ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Что роднит музыку с литературой»
1. Цель урока: — Показать взаимосвязь музыки илитературы.
Задачи:
— личностные УУД —формировать самоопределение гражданской идентичностиличности россиянина.
-метапредметные – коммуникативныеУУД:
1.Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе информации.2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.Регулятивные УУД:
1.Формировать способность кпланированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целейс учетом конечного результата.
-предметные– познавательные УУД:
1.Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания спецификиязыка каждого из них.
Составитьцелостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы вней.
3.Выбороснований и критериев для сравнения двух видов искусств — музыки и литературы(звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.
Тип урока -Введение в тему.
Формы работы учащихся: работав группах, фронтальная работа, индивидуальные задания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.
Структураи ход урока..
- Организационный момент — 1 мин.
- Постановка учебной задачи. – 2мин.
- Работа в микрогруппах. – 3 мин.
- Свободное обсуждение. – 5 мин.
- Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа. Работа с песней. – 10мин.
- Слушание музыки. — 5мин.
- Динамическая пауза. — 2 мин.
- Закрепление новых знаний. – 2мин.
- Разучивание песни. – 10мин.
- Разноуровневые домашние задания. – 2 мин.
- Рефлексия полученных результатов. – 3мин.
Темаурока:«Что роднит музыку с литературой»
Типурока: урок введения в тему.
Формаурока: урок-поиск.
Материалык уроку:П.И.Чайковский «Сладкая грёза», М. И.Глинка «Попутная песня», Локтев «Песня о России», слова и музыка А.Иванова «Слово и нота».
Ходурока.
(слайд №1) – на фоне музыки учитель читает :
Словобыло вначале убого,
Узко,словно истоки у рек.
Словобыло вначале у Бога,
Нокоснулся его человек!
Ионо полетело, как птица,
Изапело над нашим жильем,
Чтобылюдям – богам поклониться,
Песнейим послужить и стихом.
Учитель:— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязидвух искусств: Музыки и Литературы. ( Слайд №2)Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?
Детидают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.
Учитель:(помогает детям ответить на вопрос) — Литература – это искусство слова, аслова, как известно, состоят из… звуков и, конечно же, из звуков создаётсямузыка. Значит общее, связующее звено у музыки и литературы — это звук.Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневнойжизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначесвязаны с литературой. Какие это музыкальные произведения?
Дети:- песня, романс, кантата. (Слайд №3)
Учитель:- Совершенно верно! Без литературы не могли бы появитьсяна свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, какправило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).
Учитель:– (Слайд №4«Что стало бы с музыкой, если бы не былолитературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»«Гденаходятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?»).Создание проблемной ситуации. Задание по группам. 1 гр. работает над вопросом –Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 2 гр. работает надвопросом — Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновениекомпозиторы и поэты? Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения. Резюме.
Природа, и люди,их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многоедругое. Как это можно назвать, одним словом?
Детиделают вывод, что это всё явления жизни.
Учитель:— Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку илитературу: это, окружающая нас реальная жизнь. (Слайд№5) . Поэтому мы видим так много общего между музыкой илитературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разнымисредствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей ислушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычнаяразговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесениемтекста. Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этихискусств?
Прошу детей спетьфрагмент знакомой им песни, например «Песни о России» В.Локтева, спластическим показом рукой мелодической линии, затем выразительно прочитатьслова песни, также рисуя линию текста. Сравнивая движения, дети находят многообщего в контурах мелодий спетого и произнесённого текста, то есть выявляютинтонационную выразительность мелодии и текста.
Учитель: — Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы.Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация.(Слайд№6) .И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мыслышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу,печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, многоразличных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку откомпозиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную отсовременной. Как вы думаете, в какихмузыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?
Детиназывают песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта. (Слайд№7) .
Учитель:- Правильно. В основе многих вокальных произведенийлежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств. Ребята, а ксозданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждаеткомпозиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковныенапевы, интонации колокольных звонов?
Дети:— симфония, концерт, сюита, опера. (Если даютразрозненные ответы, то учитель подсказывает, опираясь на то, что во многихиз них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы зановооткрывают их слушателям). (Слайд №8) .
Учитель:— Вы просто молодцы! А сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения.Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушиваниимузыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальноепроизведение? (Звучит фрагмент музыкального произведения «Попутная песня»М.И. Глинки.)
Детиделятся своими мнениями о прослушанной музыке, даютсвои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «движения»,«темпа», «стремление».
Учитель:- Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторскоеназвание. Композитор М. И. Глинка назвал это произведение «Попутнаяпесня». (Слайд №9) . Давайте ещё раз послушаемфрагмент этого произведения, попробуем изобразить движения, и вы подумаете, какв музыке отражается образ поезда. (Звучит музыка.Дети слушают и анализируютсвои впечатления). Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте,когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?
Дети:— С названием было проще понимать музыку.
Учитель:— Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова -намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторыдают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание,программу произведения. (Слайд №10) .Мы выяснили ещё однувзаимосвязь: это название, литературная программамузыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться слитературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), гдеупоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, ихжизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!
Детивспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другиерассказы.
Учитель:— Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой:это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальнымискусством. (Слайд №11). И музыку, и литературуобъединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня,романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.. Асейчас, ребята,я познакомлю вас с прекрасной песней «Слово и нота», висполнении вокально-инструментального ансамбля «Рондо». Слушайте внимательнои скажите о чём эта песня. (Слайд №12).
Учитель:- А теперь давайте все вместе с выражением прочитаемтекст (обучающиеся читают по цепочке каждую новую строфу). Краткое обсуждениетекста, выделение главного в тексте.
Дети:- Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера,надежда, любовь.
Учитель:А что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая мелодия? (напевная, лирическая,красивая, плавная). Как вы считаете, подходит ли мелодия к тексту? Как выдумаете, почему и слова и мелодия песни так гармонично подошли друг к другу?
Работа с песней.Вам понравилась песня? Легко ли вам было петь? Почему? (слова и мелодия гармоничны).Где эту песню можно исполнить?
(Слайд№13).
Великий педагогВ.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубинумузыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познаниячувств».
Итог урока.
На последующихуроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки илитературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы,заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
Дети:— Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бысодержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательныхпроизведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.
Учитель: -Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе самиоценку за работу на уроке.
Рефлексия– Что вам понравилось больше всего на уроке? Чтозапомнилось? Какие чувства вы испытали на уроке? Покажите свое настроениецветной карточкой, которые лежат у вас на парте.
Домашнее задание.
1.Задание повыбору: найти информацию о значении текста и музыкальной интонации висполнительском творчестве известных вокалистов.
2.Вспомнителитературные произведения, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.
3.Составитьэлектронную презентацию, включить в неё фрагменты музыкальных произведений вжанрах песни, поэм, былин, сказок.
Спасибо. Досвидания!
