Выступлениена педсовете
«Качество знаний: причины снижения и пути повышения»
Подготовила
Волкова Людмила Николаевна
2022г.
Вокругпроблемы качества образования сегодня ведётся много споров.
Пониманиетермина «качество образования» — одна из сложнейших и
актуальныхпроблем образования. Борьба за качество образования выдвигается как ведущаязадача в деятельности образовательных учреждений. Совершенно очевидно, чтокачеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, ипоэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей вновом контексте.
Качество образования — это степеньудовлетворенности ожиданий
различныхучастников образовательного процесса: учащихся и их семей,
администрациишколы, членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которымисотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
При этом развитие качестваобразования предполагает постоянное
совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательногопроцесса;
квалификации педагогическихработников.
Контроль за качеством знаний(контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущиепроцессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное,воспитательное и развивающее значение.
Обучающеезначение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знанияи умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематическиработать. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремлениедобиваться лучших результатов.
Одним из способов повышения качествазнаний учащихся является организация учебного процесса. К современномууроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения,если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни, и превратим его встихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока,взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те, или иныепоступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи,использование современных методик и технологий обучения, использованиенаглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельностиучащихся. Использование современных образовательных технологий в практикеобучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального,творческого и нравственного развития учащихся.
Современный учитель должен не толькомногое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать своепедагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваиватьновые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
«Чтобы качество образования быловысоким, должно быть высоким качество преподавания» — вот такой бесспорныйвывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.
Чрезвычайно важная задача пообеспечению качества образования – освоение учителем различныхобразовательных технологий. От того, как и какими технологиями обученияшкольников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы взависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученностии обучаемости школьников.
Систематическое обучение учителей накурсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических иметодических конференциях, занятие самообразованием, позволяют значительноповысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итогесказывается на качестве обучения обучающихся.
В методической литературе принято считать, что оценка является такназываемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебногопроцесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Согласноэтому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностированиеи корректирование знаний и умений учащихся;
-учетрезультативности отдельного этапа процесса обучения;
-определениеитоговых результатов обучения на разном уровне.
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либопредмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний иумений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая иконтрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должнобыть для него личностно важным
Основные причины снижения качества знаний:
— неинтересно на уроке, т.к. преобладают пассивные формы (фронтальная,коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная,системно-деятельностная, дискуссия, интерактивное и интегрированноеобучение…)
— отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительскогосостава (всё равно поставят 3, даже если ничего не знаю, а поИЗО, физкультуре, технологии, музыке – 4 или 5)
-отсутствие мотивации к учению у ребят; не видение учениками перспективы дляприменения своих знаний, безразличие (будешь дворником – не срабатывает, когдадочь говорит дома, что не хочет это читать, то мама или папа не могут ничегосделать, нет наказания)
— неумениеорганизовать свою работу (работа с текстом, когда дается алгоритм действий:прочитай, найди, выбери, запиши; дистанционное обучение);
— невыполнение домашних заданий;
-возрастной период (мама кричит, ругает, но толку нет; папа пришёл с работы,устал, ему некогда заниматься сыном; пожалуюсь бабушке, она пожалеет, да ипоживу у неё)
-личныепроблемы или внутрисемейные конфликты (мамы или папы, которые сами воспитываютдетей – 11 семей );
— низкаязанятость во внеклассных кружках, секциях;
— полноепогружение в в виртуальный мир интернета;
-ослабленный контроль со стороны родителей;
— слабаясвязь родителей с учителями-предметниками;
-пропускизанятий по болезни, так и по причинам , позволяющим 3 дня по записке (болели,но лечились дома, заболел живот, голова, отравились, температура 37, деньрождения и т.д.)
Причины снижения качества знаний зависят ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ иКОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пути повышения качествазнаний
1. Одной изважнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплинаобучающихся на уроках.
Учителяпо-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостнымвыставлением двоек, другие – мастерским построением урока и т.д.
Как жеправильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в котором напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла кмудрецу за советом.
-Как мне следуетвоспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину иподвел к виноградной лозе:
— Посмотри на эту лозу.Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешьотрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль надростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозуот солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, тоона зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумномсочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить ихсладость!
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого являетсятакое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумнаятребовательность и доверие к нему
2. Один из способов повышения качества знаний обучающихся — организацияучебного процесса.
К современному уроку предъявляютсявысокие требования. Урок не только обучает, но и глубоковоспитывает. Вот почему на урокенеобходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не радиих самих и не просто потому, что они передовые,и не во имя стремления к внешней красоте урока,а потому, что они нужны длядостижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания,посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием егоразвивать.
3. Индивидуализацияобучения – это один изважнейших путей повышения качества образования.
Осознание того, что я чего-то «незнаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первымнеобходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Ее цель состоит в том,чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностноесамоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств,связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а такжекачеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Всегоэтого можно добиться, если:
– даватьвозможность ученику побывать в роли педагога (самопроверка, взаимопроверка);
– демонстрироватьученику искреннюю заинтересованность в нем самом, а не только в его отметках;
– помогатьученику в подборе материала, составлении плана ответа, алгоритма работы.
Доверие к миру возникает у тогоребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие кучителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.
4. Успех обучения вомногом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся сжеланием у того, кого любят.
Обучение —это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении, как и в жизни, нельзя не придаватьзначения мелочам. Ведь не зря говорится:«Жизнь — цепь,а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придаватьзначения».
Таким образом, для повышениякачества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумнаяорганизация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебногопроцесса; тесное сотрудничество педагогов, психолога, классного руководителя иродителей; развитие креативности, творческих способностей; оцениваниепревратить в ситуацию сотрудничества.
Качество образования“задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача –и совместно, и каждому — искать пути повышения качества образования, ведькачество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вамиработы.
Рекомендации:
1. Администрации школы расширитьи изменить формы внутришкольного контроля (отслеживать работу каждого учителяпо выявлению и развитию личных качеств, возможностей и способностей каждогоучащегося. Взять под контроль работу учителей с немотивированными и низкомотивированными на учение учащимися, организовать для них обязательныеиндивидуально-групповые занятия и консультации, за занятиями во второй половинедня).
2. Каждому учителюразработать систему дифференцированной и индивидуальной работы (работы содарёнными и мотивированными на учение детьми по повышению качества знаний и сослабыми учащимися по достижению минимального образовательного стандарта,максимально используя урочную и внеурочную работу)
