ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
3 класс
Тема: «Повторение и закрепление знаний табличных случаев
умножения и деления»
Цель деятельности учителя:закрепить знания табличных случаев умножения и делания; умение находитьнеизвестные компоненты при решении уравнений; проверить умение решать задачи;развивать математическую речь, внимание, логическое мышление и интерес кматематике; воспитывать любовь к зимней природе.
Типурока: закрепление знаний и способов действий.
Планируемые образовательныерезультаты:
Предметные(объем освоения и уровень владениякомпетенциями):
научатся использоватьизученную информацию в вычислениях, научатся работать самостоятельно, выполнять письменныеумножение и деление, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях находить неизвестные компоненты прирешении уравнений, решать текстовые задачи изученных видов, анализировать ошибки, осуществлять самопроверку и рефлексиюдеятельности.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностногоопыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебнуюзадачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушатьсобеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать вречевое общение.
Личностные:проявляют интерес к расширению знаний, к выполнению заданий, осуществляютсамоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, наглядностис зимними героями, новогодние шарики — игрушки, ёлочка, наглядности спримерами, веселые и грустные смайлики.
Ход урока
I. Организационныймомент.
Дети: Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить и умножать.
— Итак, у нас урок математики.
Дети: Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II. Сообщениетемы и цели урока.
— Сегодня мы будем повторять таблицуумножения и деления.
— Ребята, у нас урок необычный,праздничный. Ведь мы знаем, что скоро придёт наш любимый праздник – Новый год!
— А в какое время года мы отмечаемэтот праздник? (Зимой)
— Так вот сегодня у нас настоящийзимний математический урок!
— К нам на урок пришла Зима –волшебница.
III. Актуализацияопорных знаний.
1) Устный счёт.
— С собой Зимушка взяла много-многоснежинок, которые укроют нашу землю пушистым ковром.
Дети: Чтобыбыстро считать,
Задачи безтруда решать,
Нам надосебя тренировать.
Вматематике любая работа
Необходится без устного счёта.
— Кто будет правильно отвечать науроке, тот получит новогодние игрушечки. Чем больше игрушек, тем лучше оценкуполучите.
(Раздаю за правильные ответы)
— Быстро посчитайте и найдите нужную снежинку.
35 : 7 = 63 : 9 =
4 · 9 = 6 · 7 =
7 · 8 = 81 : 9 =
8 · 8 = 36 : 6 =
28 : 7 = 72 : 9 =
Висят снежинки.
4 36 6 56 7 5 42 8 64 9
— Молодцы, ребята, Зимушка осталась вами довольна!
2) Минутка каллиграфии.
На доске написано:
3 9 27 4 8 32
— Какие примеры мы можем составить из этих чисел?
3 9 27
3 · 9 = 27
9 · 3 = 27
27 : 3 = 9
27 : 9 = 3
4 8 32
4 · 8 = 32
8 · 4 = 32
32 : 4 = 8
32 : 8 = 4
3) Математический диктант.
— Пишем только ответы.
— I-множитель– 8, II-множитель – 7. Найтипроизведение. (56)
— Делимое 32, делитель 4. Найти частное. (8)
— Какое число в 7 раз больше 6? (42)
— Какое число в 3 раза меньше 24? (8)
— Какое число надо разделить на 5, чтобы получить 6?(30)
— Найди произведение чисел 7 и 9. (63)
— Найди частное чисел 35 и 5. (7)
— Во сколько раз 6 меньше 18? (3)
— Во сколько раз 81 больше 9? (9)
— Множители 8 и 4. Найти произведение. (32)
Ответы: 56, 8, 42, 8, 30, 63, 7, 3, 9, 32.
IV. Работанад темой урока.
1) Беседа учителя и рассказдетей.
— Ребята, какие математические знания помогли вам прирешении примеров?
(Знания таблицы умножения)
— Она называется таблицей умножения Пифагора.
— Интересные сообщения о Пифагоре подготовили ученики.
1-й ученик:
— Пифагор Самосский — это великийфилософ, живший в IV в. до н.э.. Пифагорродился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям,много путешествовал.
2-й ученик:
— Жил Пифагор в Египте, Вавилоне,совершал путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потомон поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорийский Союз – обществофилософов.
Философы много занималисьматематикой. Ими создана таблица умножения.
— А какое мы знаем стихотворение про таблицуумножения.
Дети: Таблица умножения
Достойна уважения
Её должны мы твёрдо знать,
Чтобы быстро вычислять.
Нам знанья надо закрепить
И таблицу повторить.
2) Решение примеров разного уровня.
— Ребята, Зимушка привела с собой своих друзей.
— Отгадайте загадку, и вы узнаете кто с ней пришел:
Мы слепили снежныйком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился … (Снеговик)
— К вам в гости пришли Снеговикиразных размеров: большой, средний и маленький. От размера Снеговика зависитсложность примеров. Выбирайте с каким заданием вы сможете справиться.
Высокийуровень.
Достаточный уровень.
Средний уровень.
7 · 8-28 : 7 = 27 + 8 · 5 = 9 · 9 =
(56-28):4·3= 60 – 63 : 7 = 28 : 4 =
74-(12-6)·5= 56 : 8 · 6 = 30 + 25 : 5 =
— Проверяем, читаем ответы, по уровням.
Физминутка (зимняя песенка)
3) Решение задач.
— А сейчас отгадайтекто ещё пришёл с Зимой.
Загадка
Она в серебро сжемчугами одета –
Волшебная внучкаволшебного деда. (Снегурочка)
— А принесла она с собой зимние задачки.
— Итак, начнем с разминки! Решаем устно, считаембыстро.
1) Купили 8коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой.
Сколько ёлочных игрушек купили? (4·8=32)
2) У несколькихснежинок дети рассмотрели 24 луча. Каждая, снежинка имеет по 6 лучей. Сколькоснежинок увидели дети? (24:6=4)
3) К кормушкеприлетело 36 синичек, а снегирей в 9 раз меньше.
Сколько прилетело к кормушке снегирей? (36:9=4)
4) В школупривезли 9 подарков для 1 класса и 18 подарков для 2 класса.
Во сколько раз меньше привезли подарков для 1 класса? (18:9=2)
5) Нановогоднем празднике было 3 лисички, а зайчиков в 4 раза больше. Сколько былозайчиков? (3·4=12)
— А теперь решим задачку посложнее изапишем её в тетрадь.
Задача
За 8 подарков заплатили 72 рубля. Сколько таких подарковможно купить на 54 рубля?
— Какой это вид задачи? (задача на приведение кединице)
— Прямая или обратная? (Обратная)
Разбор задачи по вопросам. Запись краткого условия ирешение дети записывают на доске.
8п. – 72 руб.
?п. – 54 руб.
1) 72:8=9(руб.) – стоит 1подарок;
2) 54:9=6(п.) – на 54 гривны.
Ответ: 6 подарков купили на 54 рубля.
4) Работа над уравнениями.
— А к нам стучится в дверь самый главный зимний гость.
— Кто же это? Отгадайте.
Загадка
Кто ребят под Новыйгод
Веселить не устаёт?
Кто подарки даритдетям?
Кто ребятам всем насвете
Ёлку из лесу привёз?
Отгадайте? (ДедМороз)
— Дедушка Мороз хочет узнать, умеетели вы решать уравнения. Если вы решите уравнения, то он разрешит вам украситьновогоднюю ёлочку игрушками.
— Но сначала нужно уравнения составить.
1) Какое число следует увеличить в 7 раз, чтобыполучить 63.
x · 7=63
x=63:7
x=9
9·7=63
63=63
2) Неизвестноечисло уменьшили в 4 раза и получили 6. Найдите неизвестное число.
х : 4=6
x=4·6
x=24
24:4=6
6=6
— Дедушка Мороз остался вами доволени разрешает вам украсить новогоднюю ёлочку вашими заработанными игрушками.
Дети подходят и украшают ёлочку,которая прикреплена к доске. По количеству заработанных игрушек выставляюоценки.
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
— Итак, наш зимний математическийурок подходит к завершению. Ёлка наряжена. Задания Зимушки, Снеговиков,Снегурочки, Деда Мороза выполнены.
Вывнимательными были,
Сложных правил не забыли,
Всё решили,посчитали
И нискольконе устали.
— Вами остались довольны всесказочные зимние герои.
— Кому понравился урок, поднимитевесёлого смайлика, кому не интересно было на уроке – грустного.
— Что больше всего запомнилось ипонравилось на уроке?
— Что повторяли на уроке?
— Для чего нужно знать этот материал?
— Как вы оцениваете своюдеятельность?
— Я думаю, что с такими прочнымизнаниями мы отлично встретим Новый год.
К математике способностьпроявляй,
Не ленись, а ежедневноразвивай.
Умножай, дели, трудись,соображай,
С математикой дружить незабывай.
