Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Конганурскаясредняя общеобразовательная школа»
Куженерскогомуниципального района Республики Марий Эл
Научно-практическаяконференция
смеждународным участием «Проблемы
ревитализациитрадиционной культуры
народовВолго-Камья»
Воспитаниедетей на уроках
этнокультурнойнаправленности
Подготовила:ТобековаГалина Степановна,
учительмарийского языка и литературы, ИКН
МБОУ«Конганурская средняя
общеобразовательнаяшкола»
Куженерского муниципального района
РеспубликиМарий Эл
д.БольшойТумьюмучаш
2022г.
«Воспитаниедетей на уроках этнокультурной направленности.
Национально-региональныйкомпонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность изначимость его в образовании несомненна. Необходимо с раннего возраставоспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где онродился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории; формироватьстремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Развитиеребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического иэтнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малойродине (родной семье, школе, району, краю), закладываетментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Цельюэтнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей,пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественнойкультуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленностьобразования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценностимарийской традиционнойкультуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческойдеятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческогопотенциала личности ребенка. Уроки этнокультурной направленности помогаютвоспитать всесторонне культурную личность. При преподавании предметовэтнокульурной направленности поставила перед сбой цель: совершенствованиеметодики преподавания марийского языка и литературы, ИКН, повышение уровняобучаемости учащихся, уровня педагогического мастерства.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
-способствовать овладению обучающимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
—обучать умению получать информацию изразличных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применятьв реальных ситуациях.
— развивать познавательную активность;
-формировать способность к творческомусаморазвитию, к творческой деятельности.
— способствовать нравственному воспитанию социально –активной личности.
Каждыйученик может выбрать для себя уровень усвоения и отчётности в результатахсвоего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательныхтребований, что позволяет ему иметь положительную оценку по марийскому языку и литературе, ИКН. В тоже время получает право самостоятельно решать, ограничиться ли емууровнем образовательных требований или двигаться дальше.
Для осуществления поставленных задач и реализациицели в своей работе администрацией школы, родителями и учителями созданыусловия, в которых развивается самостоятельная познавательная деятельностьшкольников.
Национально-региональныйкомпонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом:
— ознакомление детей сустно-поэтическим творчеством марийского народа;
— с изобразительным идекоративно-прикладным искусством;
— систорико-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих вРеспублике Марий Эл.
Для того,чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах,необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальныетрадиции и культуру своего народа. Приобщая ребенка к живительному источникуистории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его вмир общечеловеческих ценностей. В программе основного и среднего общегообразования национально — региональный компонент пронизывает все формыи направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся снациональной культурой, искусством, детской художественной литературой.
На уроках и вовнеурочное время стараюсь применять различные технологии. Начну с внеурочноговремени. В школе мною ведётся кружок «Юный краевед». Поэтому часто используюпроектно-исследовательскую технологию. Учащиеся принимают участие внаучно-практических, краеведческих конференциях. Например, в республиканскомконкурсе «Ший талешке» по темам «Кидмастар», «Ковамын шондыкшо», «ПаняСмирнова-Конганурын шочшыжо», в районном с темами «Чумбылат кỷсото – священнаяроща», «Моя землячка – народная революционерка» (про Якимову Анну Васильевну) идругие, что прививают учеников к сохранению традиций марийского народа, воспитываютчувства патриотизма.
На уроках марийскогоязыка и литературы затрагиваются такие темы, как дружба среди друзей, членовсемьи, между народами. (Н.Ильяков «Латик кролик», Н.Лекайн «Шортньо падыраш»,М.Казаков «Келшымаш», В.Иванов «Вудшо келге, серже тура» и другие). Чувствопатриотизма вызывают у детей такие произведения, как «Чолга шудыр» Д.Орая,«Кугу сарын тулыштыжо» Н.Лекайна и др.).
Технологию критическогомышления использую на уроках марийской литературы в старших классах. Например,дети задумываются над предоставленными вопросами после изучения такихпроизведений: В.Иванов «Ава шум», А.Иванова «Арале мыйым, волгыдо Юмем!». Пишутсочинение-рассуждение «Ава чон шочшо пелен лийшаш»; З.Каткова «Сар огеш лий ылегын…» («Молан герой-влакын илыш корнышт тыге савырнен? Пурымаш!»).
Науроках этнокультурной направленности также стараюсь уделять большое вниманиевоспитанию в учащихся бережного отношения к окружающей среде. Для этогоприменяю краеведческий материал, народное творчество. Я считаю, что мирприроды, мастерски описанный различными поэтами и писателями, может сильноповлиять на нравственное развитие личности школьника. Изучая творчество тогоили иного писателя, стараюсь выбирать произведение, в котором описываетсякрасота родной природы, проявляются самые сокровенные чувства автора к природе.Например, в 5 классе, изучая произведение С.Чавайна «Ото», ставлю вопрос: какуюпроблему затрагивает автор. Они знают слово «экология», и что это наука о природе,надо защищать природу. На основе текста учащиесяразвивают монологическую речь и доказывают собственную точку зрения, учатсявидеть прекрасное и осознают взаимодействие человека и природы. Можно привестиочень много примеров, в чьих произведениях описывается красота родной земли: Семён Николаев «Ик пушенге ок ыште пуртусым», Мичурин-Азмекей «Керем онго» (6класс), В.Регеж-Горохов «Элнет» (7 класс), С.Чавайн «Шылше» (8 класс),М.Казаков «Лесникын мутшо» (8 класс) и другие. Также экологические проблемызатрагиваем на уроках марийского языка, ИКН. Например, в 5 классе в 1-ойучебной четверти выходим на экскурсию по теме «Марийская традиционная религия»и посещаем местную священную рощу, по теме «Типы планировок крестьянскойусадьбы» совершаем экскурсию по деревне Большой Тумьюмучаш. Обращаем вниманиена деревья, рассуждаем, как, то или иное дерево связано с жизнью марийскогонарода. Дети знают, что первобытные люди верили в то, их жизнью управляютсверхъестественные силы. Им казалось, что всё в мире одушевлённо. Верили, чтодухи живут в каждом дереве, в каждой речке, в каждом костре.
Свои знания поэтнокультурным предметам используют в различных коллективных конкурсах черезРеспубликанский центр марийской культуры.
Например, в празднике«Йоча Уярня», не один раз участвовали в интеллектуальном марафоне «Мунло». 11ноября заняли 1 место.
Таким образом,национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, скультурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чемраньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тембольше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Результатыобучающихся:
Олимпиада
Обучающиеся принимают участие навсероссийской олимпиаде школьников
( муниципальный и республиканскийуровень)
№№ п/п |
Дата |
Уровень |
Ф.И. участника |
предмет |
результат |
1. |
2020 |
республиканский |
Быкова Кристина |
Марийская литература |
призёр |
2. |
2020 |
республиканский |
Быкова Дарья |
Марийский язык |
призёр |
3. |
2020 |
Муниципальный |
Горохова Юлия |
Марийская литература |
победитель |
4. |
2020 |
Муниципальный |
Макматов Кирилл |
Марийская литература |
победитель |
5. |
2020 |
Муниципальный |
Таныгина Юлия |
Марийский язык |
победитель |
6. |
2020 |
Муниципальный |
Пайкова Марина |
Марийский язык |
призёр |
7. |
2020 |
муниципальный |
Кутузова Аделина |
Марийский язык |
победитель |
8. |
2021 Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250 |
республиканский |
Горохова Юлия |
Марийская литература |
призёр |
9. |
2021 |
республиканский |
Кутузова Аделина |
Марийский язык |
призёр |
10. |
2021 |
республиканский |
Макматов Кирилл |
Марийская литература |
призёр |
11. |
2021 |
муниципальный |
Кутузова Аделина |
Марийский язык |
победитель |
12. |
2021 |
муниципальный |
Горохова Юлия |
Марийская литература |
призёр |
13. |
2021 |
Муниципальный |
Петухова Анастасия |
Марийский язык |
призёр |
14. |
2021 |
муниципальный |
Турдиева Дарина |
ИКН |
призёр |
15. |
2022 |
республиканский |
Горохова Юлия |
Марийская литература |
призёр |
16. |
2022 |
республиканский |
Кутузова Аделина |
Марийский язык |
сертификат |
17. |
2022 |
межрегиональный |
Горохова Юлия |
Марийская литература |
призёр |
Результатыучастия обучающихся в конкурсах.
№№ п/п |
Дата |
Уровень |
Ф.И. участника |
Название конкурса |
результат |
1. |
2020 |
муниципальный |
Быкова Кристина |
Всероссийский конкурс сочинений на марийском языке |
победитель |
2. |
2020 |
республиканский |
Петухова Анастасия |
Конкурс краеведческих исследовательских работ |
победитель |
3. |
2021 |
республиканский |
Коллектив учащихся |
«Йоча уярня», номинация «Марий йула чоныштем ила» |
Диплом победителя |
4. |
2021 |
республиканский |
Коллектив учащихся |
«Йоча уярня», номинация Кумылзо тукым» |
Диплом победителя |
5. |
2021 |
республиканский |
Коллектив учащихся |
«Йоча уярня», номинация «Марий калык модыш» |
Диплом 3 степени |
6. |
2021 |
республиканский |
Макматов Кирилл |
Конкурс творческих работ |
сертификат |
7. |
2021 |
муниципальный |
Кутузова Аделина |
Конкурс краеведческих исследовательских работ |
призёр |
8. |
2021 |
муниципальный |
Горохова Юлия |
«Живая классика» |
призёр |
9. |
2022 |
Муниципальный |
Горохова Юлия |
«Живая классика» на марийском языке |
победитель |
10. |
2022 |
республиканский |
Горохова Юлия |
Краеведческая конференция «Ший талешке» |
призёр |
10. |
2022 |
Республиканский |
Команда учеников |
Иетеллектуальный марафон «Мунло» |
Диплом победителя |
Таким образом,национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, скультурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чемраньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тембольше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Реализациярегионального компонента в развитии обучающихся будет способствоватьдостижению следующих целевых ориентиров ФГОС основного и среднего общегообразования:
— ребенок овладевает установкойположительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самомусебе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации,умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, оприродном и социальном мире, в котором он живет.
Все формывзаимодействия с родителями, используемые нами в работе, создают атмосферудоверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих детей. Хорошоналаженное общение, взаимодействие между семьей и школой, способствуетподдержке ребенка тому, что его жизнь в общеобразовательном учреждении полнавпечатлениями, любовью и доверием к окружению.