Государственноеказенное общеобразовательное
учреждениеКраснодарского края специальная (коррекционная)
школа- интернат станицы Спокойной
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета протокол №1
От «30» августа 2022года
Председатель педсовета
________М.Н. Мануйлов
Рабочаяпрограмма
По природоведению
Уровеньобразования (класс) базовый, основное общее образование,
пятый -шестой класс
Количествочасов: 5 класс — 68 часов; (в неделю – 2 часа)
6 класс — 68 часов; (в неделю – 2 часа)
Учитель: Антоненко Ольга Александровна
Программаразработана на основе:
Примернойадаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования инауки. Рос. Федерации.-3е изд. — М. :Просвещение, 2019-365с.
ст.Спокойная 2022 г.
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по «Природоведению» предназначена для учащихся 5 — 6 классов с легкой степенью умственной отсталости(интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих нормативныхдокументов:
— Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015 г.);
-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК школы-интернатастаницы Спокойной 2021г, вариант 1, рекомендованной Министерством образования инауки РФ. Москва «Просвещение» 2019г
-Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся синтеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение.Биология. География /Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина– 2-е изд.-М.: «Просвещение»,2019 год и ориентирована на учебник:
— Учебник «Природоведение» 5 класс для общеобразовательных организа-ций, реализующих адаптированныеосновные общеобразовательные програм-мы, автор Т.М. Лифанова,Е.М. Соломина — М.: Просвещение, 2020.
— Учебник «Природоведение» 6 класс для общеобразовательных организа-ций, реализующих адаптированныеосновные общеобразовательные прог-раммы, автор Т.М. Лифанова,Е.М. Соломина — М.: Просвещение, 2021.
Цель курса «Природоведение»: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы,воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений вповседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Основными задачамикурса «Природоведение» являются:
сообщение учащимсязнаний о живой и неживойприроде;
демонстрация теснойвзаимосвязи между живой и неживойприродой;
формирование географических представлений о формахповерхности, водоемах, населении, городахи др.;
формирование предметных и общеучебных уменийи навыков;
воспитание патриотических чувств,видения красоты природы, бережногоотношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности;
формирование умения применять полученные знания в повседневн-ой жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурныхрастений);
— формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно- гигиенические требованияи правила здорового образа жизни.
Программапредусматривает проведение традиционных уроков, на которых используютсяразличные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальнаяработа, работа в парах.
При проведенииуроков природоведения предполагается использование следующих методов:
— методоворганизации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный,наглядный, практический);
— методовстимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
— методовконтроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
— методовисследования (наблюдение, анкетирование).
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.
Общая характеристика учебногопредмета
Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетаетв себе элементы биологии,географии и других естественных наук.
Заложенный в программу обязательный минимумзнаний обеспечивает преемственность на разныхступенях обучения школьников. В рамках предмета расширяются знания обучающихсяо разнообразии природных объектов, полученные на уроках «Мир природы и человека» в 1-4 классах.Новая ступень изученияокружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектахприроды и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой инеживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человекаи происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительныхопераций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.
Таким образом, предлагаемый в программеминимум природоведческих знаний предоставляетвозможность более успешного продолжения образования на последующихуровнях развития в процессеизучения биологии и географии.
Одной из задач курса « Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Дляэтого программой предусматриваются экскурсии иразнообразные практические работы,которые опираются на личный опыт учащихся и позволяютиспользовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. В тех случаях,когда изучаемый материал труден длявербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы).Технически несложные опыты ученики могут проводитьсамостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам.Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные дляобщего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа реализует современныйвзгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первыйплан обеспечение:
· полисенсорностивосприятия объектов;
· практическоговзаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и вестественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебныхситуациях;
· накопленияпредставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие сразличными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями,практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, всовместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций ит.п.;
· закрепленияпредставлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний инакоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,коммуникативной и учебной деятельности;
· постепенногоусложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания,преемственность изучаемых тем.
В процессеизучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируютсянаблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умениеанализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливатьпричинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:
1. Введение
2. Вселенная
3. Наш дом-Земля
4. Есть на земле страна Россия.
Раздел «Введение» в 5 классе направлен на повторение материалапо формированию знаний о живой и неживой природе.
При изучении раздела «Вселенная»учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историейисследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают означении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения вприроде.
В разделе «Наш дом — Земля»изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойствавоздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для ихохраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формамиповерхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле странаРоссия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит учащихсяк усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимымигеографическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например:Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, идр.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и нетребует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахожденияна географической карте.
В процессе изученияприродоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная -Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этимизучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва),гидросфера (вода, водоемы).
От неживой природы зависитсостояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частицаВселенной.
Такое построение программы поможетсформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единствоматериального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Программапо природоведению в 6классе включает следующие разделы:
1. Введение.
2. Растительныймир.
3. Животный мир.
4.Человек.
5.Повторение.
При изучении разделов «Растительный мир Земли» и«Животный мир Земли» у учащихся углубляются и систематизируются знанияприобретённые ранее, приводятся простейшие классификации растений и животных.Нужно обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группырастений и животных, показать связь всех живых организмов нашей планеты, такжена необходимость растительного и животного мира.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своёморганизме, рассматривается как часть живого мира, поэтому этот разделпредполагает изучение организма человека как единого целого и на этой основеформирование представлений о способах поддержания и сохранения здоровья.
Основное внимание требуется уделять пропагандездорового образа жизни, предупреждение появления вредных привычек иформированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Место учебногопредмета
В соответствии с учебным планом предмет «Природоведение» относится к образовательной области«Естествознание».
Всего на изучениеучебного предмета «Природоведение» в 5-6 классах отводится 136 часов:
в 5 классе– 68 часов в год(34 учебные недели по 2 часа в неделю);
в 6 классе – 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебногопредмета
Личностные результаты включаютовладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитиесоциальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты
5 класс
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувствагордости за свою Родину.
2. Формирование уважительного отношенияк иному мнению, истории культуренародов, населяющих территорию нашей страны.
3. Принятиеи освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формированиеинтереса к предметам и явлениям живойи неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
4. Развитие навыковсотрудничества со взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях.
5. Формирование умения общаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданийв тетради на печатнойоснове, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями,образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовностиобращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке,в столовой.
6. Формированиеготовности в самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения вбыту и природе (соблюдений правил пользования водой в быту, правилапроветривания помещений).
7. Формированиестремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
8. Овладениесоциально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формированиезнаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например,соблюдение техники безопасности при использовании газовой плитой, проветриваниепомещений, мер, принимаемых для отчистки воды и поддержки чистоты воздуха,измерение температуры воды, воздуха).
9. Формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
10. Знакомствос многонациональным населением страны, традициям и обычаями населения,природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достиженияминауки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формированиестремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны,формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны– экологическое воспитание.
11. Овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа,достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).
12. Формирование готовности в самостоятельной жизни.Формирование знаний о правилах поведенияв быту и природе (соблюдений правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
13. Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
14. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формированиезнаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при использовании газовойплитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для отчистки воды и поддержкичистоты воздуха, измерениетемпературы воды, воздуха).
15. Формирование установкина безопасный, здоровыйобраз жизни, наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.
16. Знакомство смногонациональным населением страны, традициям и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых),формирование стремления поддерживать и соблюдать традициисвоего региона и своей страны,формирование бережногоотношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
17. Овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальнойадаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население,традиции, обычаи и др.).
6 класс
1. Принятиеи освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.Формирование интереса к предметам и явлениямживой и неживой природы, к своей стране, ееприродным богатствам.
2. Развитие навыковсотрудничества с взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданийв тетради на печатной основе,работе со статьейучебника наглядным материалом (иллюстрациями, гербариями и пр.). Формирование готовностиобращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, например, в поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.
3. Формированиеготовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня, чередованиитруда и отдыха, здоровом питании, правильнойосанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и вести здоровыйобраз жизни. Знакомство с доступными правиламиухода за комнатными растениями, домашними животнымии животными живого уголка.
4. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать правилаличной гигиены, режима дня, здоровогопитания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными(кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы).
5. Формирование установкина безопасный, здоровыйобраз жизни, наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям. Формирование бережного отношенияк природе, знакомство с Красной книгой –экологическое воспитание.
6. Овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа).
Предметные результаты
5 класс
Минимальныйуровень:
—узнавание и называниеизученных объектов (формы поверхности, водоемы,небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)на иллюстрациях, фотографиях;
— представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектовк определенным группам(нефть – горючееполезное ископаемое);
-называние сходных объектов,отнесенных к одной и той жеизучаемой группе (полезныеископаемые);
-соблюдение правил гигиеныи здорового образажизни, понимание их значения в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведенияв природе и обществе (под контролем взрослого);
— выполнение несложных заданий под контролемучителя;
-адекватная оценка своейработы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценкипедагога.
Достаточный уровень:
— узнавание и называние изученныхобъектов в натуральном виде в естественных условиях;
-знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах позаданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (полезные ископаемые, металлы,цветные металлы, драгоценные (благородные металлы);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые былиизучены на уроках, известныиз других источников; объяснение своего решения;
— выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природеи обществе, правил здорового образажизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения,наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроляучителя (при наличиипредваряющего и итоговогоконтроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношенииизученных объектов и явлений;
— выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
— осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
6 класс
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектовна иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектовк определенным группам;
— называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемойгруппе;
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, пониманиеих значения в жизничеловека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведенияв природе и обществе (под контролем взрослого);
— называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемойгруппе;
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, пониманиеих значения в жизничеловека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведенияв природе и обществе (под контролем взрослого);
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектовв натуральном виде в естественных условиях;
— знание способов получения необходимой информации об изучаемыхобъектах по заданиюпедагога;
— представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
— отнесение изученныхобъектов к определенным группам с учетомразличных оснований для классификации;
— называние сходныхпо определенным признакам объектовиз тех, которые были изученына уроках, известныиз других источников; объяснение своего решения;
— выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природеи обществе, правил здорового образажизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного проявление желания рассказать о предмете изучения,наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроляучителя (при наличиипредваряющего и итоговогоконтроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, пониманиезамечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношенииизученных объектов и явлений;
— выполнение доступныхвозрасту природоохранительных действий;
— осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Базовыеучебные действия
Личностные учебныедействия:
— активновключаться в общеполезную социальную деятельность;
— бережноотноситься к культурно-историческому наследиюродного края и страны;
— соблюдать правила безопасного и бережного поведенияв природе и обществе.
— испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьнымиуспехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
— осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, вприроде;
— уважительно и бережноотноситься к труду работников школы, школьному имуществу;
— проявлять самостоятельность привыполнении заданий;
— оказывать помощь сверстникам ивзрослым;
Коммуникативные учебныедействия:
— вступатьи поддерживать коммуникацию в разных ситуацияхсоциального взаимодействия (учебных);
— слушатьсобеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
-использовать доступные источники и средства получения информации для решениякоммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебныедействия:
— принимать и сохранять цели и задачи решениятиповых учебных и практических задач,осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
— осознаннодействовать на основе разных видов инструкций для решения практических иучебных задач;
— осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности;
— осуществлять действиясамоконтроля в процессе деятельности;
— адекватно реагировать навнешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней своюдеятельность.
Познавательные учебныедействия
— дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
— использовать усвоенные логические операции (сравнение,анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступномвербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частямиречи, в работе с предложением;
— использовать в деятельностимежпредметные знания для формирования грамматико-орфографическихумений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с«Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой вобразовательной организации.
Содержание предмета природоведение по учебным периодам 5 класс
Раздел1. Неживаяприрода (68ч)
«Введение»(2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником,рабочей тетрадью. Зачем необходимо изучать природу. Живая и неживая природа.Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос.Наука астрономия. Ученые-астрономы. Для чего изобрели телескоп. Карта звездногонеба. Обсерватория.
Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце -раскаленное небесное тело. Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим,а остальные звёзды маленькими. Зачем всему живому на Земле необходимо Солнце.Небесные тела Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты получилисвои названия. Расстояние планет Солнечной системы от Солнца,последовательность их расположения от Солнца. Земля — единственная планетаСолнечной системы, на которой есть жизнь.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.Сергей Павлович Королев – советский ученый, конструктор ракетно-космическихсистем, основоположник советской космонавтики. Первый искусственный спутникЗемли. Для чего они нужны в настоящее время. Телескоп, его применение.Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.
Полеты в космос. Космодром. Космонавты. ЮрийАлексеевич Гагарин — первый космонавт, который облетел нашу планету накосмическом корабле «Восток», Герой СССР. День космонавтики, история праздника.Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина космонавт. Жизнь космонавтов наорбитальной космической станции.
Сменадня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разноевремя суток — утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, авечер — ночью. Занятие школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца.Разница во времени в разных точках земного шара.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.Полный оборот земного шара вокруг Солнца. Времена года. Последовательностьвремен года. Признаки каждого времени года. Красота природы в разные временагода. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от времени года. Экватор.Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния — самыйдлинный день в году. Самый короткий день в году — день зимнего солнцестояния.
Практические работы.
Зарисовказвездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия.
Планетарий, музей космонавтики, обсерватория илинаблюдения за звездным небом.
Межпредметные связи.
Мирприроды и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Раздел3. Нашдом – Земля (44 ч.)
Воздух(10 ч.)
Планета Земля. Чем наша планета отличается от другихпланет Солнечной системы. Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живойи неживой природы. Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты.Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди,растения и животные.
Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушнаяоболочка нашей планеты. Её значение. Воздух. Из смеси каких газов он состоит.Кому необходим воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород.Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от отравленияуглекислым газом.
Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объёмвоздуха, сколько места он занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Гдеможно увидеть воздух. Зачем нужно рыхлить землю на огороде и в цветочныхгоршках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и птицы не мерзнут зимой.Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует свойства воздуха.Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как устроен термос.
Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругостьвоздуха. Свойства теплого и холодного воздуха. Определение движения воздуха.Проведение опыта. Применение знаний о свойствах воздуха человеком.
Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняютодежду зимой и летом. Температура воздуха в разные времена года и время суток.Прибор для измерения температуры воздуха на улице и в помещении. Устройствотермометра. Правила пользования им. Благоприятная температура воздуха длячеловека. Определение температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский ученыйАндерс Цельсий.
Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного можетсделать ветер и какие беды он может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер -прибор для определения направления ветра. Почему воздух быстро движется и дуетсильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом. Буря, шторм. Буран.
Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот).Кислород, его значение и применение. Свойство кислорода поддерживать горение.Важность кислорода для человека, животных и растений. Кислород в медицине, егоприменение. Значение и применение углекислого газа, какие вред и пользу онможет приносить человеку.
Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух.Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезныеископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие,газообразные). Их значение, способы добычи. Свойства полезных ископаемых.Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными ископаемыми страна.Бережное, разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.
Полезныеископаемые, используемые в качестве строительных материалов (2 ч.)
Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые.Какие материалы для стройки изготавливают из строительных полезных ископаемых.Гранит, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему мрамор называютсамым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной.
Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и длячего используется. Глина, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чегоиспользуется. Подземная питьевая вода. Колодцы, скважины. Проницаемые иводонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в медицине.
Горючиеполезные ископаемые (6 ч.)
Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф,внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Торфяники.Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить костры на торфяниках.
Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи,где и для чего используется. Окаменелости в залежах угля и торфа.
Добыча и использование каменного угля. Способы добычикаменного угля. От чего зависит способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры.Обозначение месторождений угля на карте. История открытия Печорскогоместорождения каменного угля.
Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид,свойства, места добычи, где и для чего используется. Отличие нефти от каменногоугля. Основное свойство нефти. За что нефть ценят во всем мире. Танкер. Историяпроисхождения нефтяных месторождений, их обозначение на карте. Крупныеместорождения нефти в России.
Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти.Буровая – место добычи нефти. Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы.Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефтьназывают « черным золотом». Продукты переработки нефти. Утечка нефти, почемуона происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить утечку нефти.
Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи,где и для чего используется. Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик.Как вести себя, если вы почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газав России. Как обозначаются на кате месторождения газа.
Полезныеископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).
Черные металлы. Различные способы добычи железнойруды, от чего они зависят. Как из железной руды человек получает сталь ичугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чегоиспользуется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чегоиспользуется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет,блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличиестали и чугуна. Предметы, сделанные из металла. История развития российскогопроизводства чугуна. Обозначение месторождений железной руды на карте.
Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных.Применение цветных металлов. Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость,пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где идля чего используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид, свойства (цвет,твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность, местадобычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение цветных металлов.История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился применятьметаллы и какие из них он узнал первыми.
Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро,платина. Их отличие, внешний вид. Где используются благородные металлы.Самородок. Благородные металлы в промышленности, медицине, ювелирном деле.Ювелир. Благородные металлы в слитках и монетах.
Охрана полезных ископаемых. Как люди используютполезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Какизбежать исчезновения запасов полезных ископаемых. Последствия добычи ипереработки полезных ископаемых. Бережное отношение к богатствам природы.
Вода(14 ч.)
Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашейпланете (моря, океаны, реки, озёра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живыхорганизмов. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Бережноеотношение к воде.
Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворятьнекоторые твердые вещества. Запах воды, что можно определить по запаху. Цветводы, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете.
Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор.Применение растворов. Минеральная вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровеньсолености морской воды.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистаявода, ее свойства. Фильтры для очистки воды. Очистные сооружения. Можно лилюбую чистую воду считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается,использования человеком, грязная вода.
Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное).Примеры воды в разных состояниях. Температура воды и её измерение. Единицаизмерения температуры воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды.Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её кипении. Красотаводы.
Расширение воды при нагревании и сжатие приохлаждении, расширение при замерзании. Что происходит при нагревании иохлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.
Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер,ущелий. Наводнение. Дамба, что это такое и для чего человек их строит.
Значение воды в природе. Использование воды в быту,промышленности и сельском хозяйстве. Дождевальная установка.Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой воды. Количество преснойводы на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.
Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши.Круговорот воды в природе. Пресная вода. Как на карте обозначают различныеводные объекты.
Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Кудавпадают реки. Использование человеком рек. Бережное отношение и охрана рек.Крупнейшие реки России.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.Естественные и искусственные водоемы, их образование. Озера, болота, пруды,водохранилища, их отличие. Использование этих водоемов человеком. Озера России.Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.
Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойстваморской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Порт. Как человекиспользует океаны и моря. Охрана и бережное отношение к океанам и морям.Животный мир морей и океанов. Его значение для человека.
Охрана воды. Использование воды человеком. Бережноеотношение к водоемам. Что люди делают для охраны водоемов.
Поверхностьсуши. Почва (6 ч.)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.Равнина – благоприятное место для жизни человека. Вред, приносимый оврагами.Борьба с образованием оврагов.
Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор.Альпинизм. Почему людям нравиться отдыхать в горах. Польза лесов, растущих насклонах гор.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной,глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли)и органическая (перегной) часть почвы. Питательные вещества в почве.
Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы.Чернозёмные почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способностьвпитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв поводным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Почвахарактерная для нашего края. Чернозёмные почвы России.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.Значение почвы в народном хозяйстве. Удобрения для почвы.
Охранапочвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главноесвойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородностипочвы, улучшения её состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация «Гринпис» («Зеленый лес»).
Лабораторная работа. Давлениеи движение воздуха.
Практические работы.
Проведениеопытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовкаформ поверхности суши.
Составлениетаблицы «Полезные ископаемые».
Заполнениесхемы «Воды суши».
Изготовлениемакетов форм поверхности суши.
Изготовлениеплакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1ч)
Экскурсиик местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли,водоёмы).
Межпредметные связи.
Мирприроды и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Раздел4. Естьна земле страна Россия (14 ч.)
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре.Знакомство с картой. Символы России. Россия – самое большое государство в мире.Цвета физической карты. Границы России ( сухопутные и морские). Пограничники.
Моря и океаны, омывающие берега России. МоряСеверного-Ледовитого и Тихого океана. Черное, Азовское и Балтийское моря.Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.
Равнины и горы на территории нашей страны.Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Уральские и Кавказскиегоры. Урал – страна малахита.
Рекии озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена,Амур.
Москва – столица России. История основания и развитияМосквы. Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь,Кремль, Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.
Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт– Петербурга. Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловскаякрепость, Исакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир,Ростов Великий. Древние города России. Достопримечательности.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.Достопримечательности.
Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пятьозёр Омской и Новосибирской областей.
Население нашей страны. Городское и сельскоенаселение. Народы России.
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение по разделу «Есть на землестрана Россия» (2 ч.)
Практические работы.
Зарисовкагосударственного флага России.
Подбориллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашейстраны, изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовлениеальбома «Россия – наша Родина».
НахождениеРоссии на политической карте.
Составлениерассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовлениеальбома «Наш город, поселок, село, деревня».
Экскурсии.
Экскурсиипо городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственныепредприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).
Межпредметные связи.
Русскийязык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Содержание предмета природоведение по учебным периодам 6 класс
Живая природа(68ч)
Раздел 1. Введение (1ч)
Живая природа:растения, животные, человек
Раздел2. Растительный мир (17 ч)
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений(растения леса, поля сада, огорода, луга, водоема). Строениерастений.
Деревья. Кустарники, травы. Общая характеристикаДикорастущие и культурные растения. Деревья. Лиственные деревья .Береза. клен, тополь, дуб, липа. Яблоня,груша, вишня.
Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница. Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздикаи др. Внешний вид. Местапроизрастания.
Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка идр. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Комнатные растения: герань, бегония,
фиалка, традесканция.
Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга Россиии своего края).
Практические работы.
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей растений*. Изготовление гербариев*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные временагода.
Заполнение таблиц, игры на классификацию растения по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями. Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений,запись в тетрадьправил их использования*.
Экскурсии
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (взависимости от местныхусловий).
Межпредметные связи.
Мир природыи человека, русскийязык, математика, основысоциальной жизни ручнойтруд, изобразительная деятельность.
Раздел 3. Животныймир (35 ч)
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания. передвижения и др
Среда обитания животных.Суша, воздух, водоемы.
Понятие животные. Основныегруппы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие(звери).
Насекомые. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи,пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение вприроде Морские и речные рыбы. Земноводные: лягушки, жабы.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы,крокодилы.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания.Образ жизни. Место и значениев природе. Ласточки,скворцы, снегири, орлы.Лебеди, журавли, чайки.
Охрана птиц. Птицысвоего края.
Звери ( Млекопитающие).внешний вид. Среда обитания.Образ жизни Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов
Животные рядом с человеком. Домашние животные вгороде и деревне.
Сельскохозяйственныеживотные: лошади, коровы, свиньи, козы, овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за домашними животными в живом уголке или дома.. Аквариумные рыбки. Птицы.
Морские свинки, хомяки,черепахи. Домашние кошки. Собаки. Правилаухода и содержания.
Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса.
Животные жарких районовЗемли.
Животный мир нашейстраны. Охрана животных.Заповедники. Красная книгаРоссии.
Животные своей местности. Красная книга области(края).
Практические работы.
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц,зверей.
Упражнения в классификацииживотных.
Изготовлениекормушек, скворечников.
Сезонные наблюдения за животными.
Наблюдение заживотными живого уголка.
Составлениеправил ухода за домашними животными.
Составление рассказов о домашних животных*.
Уход за животными живогоуголка.
Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок,на животноводческую, птицеводческую или зверо ферму(в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи.
Мир природы ичеловека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, география.
Раздел4. Человек (13 ч)
Как устроеннаш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает(функционирует) наш организм.Взаимодействие органов
Здоровый образ жизни человека(гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков).Правилаличной гигиены
Осанка.Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена. Органычувств. Значение органовчувств.
Правила гигиеныи охрана органов чувств. Профилактика нарушенийслуха и зрения. Здоровое питание.Разнообразие продуктов питания.Витамины. Режим и гигиена.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правилагигиены.
Оказание первой доврачебной помощи.Помощь при ушибах,порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняяаптечка. Специализации врачей.Медицинские учреждения вашегогорода.
Экскурсии.
Экскурсии в медицинский кабинет,поликлинику, аптеку
Практические работы.
Показ частей тела и важнейших органов на таблицах,муляжах, торсе человека.
Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов,работа на магнитной доске.
С помощьюразличных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
Составление изапись в тетрадь правил личной гигиены. Составление распорядка дня.
Упражнения в оказании первойдоврачебной помощи (обработка ссадин и мелкихран- порезов, наложение пластыря)
Подсчет частотыпульса, измерение температуры тела
Уборка классного помещения(проветривание, влажнаяуборка).
Раздел 5. Повторение(2 ч )
Обобщающий урок. Неживая природа. Живаяприрода.
Межпредметные связи.
Физическая культура,основы социальной жизни ручной труд, изобразительная деятельность.
Тематическоераспределение количество часов по предмету природоведение в 5 классе
Раздел1. Неживаяприрода (68ч)
«Введение»(2 ч)
Вводный урок. Что такое природоведение?(1). Предметы иявления неживой и живой природы(1)
Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)
Небесныетела: планеты, звезды(1). Солнечная система. Солнце (1).
Исследованиекосмоса. Спутники. Космические корабли.(1). Полеты в космос (1). Смена дня иночи (1). Смена времен года. Сезонные изменения в природе (1).
Экскурсия«Осенние явления в природе» (1).
Практическиеработы.
Зарисовказвездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Межпредметныесвязи.
Мирприроды и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Раздел3. Нашдом – Земля (44 ч.)
ПланетаЗемля. Оболочки Земли (1).
Воздух(9 ч.)
Воздух. Воздух и его охрана. Значениевоздуха для жизни на Земле (1). Свойства воздуха (1). Давление и движениевоздуха (1). Температура воздуха. Термометр (1). Движение воздуха в природе.Ветер (1). Состав воздуха. Кислород, его значение и применение (1). Составвоздуха. Углекислый газ и азот (1). Значение и охрана воздуха (1). Обобщениеи итоговый контроль по теме «Воздух». Значение воздуха для жизни на Земле и егоохрана (1).
Полезныеископаемые (14 ч.)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Значение.Способы добычи (1).
Полезныеископаемые, используемые в качестве строительных материалов (2 ч.)
Гранит.Известняк (1). Песок, глина (1).
Горючиеполезные ископаемые (6 ч.)
Горючиеполезные ископаемые. Торф. (1). Каменный уголь. Свойства (1).
Добычаи использование каменного угля (1). Нефть: внешний вид и свойства (1). Добыча ииспользование нефти (1). Природный газ. Свойства, добыча, использование.Правила обращения с газом в быту(1).
Полезныеископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).
Черныеметаллы. Сталь и чугун (1). Цветные металлы (1). Благородные (драгоценные)металлы (1). Охрана полезных ископаемых (1). Обобщающий урок. Полезные ископаемые (1).
Вода(14 ч.)
Водав природе. Роль воды в питании живых организмов (1). Свойства воды (1).Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода (1). Прозрачная и мутнаявода. Очистка мутной воды (1). Три состояния воды. Температура воды и еёизмерение (1).Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении,расширение при замерзании (1). Работа воды в природе (1).
Значениеводы в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве(1). Вода в природе (1). Воды суши: ручьи, реки (1). Озера, болота, пруды (1).Моря и океаны. Использование и охрана воды(1).
Охранаводы (1).
Лабораторнаяработа.
Свойстваводы (1).
Поверхностьсуши. Почва (6 ч.)
Равнины,холмы, овраги (1). Горы (1). Почва — верхний слой земли. Состав почвы(1).Разнообразие почв (1). Основное свойство почвы – плодородие. Обработкапочвы (1). Охрана почвы (1).
Практическиеработы.
Проведениеопытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовкаформ поверхности суши.
Составлениетаблицы «Полезные ископаемые».
Заполнениесхемы «Воды суши».
Изготовлениемакетов форм поверхности суши.
Изготовлениеплакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Раздел4. Естьна земле страна Россия (14 ч.)
Место России на земном шаре. Знакомство с картой (1).Моря и океаны, омывающие берега России (1). Горы и равнины на территории нашейстраны (1). Реки и озера России (1). Москва – столица России (1). Санкт –Петербург (1). Ярославль, Владимир Города золотого кольца России (1). НижнийНовгород,Казань,Волгоград (1). Новосибирск, Владивосток (1).
Населениеи народы России (1). Важнейшие географические объекты региона (2).
Экскурсия (1).
Наша станица – Спокойная (1).
Экскурсияпо станице (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственныепредприятия, достопримечательности).
Обобщение (2)
Обобщающий урок поразделу «Есть на земле страна Россия» (1 ч.)
Неживая природа. Обобщающий урок (1).
Практические работы.
Зарисовкагосударственного флага России.
Подбориллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашейстраны, изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовлениеальбома «Россия – наша Родина».
НахождениеРоссии на политической карте.
Составлениерассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовлениеальбома «Наш город, поселок, село, деревня».
Межпредметныесвязи.
Русскийязык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Итого: 68 ч
Тематическоераспределение количество часов по предмету природоведение в 6 классе
Живая природа (68ч)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Живая природа:растения, животные, человек(1).
Раздел 2. Растительный мир (17 ч)
Разнообразие растительного мира на нашей планете(1). Среда обитания растений(растения леса, поля сада, огорода, луга, водоема)(1).Строение растений(1).Деревья. Кустарники, травы. Общая характеристикаДикорастущие и культурные растения(1). Деревья. Лиственные деревья. Береза. клен, тополь, дуб, липа. Яблоня,груша, вишня(1). Хвойныедеревья. Ель, сосна, лиственница(1). Дикорастущие кустарники(1). Культурные кустарники(1).Травы. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп,петрушка(1). Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздикаи др. Внешний вид. Местапроизрастания(1). Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка идр. Правила сбора. Использование(1). Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Комнатные растения: герань, бегония,
фиалка, традесканция(1).Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны(1). Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своегокрая(1). Обобщающийурок по теме «Растительный мир Земли» (1).
Практические работы.
— Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
— Выделение составных частей растений.
— Изготовлениегербариев.
— Сезонные наблюдения за растениями.
— Зарисовка растений в разные временагода.
— Заполнение таблиц, игры на классификацию растения по месту произрастания.
— Уход за комнатными растениями.
— Составление букетов из сухоцветов*.
— Сбор лекарственных растений,запись в тетрадьправил их использования.
Экскурсии
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород(в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русскийязык, математика, основысоциальной жизни ручнойтруд, изобразительная деятельность.
Раздел 3. Животный мир (35 ч)
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания. передвижения и др.(1). Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы(1).
Понятие животные. Основныегруппы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие(звери)(1).
Насекомые(1). Бабочки, стрекозы, жуки(1). Кузнечики, муравьи,пчелы(1). Внешний вид. Место и значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение вприроде(1). Морские и речные рыбы(1). Земноводные: лягушки, жабы(1).
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы,крокодилы(1).
Птицы. Внешний вид. Среда обитания.Образ жизни. Место и значениев природе(1). Ласточки,скворцы, снегири, орлы(1).Лебеди, журавли, чайки(1).
Охрана птиц. Птицысвоего края(1).
Млекопитающие: внешний вид. Среда обитания(1). Млекопитающие суши(1). Млекопитающие морей и океанов(1). Домашние животные в городе и деревне(1).
Сельскохозяйственныеживотные: лошади(1). Сельскохозяйственные животные: коровы (1). Сельскохозяйственные животные:свиньи, козы, овцы(1).
Домашние птицы: куры, утки, индюки(1). Уход за домашними животными в живом уголке или дома (1). Аквариумные рыбки (1).Канарейки, попугаи (1). Морские свинки,хомяки, черепахи (1). Домашниекошки(1). Собаки (1). Правилаухода и содержания. Животные холодных районовЗемли (1). Животные умеренного пояса (1). Животные жарких районовЗемли (1). Животный мир нашейстраны(1). Охрана животных.Заповедники. Красная книгаРоссии(1).Животные своей местности. Красная книга (края) (1). Обобщающий урок по теме«Животный мир Земли» (1).
Практические работы.
— Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
— Упражнения в классификации животных.
— Изготовление кормушек, скворечников.
— Сезонные наблюдения за животными.
— Наблюдение за животными живого уголка.
— Составление правил ухода за домашними животными.
— Составление рассказово домашних животных.
— Уход за животнымиживого уголка.
Экскурсии
Экскурсии в парк.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика,ручной труд, изобразительная деятельность, география
Раздел4. Человек (14 ч)
Как устроеннаш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы (1).Как работает(функционирует) наш организм.Взаимодействие органов (1).Здоровый образ жизни человека(гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков).Правилаличной гигиены(1). Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактикаискривлений позвоночника. Гигиена (1). Органы чувств. Значение органов чувств(1).Правила гигиены и охрана органов чувств.Профилактика нарушений слуха и зрения(1). Здоровое питание.Разнообразие продуктов питания.Витамины. Режим и гигиена(1).Дыхание. Органы дыхания.Вред курения. Правилагигиены (1). Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах,ссадинах(1). Профилактика простудных заболеваний. Обращениеза медицинской помощью. Выполнение советовврача. Домашняя аптечка (1)_. Специализации врачей(1). Медицинские учреждения вашего района (1). Обобщающийурок по теме «Человек» (1).
Экскурсии
Экскурсии в медицинский кабинет,поликлинику, аптеку
Практические работы.
Показ частей тела и важнейших органов на таблицах,муляжах, торсе человека.
Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов,работа на магнитной доске.
С помощьюразличных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
Составление изапись в тетрадь правил личной гигиены.
Составление распорядка дня.
Упражнения в оказаниипервой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелкихран- порезов, наложение пластыря)
Подсчет частоты пульса,измерение температуры тела
Уборка классного помещения(проветривание, влажная уборка).
Раздел 5. Повторение (2 ч)
Обобщающийурок. Неживая природа (1). Обобщающий урок. Живая природа (1).
Межпредметные связи.
Физическая культура,основы социальной жизни ручной труд, изобразительная дея тельность
Итого: 68 ч
Описаниеучебно – методического и
материально– технического обеспечения образовательной деятельности
1. Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решениемФедерального методического объединения по общему образованию, протокол от22.12.2015 г. № 4/15);
2. Рабочиепрограммы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся синтеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение.Биология. География /Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина– 2-е изд.-М.: «Просвещение»,2019 год.
3. Учебник «Природоведение» 5 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированныеосновные общеобразовательные программы, автор Т.М. Лифанова,Е.М. Соломина — М.: Просвещение, 2020.
4. Учебник «Природоведение» 6 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированныеосновные общеобразовательные программы, автор Т.М. Лифанова,Е.М. Соломина — М.: Просвещение, 2021.
5. Федеральныйзакон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
6. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от19.12.2015 г.).
Образовательные ресурсы:
2.www.proshkolu.ru
6.http://www.youtube.com/watch
Интернет-ресурсы:
1. Географическиекарты — http://www.tourua.com/ru/maps
2. Географическиесайты — http://geo.historic.ru/catalog/ (Человеки подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической иполитической географии, географо-этнографические материалы по народам мира,книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мирживотных)
3. География —http://www.geografia.ru/(новостигеографии, Инф. постранам, Россия – матушка)
4. Историягеографии — http://traditio.ru/wiki/География
Каталог сайтовпо географии —http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
5. Наукио Земле — http://geographer.ru/index.shtml
6. Путешествияи открытия — http://pyty.ru/
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протоколзаседания МО зам. директора по УР
учителейстарших классов №1 _______ Т.А. Хорина от26 августа 2022 г. _______ 2022 г.
РуководительМО
________Л.И. Прудченко