Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Антонимы»
Цель: систематизировать знанияучащихся об антонимах.
Задачи:
· Образовательная: продолжить изучение правильногоправописания слов, формировать умение подбирать слова антонимы, анализировать,делать выводы, сравнивать.
· Развивающая:способствоватьразвитию памяти, внимания, работать над развитием литературной речи, еёкультурой.
· Воспитательная: прививать интерес к русскомуязыку, чувство взаимопомощи, умение работать в команде и в паре.
Тип урока: урок закрепления
Оборудование:
1) для учителя – компьютер, проектор,интерактивная доска, учебник, конспект
2) для учащихся – учебник, раздаточныйматериал.
Литература:
· Русскийязык, 3 класс, учебник в 2-х частях. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.«Просвещение» 2014 – 159 с.
· Русскийязык, 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. «Просвещение» — 2017, 192с.
Ход урока:
Этапы, время/ методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся/ УУД |
I.Орг. момент ( 1 минута) М: словесный П: инструктаж |
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. — Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности. — Начнём наш урок. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Р: умение организовывать свою деятельность, рабочее место. |
II.Актуализация опорных знаний ( 7 минут)
1.Минутка чистописания
2. Орфографическая работа
М: словесный П: беседа
М: практический П: комментированное письмо
III. Самоопределение к деятельности
|
— Откройте тетради и запишите число и классная работа, сегодня 5 ноября.
— На доске написаны соединения (ол, вр, дн) — учащиеся прописывают их, чередуя до конца строки.
— Прочитайте слова на доске. «Боль, Вред, Корм, Сад.» Какая часть речи? (Существительные) Почему? Докажите. К данным словам подберите однокоренные имена существительные, имена прилагательные или глаголы. Боль – (больной, болеет) Вред – (вредный, вредитель, вредничает) Корм – (кормовой, кормушка, кормит) Сад – (садовый, садовой, садит) — Найдите орфограмму и проверочное слово? — Какую орфограмму подчеркнули? (Безударная проверяемая гласная в корне) Записываем с комментированием, подчеркивая орфограммы.
Ребята, прочитайте пословицы на слайде и восстановите их. · Ученье — свет, а неученье — тьма. · Кто хочет много знать, тому надо мало спать. · Сказать легко, да сделать тяжело. · На смелого собака лает, а трусливого кусает. · Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. · Старый друг лучше новых двух. — Какие слова добавили? — Каким термином вы бы назвали вставленные слова? (Антонимы) Почему ? (Это слова с противоположными значениями) — Какие значения имели эти слова? (противоположные значения) Как называются эти слова? (антонимы)
|
Записывают число и классная работа. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Р: умение строить четкое логическое высказывание для выражения своих мыслей, ставить перед собой цели
К: умение слушать окружающих
П: умение извлекать нужную информацию из изученного, анализировать полученную информацию.
|
IV.Формулирование темы, постановка задач ( 5 минут) М: словесный П: беседа
|
Какова тема нашего урока? Тема нашего урока «Антонимы» —Какие задачи мы можем поставить на нашем сегодняшнем уроке? На слайде появляются задачи · Вспомнить, что такое антонимы · Учиться находить антонимы в предложениях · Учиться подбирать антонимы |
Слушают учителя, формулируют тему урока, ставят цели. К: умение формулировать собственное мнение и позицию в устной форме; аргументировать свою позицию Р: умение формулирование -ть учебной задачи урока, сохранение на протяжении всего урока |
V.Закрепление М: словесный П: беседа
1. Чтение правила
2. Подбор антонимов
3. Объяснительный диктант М:практический П:выполнение упражнения письменно
Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518
4. Выборочное списывание
5. Самодиктант
|
— Какие же слова называются «антонимами»? Ребята, давайте откроем стр. 76 и прочитаем определение.
Перед вами карточки с заданиями. Работайте вместе на карточках. С помощью антонимов–прилагательных охарактеризуйте названных животных-героев сказок и басен. Подчеркните антонимы. Образец, Волк – лиса (по хитрости): Волк простодушный, а лиса хитрая. 1. Лев – заяц (по храбрости): Лев _________(храбрый), а заяц _________ (трусливый). 2. Муха – слон (по величине): Муха _________ (маленькая), а слон ________ (большой). 3. Ягненок – волк (по силе): Ягненок _________(слабый), а волк _______ (сильный). 4. Лисица – ворона (по уму): Лисица __________(умная), а ворона_______ (глупая). 5. Стрекоза – муравей (по трудолюбию): Стрекоза _________ (бездельница), а муравей __________ (трудолюбивый).
Я называю слово и вы через тире пишите антоним. 1 слово разберем вместе «ранний – поздний» Вызываю каждого ученика к доске и делаем упражнение. · Ранний – поздний · Белый – черный · Близко – далеко · Горячий — холодный · Высокий — низкий · Вверх — вниз · Подземный — надземный В обоих словах выделить корень, орфограммы подчеркнуть.
ФИЗМИНУТКА Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем: Встанем, глубоко вдохнем. Руки в стороны, вперед. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем. Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.
Откройте стр. 77. найдите номер 123 Прочитайте задание. Прочитайте объяснение. выполняем 1 часть устно. — Какими же способами можно объяснить значение слова? (Подобрать синонимы, антонимы или найти толкование слова) Выполняем 2 часть письменно в тетрадях.
Дополнительное задание. Посмотрите на номер 124. Север – юг, верх – низ, толстый – худой, смеяться – плакать. Мир – война, горький – сладкий, приходить – уходить. Начало – конец, сложный – простой, длинный – короткий. Дать – взять, прибавить – убавить, поднимать – опускать. Корень учения горек, да плод его сладок. Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто. Взаимопроверка, читаем по цепочке, проговаривая сложности написания и знакомые нам орфограммы.
|
Отвечают на вопросы учителя Читают правило в учебнике П: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного)
Слушают учителя и выполняют задание П: умение извлекать нужную информацию из изученного, анализировать полученную информацию.
Р: формирование умения высказывать свое мнение
К: умение формулировать собственное мнение и позицию в письменной форме;
Слушают учителя и выполняют задание у доски. П: умение извлекать нужную информацию из изученного, анализировать полученную информацию.
Р: умение высказывать свое мнение
Р: Овладение способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи
К: умение слушать окружающих
Выполняют физминутку.
Слушают учителя и выполняют самостоятельную работу. П: умение применять ранее изученный материал на практике
Р: умение высказывать свое предположение на основе ранее изученного материала
Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону
Р: контроль процесса и результата своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
П: Осознание познавательной задачи, её решения (самостоятельно);
К: контроль действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
|
VI.Итог урока, рефлексия (3 минуты)
М: словесный П: беседа |
Вот и подходит наш урок к концу. Какой была тема нашего сегодняшнего урока? («Антонимы») — Напомните мне что такое антонимы? — Какие орфограммы мы сегодня встретили? (правописания непроизносимых согласных; Безударные гласные; Парные гласные в корне.) Поднимите, руки, те, кто считает, что он сегодня хорошо работал на уроке. А теперь поднимите руки, кто считает, что он работал сегодня не очень хорошо, но в следующий раз будет работать лучше.
|
Отвечают на вопросы учителя Р: умение строить логические рассуждения и высказывать их |
VII.Домашнее задание (2 мин) М: словесный П: инструктаж |
Запишите домашнее задание: учить правило на стр. 79; выполнить упр. 106 на стр. 63 в рабочей тетради. Спасибо за урок! До новых встреч! |
Записывают домашние задание.
|
