Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования городаЛесосибирска»
Принята на заседании методического совета от «___» _________ 20___г. Протокол № ____________ |
Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ЦДО» __________ А.Н. Березина «___» __________ 20___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мойпервый мультфильм»
Направленность:художественная
Уровень — базовый
Возраст учащихся: 10 — 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор- составитель:
МорлангЕва Максимовна,
педагогдополнительного образования
Лесосибирск
2022
РазделI.Комплекс основных характеристик программы
I.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мойпервый мультфильм» художественнойнаправленности ориентирована на развитие информационнойи художественной культуры, реализацию интересов детей в сферепроектной деятельности.
Новизна программы выражается:
во-первых, в применении проектногометода обучения, который позволяет решить проблему интеграции разных предметныхобластей (искусства и технической деятельности) достаточно естественным путем;
во-вторых, во включении в содержаниеобучения культурологических сведений о мультипликации как виде искусства, ошедеврах анимации, о знаменитых мультипликаторах с обязательной демонстрациеймультипликационных фильмов;
в-третьих, в основе мультфильма,создаваемого в рамках программы, — собственный сценарий, написанный детьми. Иэто требует введения еще одного содержательного компонента – основлитературного творчества.
Актуальность программы определяется образовательнойполитикой государства, направленной на «создание условий длясамореализации и развития талантов детей» (Концепцию развития дополнительного образованиядетейдо2030 года). Постижение искусства мультипликации поможет ученикамузнать свои таланты и возможности. Работа над мультфильмом требуетсочетаниянесколько видов искусств: рисование, конструирование, музыкальное илитературно-художественное сопровождение, история и фольклор.Это позволит развить художественные навыки, актерское мастерство, режиссерскиеспособности и др. творческие данные учащихся, а также научит работать вкоманде.
Отличительныеособенности программы заключаются в том,что уменияи навыки,приобретенные в результате освоения программы, учащиеся могутприменить в различных областях: художественной, литературной, технической, а также при учебев школе и в повседневной жизни. Умение анимировать собственныесюжеты и собирать готовые видеопроекты важно в современном виртуальном мире,где особенно востребован формат визуализации идей.
Впроцессе освоения программы, обучающиеся смогут принять коллективноеучастие в создании общего мультфильма, а также снимут свой собственныймультфильм, познакомившись с профессиональным подходом к кинопроизводству.
Коллективнаяработа над созданием общих проектов (мультфильмов) развивает коммуникативныекомпетенции обучающихся при творческом взаимодействии со сверстниками ивзрослыми
Адресатпрограммы. Программа рассчитана на детей 10— 14 лет.
Желательно,чтобы обучающиесяобладалиэлементарными художественными навыками и базовой компьютерной грамотностью.
Содержание программы разработано всоответствии с возрастными особенностями детей. Подростковый возраст –это период развитияличности и интеграции в общество. Ведущей деятельностью является общениесо сверстниками, открытиеи утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческихвзаимоотношений. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальнойактивностью, которая стимулируется не только естественной возрастнойлюбознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим своиспособности, получить высокую оценку с их стороны.
Дляобучения принимаются все желающие. Наполняемость групп – 8 — 12 человек.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы — 1 год. Объем программы: 144 часа.
Режимзанятий: 2раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия – 45 минут с10-минутным перерывом между занятиями.
I.2. Цель и задачи программы
Цельпрограммы:развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся черезобучение основам мультипликации.
Задачи:
1. Познакомитьучащихся с основными технологиями создания мультфильмов.
2. Обучениеосновам мультипликации (замысел и драматургия, правила съемки и монтажа,звуковое оформление мультфильма);
3. Формироватьопределенные навыки и умения вдеятельности мультипликатора.
4. Формироватьответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности.
5. Развиватькачества, необходимые для продуктивной творческой деятельности:наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества,критическое отношение к полученным результатам.
6. Развиватьмотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
I. 3. Содержание программы.
Учебныйплан
N п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 полугодие |
|||||
1. |
Знакомство с искусством анимации |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
2. |
Профессия «мультипликатор» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Готовая работа |
3. |
С чего начинается фильм. Выставочная часть |
28 |
6 |
22 |
Наблюдение, обсуждение, выполнение практических заданий |
4. |
Экранная часть. Моделирование |
28 |
3 |
25 |
Наблюдение, просмотр и обсуждение |
5.
|
Просмотр |
2 |
— |
2 |
Защита творческих работ |
2 полугодие |
|||||
6. |
Выставочная часть мультфильма |
26 |
2 |
24 |
Наблюдение, обсуждение, выполнение практических заданий |
7.
|
Экранная часть мультфильма |
52 |
7,5 |
44,5 |
Наблюдение, просмотр и обсуждение |
8. |
Просмотр |
4 |
— |
4 |
Защита творческих работ |
|
Итого |
144 |
20 |
124 |
|
Содержаниеучебного плана
Первоеполугодие
Раздел1. Знакомство с искусством анимации
Тема1.1 Вводное занятие
Теория: Знакомствосо студией и учениками. История мультипликации,первые мультфильмы и первые мультипликаторы. Виды итехники анимации.
Практика: Показпервых в истории мультфильмов, просмотр короткометражных мультфильмов, во времякоторого ученики должны отгадать в какой технике создана картина.
Формыконтроля:беседа
Тема1.2 Классическая перекладка и техника stop-motion.
Теория: Отличие классическойперекладки отдругих видов анимации. Демонстрация эпизодов мультфильмов выполненных в этойтехнике и процесса съемки.
Практика: Перваяпробная съемка на выданных марионетках.
Формыконтроля:беседа
Раздел2. Профессия «мультипликатор»
Теория: Какработают большие мультипликационные студии. Этапы создания мультфильма. Команда,работающая над мультфильмом, кто за какой этап отвечает. Ввод профессиональныхпонятий и терминов.
Практика: Просмотрдокументальных фильмов о работе именитых студий. Имитация работы на студии:ученикам в случайном порядке раздаются роли «работников студии», совместнымиусилиями создание небольшогоанимационного скетча.
Формы контроля: анализ выполненного задания.
Раздел3. С чего начинается фильм (выставочная часть)
Тема3.1 Сценарий
Теория: Что такоесценарий и как его написать. Главная мысль сценария. Трехактнаяструктура.
Практика: Просмотри анализ мультфильма А. М. Татарского «Падал прошлогоднийснег» на основе пройденного материала. Игра: составить новую историю из частейпредложенных сказок. Выбор главной темы будущегомультфильма и произведения дляадаптации сценария.
Формыконтроля:наблюдение,обсуждение.
Тема3.2. Хорошая история.
Теория: Какрассказать хорошую историю. Авторское видение и интерпретация сюжета. Удачныерецепты построения истории. Что такое мономиф.
Практика: Мономифна примере мф «вперед». Коллективная работа над историей инаписанием сценария.
Формыконтроля:анализсценария.
Тема3.3 Стилистика картины.
Теория: Что такое«стиль мультфильма». Сбор материала, из которого будет формироваться внешнийвид мультфильма. Понятие референса.
Практика: Просмотрмультфильмов в разных стилистиках. Решаем каким ученики хотят видеть фильм,определяемся со стилистикой. Основываясь на написанном ранее сценарии, начинаемсбор материала для мультфильма.
Формыконтроля:наблюдение
Тема3.4 Персонажи.
Теория: Что такоедизайн персонажей и линейка персонажей. Стилизация и упрощение для созданиямарионетки. Как создают персонажей в разных индустриях (книги, кино, игры,дизайн и т.д.). Изчего состоит персонаж.
Практика: Игра:создаем главного героя сказки. После завершения работы обсуждаем полученныерезультаты каждого ученика. Распределение предстоящей работы и созданиеперсонажей для итоговой работы.
Формыконтроля:наблюдение
Тема3.5 Первые шаги к оживлению истории.
Теория:Раскадровка(сториборд). Тонкости переноса сценария из текстового формата в рисованный.Цветовой сценарий фильма (колоркей). Зависимость настроения от цвета. Как цвети свет влияют на повествовательный тон картины.
Практика: Просмотрмультфильмов с разным настроением, обсуждение лекционного материала на примерепросмотренных картин. Совместная работа над раскадровкой.
Формыконтроля:наблюдение, анализ выполненного задания.
Тема3.6 Эскиз.
Теория: Чтотакое «эскиз» в мультипликации (концепт арт).
Практика:Демонстрация эскизов к известным мультфильмам. Совместная работа над эскизами.
Формыконтроля:наблюдение.
Тема3.7 Аниматик.
Теория: Аниматики зачем он нужен. Знакомство с программой для монтажа.
Практика: Просмотраниматиков к различным мультфильмам и их сравнение с готовым продуктом. Монтажаниматика.
Формыконтроля:наблюдение, анализ выполненного задания.
Тема3.8 Звук в кино.
Теория:Музыкальное и звуковое сопровождение. Работа актеров озвучивания. Зависимость настроенияи ритма картины от музыки и звуковых эффектов. Авторское право и где взятьмузыку, чтобы его не нарушить.
Практика: Просмотранимационных клипов. Подбор музыки и добавление ее к аниматику.Озвучивание, если потребуется. Разбор получившегося аниматика. Разбиениемультфильма на сцены и разделение работы.
Формыконтроля:наблюдение.
Тема3.9 Марионетка.
Теория:Марионетка в кино. Спецэффекты, аниматроники и ростовые куклы. Марионетки вмультфильмах. О типах марионеток. Создание марионетки для перекладки (ракурсы).
Практика: Созданиемарионеток по индивидуальным эскизам.
Формыконтроля:наблюдение, анализ выполненного задания.
Тема3.10 Фон мультфильма.
Теория: Фон тожерассказчик. Как фоны в картине могут раскрывать сюжет или персонажей. Соответствие фона общей стилистике и настроению мультфильма и персонажей.Тонкости работы над фоном. Различные приемы с помощью которых фоны придаютдинамику картине. «Секреты и пасхалки» в известных кинокартинах.
Практика:Разделение работы и начало работы над материалами для первой сцены (фоны имарионетки).
Формыконтроля:наблюдение.
Тема3.11 Воображаемый оператор.
Теория: Планы иракурсы в кино (панорама, параллакс, голландский угол и т.д.). Применениеоператорских приемов в мультипликации. Монтажные склейки.
Практика:Демонстрация работы «монтажной склейки» на примере фильма «На порогмой села сказка» РозеСтиебра. Анализ и внесение поправок в аниматик с применение полученных знаний.
Формыконтроля:наблюдение.
Раздел4: «Экранная часть. Моделирование»
Тема4.1 Готовимся приступать к съемке.
Теория:Последовательный и ключевой методы создания анимации. 12 принципов анимации.Повторение принципов работы в программе для съемки.
Практика:Последовательные наброски модели в движении, и последующая съемка получившихсянабросков, в результате которого должен получиться короткий ролик с персонажемвыполняющим определенное движение.
Съемкапервой сцены. Подготовка материала для последующих сцен и последующая съемка.
Формыконтроля:наблюдение,просмотри обсуждение.
Тема4.2 Монтаж.
Теория: Рассказ оработе в программе для монтажа. Демонстрация хитростей программы и лекция оважности постобработки.
Практика: Каждыйученик монтируют по сцене. Оформление титров. Финальный монтаж и постобработка.
Формыконтроля:наблюдение,просмотри обсуждение.
Тема4.3 Постер к мультфильму (6 часов).
Теория:Презентация себя и своей работы. Постер и афиша. Что они должны отображать. Какзавлечь зрителя.
Практика: Каждыйученик рисует свой вариант постера в виде наброска. Путем обсуждения и голосованиявыбираются лучшие варианты афиши и начинается совместная работа над ними.
Формыконтроля:наблюдение,просмотри обсуждение.
Раздел5 Просмотр
Тема5.1 Итоговый просмотр готового мультфильма.
Теория:Подготовка ко второму полугодию, выдача домашнего задания, подготовкапредварительного материала для собственного мультфильма.
Практика:Презентация готовой работы и совместный просмотр мультфильма с приглашеннымигостями в зале ЦДО.
Формы контроля: проект
Второеполугодие
Раздел6: Выставочная часть мультфильма
Тема6.1 Начало работы над индивидуальными мультфильмами.
Теория: Краткийповтор информации по предыдущему полугодию.
Практика: Просмотрдомашнего задания. Выбор темы мультфильмов. Начало работы над сценарием.
Формыконтроля: наблюдение, обсуждение, выполнениепрактических заданий.
Тема6.2 Сбор материала.
Теория:Авторский стиль анимации, бренд и узнаваемость автора или школы.
Практика: Сборматериала, на этот раз ученики должны перерисовать найденные материалы ввыбранной стилистике.
Формыконтроля: наблюдение, выполнениепрактических заданий.
Тема6.3 Персонажи.
Теория:Технология создания персонажей в разных индустриях.
Практика: Дизайнперсонажей, линейка персонажей.
Формыконтроля: наблюдение, выполнениепрактических заданий.
Тема6.4 Раскадровка и эскизы 12 часов).
Теория: Просмотрдокументального фильма о том, как создает свои фильмы Миядзаки.
Практика: Работанад раскадровкой и эскизами.
Формыконтроля: наблюдение, выполнениепрактических заданий
Тема6.5 Цветовое решение фильма.
Теория:Черно-белое кино. Выделение главного в сцене без помощи цвета. Цветовые акцентыв кадре.
Практика: Работанад колоркеем.
Формыконтроля: наблюдение, выполнение практическихзаданий
Раздел7. Экраннаячасть мультфильма
Теория: Липсингв различных техниках анимации. Музыка и звуковой дизайн в мультфильмах Пиксар.Особенности саундтрека в мультфильмах. Работа актеров дубляжа и озвучки.Отличительные черты звукового сопровождения в компьютерных играх от кино ипохожие черты между двумя индустриями в общем. Куклы в кино. О куклах дляспецэффектов, о аниматрониках и о арматурных марионетках. О создании фонов вразличных стилистиках и индустриях (3д, хромакей, построение декораций).
Профессиональныйсофт для работы над мультфильмами, какие еще можно использовать программы.
Гдепоказывать свой фильм? Какие существуют кино фестивали и конкурсы. Гдеобучаться и работать в профессиональной сфере.
Практика:Аниматик. Озвучка и подбор музыки. Создание фонов и марионеток. Съемка.Предварительный монтаж. Съемка дополнительных сцен, если потребуется. Финальныймонтаж. Создание афиши.
Формыконтроля: наблюдение, просмотр и обсуждение
Раздел8 Просмотр
Тема8.1 Презентация своего мультфильма.
Практика:Подготовка вступительной речи и аннотации к мультфильмам. Репетиция и имитированиевыступления перед зрителями.
Формыконтроля: наблюдение.
Тема8.2 Итоговый просмотр готовых мультфильмов.
Практика:Презентация готовой работы и совместный просмотр мультфильмов с приглашеннымигостями в зале ЦДО.
Формыконтроля: защита творческихработ
I.4. Планируемыерезультаты
Личностныерезультаты:
— сформированностьу детей художественного вкуса,эрудированности и насмотренности в мультипликационной сфере;
-развитиефантазии и навыков рассказчика.
Метапредметныерезультаты:
-выработанныекоммуникативные способности и навыки эффективного общения;
-проявлениетворческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности,позитивных мотивов межличностных отношений и работы в команде;
-развитиенавыков эффективного разделения труда, для получения наилучшего результата впоставленной задаче.
Предметныерезультаты:
-сформированныебазовые художественные и технические навыки в сфере кинопроизводства имультипликации, навыки самопрезентации и презентации своего товара;
-умениеосуществлять сбор и обработку информации с целью последующего ее применения всвоих художественных проектах.
Обучающиесябудут знать:
— виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
— этапы создания мультфильма;
— историю создания первого мультфильма;
— содержание деятельности профессий мультипликационной анимации;
— уметь передавать движения фигур человека и животных, другихперсонажей мультфильма;
— правила и подходы создания сценария;
— профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж,подложка и т.д.).
Раздел II.Комплекс организационно-педагогических условийреализации программы
II.1.Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель |
Кол-во учебных дней |
Кол-во учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
12.09. 2022 г. |
31.05.2023 г. |
36 (I полугодие — 16 II полугодие -20) |
72 |
144 |
2 раза в неделю по 2 часа |
II.2.Условия реализации программы.
Материально-техническоеобеспечение программы. Для занятий имеется кабинет со свободным пространством,оборудованный столами и стульями, стеллажом дляхранения учебных материалов и работ учащихся, доской.
Стол для фотосъемки, ноутбуки, фотоаппаратзеркальный, штатив, микрофон. просветный стол.
Программное обеспечение: Audacity, SonyVegas, Dragonframe.
Необходимые материалы: листы А3, карандаши простые и цветные, кисти,гуашь, карандаши, ластики, одноцветный пластилин, проволока 0,3 мм.
Информационноеобеспечение программы.
Интернет-ресурсы
1.Онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей иподростков // URL: http://multazbuka.ru
2.Анимационная студия «Пилот» // URL: http://www.pilotfilm.com/index.php?id=2
3.Интернет ресурс для аниматоров // URL: http://www.animator.ru/
4.Кабаков Е.Г., Дмитриева Н.В. Мультипликация в школьной практике – средствамимобильного класса. [Интернет-ресурс] // URL: http://nbazanovainfo.narod.ru/mult.htm
5.Официальный канал МультиСтудии // URL: http://multistudia.ru/
6. Сайт«Большого Фестиваля Мультфильмов» // URL: http://www.multfest.ru/
7.УВЛЕКательнаяМУЛЬТипликация // URL: http://touchscience.ru
Кадровое обеспечение
Программареализуетсяпедагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование вобласти, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровеньпрофессионального мастерства.
II.3.Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля
-Входная диагностика;
-текущий контроль;
-промежуточная диагностика (декабрь);
-итоговая диагностика – показ мультфильма (май).
Входнаядиагностикаосуществляется в форме педагогического наблюдения, беседы.
Текущийконтроль включает следующие формы: педагогическое наблюдение, опрос, выполнениепрактических заданий.
Промежуточнаяиитоговая аттестацияпроводится в соответствии с Положением о промежуточной и итоговойаттестации учащихсяМБОУДО «ЦДО»в форме просмотра и защиты анимационных фильмов.
Основнымрезультатом завершения прохождения программы является создание конкретногопродукта — защита творческого проекта.
Критериемоценки результатов учебной деятельности являются:
уровень знанийтеоретического материала
степень овладения приёмами работы сфотокамерой и в ккомпьютерных программахAudacity, Sony Vegas, Dragonframe
умениеанализировать и решать творческие задачи
сформированность интереса обучающихся кзанятиям.
Основныммеханизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.
Публичнаяпрезентация образовательных результатов программы осуществляется в формеучастия в проектах центра, конкурсах, а такжесоциально-значимых и рекомендованных МБОУ ДО «ЦДО» мероприятиях.
II.4. Методические материалы
Занятияпроходят в очной форме, включающее в себя вопросы теории и практики,предполагающие как индивидуальные, так и групповые формы работы с учащимися.
Теоретическаячасть занятий проводится в лекционной форме с просмотром иллюстративногоматериала и мультипликационных или документальных фильмов. Основной упор впрограмме делаетсяна практические занятия в виде коллективного обсуждения пройденного материала,игры, рисования, моделирования и т.д.
Учитывая,что программа направлена наосвоение профессионального алгоритма работы над мультфильмом, каждое занятиеили блок занятий будет посвящен одному из пунктов работы над фильмом. Втеоретической части занятия раскрывается значение данного пункта вработе над итоговым продуктом, приводятся примеры и на них, путем обсуждения,разбирается теоретический материалдля упрощения работы над практической частью занятия. Практическая часть занятия состоитиз непосредственной работы над воплощением одной из частей из которых будетскладываться мультфильм, будь то написание сценария, рисование эскизов ккартине или съемка сцены.
Первоеполугодие посвящено коллективной работе над созданием фильма, где детипоочередно попробуют на себе различные роли в процессе создания мультфильма(режиссер, сценарист, художник фонов, аниматор и т.д.), для лучшего освоенияалгоритма работы над мультфильмом.
Вовтором полугодии, акцент идет на закрепление и оттачивание алгоритма, раскрытиеи развитие талантов детей в различных сферах, затрагиваемых курсом, для чегопредусмотрена индивидуальная работа. По итогу второго полугодия каждый ученикпредставит свой собственный мультфильм.
Списоклитературы.
Списоклитературы, рекомендованный педагогам
1. АнофриковП.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детскаякиностудия «Поиск». Новосибирск, 2008 г.
2. БэдлиХ. Как монтировать любительский фильм. Искусство. Москва, 1971 г.
3. ВелинскийД.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.Новосибирск, 2004 г
4. ВелинскийД.В.. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия«Поиск». Новосибирск, 2004 г.
5. ГейнА.Г. Информационная культура. Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003 г.
6. ГоричеваВ.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль,1998г.
7. ИткинВ. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающихмультипликаторов. Детская киностудия «Поиск». Новосибирск, 2006 г.
8. КрасныйЮ.Е., Л.И. Курдюкова. Мультфильм руками детей. Москва.,1990 г.
9. КурчевскийВ. Быль и сказка о карандашах и красках. – Москва. 1980 г.
10. МихайшинаМ. Уроки рисования. Минск, 1999 г.
11. РобертсонБ. Интенсивный курс рисования. Предметы. Минск, 2000 г.
12. РобертсонБ. Интенсивный курс рисования. Растения. Минск, 2000 г.
13. РобертсонБ. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. Минск, 2000 г.
14. СокольниковаН.М. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996 г.
15. СокольниковаН.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996 г.
16. УпковскийА.А. Цвет в живописи. Москва, 1983 г.
17. Энциклопедическийсловарь юного художника. Москва, 1983 г.
Список литературы, рекомендованной обучающимся
1. ВелинскийД.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.Новосибирск, 2004 г
2. РичардВильямс — The Animators Survival Kit / Набор для выживания аниматора
3. ГарольдУайтекер, Джон Галас — Тайминг в анимации 1981
4. СаймонМ. — Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей 2006
5. ЛюсильКремер — Производство звуковых рисованных фильмов 1934
6. ДэвидПрайс — Магия Pixar 2012
7. CedricHohnstadt — Книга с искоркой по рисованию поз персонажа
8. СергейАсенин — Мир мультфильма (1986)
9. Журнал«Киноведческие записки № 51 (2001)»
10. Ф.Хитрук — Профессия аниматор
11. Смолянов.Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме (2005)
12. И.Вано — Рисованый фильм (1950)
13. СергейАсенин. Волшебники экрана (1974)
14. TheIllusion Of Life Disney Animation (1995)
15. ЭдКэтмелл Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей
Списоклитературы, рекомендованной родителям
1. КрасныйЮ.Е., Л.И. Курдюкова. Мультфильм руками детей. Москва.,1990 г.
2. КурчевскийВ. Быль и сказка о карандашах и красках. Москва, 2008.
3. ВелинскийД.В.. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия«Поиск». Новосибирск, 2004 г.
4. КрасныйЮ.Е., Л.И. Курдюкова. Мультфильм руками детей. Москва.,1990 г.
