ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОГООБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ.
Аннотация. В статье рассматривается проблема кризисатрадиционной системы образования. Более детально раскрываются пути решенияданного вопроса, на примере внедрения технологии модульного обучения.Теоретически и практически обосновывается эффективность блочной системы, вдостижении главных образовательных целей.
Ключевые слова: образовательныйпроцесс, технология модульного обучения, учебный элемент, блочная система образования.
Annotation. The article deals with theproblem of the crisis of the traditional education system. The ways of solvingthis issue are revealed in more detail, using the example of the introductionof modular learning technology. Theoretically and practically, theeffectiveness of the block system in achieving the main educational goals isjustified.
Keywords: educational process, modularlearning technology, educational element, block education system.
Постановка проблемы.Одной из главных задач образования является всестороннее развитие каждогообучающегося, которое выражается в формировании образованной, творческой иактивной личности. Вопросами улучшения качества обучаемости, достижения высокихрезультатов задавались многие педагоги прошлого и нынешнего поколения.Приоритетной целью в современном образовательном процессе остается поисксоздания необходимых условий для индивидуального развития каждого ученика.Вышеперечисленное требует от современной методики преподавания некоторыхпереосмыслений и изменений, отказа от сложившихся традиций и стереотипов. Говоряо модернизации традиционно — устоявшейся системы образования, следует говоритьо тех технологиях, которые направленны на это. К ним следует отнести те, чтооснованы на принципах: гуманизации и демократизации педагогических отношений; интенсификациии активизации деятельности каждого обучающегося (игровые методы, использованиеопорных схем,сигналов, кластеров, ролевое моделирование); эффективности организации и управления образовательным процессом (дифференцированное обучение, адаптивнаятехнология); методического и дидактического усовершенствования учебногоматериала (модульного обучения, технология укрупненных дидактических единиц ит.д.) [1].
Таким образом в рамках этихтехнологий осуществляется во-первых, субъектный подход, во-вторых, создаютсяусловия для самостоятельной деятельности обучающегося (личностногосамосовершенствования, формирования основных учебных компетенции).
Анализ литературы.Опираясь на результаты изученных трудов отечественных педагогов и методистов, атакже собственных теоретических поисков, хотелось бы остановиться на одной изпередовых и эффективных технологии модульного обучения. По мнению М.ВГороновича данная система основывается на индивидуально-дифференцированномподходе, и имеет отличительные от традиционной системы образования цели,задачи, принципы и организационные формы [2]. Теоретические и практическиеосновы содержания модульно-развивающегося обучения, рассматривали в своихтрудах многие известные педагоги: А.Н. Алексюк, В.П. Беспалько, Н.В. Блохин,Ю.Н. Кузнецова, А.А. Муравьева, М.Д. Миронова, Н.В.Орехова, П.И.Пидкасистый, Н.Б Сенковский, Л.Д. Столяренко, И.В. Травин, П.И Третьяков ит.д.
В своих трудах Н.В. Бородина отмечает, что модульное обучениепредставляет из себя такую педагогическую технологию, при которой обучающиесяработают с учебным материалом, разделенным на отдельные блоки. Главной особенностьюмодульной технологии является дифференциация и индивидуализация учебногопроцесса [2]. Сущностью данного подхода является то, что обучающийсясамостоятельно (с определенной долей помощи учителя) достигает конкретныхучебно-воспитательных целей при работе с модулем. Преимущество такой системыобучения обусловлено двумя важными факторами: во-первых, в созданиипсихологической комфортности для развития каждого субъекта, во-вторых, упреподавателя появляется больше свободного времени для ведения индивидуальныхконсультации и коррекционных работ с обучающимися.
Более подробно хотелось бы остановитьсяна рассмотрении структуры модульного обучения, его составных частей. Как ужеотмечалось выше, учебный материал должен делится на логически завершенные блоки,в соответствии с которыми разрабатывается целый набор дидактических приемов [3].Каждый новый модуль (автономная часть в целой, взаимосвязанной программнойсистеме) должен включать такие ключевые компоненты:
1. Лаконично сформулированная цель и задачи;
2. Пакет необходимой учебной информации;
3. Ясное методическое руководство (что и какдолжен усвоить обучающийся, должно быть представлено в виде письменных советов);
4. Разработка практических занятий поформированию определенных умений;
5. Подготовка диагностических заданий;
6. Выстраивание коррекционной траекторииразвития.
7. Определение системы оценивания(преимущественно рейтинговое оценивание, которое осуществляется в ходетекущего, промежуточного и в конечном счете, итогового контроля).
В технологии модульного обучения важноеместо занимает обратная связь, которая устанавливается между педагогом иучеником. Производится она в некоторых направлениях: непосредственно передкаждым новым модулем (нужна для того, чтобы определить уровень необходимыхзнаний умении и навыков, для определения степени готовности к изучению новогоблочного материала); текущий и промежуточный контроль (включает взаимоконтроль,самоконтроль, сверка с предложенным образцом); итоговый контроль (проводится сцелью выявления слабых сторон, выстраиванию коррекционной работы).
Цель статьи.Раскрыть особенности модульной технологии в образовательном процессе.
Изложение основного материала.Рассматривая структуру модульного обучения можно выделить ряд следующихсвязанных друг с другом этапов. Рассмотрим и дадим более подробное описаниекаждому.
Подготовительный этап(структурирование материала изучаемой диплины). На этом этапе происходит обоснованиерезультатов полученных знаний, в ходе изучения предыдущего блока; изучение техвозможностей, которыми обладают обучающиеся; детально прорабатываетсясодержание учебного материала;
Первый этапвключает в себя определение названия модуля, основных ключевых понятий и целеполагание.Также на данном этапе происходит деление учебного материала на микроблоки.Педагог должен подходить к этому с учётом принципа дифференциации.
Этап разработки структуры модуля.Очень важно осуществлять правильный отбор учебного содержания. Это во многомзависит от дидактической цели, согласно которой блочная программа может бытьпознавательного или деятельностного типа. Для того, чтобы составить модульнуюпрограмму следует учитывать степень подготовленности обучающихся к изучениюнового учебного материала, в связи с этим выстраивать дидактические цели. Такженемаловажно разработать педагогические приемы, которые будут применяться в ходераскрытия нового материала и отобрать методологическую основу. В каждыймодуль должны входить следующие компоненты: план действии, с указаниемдидактической цели, банк информации и методическое пояснение (руководство).
Для составления плана действийнеобходимо:
• выделить главные научные идеиизучаемой дисциплины;
• сформулировать общую педагогическуюцель;
• сформировать блоки (условнообъединить учебный материал в конкретные разделы);
• основываясь на общую дидактическуюцель и содержание учебного предмета определить вторичные цели (к каждомуразделу, теме, уроку);
• выделить учебные элементы, которыепредставлены в виде отдельных учебных материалов, необходимых для формированияопределенных знаний, умении и навыков, важных для перехода к усвоению новойтемы.
Банк информации в модульной системераскрывает учебное содержание. Он должен быть отобран в соответствии с главнойдидактической целью и изложен таким доступным языком, чтобы обучение давалоположительные результаты.
Методическое руководство имеет видразвернутого письменного совета педагога, предназначенного для обучающегося.Здесь мы можем познакомиться с теоретическим материалом, найти ответы навопросы, как и где лучше искать информацию, как выполнить проверку и т.д. Важноучитывать возрастные особенности школьника. Если это ребенок начальных классов,методическое руководство должно быть очень подробным, поскольку у ребенкаданной категории слабо развиты навыки самостоятельной и поисковой работы.
Этап определениякритериев оценивания. В большей степени онвыражен в рейтинговой системе. Она позволит оценивать личностные достижения накаждом этапе обучения, определить динамику усвоения знаний не только вконтексте одного учебного года, но и в большем временном промежутке. Такжепоспособствует формированию навыков саморефлексии и самооценивания.
Этап разработкикоррекционной программы. Предполагает анализ полученных диагностическихработ и выстраивание приоритетных целей, задач и планируемых результатов. Послеэтого разрабатывается методическое руководство по устранению проблемных зон,осуществляются индивидуальные консультации. По окончанию коррекционных работученик заново сдает диагностическую контрольную работу, для определения иуточнения эффективности коррекционной работы [3].
Уроки которые построены по принципумодульной технологии отличаются от обычных тем, что они строятся в логикепроцесса усвоения знаний и содержат в себе полный цикл познания. В них чёткопрослеживаются этапы описания, объяснения и проектирования [4]. Начинается модульноезанятие с определения целей, формирования мотивационной сферы обучающегося(проведение блиц-опросов, тестов и других видов небольших по объемудиагностических работ), затем вводится информационный блок – рассказ учителя,ознакомление с материалом из учебного пособия, выступление подготовленныхучеников или комбинация вышеперечисленного). После этого часть урока отводитсяна отработку полученных знаний и формирование первичных умений. Обучающиесяучатся на данном этапе самостоятельно оценивать себя, опираясь на готовыешаблоны самопроверки. Логическим завершением занятия является проведениеэкспертного контроля (проведение устного опроса, тестовых или проверочныхработ). И в самом конце осуществляется рефлексия, оценивание себя, своей работы[5].
Таким образом в организации учебногопроцесса прибегают к следующим основным подходам: все выстроено на принципетехнологизации учебного процесса; изучение происходит с помощью дидактическивзвешенных, связанных и законченных блоков; введение новой темы основывается напроблемном и индивидуально-дифференцированном подходе к обучению, организацииактивной и поисковой деятельности [6].
Рассмотрим на практической основеструктуру урока по технологии модульного обучения. Урок окружающего мира 4класс, учебно-методический комплекс «Школа России». В поурочном планированиибудут содержаться учебные элементы, которые в дальнейшем будем обозначать, как- УЭ.
Тема урока: Природные зоны.
Цель урока:
Образовательная:сформировать представления о природных зонах России.
Развивающая:способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Воспитательная: прививать любовь к своемукраю; учить бережному отношению к окружающей среде.
Планируемые результаты:
сформировать представление о «природнойзоне», о причинах её смены; способствовать овладению навыков пользованияфизической картой России; приводить примеры растительного и животного мира различныхприродных зон;
развивать умение самостоятельнопланировать, контролировать организовывать поисковую деятельность, оценивать идостигать поставленных целей.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы: индивидуальная и фронтальная
Методы обучения: блочный метод, методстимуляции и мотивации учебной и познавательной деятельности.
Оборудование: наглядный материал,индивидуальные карточки, учебник.
Ход урока:
УЭ – 0. Организационный этап.
УЭ – 1. Актуализация знаний, включающаяразвитие мотивационной сферы обучающегося. Этовходной блок, который определяет степень готовности к освоению новогоматериала.
Наначальном этапе используется прием «Подбери пару». Каждому ученику раздаетсялист, поделенный на две части. В одной – вопрос по ранее изученной теме, вдругой – ответ. Задача ребенка – найти правильное решение. После чего, можноколлективно проверить выполненные работы с применением приёма «Верно или нет»,где зачитывается вопрос и проговариваются все ответы. Не стоит давать слишкоммного заданий, поскольку затем они должны быть проверены.
Вопросымогут быть следующего типа:
Сколько выделяют частей света? |
3 2 4 |
Для чего предназначена физическая карта? |
На ней изображены полушария земной поверхности. На ней изображены все страны мира. На ней изображены природные объекты – моря, реки, озера, равнины, горы и т.д.
|
Какие формы земной поверхности выделяют? |
Горы и равнины, склоны и возвышенности. Горы, равнины, овраги и холмы.
|
Равномерно ли прогревается наша планета? |
Да, равномерно. Земля меняет свое положение, что позволяет солнцу прогревать его одинаково. Нет, неравномерно. Зависимость нагревания Земли напрямую связано с углом падения солнечных лучей. |
УЭ – 3. Постановка целей урока.
Детямпредлагается посмотреть небольшое видео, содержание которого отвечает наглавные вопросы: «Почему каждый уголок Земли такой разный», «Почему в однихместах можно проследить все сезонные явления, а в других господствуетпреимущественно одна пора года» и т.д.
Послеокончания видео, учащиеся должны прийти к выводу, что на нашей планете естьтакие уголки, которые очень похожи между собой природными условиями, но имеютсвои принципиально различные, характерные для них, растительный и животный мир.
Спомощью вопросов учителя, обучающиеся выделяют главную цель урока – осуществитьпутешествие из северных районов в южные и проследить за теми изменениями,которые встречаются в природе.
УЭ – 4. Информационный блок– в данном случае, работа с учебным пособием и индивидуальными карточками. Рольучителя – организация самостоятельной работы и проведение консультации в ходеэтой деятельности.
Накаждого ребенка раздается инструкция. В которой дается методическоеруководство.
Дорогой ученик, это небольшая инструкция, следуя по которой, ты сможешь с легкостью усвоить новый материал. |
1. Ознакомься с информацией, которая подается в учебнике. |
2. Выполни первую задачу, которая стоит перед тобой с помощью физической карты, которая есть на стр. 72 – 73. |
3. Переходи к выполнению второй задачи. Воспользуйся той информацией, которую подготовил для тебя учитель и той, которая есть в учебнике на стр. 78-79, 86-87,98-99, 105, 112-113, 120-121. На этих страницах изображен растительный и животный мир разных природных зон. |
В инструкции говорится оследующих задачах, которые должен выполнить каждый ученик:
1. На контурной карте отметить все природные зоны, встречающиеся натерритории России.
2. Заполнить таблицу.
Название природной зоны |
Особенности погодных условий |
Животный мир (привести 3 примера) |
Растительный мир (привести 3 примера) |
Проведениефизкультминутки
УЭ – 5. Контрольный блок (проведение тест опроса), сверка с шаблоном правильных ответов.На этом этапе происходит коррекционная работа.
УЭ – 6. Блок систематизации,подведения итогов урока и рефлексии.
Выводы. Взаключении хотелось бы отметить, что технология модульного обучения являетсяальтернативой традиционной системе образования и имеет определенный рядпреимуществ. Она позволяет создавать оптимальные, комфортные условия дляиндивидуального развития личности школьника, его творческой и познавательнойсферы.
Список использованной литературы:
1. Ломова Н.Б. Актуальные проблемы начальногообразования/ Н.Б. Ломова. Москва. Просвещение, 2015 .– 89 с.
2. Бородина Н. В.,Горонович М. В., Самойлова Е. С. Проектирование и организация модульной технологииобучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006.
3. Проворова О.Г. Принципымодульного обучения: Методическая разработка для преподавателей/ Составитель О.Г. Проворова, Красноярск гос. ун-т. – Красноярск, 2006 г.
4. Серекурова Е. А. Уроки модульного обученияв начальной школе// Начальная школа плюс До и После. 2002. № 1.
5. Профессиональная педагогика: Учеб. длястудентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоц. «Проф. образование», 1999.
6. Технология модульного обучения в школе :Практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. -Москва : Новая шк., 1997.