Доклад учителя французского языкаСтепановой Елены Юрьевны по теме: «Учет типов восприятия информации приобучении иностранного
(французского) языка»
Выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал,кинестет, дигитал.
Человек воспринимает информацию через основные пятьканалов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный.
Аудиальный канал
Аудиалов легко узнать по их речи: говорятони размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такойребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать всеподробности с дословным воспроизведением реплик героев. Если аудиалаперебивать, он потеряет нить разговора. Считается, что людей-аудиалов около 5%.
Данный канал восприятия задействуется вследующих видах учебной деятельности при изучении французского языка:
· постановка фонетической базы;
· аудирование, пение, чтение стихов на французском языке,на уроках для аудиалов можно ставить музыку, а новую тему можно рассказыватьпод музыкальное сопровождение
· просмотр фильмов на французском языке(как учебных так и художественных)
· общение с носителями языка (восприятие «живой» речи вразличных языковых ситуациях)
Аудиалы очень реагируют на тембр голоса,ритм речи. Поэтому педагог во время объяснения новой темы должен выделятьинтонационно важные моменты и новые правила. Для лучшего запоминания аудиалутребуется проговорить полученную информацию.
Аудиалам можно предлагать пользоватьсяаудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.
Визуальный канал
Визуалы— это дети, постигающие мир глазами.
Зрение — основной орган восприятия информации, поэтомуодним из условий восприятия и запоминания материала в учебном процессе являетсясоблюдение принципа наглядности. Проблема обеспечения наглядными пособиями приподаче учебного материала — одна из самых важных в методике преподавания.Наиболее приемлемыми способами выполнения этой задачи являются:
· чтение литературы на французском языке (способствуетзрительному запоминанию правильного написания слов и пониманию их лексическогозначения)
· учебные фильмы (наглядно иллюстрируютпредметную среду)
· картинки и фотографии (создаютзрительный образ предмета)
Визуалам надо показывать графики,картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть егонаписанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображенийпедагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самоеглавное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легчевоспримет информацию.
Кинестетический канал
Длякинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать,горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д.
Кинестетики лучше воспринимают мир черезтактильные ощущения.
Нужно предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мыделаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно?. Тоесть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическуюпривязку любого правила или информации к жизненным реалиям.
Данный канал восприятия задействуется вследующих видах учебной деятельности при изучении французского языка:
— рассмотреть форму Эйфелевой башни;
— жестикуляция,произнесение слов или стихов, сопровождающееся хлопками в ладоши или танцем,рисование, тактильный контакт с различными предметами с обозначением ихназвания или свойств и т.д.
Дигитальный канал
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Этолюди, воспринимающие только логику.
Этот канал активируется в основном в работе со старшимивозрастными категориями — старшими школьниками и взрослыми. Обучающимсяпредлагается структурная система языка. Это может быть сопоставление двухязыков, представление материала в виде схем, таблиц, алгоритмов и т.д.
Акцент на дигитальный канал восприятия следует делать такжедля обучающихся, которые уже приобрели базовые навыки по французскому языку иумения владения французским языком для дальнейшего языкового развития.
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость,доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемыКакопределить тип восприятия информации у ребенка
Итак, рассмотрев восприятие в процессеобучения французскому языку, мы пришли к выводу, что задействуются разныеканалы восприятия, причѐм как правило комплексно, а не по отдельности. Кразличным категориям обучающихся применяются методы, учитывающие возрастныеособенности, уровень подготовленности, индивидуальные особенности. Именно такойподход способствует наилучшему усвоению преподносимого материала и его дальнейшегоэффективного использования.