УРОК ПО КОНСТИТУЦИИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.12.2020
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран, текстКонституции РФ
Тема урока: «Конституция РФ»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
Образовательная:
· Знакомствоучащихся с Конституцией РФ.
Воспитательная:
· Способствоватьовладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Развивающие:
· Развитиеумений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения,делать необходимые выводы.
· Развитиеумений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
· На основерассмотрения глав 1,3,5 Конституции РФ проследить, как в Конституции закрепленыформа государства и политический режим.
Метапредметные:
· развитиенавыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
· развитиенавыков работы в группе;
· развитиекоммуникативных и творческих способностей учащихся;
· расширениеправового кругозора обучающихся.
Личностные:
· воспитание сознательнойгражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основномузакону страны.
1. Знакомство. Актуализация опорных знаний.
Слайд 1.
Ребята,скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверитьвашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
Какуюинформацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка,гражданство, семейное положение).
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?(дневник)
Как вы считаете,а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
Слайд 2.
Совершенно верно, таким документом является Конституция. И темасегодняшнего нашего урока «Конституция РФ
Слайд 3.
Перваяконституция Российской Федерации была принята 5 Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как (Основной Закон) РЛица, жившие на нетрудовые доходы илииспользовавшие наемный труд, были лишены политических прав Она утратила силу всвязи с принятием Конституции (Основного Закона) от 11 мая 1925 года.
В данную Конституцию вносилось несколькоизменений, связанных с изменениями административно-территориального деления иреорганизации органов советского управления.
Конституция принятая 21 января 1937 года из-за смены общесоюзной«сталинской» конституции на «брежневскую»
Слайд 4.
12 декабря 1993 г. прошел референдум.Почти 60 млн. россиян (55% имеющих право голоса) участвовало в голосовании попроекту Конституции. За его принятие высказались 33 млн. граждан.
Слайд 5,6.
12 декабря мы вместе со всейстраной отмечаем День Конституции.
Что такое Конституция?
В переводе с латинского этослово означает “устройство”.
Конституция – это основнойзакон государства.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовыеакты не должны противоречить Конституции РФ.
Каквы думаете: Почему конституцию называют основным законом страны? (Ответ: Всеостальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей,соответствовать ее положениям).
Есликакой-то закон противоречит конституции, он получает действие, идущее вразрез с«духом» и «буквой» конституции.
Втаких случаях Конституционный суд РФ может признать нормативный правовой актполностью или в части противоречащим Конституции РФ и обязать законодательныеорганы внести в НПА соответствующие изменения.
Конституция определяет всесамое главное для нашей страны и ее граждан:
·Государственноеустройство
·Формированиеорганов власти
·Положение личности
·Герб, гимн, флаг и столицагосударства
Конституционные нормы являютсяосновополагающими для деятельности:
Øгосударственных органов
Øобщественные объединения
Øдолжностных лиц
Øграждан
Øпребывающих на ее территории иностранцев
Конституция РФ имеет высшую юридическуюсилу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ.
Знать Конституцию должнывсе люди и взрослые, и дети. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок.Не будет закона, будет много преступлений).
Без закона не будетпорядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и этоможет привести к катастрофам.
Слайд 7.
Конституция РФ — не только сложный, но идостаточно большой правовой документ: он состоит из краткой вступительной части(преамбулы) и двух разделов.
Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она небольшая, но очень значимая посодержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, ипринимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия.
«Мы, многонациональный народРоссийской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя памятьпредков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро исправедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,…сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ». С этих слов начинается текст рассматриваемого намисегодня документа.
Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны. Она не содержит правовых норм, но очень важна,поскольку предопределяет дальнейшее ее содержание.
Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основыполитической, общественной, правовой, экономической, социальной систем вРоссийской Федерации, основные права и свободы личности, федеративноеустройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а такжепорядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй разделопределяет заключительные и переходные положения и служит основойпреемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
В первой главе Конституции РФ даетсяхарактеристика форме государства.
Формы государства их 3(зарисовка)
Законодательная:Парламент (Федеральное Собрание), состоит из Государственной Думы (депутаты, имможно стать с 21 г.) и Совета Федерации.
Исполнительная:Правительство, осуществляющее руководство министерствами, ведомствами иагентствами.
Судебная:все суды на территории государства, разрешающие правовые споры междугражданами, юридическими лицами и государственными органами.
Прокуратура
Доказательствомтого, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы –многонациональный народ…»
Самая большая глава в Конституции этовторая глава, в которой закреплены «Права и свободы человекаи гражданина».
Ребята, а вы знаете, в чемотличие понятий “Человек” и “Гражданин”?
Почти каждый человек являетсягражданином какого-либо государства. Эта принадлежность подтверждена в нашейстране следующими документами: свидетельством о рождении и паспортом.
Ввиду различных жизненныхситуаций не все люди обладают статусом гражданина. Каким же законам подчиняютсяони? Законам государства, на территории которого они пребывают (временно илипостоянно).
Права гражданина, закрепленныев Конституции, можно разделить на 3 группы: гражданские, политические исоциально-экономические.
С какими из них вы знакомы?
Права и свободы граждан
Гражданские:
· право на жизнь,
· право на личнуюнеприкосновенность,
· право на защиту своей чести идоброго имени,
· свобода вероисповедания,
· право на свободноепередвижение,
· равенство прав и свобод,
· право на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений,
Политические:
· право избирать и бытьизбранным,
· свобода слова, совести имирных собраний,
· право создания союзов иобъединений,
· свобода информации,
Социально-экономические:
· право на жилище и егонеприкосновенность,
· право на труд,
· право на отдых,
· право на образование,
· право на охрану здоровья имедицинскую помощь,
· право на получение юридическойпомощи,
· право на получение социальнойпомощи,
· свобода творчества,
· право на благоприятнуюокружающую среду.
Перечислите, какие обязанностивы знаете:
Обязанности граждан:
· обязанность защищать Родину.
· обязанность соблюдать законы,
· обязанность сохранять природуи окружающую среду,
· обязанность платить налоги,
· охрана исторических икультурных памятников,
· уважение прав и свобод другихлиц.
Слайд 9.
Отсюда вывод, получается «Право» -это мера дозволенного поведения, а вот «обязанность», наоборот, -это мера должного поведения.
Слайд 23. (Вопросы-минутки)
сейчас я предлагаю, закрепитьпройденный материал. ваша задача отвечать на вопросы.
1.Как переводиться слово«Конституция»? (Устройство)
2.Кто подписывает федеральные законыв стране? (Президент).
3.Кто обеспечивает единую финансовую,кредитную, денежную политику в стране? (Правительство).
4.Кто является источником власти внашей стране? (Народ).
Текст:
Мы, многонациональныйнарод Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле,утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняяисторически сложившееся государственное единство, исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя памятьпредков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро исправедливость, возрождая суверенную государственность России иутверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечитьблагополучие и процветание России, исходя из ответственности засвою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частьюмирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Перед вами на экраненаписано 8 статей Конституции РФ, я буду показывать вам предметы, а вы должнысоотнести предметы к статье
1. КЛЮЧИ– ст.25,жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против волипроживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,или на основании судебного решения.
2. ФОТОГРАФИЯ – ст.24, сбор, хранение,использование и распространение информации о частной жизни лица без егосогласия не допускается.
3. КНИГА– ст.43,каждый имеет право на образование.
4. ПИСЬМО– ст.23,каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только наосновании судебного решения.
5. РОССИЙСКИЙРУБЛЬ –ст.75 п.1, денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежнаяэмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается.
6. КУКЛА– ст.38п.1, материнство и детство, семья находится под защитой государства.
7. УЧЕБНИКРУССКОГО ЯЗЫКА – ст.68 п.1, государственным языком РФ на всей её территории являетсярусский язык.
8. ТАБЛЕТКИ– ст.41,каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощьв государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатноза счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов или другихпоступлений.
Слайд 31.
Сегоднямы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим кизучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важноезначение в жизни каждого человека.. И запомните, человек прав тогда, когда он знаетсвои права.
Спасибо за внимание!