Урокпо математике в 5-м классе по теме: Делители и кратные»
Темаурока.
Делителии кратные.
Типурока.
“Открытие”нового знания.
ХОД УРОКА
Учитель:Добрый день, ребята . Садитесь. Откройте тетради, запишите дату,“Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока.
Адля того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем сразминки.
Надоске записи:
1)15 : x = 5
2)15 : a = 3
3)15 : в = 1
4)15 : y = 15
5)15 : к = 10
Учитель:
Чтоинтересного записано на доске?
Ученик:
Уравнения.
Учитель:
Чемпохожи эти уравнения?
Ученик:
Одинаковоеделимое, неизвестное –делитель числа 15. Необходимо выслушать разныеварианты ответов детей).
Учитель:
Атеперь давайте найдем делители числа 15. Решим первое уравнение в тетрадях.
(Одинученик диктует с места, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, аостальные- пишут под диктовку в тетрадях).
Учитель:
Хорошо.А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, аучитель пишет ответы на доске).
Учитель:
Почемуне можете найти c в последнем уравнении?
Ученик:
Неделится без остатка.
Учитель:Вспомните определение делителя.
Ученик:Делитель – это число, на которое делится данное число без остатка.
Учитель:Сколько делителей числа 15мы нашли?
Ученик:Четыре.
Учитель:А еще можете назвать?
Ученик:Нет.
Учитель:А знаете, как записать все делители числа 15 на математическом языке?
(Выслушатьразные варианты детей).
Учитель:А мне понравилась такая запись: Д(15) = { 3; 5; 15; 1}. (Учительпишет на доске, дети – в тетрадях).
Учитель:А теперь запишите делители в порядке убывания. (Один ученик – на доске).
Учитель:Хорошо. Назовите мне сейчас делители числа 20. (Дети называютв любом порядке, учитель записывает их на доске).
Учитель:Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания.
(Одногоученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить вернуюзапись:Д(20) = {20; 10; 5; 4; 2; 1}).
Учитель:Посмотрите внимательно,что мы получили. Что интересного можнозаметить?
Ученик:Есть общие делители,наибольшее и наименьшее число.
Учитель:Попробуйте сделать вывод.
Ученик:Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число.
Учитель:А я еще кое – что заметила .Есть парные делители. Как выдумаете, что значит и найдите их.
Ученик:Произведение парных делителей равно самому числу. (Учащиеся приводят примерыпарных делителей).
Учитель:А теперь назовите общие делители. Давайте попробуем записать на математическомязыке. (Дети предлагают, а учитель записывает на доске и появляется запись: Д(15;20) = {1; 5}).
Учитель:Хорошо. Молодцы.
Учитель:А сейчас посмотрите на следующие интересные записи.
Надоске записи:
1)а : 3 = 3 а =
2)в : 3 = 5 в =
3)“о” : 3 = 6 “о” =
5)у : 3 = 7 у =
6)р : 3 = 2 р =
7)с : 3 = 4 с =
Учитель:Что интересного заметили?
Ученик:Числа делятся на 3,неизвестно делимое.
Учитель:Найдите неизвестное делимое первого уравнения в тетрадях. (Один ученик сместа диктует с полным объяснением правил нахождения компонентов).
Учитель:Остальные решаем устно. (Дети по одному говорят, учитель пишет ответы надоске).
Учитель:Итак, мы решили все уравнения. А как по – другому называется делимое кто-нибудьпомнит? Шепните мне на ушко. А кто не вспомнил – для вас это тайна. И чтобыоткрыть эту тайну нам придется потрудиться: расположите ответы в порядкевозрастания. (Дети пишут в тетрадях, затем спросить у нескольких человек).
Учитель:Так как же называется делимое по-другому?
Ученик:Кратное.
Учитель:Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного.
Ученик:Кратное – это число, которое делится на данное число.
Учитель:А можно еще записать кратные для числа 3?
Ученик:Да.
Учитель:Сколько?
Ученик:Много.
Учитель:Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет надоске, а дети – в тетрадях : К(3) = {3; 6; 9; 12; 15; 18; 21;…}).
Учитель:Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число?
Ученик:Увеличивается на 3.
Учитель:А сейчас запишите кратные числа 6. (Один человек работает на закрытой частидоски или заготовить верный результат заранее К(6) = {6; 12; 18; 24;…})
Учитель:А что можете здесь интересного заметить?
Ученик:Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу.
Учитель:Кто попробует записать общие кратные? (Вызвать одного ученика к доскезаписать общие кратные: К(6; 3) = {6; 12; 18;…}).
Учитель:Итак, с какими понятиями мы сегодня работали?
Ученик:Делители, кратные, общие делители, общие кратные.
Учитель:Так какую же тему урока мы должны записать?
Ученик:Делители и кратные.
Учитель:Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях).
Учитель:Мы с вами вместе поработали, а сейчас давайте посмотрим, что выусвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания.
Надоске выписаны задания:
1.Найдите:
Д(12)=
Д(16)=
Д(12;16) =
2.Найдите:
К(4)=
К(8)=
К(4;8) =
3.Найтивсе делители числа и записать их в порядке возрастания:
а) 8 б) 10 в)17 г)28
Эталон.
1.
1. Д(12) = {1; 2; 3; 4; 6; 12 } Д(16)= {1; 2; 4; 8; 16 }
Д(12; 16) = {1; 2; 4 }
2.К(4)= {4; 8; 12; 16; 20; 24; 28;…}
К(8) = {8; 16; 24; 32; 40;….
К(4; 8) = {8; 16; 24;…}
Учитель:Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ниодной ошибки. (Дети поднимают руки).Поставьте себе “5”. У кого допущенаодна ошибка? Поставьте себе “4”.
Учитель:Давайте подведем итог. Что нового узнали на уроке? (Выслушатьразные ответы учащихся). Кто еще над чем должен поработать?
Учитель:А сейчас запишем домашнее задание: п.1, стр.113;№ 422, № 423
Учитель:Молодцы. Спасибо за работу на уроке.
