовпосредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Наиболее распространеныпроизведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях,таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно,обработанные поверхности стен и т. д.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

С точки зрения техникисоздания изображения живопись принципиально отличается от графики. Живопись— это работа с жидкими материалами (красители, замешанные на различныхсвязующих), а графика — использование сухих материалов (графита, угля, сангины,мела).

 

 

2.1.2.  Графика

    Графика– это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатныеизображения. «Графо» — пишу, рисую, черчу. Рисунки выполняются карандашом,тушью, сангиной…
Первые произведения графики – наскальные росписипервобытного искусства. 

  Языкграфического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языкомживописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги,линия, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение. Чтобы написать красками картину, требуются недели, месяцы, поройгоды. Язык графики позволяет гораздо быстрее откликаться на волнующие событиясовременности. Так, уже на другой день после начала Великой Отечественной войнывышел плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».Эти плакаты призывали к защите Отчизны, вдохновляли на борьбу с фашистами. В тогрозное время зарисовками фронтовых событий, портретами солдат-героев,карикатурами на врага были полны страницы газет, журналов, книг.

2.1.3.  Скульптура

Скульптура – это объемное изображение. Термин произошел от латинского«sculpere» — вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуреприсутствует объем. 
Скульптура – один из самых древних видовискусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами,изображали древних богов.
Скульптура может быть огромной по размерам, монументальной по характеру исовсем маленькой, изящной. Материалом для скульптуры служат камень, стекло,дерево, металл и пр. Твердые холодные материалы, послушные вдохновениюскульптора, наполняются смыслом, теплотой, приобретают желаемый облик. 

2.2.         Жанры изобразительногоискусства

Произведения изобразительногоискусства принято делить на жанры. Термин «жанр» произошел от французского –вид, род.

    Понятие жанр визобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этимхотел сказать художник, называется содержанием произведения. Понятие жанра сложилосьв XV-XVI вв. в связи с развитием искусства.

    Понятие жанра -историческая категория. Сложившиеся жанры претерпевают серьезные изменения впроцессе исторического развития искусства.

   Произнося названия жанров -портрет, пейзаж, натюрморт, мы понимаем, каков будет предмет изображения(человек, природа или предметный мир). Изображение животных — этоанималистический жанр. А если картина повествует о событиях истории илиповседневной жизни, ее называют сюжетной, тогда это исторический или бытовойжанр.

2.2.2.  Пейзаж

   Пейзаж – изображениекакой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского илигородского ландшафта.

Термин «пейзаж» (paysage)пришел из французского языка, что в переводе означает «природа».

Как самостоятельный жанрпейзаж возник в Голландии.
Пейзажная живопись разнообразна.

Виды пейзажа: морской,деревенский, архитектурный, городской, по временам года.

Известные художники –пейзажисты: Саврасов Алексей Кондратьевич, Айвазовский Иван Константинович.

У Саврасова АлексеяКондратьевича влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годамАлексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью иакварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов,вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духеАйвазовского).

Айвазовский ИванКонстантинович – художник – маринист. Он родился и жил в Крыму.От природы он был наделен блестящим дарованием.  Художник —  Айвазовский открываетсвою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города,охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средствастроит в Феодосии Музей древностей. Написал множество картин. Больше всеголюбил море, именно его он изображал чаще всего. Ныне картины художникаможно увидеть в Феодосии в картинной галерее им. Айвазовского.

2.2.3.  Портрет

    Портрет (франц. рortrait)– жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группылюдей.

Наряду с неповторимыминдивидуальным своеобразием портретист должен выявить признаки эпохи исоциальной среды. Человеку присуще инстинктивное желание познать самого себячерез изображение. Для этого первобытный человек смотрел в водную гладь на своеизображение, мы же тянемся к зеркалу.

   В эпоху Возрожденияхудожники наделяли портреты интеллектом и душевной гармонией.

  Портрет — один из сложнейшихжанров изобразительного искусства.  Искусство портрета родилось несколькотысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Этобыли огромные каменные изваяния египетских фараонов. Статуи фараонов не былитолько портретами, они были также двойниками тех, кого изображали. Египтяневерили, что после смерти душа покидает тело и отправляется на судилище богов.Статуе придавали внешнее сходство для того, чтобы душа могла отыскать своеговладельца после суда.

Поджанры портрета:

  • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера
  • Автопортрет — изображение самого себя
  • Групповой портрет
  • Парадный портрет — это официальный портрет, направленный на возвеличивание и прославление изображаемых. Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим)
  • Камерный портрет — портрет меньшего размера, чем парадный, предназначен для небольших комнат. Используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне

    Боровиковский ВладимирЛукич — известный портретист. Художник тонко передаёт внутренний миризображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющемопределённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передатьмногообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. ПортретЛопухиной – признанный шедевр Боровиковского.

   Кугач ЮрийПетрович-советский живописец, народный художник. Учился в Московскомхудожественном институте у С. В. Герасимова и И. Э. Грабаря. В ранний периодтворчества писал портреты, работал над историко-революционными темами. С начала1960-х гг. обращается к теме нового в жизни современной деревни, стремитсяопоэтизировать традиционные черты русского народного быта («Перед танцами»,1961, Третьяковская галерея).

«Девочка с персиками» — самаяизвестная картина Валентина Серова. Полотно было написано молодым художникомлетом в 1887 году в усадьбе С.И.Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная наполотне, — дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. Картина создавалась трудно- работа заняла более трех месяцев — но кажется, что произведение было созданобыстро, в порыве счастливого озарения.

Многие художники пишутпортреты. Но одни из них показывают только характерные особенности одногочеловека, другие же в портрете создают обобщенные образы современников.

2.2.4.  Натюрморт.

   Натюрморт (фр. naturemorte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметовв изобразительном искусстве. Термин «натюрморт» произошел от французскогослова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являютсяразличные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).
  Исторически появление натюрморта связано с развитием реализма в живописи, срасширением её технических и познавательных возможностей. Окончательноеразвитие натюрморта в самостоятельный жанр относится к 17 веку, когда ондостигает особого расцвета в голландской и испанской живописи.

  Мир вещей в натюрмортевсегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Иван Трофимович Хруцкий известенкак мастер натюрморта и интерьера, портретист. В ранних работах художникаобозначается основное направление его творчества этого периода — работа наднатюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов ифруктов». Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой»,датированные 1832 годом. Также следует отметить несколько других подобных работ– «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт сяблоками, виноградом и лимоном». Но постепенно, во второй половине 1830-хгодов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным поразмерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множестворазнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты»,«Плоды, фрукты, битая дичь».

2.2.5.  Исторический.

   Исторический жанр – этопроизведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи илисобытия, посвященные историческим событиям прошлого и современности, социальнозначимым явлениям в истории народов.

В 17 – 18 веках тематикаисторического жанра включала религиозно-мифологические и собственноисторические сюжеты. Исторический жанр занял ведущее место в академизме иклассицизме и утвердился как «высокий» жанр.

Позже, с 19 века, произведенияисторического жанра отражали яркие исторические события, героическиенациональные характеры, историю народа.

Суриков Василий Иванович — художник,выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-говека. Творчество Василия Сурикова тесно связано с яркими периодами историиРоссии, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерныепризнаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность. ВасилийСуриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок сосвоим народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своейвеликолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторствохудожника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодняизучают современные искусствоведы.

2.2.6.  Бытовой.

  Бытовой жанр – это картины,на которых отражены эпизоды из повседневной и общественной жизни человека. Галантный — разновидностьбытового.

Бытовой жанр возник ещё вэпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сценыповседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи впогребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимаядополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусствеДревнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, идаже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетскиехудожники использовали для создания эскизов. Широкое распространение во всехнациональных школах бытовой жанр получил в 19 веке.

2.2.7.  Батальный.

Батальный жанр –(от фр. bataille —битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый темамвойны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сценысухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремитсязапечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны,а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальныйжанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях)зачастую связывают его с бытовым жанром.

Художник, который пишет набатальные темы, называется баталистом. Художники-баталисты, как правило,стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскуюдоблесть, торжество победы.

Формирование батального жанраначалось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейшихвремен. Рельефы Древнего Востока представляют царя илиполководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов.В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинскаядоблесть мифических героев. Рельефына древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы ипобеды императоров. В средние века сражения изображали наковрах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногдана иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистическогоизображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображенияреальных военных эпизодов. В России активное развитие батальногожанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и егополководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма,стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традициюсохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъём батальный жанр пережил впериод Великой Отечественной войны и послевоенные годы —в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и вмонументальной скульптуре. Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) –выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировуюизвестность. Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубокимдраматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие буднивойны, тяжесть и героику ратного дела. Василий Верещагин создал картиныбатального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании ивойны на Балканах.

2.2.8.  Анималистический

   Анимализм (от лат. animal —животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которогоявляются животные.

Анималистика сочетает в себеестественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могутбыть как точность изображения животного, так и художественно-образныехарактеристики, включая декоративную выразительность или наделение животныхприсущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Из скульптуры имеетраспространение анималистическая керамика. Стилизованные фигуры животныхимеются среди памятников звериного стиля, в искусстве ДревнегоВостока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчествемногих стран.

Художники, работающие ванималистическом жанре, называются анималистами. Известныехудожники-анималисты: Альбрехт Дюрер -немецкий живописец играфик. У Альбрехта Дюрера одной из самых известных акварелей является «Молодойзаяц», 1502 г. Тщательно выписанный портрет зайца. Самый настоящий портрет.Далеко не у каждого художника можно встретить такой «говорящий» портрет человека.По одной версии, Дюрер изобразил здесь зайца, который жил у него, как домашнийзверёк. Написан сначала акварелью, а после, поверх, доработан тушь.

 

 

 

 

3.Выводы

      Искусство играетважнейшую роль в нашей жизни, помогая пробуждать духовные способности человека.Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащаяего. Произведения изобразительного искусства являются единственнымисохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувшихцивилизаций. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир сразных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствоватьнемного острее.

    Всем быть творцаминевозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться кпониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателямикартин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше длянас и окружающих.

   Изобразительное искусствоявляется важнейшей частью человеческого развития: формирует способностивоспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающейдействительности и искусстве, развивает художественно-образное мышление,творческие способности, наблюдательность и фантазию. Задачей этой работы яставил самостоятельное построение художественного образа как выражения своегоотношения к реальности. С чем, я считаю, справился. В приложении помещаю своиживописные работы.

 

 

 

 

 

Списокиспользованных источников

1. Каган М. С. Морфологияискусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. 

2. Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. – Учебник -М.:Просвещение, 2014. -175 с.

3. Поспелов Г.Н. Искусство иэстетика.- М.: Искусство, 1984. -180с.

4. Энциклопедия рисования / Авт.-сост.М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.

Интернетресурсы

http://www. vserov. Ru 

http://www. RafaelSanti.ru

http://www.rusmuseum.ru

http://www.globmuseum.info

http://www.obuchonok.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет